Применение линейного программирования для разработки оптимального рациона
Оглавление
Введение 3
1 Особености Формирования бюджета медицинских учреждений 5
1.1 Планирование здравоохранения 5
1.2 Особенности финансирования здравоохранения 8
1.3 Пути управления затратами 12
2 Анализ формирования и расходования бюджета МУЗ «Коченевская центральная больница» 14
2.1 Краткая характеристика МУЗ «Коченевская центральная больница» 14
2.2Анализ
бюджетного финансирования
2.3 Финансирование из средств ОМС 16
2.4 Доходы
от оказания платных
3 Планирование затрат на организацию питания в МУЗ «Коченевская центральная больница» 20
3.1 Анализ расходов на питание 20
3.2 Планирование рациона питания на 2010 г. 24
3.3 Обработка исходной информации для построения модели 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 37
Введение
Планирование затрат на приобретение продуктов питания для пациентов в медицинских учреждений осуществляется с целью определения общей величины затрат на питание, а также расчета себестоимости рациона питания.
Планированию себестоимости
Исходными данными разработки плана закупок являются:
- планируемые объемы продуктов питания;
- нормы расхода на один койка/день.
В зависимости от целей планирования, этапов и стадий разработки плановой закупки продуктов питания, необходимо учитывать нормативное потребление микроэлементов, белков, жиров и углеводов входящих в состав продуктов питания. Затраты определяются путем сметно-нормативных расчетов.
В связи с вышеизложенным актуальность темы обусловлена управлением затратами на питание пациентов МУЗ «Коченевская центральная больница».
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета.
При анализе данных о расходовании средств на питание необходимо учитывать и данные о полноте закладки продуктов в котел, нормы выхода готовых блюд и их калорийность. Такую информацию можно получить в ходе ревизий работы учреждений или других разовых (внезапных, контрольных) проверок.
Реализация этих мероприятий несомненно будет способствовать качественному улучшению работы учреждений, финансируемых из бюджета.
В связи с выявленными недостатками необходимо строго контролировать свои расходы и искать пути оптимизации закупок, это можно сделать, более продуманно подходя к планированию расходов на содержание пациентов, в частности, расходов на питание.
Целью работы является планирование рациона питания пациентов с целью снижения затрат с использованием оптимизационной экономико-математической модели.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести подбор и изучить литературу по теме исследования;
- провести расчеты показателей по формированию бюджетных средств на примере МУЗ «Коченевская центральная больница»;
- при помощи линейного программирования рассчитать рацион питания пациентов;
- дать рекомендации по снижению затрат на питание.
Предмет исследования планирование затрат на обеспечение питание пациентов больницы.
Объектом исследования являются МУЗ «Коченевская центральная больница».
1 Особености Формирования бюджета медицинских учреждений
1.1 Планирование здравоохранения
Планирование здравоохранения
— это обоснование и разработка
определенного соотношения
Основные принципы планирования здравоохранения:
- научно-техническая обоснованность планов.
- выделение приоритетных проблем.
- сочетание текущего и перспективного планирования.
- сочетание отраслевого и территориального планирования.
- экономическая эффективность планов.
Основными задачами планирования являются:
- обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.
- оптимизация бюджетных расходов.
- эффективное использование ресурсов.
Планирование здравоохранения должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения в соответствие с целями укрепления здоровья населения.
В настоящее время планирование здравоохранения проводится на 3-х уровнях:
- федеральном;
- региональном (в субъекте РФ);
- муниципальном.
С учетом решаемых целей и задач в здравоохранении в настоящее время могут использоваться следующие виды планирования:
- стратегическое планирование и его разновидность — программно-целевое планирование;
- перспективное планирование;
- текущее планирование.
Стратегическое планирование, которое может включать долгочроное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование, характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.
Принципы стратегического
- ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы, характеристику внешней среды, изучение потребительского спроса;
- прогноз развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств;
- определение направлений и целей развития;
- разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;
- ресурсное обеспечение достижения целей;
- контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.
Одним из методов перспективного планирования при государственной системе здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.
Программно-целевой метод
- целевого распределения бюджетных средств;
- привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;
- комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;
- мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;
- в использовании на всех уровнях управления.
Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).
Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.
При планировании здравоохранения используются следующие методы:
- аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения;
- балансовый метод, обеспечивающий пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации;
- в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли;
- экономико-математические методы позволяет обосновать оптимальные варианты плана;
- бюджетный метод широко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;
Вышеперечисленные методы практически в полном объеме используются в экспериментальном методе, любое нововведение обязательно испытывается и оценивается в эксперименте.
При планировании здравоохранения, особенно
на муниципальном и региональном
уровнях, до настоящего времени не потерял
своей актуальности так называемый
нормативный метод
Под нормами понимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских учреждений, нагрузки медперсонала.
К ним относятся:
- нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя);
- нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях - число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах - число больных на 1 врачебную должность);
- определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации;
- норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;
- норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;
- норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;
- нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах;
- нормативы - расчетные показатели:
- нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);
- нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;
- штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях.
Основными элементами планирования лечебно-профилактической помощи являются планирование:
а) амбулаторно-поликлинической помощи,
б) стационарной медицинской помощи,
в) скорой медицинской помощи,
г) деятельности лечебно-диагностических служб.
1.2 Особенности финансирования здравоохранения
Обеспечение здравоохранения
необходимыми экономическими ресурсами
является сложной проблемой, решаемой
в рамках макроэкономического
Цель медицинского страхования
- гарантировать гражданам при
возникновении страхового случая (заболевания)
получение медицинской помощи за
счет накопленных средств и
Оно осуществляется в двух формах:
- обязательное является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС;
- добровольное - расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугами, действуя на коммерческих началах»1.
Сравнительная характеристика представленных форм страхования представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика обязательного и добровольного медицинского страхования2
Показатели |
ОМС |
ДМС |
1.Количество застрахованных |
Население. |
Частные лица |
2.Определение |
Один из видов социального страхования |
Страхование имущественных интересов, медицинских расходов. |
3.Вид деятельности |
Финансовая некоммерческая деятельность |
Финансовая коммерческая деятельность - получение прибыли. |
4.Страховщики |
Страховая медицинская организация, имеющая лицензию или ТФОМС и их филиалы |
Страховая медицинская организация, имеющая лицензию |
5.Страхователи |
Работодатели Администрации |
Юридические и физические лица |
6.Регулирование законами РФ |
«Основы здравоохранения», «О медицинском Страховании». |
«О страховании», «О медицинском страховании граждан». |
7.Источники средств |
Взносы работодателей и платежи из бюджета |
Личные доходы граждан, средства предприятий и организаций |
8.Программа |
Гарантирование объемов
медицинских услуг |
Любой набор услуг, разработанный страховой компанией |
9.Правила страхования |
Устанавливается государством |
Разрабатывается страховщиком |
10.Страховые тарифы |
Утверждается законом; цены рассчитываются по единым методам и утверждаются тарифной комиссией. |
Определяется на акт расчетам; цены договорные. |
11. Доходы |
Могут использоваться только на основную деятельность. |
Используются для любой коммерческой и некоммерческой деятельности. |
12. Контроль оказанной медицинской помощи |
В соответствии с государственными нормативными документами. |
Предается независимой экспертизе или в судебном порядке. |
* Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. — 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2003. — 409 с. — (Экономическое образование)
Метод медицинского страхования
- это возмещение затрат по необходимым
расходам путем привлечения
Субъектами медицинского
страхования выступают
1) Страхователи ОМС:
- для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся ИТД, и лица свободных профессий;
- для неработающего населения - министерства финансов республик в составе РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов (областей), местная администрация.
2) Страхователи ДМС:
- граждане, обладающие гражданской дееспособностью;
- предприятия, представляющие интересы граждан.
3) СМО - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием.
4) Медицинские учреждения - имеющие лицензию лечебно-профилактического учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также частные практики.
«Обязательное страхование базируется на таких принципах, как законодательная основа регламентации страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения»3.
«Добровольное страхование носит выборочный характер, так как не все субъекты желают в нем участвовать, а для некоторых лиц могут даже устанавливаться ограничения или запрет на участие».
Финансирование
Такое положение дел объяснятся, прежде всего, тем, что в смешанной модели обязательного медицинского страхования возможна потенциальная конкуренция между страховыми медицинскими организациями и филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Однако Россия и по сей день остается единственной страной, где средства, направленные на финансирование здравоохранение, проходят сначала через фонды, а затем через страховые компании. В развитых странах административный аппарат имеет лишь одно из этих звеньев. В России в соответствии с Законом эти организации дублируют друг друга и во многом взаимозаменяемы.
С введением обязательного медицинского страхования вся система здравоохранения в РФ стала представлять собой совокупность двух систем: государственной (муниципальной) системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования. «Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются:
- средства федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов;
- средства организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности;
- личные средства граждан;
- доходы от ценных бумаг;
- безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
- иные источники, не запрещенные законодательством РФ» 4.
При этом нужно отметить,
что средства государственной и
муниципальной систем здравоохранения
практически полностью
- разработку и реализацию целевых программ;
- обеспечение профессиональной подготовки кадров;
- финансирование научных исследований;
- развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- оплату особо дорогостоящих видов лечения;
- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
- оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф.
Следующий элемент системы
обязательного медицинского страхования
- страховая медицинская
- организация и финансирование обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами обязательного медицинского страхования;
- осуществление контроля за объемом, сроками и качеством оказываемых медицинских услуг.
Основной элемент системы
здравоохранения - медицинские учреждения,
являющиеся конечным получателем средств
и оказывающие непосредственно
медицинские услуги населению. Медицинскую
помощь в системе обязательного
медицинского страхования оказывают
учреждения с любой формой собственности,
имеющие соответствующие
1.3 Пути управления затратами
При управлении затратами
важное значение имеет политика конкретной
организации в области
Поэтому в настоящее время
весьма актуален поиск рационального
механизма управления затратами, учитывающего
взаимосвязи и
Таким образом, целесообразным управлением затратами возможно осуществлять путем целенаправленного воздействия как на отдельные составляющие статьи затрат - с одной стороны, так и на динамику их формирования, то есть на процесс формирования затрат.
Следовательно, управление затратами можно рассматривать как двуединый процесс, а эффективный механизм управления затратами должен включать органичное соединение элементов, обеспечивающих управление формированием составляющих затрат, а также осуществлять контроль этапами этого процесса.
Взаимодействие элементов
механизма позволяет найти
2 Анализ формирования и расходования бюджета МУЗ «Коченевская центральная больница»
2.1 Краткая характеристика
МУЗ «Коченевская центральная больница»
Центральная больница района – одно из крупнейших, многопрофильных лечебно-профилактических учреждений р.п. Коченево. В его состав входят:
- стационар на 385 коек, профили которых представлены в табл. 2.1;
- поликлиника взрослая, обслуживающая
40 000 человек взрослого населения
и имеющей дневной
- поликлиника детская,
обслуживающая 10 000 человек взрослого
населения; в марте 2006 г. в
ней открывается дневной
Таблица 2.1 - Профили стационара больницы
Профиль |
Кол-во коек |
В т.ч. дневного пребывания при стационаре. |
Район обслуживания |
Характер помощи |
Гастроэнтерологический Эндокринологический Терапевтический Кардиологический Общехирургический Гнойной хирургии Акушерский Акушерской патологии ИТОГО: Кроме того: Реанимационный |
55 25 20 75 100 30 40 40
385
9 |
10
5
15
30 |
город Коченевский р-н Коченевский р-н Коченевский р-н Коченевский р-н Коченевский р-н Коченевский р-н Коченевский р-н |
Плановая Плановая Плановая Плановая Экстренная Экстренная Экстренная Экстренная |
* Составлено автором по
данным бухгалтерской
Структура ее финансирования МУЗ «Коченевская центральная больница» представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Структура финансирования МУЗ «Коченевская центральная больница»
Наименование |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Средства муниципального бюджета, руб. |
17284314 |
19633720 |
28411898 |
Доля от общего объема финансирования, % |
56,0 |
47,4 |
55,0 |
Средства ОМС, руб. |
12110492 |
19643196 |
20075566,5 |
Доля от общего объема финансирования, % |
39,2 |
47,4 |
38,8 |
Доходы от платных медицинских услуг, хоздоговоров и ДМС |
1475108 |
2133865 |
3202155 |
Доля от общего объема финансирования, % |
4,8 |
5,2 |
6,2 |
ИТОГО: |
30869914 |
41410781 |
51689620 |
Доля от общего объема финансирования, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
* Составлено автором по
данным бухгалтерской
Основными источниками финансирования больницы являются отчисления из муниципального бюджета здравоохранения г. Новосибирска и средства обязательного медицинского страхования. Доля финансирования из доходов от оказания платных медицинских услуг от общего объема финансирования невелика – 5-6%. С 1995 г. (год включения больницы в систему ОМС) по 2009 г. основная доля от общего объема финансирования приходилась на средства бюджета – 70% и лишь 30% составляли средства ОМС. За последние два года структура источников финансирования резко изменилась. В 2008 г. 50% составили бюджетные средства и 50% – средства ОМС. В 2009 г. 59% составили бюджетные средства и 41% – средства ОМС.
2.2Анализ бюджетного финансирования больницы
Средства муниципального
бюджета являются одним из двух основных
источников финансирования больницы.
Утвержденные размеры заявляемой потребности
в бюджетных средствах и
Таблица 2.4 - Бюджетное финансирование больницы в 2007-2009 гг.
- Применение математических методов к оценке стоимости долгосрочной аренды земельного участка под складскими помещениями с учетом экологи
- Применение медового массажа в коррекции фигуры
- Применение метода «Непрерывное улучшение» к процессу «Управление документацией» промышленного предприятия
- Применение методов цифровой обработки сигналов при диагностировании двигателей
- Применение монотонно разностной схемы для численного моделирования волновых процессов
- Применение МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности Группы компаний
- Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста
- Применение и совершенствование налогового учета в организациях
- Применение коллизионных норм
- Применение коллизионных норм
- Применение комбинаторики в математике
- Применение концепции 6σ – необходимое условие повышения качества работы предприятия (на примере Ростовского-на-Дону электровозоремонтно
- Применение круговой тренировки для развития общей выносливости лыжников-гонщиков II-III разрядов в подготовительном периоде
- Применение круговой тренировки для развития общей выносливрсти лыжников, гонщиков 2-3 разрядов в подготовительном периоде
