Применение линейного программирования для разработки оптимального рациона

 

 

Оглавление

Введение 3

1 Особености Формирования бюджета медицинских учреждений 5

1.1 Планирование здравоохранения 5

1.2 Особенности финансирования здравоохранения 8

1.3 Пути управления затратами 12

2 Анализ формирования и расходования бюджета МУЗ «Коченевская центральная больница» 14

2.1 Краткая характеристика МУЗ «Коченевская центральная больница» 14

2.2Анализ  бюджетного финансирования больницы 15

2.3 Финансирование  из средств ОМС 16

2.4 Доходы  от оказания платных медицинских  услуг 18

3 Планирование затрат на организацию питания в МУЗ «Коченевская центральная больница» 20

3.1 Анализ расходов на питание 20

3.2 Планирование рациона питания на 2010 г. 24

3.3 Обработка исходной информации для построения модели 27

Заключение 33

Список использованных источников 35

Приложения 37

 

Введение

 

 

Планирование затрат на приобретение продуктов питания для пациентов в медицинских учреждений осуществляется с целью определения общей величины затрат на питание, а также расчета себестоимости рациона питания.

Планированию себестоимости рациона питания предшествует анализ уровня затрат на приобретение продуктов. Анализ делается для выявления возможных отклонений в организации питания и выявления резервов на закупку продуктов питания входящих в обычный рацион пациентов медицинских учреждений.

Исходными данными разработки плана  закупок являются:

- планируемые объемы продуктов питания;

- нормы расхода на один койка/день.

В зависимости от целей планирования, этапов и стадий разработки плановой закупки продуктов питания, необходимо учитывать нормативное потребление микроэлементов, белков, жиров и углеводов входящих в состав продуктов питания. Затраты определяются путем сметно-нормативных расчетов.

В связи с вышеизложенным актуальность темы обусловлена управлением затратами на питание пациентов МУЗ «Коченевская центральная больница».

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета.

При анализе данных о расходовании средств на питание необходимо учитывать и данные о полноте закладки продуктов в котел, нормы выхода готовых блюд и их калорийность. Такую  информацию можно получить в ходе ревизий работы  учреждений или  других  разовых (внезапных, контрольных) проверок.

Реализация этих мероприятий  несомненно будет способствовать качественному улучшению работы учреждений, финансируемых из бюджета.

В связи с выявленными недостатками необходимо строго контролировать свои расходы и искать пути оптимизации закупок, это можно сделать, более продуманно подходя к планированию расходов на содержание пациентов, в частности, расходов на питание.

Целью работы является планирование рациона питания пациентов с целью снижения затрат с использованием оптимизационной экономико-математической модели.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести подбор и изучить литературу по теме исследования;

- провести расчеты показателей по формированию бюджетных средств на примере МУЗ «Коченевская центральная больница»;

- при помощи линейного программирования рассчитать рацион питания пациентов;

- дать рекомендации по  снижению затрат на питание.

Предмет исследования планирование затрат на обеспечение питание пациентов больницы.

Объектом исследования являются МУЗ «Коченевская центральная больница».

 

1 Особености Формирования бюджета медицинских учреждений

1.1 Планирование здравоохранения

Планирование здравоохранения  — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и  санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:

- научно-техническая обоснованность планов.

- выделение приоритетных проблем.

- сочетание текущего и перспективного планирования.

- сочетание отраслевого и территориального планирования.

- экономическая эффективность планов.

Основными задачами планирования являются:

- обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

- оптимизация бюджетных расходов.

- эффективное использование ресурсов.

Планирование здравоохранения  должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения  в соответствие с целями укрепления здоровья населения.

В настоящее время планирование здравоохранения проводится на 3-х  уровнях:

- федеральном;

- региональном (в субъекте РФ);

- муниципальном.

С учетом решаемых целей и задач  в здравоохранении в настоящее  время могут использоваться следующие  виды планирования:

- стратегическое планирование и его разновидность — программно-целевое планирование;

- перспективное планирование;

- текущее планирование.

Стратегическое планирование, которое может включать долгочроное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование, характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.

Принципы стратегического планирования:

- ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы, характеристику внешней среды, изучение потребительского спроса;

- прогноз развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств;

- определение направлений и целей развития;

- разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;

- ресурсное обеспечение достижения целей;

- контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.

Одним из методов перспективного планирования при государственной системе  здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.

Программно-целевой метод стратегического  планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:

- целевого распределения бюджетных средств;

- привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;

- комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;

- мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;

- в использовании на всех уровнях управления.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).

Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.

При планировании здравоохранения  используются следующие методы:

- аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения;

- балансовый метод, обеспечивающий пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации;

- в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли;

- экономико-математические методы позволяет обосновать оптимальные варианты плана;

- бюджетный метод широко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;

Вышеперечисленные методы практически в полном объеме используются в экспериментальном методе, любое нововведение обязательно испытывается и оценивается в эксперименте.

При планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до настоящего времени не потерял  своей актуальности так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих  норм и нормативов.

Под нормами понимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских  учреждений, нагрузки медперсонала.

К ним относятся:

- нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя);

- нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях - число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах - число больных на 1 врачебную должность);

- определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации;

- норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;

- норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;

- норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;

- нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах;

- нормативы - расчетные показатели:

- нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);

- нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;

- штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях.

Основными элементами планирования лечебно-профилактической помощи являются планирование:

а) амбулаторно-поликлинической помощи,

б) стационарной медицинской помощи,

в) скорой медицинской помощи,

г) деятельности лечебно-диагностических служб.

1.2 Особенности финансирования здравоохранения

 

 

Обеспечение здравоохранения  необходимыми экономическими ресурсами  является сложной проблемой, решаемой в рамках макроэкономического регулирования. Сложность ее усугубляется объективными трудностями, с которыми столкнулась  экономика России в переходный период. Формирование финансов лечебных государственных учреждений возможно из бюджетного финансирования, и за счет страховых взносов.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать  профилактические мероприятия.

Оно осуществляется в двух формах:

- обязательное является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС;

- добровольное - расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугами, действуя на коммерческих началах»1.

Сравнительная характеристика представленных форм страхования представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Сравнительная  характеристика обязательного и  добровольного медицинского страхования2

Показатели

ОМС

ДМС

1.Количество застрахованных

Население.

Частные лица

2.Определение 

Один из видов социального  страхования

Страхование имущественных  интересов, медицинских расходов.

3.Вид деятельности

Финансовая некоммерческая деятельность

Финансовая коммерческая деятельность - получение прибыли.

4.Страховщики 

Страховая медицинская организация, имеющая лицензию или ТФОМС и  их филиалы

Страховая медицинская организация, имеющая лицензию

5.Страхователи

Работодатели Администрации 

Юридические и физические лица

6.Регулирование законами  РФ

«Основы здравоохранения», «О медицинском Страховании».

«О страховании», «О медицинском  страховании граждан».

7.Источники средств

Взносы работодателей  и платежи из бюджета

Личные доходы граждан, средства предприятий и организаций

8.Программа

Гарантирование объемов  медицинских услуг определенного  качества, утвержденных органами государственной  власти

Любой набор услуг, разработанный  страховой компанией

9.Правила страхования

Устанавливается государством

Разрабатывается страховщиком

10.Страховые тарифы

Утверждается законом; цены рассчитываются по единым методам и  утверждаются тарифной комиссией.

Определяется на акт расчетам; цены договорные.

11. Доходы 

Могут использоваться только на основную деятельность.

Используются для любой  коммерческой и некоммерческой деятельности.

12. Контроль оказанной  медицинской помощи

В соответствии с государственными нормативными документами.

Предается независимой экспертизе или в судебном порядке.


* Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. — 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2003. — 409 с. — (Экономическое образование)

 

Метод медицинского страхования - это возмещение затрат по необходимым  расходам путем привлечения дополнительных средств (помимо бюджетных ассигнований) в фонды ОМС (федеральный и  территориальные) и фонды ДМС, страховых  медицинских организаций (СМО) и  страховщиков.

Субъектами медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, СМО или страховщик, медицинское учреждение.

1) Страхователи ОМС:

- для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся ИТД, и лица свободных профессий;

- для неработающего населения - министерства финансов республик в составе РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов (областей), местная администрация.

2) Страхователи ДМС:

- граждане, обладающие гражданской дееспособностью;

- предприятия, представляющие интересы граждан.

3) СМО - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием.

4) Медицинские учреждения - имеющие лицензию лечебно-профилактического учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также частные практики.

«Обязательное страхование  базируется на таких принципах, как  законодательная основа регламентации  страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения»3.

«Добровольное страхование  носит выборочный характер, так как  не все субъекты желают в нем участвовать, а для некоторых лиц могут  даже устанавливаться ограничения  или запрет на участие».

Финансирование здравоохранения  в условиях обязательного медицинского страхования находясь в различной экономической ситуации, выбирается та модель (смешанная или частичная) для реализации закона РФ, которая в большей степени соответствует сложившимся условиям. Ученые экономисты и организаторы здравоохранения - наиболее эффективной признают смешанную модель обязательного медицинского страхования, при которой до лечебно-профилактических учреждений доходит почти 99% средств обязательного медицинского страхования, что значительно больше, чем при использовании других моделей.

Такое положение дел объяснятся, прежде всего, тем, что в смешанной  модели обязательного медицинского страхования возможна потенциальная  конкуренция между страховыми медицинскими организациями и филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Однако Россия и по сей день остается единственной страной, где средства, направленные на финансирование здравоохранение, проходят сначала через фонды, а затем через страховые компании. В развитых странах административный аппарат имеет лишь одно из этих звеньев. В России в соответствии с Законом эти организации дублируют друг друга и во многом взаимозаменяемы.

С введением обязательного медицинского страхования вся система здравоохранения в РФ стала представлять собой совокупность двух систем: государственной (муниципальной) системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования. «Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются:

- средства федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов;

- средства организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности;

- личные средства граждан;

- доходы от ценных бумаг;

- безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;

- иные источники, не запрещенные законодательством РФ» 4.

При этом нужно отметить, что средства государственной и  муниципальной систем здравоохранения  практически полностью формируются  за счет средств бюджетов различных  уровней. За счет этих средств реализуется  государственная политика в области  охраны здоровья, которая включает в себя:

- разработку и реализацию целевых программ;

- обеспечение профессиональной подготовки кадров;

- финансирование научных исследований;

- развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- оплату особо дорогостоящих видов лечения;

- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

- оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Следующий элемент системы  обязательного медицинского страхования - страховая медицинская организация, выполняющая следующие основные функции5:

- организация и финансирование обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами обязательного медицинского страхования;

- осуществление контроля за объемом, сроками и качеством оказываемых медицинских услуг.

Основной элемент системы  здравоохранения - медицинские учреждения, являющиеся конечным получателем средств  и оказывающие непосредственно  медицинские услуги населению. Медицинскую  помощь в системе обязательного  медицинского страхования оказывают  учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств  обязательного медицинского страхования, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранения  и фондами обязательного медицинского страхования.

1.3 Пути управления затратами

 

 

При управлении затратами  важное значение имеет политика конкретной организации в области ценообразования, опирающаяся на критерии, от которых  зависит выбор способа маневра  уровнем цен с учетом действий конкурентов. Часто в медучреждении вследствие несогласованности подходов к ценообразованию и управлению затратами возникают конфликты целей развития учреждения, что отражается на величине затрат. Чрезвычайно важным в данной области является использование слаженного инструментария для управления затратами и постоянный контроль показателей расходов, так как для медучреждения важно, объем расходования бюджетных средств.

Поэтому в настоящее время  весьма актуален поиск рационального  механизма управления затратами, учитывающего взаимосвязи и взаимозависимости  отдельных составляющих статей затрат и позволяющего без сложных аналитических расчетов объективно диагностировать уровень формирующихся затрат, выявлять тенденции их изменения и эффективно управлять как уровнем затрат, так и тенденцией их формирования.

Таким образом, целесообразным управлением затратами возможно осуществлять путем целенаправленного воздействия как на отдельные составляющие статьи затрат - с одной стороны, так и на динамику их формирования, то есть на процесс формирования затрат.

Следовательно, управление затратами можно рассматривать  как двуединый процесс, а эффективный  механизм управления затратами должен включать органичное соединение элементов, обеспечивающих управление формированием  составляющих затрат, а также осуществлять контроль этапами этого процесса.

Взаимодействие элементов  механизма позволяет найти оптимальное  сочетание составляющих затрат и  результата. Сущность самого процесса управления затратами сводится к  тому, чтобы найти оптимальный минимум или хотя бы рациональное соотношение между всеми видами затрат, каждой его составляющей и получаемым результатом (закупка и т. п.).

 

2 Анализ формирования и расходования бюджета МУЗ «Коченевская центральная больница»

2.1 Краткая характеристика

МУЗ «Коченевская центральная больница»

 

 

Центральная больница района – одно из крупнейших, многопрофильных  лечебно-профилактических учреждений р.п. Коченево. В его состав входят:

- стационар на 385 коек, профили  которых представлены в табл. 2.1;

- поликлиника взрослая, обслуживающая  40 000 человек взрослого населения  и имеющей дневной многопрофильный  стационар на 15 коек (открыт с  01.07.2006 г.);

- поликлиника детская,  обслуживающая 10 000 человек взрослого  населения; в марте 2006 г. в  ней открывается дневной многопрофильный  стационар на 10 коек;

Таблица 2.1 - Профили стационара больницы

Профиль

Кол-во коек

В т.ч. дневного пребывания при стационаре.

Район обслуживания

Характер помощи

Гастроэнтерологический

Эндокринологический

Терапевтический

Кардиологический

Общехирургический

Гнойной хирургии

Акушерский

Акушерской патологии беременности

ИТОГО:

Кроме того:

Реанимационный

55

25

20

75

100

30

40

40

 

385

 

9

10

 

 

 

5

 

 

15

 

30

город

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Плановая

Плановая

Плановая

Плановая

Экстренная

Экстренная

Экстренная

Экстренная


* Составлено автором по  данным бухгалтерской отчетности

 

Структура ее финансирования МУЗ «Коченевская центральная больница» представлена в табл. 2.3.

Таблица 2.3 - Структура финансирования МУЗ «Коченевская центральная больница»

Наименование

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Средства муниципального бюджета, руб.

17284314

19633720

28411898

Доля от общего объема финансирования, %

56,0

47,4

55,0

Средства ОМС, руб.

12110492

19643196

20075566,5

Доля от общего объема финансирования, %

39,2

47,4

38,8

Доходы от платных медицинских  услуг, хоздоговоров и ДМС

1475108

2133865

3202155

Доля от общего объема финансирования, %

4,8

5,2

6,2

ИТОГО:

30869914

41410781

51689620

Доля от общего объема финансирования, %

100,0

100,0

100,0


* Составлено автором по  данным бухгалтерской отчетности

Основными источниками финансирования больницы являются отчисления из муниципального бюджета здравоохранения г. Новосибирска и средства обязательного медицинского страхования. Доля финансирования из доходов от оказания платных медицинских услуг от общего объема финансирования невелика – 5-6%. С 1995 г. (год включения больницы в систему ОМС) по 2009 г. основная доля от общего объема финансирования приходилась на средства бюджета – 70% и лишь 30% составляли средства ОМС. За последние два года структура источников финансирования резко изменилась. В 2008 г. 50% составили бюджетные средства и 50% – средства ОМС. В 2009 г. 59% составили бюджетные средства и 41% – средства ОМС.

2.2Анализ бюджетного финансирования больницы

 

 

Средства муниципального бюджета являются одним из двух основных источников финансирования больницы. Утвержденные размеры заявляемой потребности  в бюджетных средствах и фактические  размеры ассигнований за последние  три года представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4 - Бюджетное финансирование больницы в 2007-2009 гг.

Применение линейного программирования для разработки оптимального рациона