Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

3

1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ПРИЧИН И           ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ  У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..

 

 

6

    1. Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...

6

1.2 Развитие эмоциональной  сферы у старших дошкольников………………

20

1.3 Виды музыкальных  занятий………………………………………………...

30

1.3.1 Музыкальные занятия  индивидуальные и по группам………………….

31

1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...

34

1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...

42

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..

 

 

44

2.1 База и методы  экспериментального исследования………………………..

44

2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...

62

2.3 Статистический анализ  и интерпретация полученных данных…………..

68

2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...

75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

76

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

79

82


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольный возраст  является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их  функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка. Рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Но сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся  в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности  и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Актуальность исследования обуславливается также и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, что не позволяет надежно прогнозировать поведение человека в детстве и зрелые годы и, в конечном итоге, не способствует снижению уровня насилия в современном обществе.

Цель данного исследования – изучить проявления детской  агрессии и воздействие музыкальной  деятельности на ее коррекцию.

Объект исследования – детская агрессия.

Предмет исследования –  музыкальная деятельность как средство коррекции агрессии.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического  опыта позволили определить гипотезу исследования. Гипотеза заключается в том, что музыкальная деятельность воздействует на детскую агрессию и ведет к ее снижению.

В соответствии с целью  и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Изучит характеристику возрастных особенностей старших дошкольников, т.е. психическое развитие, эмоциональную сферу, а также агрессию у дошкольников.

2. Разработать программы музыкальных занятий на снижение агрессии у дошкольников.

3. Определить воздействие музыки на эмоции  старших дошкольников (5 – 7 лет).

Методологической основой  данной работы явились положения отечественной психологии о развитии старших дошкольников, сформулированные в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.И., теоретические положения Эльконина Д.Б. и Вагнера Л.А. о социальной природе возрастной нормы развития в исследованиях мы руководствовались также некоторыми теоретическими положениями, сформулированными в работах Фрейда З. Фромма Э., Лоренца К., Берона Р., Ричардсона Д., Паренса Г., Ениколопова С.Н., Репиной Г.А., Левитова Н.Д., Семенюк Л.М. и других авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы агрессии.

Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста также принадлежит к числу важнейших. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности в работах Катинене А.И., Радынова О.П., Чумичева Р.М., Школяр Л.В.

Интерес к музыке выступает  одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях. Интерес служит своеобразным «компасом», направляющим эстетическую деятельность ребенка на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Методы исследования. Для решения поставленных задач  использовался следующий методический инструментарий: метод наблюдения и  беседы, анализ и обобщение имеющихся теоретических и экспериментальных данных по рассматриваемой проблеме, различные проективные методики, разработка музыкальных занятий на снижение агрессии.  

                 

 

 

 

1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И           ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Общая характеристика агрессии у старших дошкольников

 

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе [2, 35].

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В психологических исследованиях  выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Изучение этих характеристик  чрезвычайно важно для понимания природы этого явления и для своевременного преодоления этих опасных тенденций. Чтобы выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии [14, 97].

Проявления агрессивности  в группе дошкольников. Агрессивное  поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

Вербальная агрессия.

1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

- жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убирал» и пр.);

- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

- агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму», «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:

- дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок», «Жора-обжора»);

- оскорбления («Жир-трес», «Урод», «Дебил»).

Физическая агрессия.

  1. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия в дошкольном возрасте это могут быть:

- разрушение продуктов деятельности другого (один ребенок разломал постройку из кубиков другого или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

- уничтожение или порча  чужих вещей (мальчик наносит  удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения или ребенок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

2. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

- символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

- прямая агрессия –  непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр. [14, 163].

Наиболее часто у  подавляющего большинства детей  наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого ребенка, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой, кусаются и т.п.).

Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди мотиваций, провоцирующих агрессивность детей, выделяют:

- привлечение к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, громко лает, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

- ущемление достоинств  другого, с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей,  мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

- защита и месть  (в ответ на «нападение» и  насильственное изъятие игрушки  дети отвечают яркими вспышками  агрессии);

- стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы, пытается стукнуть головой о стену);

- стремление получить  желанный предмет (чтобы обладать  нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками) [14, 168].

Как можно видеть, большинство  проявлений агрессивного поведения  наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивании  своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время, у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому (мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями). Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

Психологические особенности  детей склонных к агрессии.

Те или иные формы  агрессивного поведения наблюдаются  у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессии, которая проявляется в следующем:

  1. Высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений   они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного.
  2. Преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие.
  3. Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль и страдание сверстников.

В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы [15, 218].

Попытаемся выяснить, чем определяется повышенная агрессивность  дошкольников? Почему в одних и тех же  ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие дети находят миролюбивые и конструктивные решения?

Среди психологических  особенностей, провоцирующих агрессивное  поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остается неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.

Сравнительный анализ данных показателей у агрессивных и  неагрессивных дошкольников показывает, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее. У многих из них зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда находят решения трудных ситуаций, представленных на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже, однако, некоторые агрессивные дети имеют хорошую развитую произвольность.

Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Существует мнение, что  агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная. Но специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств [15, 222].

Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображенных на картинках (кто-то берет чужую игрушку, рушит постройку других или ломает игрушку), на вопрос, что бы ты сделал на месте обиженного ребенка, практически все агрессивные дети дают ответы типа «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети, в большинстве случаев, придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательно, что, интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети приписывают изображенным персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить». Остальные дети достаточно часто интерпретируют те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет и вернет», «Они договорятся и пойдут играть вместе».

Еще более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности, когда двум или трем детям предлагают раскрасить свои картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши или детали мозаики). В отличие этого, дети не склонные к агрессии достаточно часто помогают партнеру и уступают свои предметы.

Эти данные дают основание  полагать, что главной отличительной  чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя отнести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага [3, 185].

Агрессивный ребенок  имеет предвзятое мнение о том, что  поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

- в представлениях  о своей недооцененности со  стороны сверстников;

- в приписывании агрессивных  намерений при решении конфликтных ситуаций;

- в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.

Все это говорит о  том, что главные проблемы агрессивных  детей лежат в сфере отношений  со сверстниками. Однако, эти проблемы не однородны в группе агрессивных дошкольников. При обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.

Индивидуальные варианты детской агрессивности.

Среди агрессивных детей  отчетливо выделяются три группы, которые различаются:

- по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий);

- по   своим   психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности);

- по уровню развития  игровой деятельности;

- по своему социальному  статусу в группе сверстников. 

Остановимся на описании этих типов. Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи), их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками, получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их либо не замечают и не принимают в серьез, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «Все ломают», «Всегда мешают», «Никого не слушают». Данные психологического обследования показывают, что такие дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:

- низким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);

- неразвитой произвольностью;

- низким уровнем игровой  деятельности (они не умеют поддерживать  игру и стремятся обратить  на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других).

Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как  в игре, так и в не игры), ведут  себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако. Их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психологическом развитии ребенка. Его обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности и в качестве средства самоутверждения они используют агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, ведущей роли в игре, выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение лидеров. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования эти дети обладают следующими особенностями:

- высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);

- хорошо развитой произвольностью;

- хорошими организаторскими способностями;

- достаточно высоким  уровнем развития ролевой игры;

- высоким социальным статусом в группе сверстников.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы  и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности, их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с площадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста