Применение разрешительного порядка пропуска физических лиц, товаров и животных через таможенную границу в пунктах пропуска

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ  ……………………...………………………………………............ 5
ГЛАВА 1 Разрешительный порядок пропуска физических лиц, товаров и животных через таможенную границу в пунктах пропуска. …………... 
 
 
 
 
 
 
10
    1.1. Контроль за товарами, подлежащими обязательной сертификации и получении гигиенических заключений, как элементы разрешительного характера.………………..………………..……………………………….. 
     
     
     
 
 
 
10
    1.2. Ветеринарный и карантинный контроль за перемещением товаров животного и растительного происхождения. …………….……….…….…... 
     
     
     
     
     
     
     
 
23
    1.3. Перемещение через государственную границу лиц,  грузов, транспортных средств, товаров и животных. ………………..……………………… 
     
     
     
     
 
28
ГЛАВА 2 Анализ применения разрешительного порядка, при перемещении физических лиц, товаров и животных через таможенную границу. ……………………….…………………………..…….…………….…… 
 
 
 
 
36
    2.1. Деятельность структурных подразделений Дагестанской таможни, при осуществлении контроля за соблюдением участниками ВЭД разрешительного порядка.  ……………………………………..…………………...  
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
36
    2.2. Анализ объемов перемещенных товаров растительного происхождения, через таможенную границу РФ. ..…………..……………...……..…

  
 

41
ГЛАВА 3 Совершенствование процедур применения разрешительного порядка государственными контрольными органами при пропуске физических лиц, товаров и животных через таможенную границу РФ.  ……………………………..………………………………….……………..…… 
 
 
 
 
 
 
45
    3.1. Оптимизация разрешительного порядка пропуска иностранной и российской валюты, перемещаемой физическими лицами.…………….….   
     
     
     
     
 
45
    3.2. Совершенствование механизмов осуществления разрешительного порядка государственными контрольными органами, дислоцированными в пунктах пропуска. …………………………….………………………... 

      

  
 

49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………..……………………………………….….

  
 
 

56
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………..…………….……...… 
 
 
60
ПРИЛОЖЕНИЕ  ……………………………………………………..….……… 
64

  
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время  таможенные органы Российской Федерации, вступая в новый этап развития и реформирования, уделяют особое внимание мерам экономической политики и безопасности, качеству товаров, ввозимых   и вывозимых с таможенной территории России.   Федеральным законом " О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Таможенным кодексом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлен ряд ограничений  (квотирование, лицензирование, сертификация) на ввозимые и  вывозимые с таможенной территории  России товары и транспортные средства. Указанные меры  составляют систему мер нетарифного  регулирования ВЭД.

      На  сегодняшний день существует 28 разрешительных документов, которые требуется  предъявлять при ввозе (вывозе) товаров, подлежащих нетарифным  мерам регулирования ВЭД, а по их применению  издано более  150  нормативно-правовых  актов, регулирующих их действия.

      Для защиты внутреннего рынка, поддержки собственных производителей и защиты потребителей от недоброкачественной продукции многие страны вводят ограничения на ввоз и вывоз различной продукции. Эти ограничения (нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности) в полной мере применяются и в Российской Федерации. Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования включают комплекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих (ограничивающих) свободную торговлю между государствами. К нетарифным ограничениям экономического характера в мировой практике принято относить: антидемпинговые меры; различного рода налогообложения (налог на добавленную стоимость с импорта, налог с оборота, налог с продажи, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы; меры валютного и финансового характера (налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение, система предварительной оплаты пошлин и налогов).

      К барьерам административного характера относят: запрещение импорта; количественные ограничения (индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты); лицензирование (разовые индивидуальные лицензии, генеральные лицензии, выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием и др.); “добровольные” ограничения (самоограничения) экспорта. К техническим и другим специальным требованиям, затрудняющим свободную торговлю между государствами, относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.  Нетарифные ограничения применяют многие страны как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг.

      Таможенный  кодекс и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации включают в себя осуществление мер нетарифного регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Это применяемые государством меры экономического и административного воздействия на импорт. Они не однородны по своему характеру и составу, поэтому следует их дифференцировать.

      налоговое регулирование. В соответствии с ними осуществляется начисление и взимание таможенными органами налогов, таможенных сборов и других платежей (за исключением таможенных пошлин или наряду с ними) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Это налог на добавленную стоимость и акцизный налог, сбор за выдачу лицензий, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, за таможенное оформление, хранение товаров и др.

      Приведенные выше тарифные и налоговые меры, оказывая свое воздействие на ценообразование, стоимость товара, носят экономический характер, поэтому их причисляют к экономическим мерам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

      административные меры. Таможенный кодекс определяет их как “меры экономической политики”. Они могу быть установлены в целях ограничения ввоза, вывоза товаров, введения защитных мер, исходя из соображений экономической политики страны (в частности, путем квотирования, лицензирования отдельных категорий ввозимых товаров и др.) Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, принятый 13.10.95, содержит статью 18, в которой определена процедура принятия решений о введении защитных мер в отношении импорта товаров. Они могут быть применены, если импортом наносится существенный ущерб или возникает угроза его причинения производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории России.

      Система мер нетарифного регулирования  существенно дополняет характеристику содержания таможенной деятельности и, следовательно, относится к предмету изучения таможенного дела. В этой связи особую актуальность приобрели исследования проблемы оптимального сочетания тарифных и нетарифных (экономических и административных)  мер таможенного регулирования. Можно определенно сказать, что от того, насколько они сбалансированы между собой и продуманы на перспективу, настолько эффективна  будет вся система таможенного регулирования.

      В данной дипломной работе рассматривается  применение разрешительного порядка пропуска физических лиц, товаров и животных через таможенную границу в пунктах пропуска, имеющиеся проблемы и пути их решения.

      Актуальность  выбранной темы дипломной работы видится в изучении вопросов применения разрешительного порядка пропуска физических лиц, товаров и животных через таможенную границу в пунктах пропуска, выполнении задач по совершенствованию механизмов применения разрешительного характера пропуска в пунктах пропуска, обеспечения защиты на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства. 

      Целью дипломной работы является исследование проблем связанных с применения разрешительного порядка пропуска физических лиц, товаров и животных через таможенную границу в пунктах пропуска, поиск путей усовершенствования процессов осуществления контрольных функций на государственной границе РФ, разрешение  проблемных вопросов и уменьшение временных затрат на оформление товаров и транспортных средств.

      В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

      - рассмотрение вопросов связанных с применением разрешительного порядка пропуска в пунктах пропуска;

      - динамика изменений объемов выдаваемых разрешительных документов контрольными органами Дагестанского региона; 

       - объемов оформленных товаров  и транспортных средств физическими  лицами для личного пользования;

      - рассмотрение проблемных вопросов, возникающих при применении разрешительного порядка при перемещении лиц, товаров и животных.

      Объектом  исследования является разрешительный порядок применяемые контрольными органами, дислоцированными в пунктах пропуска при пропуске через государственную границу РФ физических лиц, товаров и животных.

      При написании дипломной работы широко использовались Таможенный кодекс в части таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, методическая литература в виде учебников и монограмм. Для более глубокого познания изучаемой темы были изучены приказы (распоряжения) ГТК (ФТС) России, регламентирующие порядок  декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и другие нормативные правовые акты в области таможенного дела.

      При написании дипломной работы  использовались практические материалы (справки) по деятельности таможенных постов региона за последние три года,  которые вошли в основную  часть работы.

 

      

      ГЛАВА 1. Разрешительный порядок пропуска физических лиц, товаров и животных через таможенную границу в пунктах пропуска. 
 

      1.1. Контроль за товарами, подлежащими обязательной сертификации и получении гигиенических заключений, как элементы разрешительного характера. 

      Основными законодательными документами, определяющими  порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации, являются:

      Закон  “О защите прав потребителей”, который  регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями,  продавцами  при продаже товаров, устанавливает права  потребителей  на  приобретение   товаров  надлежащего качества   и   безопасных   для   жизни  и  здоровья потребителей, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту  их интересов,  а также определяет механизм реализации этих прав.

      Закон “О сертификации продукции и услуг” устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов  в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

      Сертификация  продукции (далее - сертификация)1 - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

      Сертификация  осуществляется в целях:

      - создания условий для деятельности  предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

      - содействия потребителям в компетентном  выборе продукции;

_______________________

1 Статья 1. Закон “О сертификации продукции и услуг” от 10.06.1993 № 5151-1

      - защиты потребителя от недобросовестности  изготовителя (продавца, исполнителя);

      - контроля безопасности продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

      подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

      В Российской Федерации сертифицируются:

      - товары для личных (бытовых) нужд  граждан;

      - продукция производственно - технического  назначения, в том числе средства производства;

      - строительная продукция;

      - выполняемые работы и оказываемые  услуги населению;

      - системы качества;

      - производства.

      Обязательная  сертификация2 осуществляется в случаях, предусмотренными законодательными актами Российской Федерации.

      Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации.

      Участниками обязательной сертификации3 являются Госстандарт России, иные государственные органы управления Российской Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы

по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем серти-

_____________________________________

2 Статья 7.  Закон “О сертификации продукции и услуг” от 10.06.1993 № 5151-1

3 Статья  8. Закон “О сертификации продукции и услуг” от 10.06.1993 № 5151-1 
 
 

фикации, определяемые в необходимых случаях  для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

      Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных)  объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

      Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом “О сертификации продукции и услуг”.

      В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

      В систему сертификации могут входить  несколько систем сертификации однородной продукции.

      Система ГОСТ Р создана для организации  и проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.

      В Системе ГОСТ Р по тем же правилам и процедурам может проводиться также добровольная сертификация.

      Сертификация в Системе ГОСТ Р направлена на достижение целей, определенных статьей 1 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

      В Системе ГОСТ Р предусматривается  сертификация отечественной и импортируемой продукции по единым правилам.

      Система ГОСТ Р вправе взаимодействовать  с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов, знаков соответствия и протоколов испытаний.

      Система ГОСТ Р включает в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции (работ, услуг), в которых осуществляется сертификация определенной продукции (работы, услуги) с учетом специфики ее производства и использования, а также с учетом требований международных систем сертификации и соглашений, участником которых является Российская Федерация.

      Объективность и достоверность сертификации в  Системе ГОСТ Р обеспечивается аккредитацией  органов по сертификации и испытательных  лабораторий, а также аттестацией экспертов в установленном порядке.

      Система ГОСТ Р имеет собственные формы  сертификатов и знаки соответствия.

  Организационную  структуру Системы ГОСТ Р образуют:

      - Госстандарт России;

      - центральные органы систем сертификации  однородной продукции (работ,  услуг);

      - органы по сертификации;

      - испытательные лаборатории (центры).

      Системы сертификации подлежат государственной  регистрации в установленном Госстандартом России порядке. Выдавать сертификаты имеют право Госстандарт России, его территориальные органы и организации, аккредитованные Госстандартом на право выдачи сертификатов соответствия. Такое право получили следующие зарубежные:

      - швейцарская фирмы “SGS”  (СЖС)  Сосьете Женераль де Сюрьвеянс; 

      - венгерское А/О “METROCONTROL” (МЕТРОКОНТРОЛЬ);

      - общество по сертификации в Европе “DIN GOST TUV” (ДИН-ГОСТ-ТЮФ),

      - информационно-сертификационный центр  Госстандарта России в г. Прага  (ЧР), руководитель органа по сертификации - Кошкин В.К.

      Сертификаты соответствия выдаются вышеуказанными фирмами на стандартных бланках Системы ГОСТ-Р.

      Полномочия  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, определены статьей 42 Закона “О защите прав потребителей” и статьей 15 Закона “О сертификации продукции и услуг”:

      В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) осуществляют контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции.  

      Государственный контроль и надзор за соблюдением  изготовителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными государственными органами управления Российской Федерации в пределах их компетенции.

      Статьей 10 Закона “О защите прав потребителей”  определено, что информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации. Информация о сертификации товаров представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

      В целях обеспечения контроля за безопасностью  ввозимых товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности при ввозе на территорию Российской Федерации, применяют утвержденные Госстандартом России и согласованные с ФТС России уточненные перечни товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности при ввозе на территорию Российской Федерации.

      Перечень  товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих обязательной сертификации, определяется Госстандартом России по согласованию с ФТС России.

      Указанный Перечень формируется в соответствии с требованиями Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).

      Госстандарт России по согласованию с ФТС России совместными указаниями могут уточнять, дополнять и исключать отдельные позиции Перечней на основании предложений рабочей группы, созданной по согласованию между Госстандартом России и ФТС России, а также совместно давать разъяснения по Перечням.

      Документом, подтверждающим соответствие товаров  установленным требованиям, являются сертификаты, выданные по правилам системы сертификации ГОСТ-Р, по определенным формам.

      Указанный сертификат может являться также  свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории Российской Федерации.

      При сертификации проверяются характеристики продукции и используются методы испытаний, позволяющие провести идентификацию продукции, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к  данной партии, а также другие требования, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.

      В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены и однозначно указаны характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию.

      Сертификация  продукции включает подачу заявки на сертификацию, принятие решения по заявке, отбор, идентификацию образцов и их испытания, анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия, выдачу сертификата.

      Орган по сертификации рассматривает заявку и в кратчайшие сроки, но не позднее  одного месяца после ее получения, сообщает заявителю решение.

      Сертификат  выдается в том случае, если продукция  соответствует требованиям  нормативных документов, установленных для данной продукции.

      При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия.

      При сертификации механических транспортных средств и прицепов (автомобилей, автобусов, троллейбусов, электромобилей, мотоциклов, мопедов и прицепного состава) сертификат соответствия, на указанные объекты в целом, выдается в виде Одобрения типа транспортного средства.

      Сертификат  соответствия может иметь приложение, детализирующее область распространения сертификата.

      Сертификаты соответствия для обязательной и  добровольной сертификации имеют различные формы. Формы сертификатов соответствия на системы качества и производства приведены в ГОСТ Р 40.002-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения".

      Сертификат  соответствия Системы ГОСТ Р на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательной сертификации, является документом, необходимым при реализации и (или) введении в эксплуатацию этой продукции (работы, услуги).

      Сертификат  соответствия Системы ГОСТ Р на продукцию (работу, услугу), для которой в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации необходимо проведение проверок (контроля, сертификации) другими федеральными органами исполнительной власти, может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции (работ, услуг) документов федеральных органов исполнительной власти (гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.). В сертификате соответствия Системы ГОСТ Р должны быть ссылки на указанные документы.

      Срок  действия сертификата устанавливает  орган по сертификации с учетом срока  действия нормативных документов на продукцию. Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством РФ для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течении этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.

      При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.   

Применение разрешительного порядка пропуска физических лиц, товаров и животных через таможенную границу в пунктах пропуска