Проблемы экономического развития республики Беларусь



Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования данной дипломной работы - обусловлена огромной значимостью, поскольку на данном (современном) этапе рассматриваемая проблема экономического развития Республики Беларусь больше чем когда-либо нуждаются в эффективном решении.

С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

Анализ эффективности  функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос  в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Беларусь завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Предметом исследования данной дипломной работы - являются проблемы экономического развития Республики Беларусь.

Объектом исследования данной дипломной работы - является экономика Республики Беларусь, а также эффективные пути по её управлению на современном этапе.

Целью данной дипломной работы является комплексный анализ темы - «Проблемы экономического развития Республики Беларусь».

В соответствии с поставленной целью данной дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:

1) провести комплексный, статистический анализ (исследование) и дать оценку социально-экономического развития Республики Беларусь;

2) выявить основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь,

3) сделать выводы и дать рекомендации по проведенному исследованию данной дипломной работы.

При проведении исследования данной дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

1) анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

2) обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения);

3) моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Теоретической и методической базой  исследования данной дипломной работы являются мировая и отечественная теория и практика, методологические и инструктивные материалы в данной предметной области.

Данная дипломная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ и оценка (статистическое исследование) экономического развития Республики Беларусь

1.1. Республика Беларусь как макроэкономическая система

 

В первой главе данной дипломной работы проведем комплексный, статистический анализ и оценку (статистическое исследование) социально-экономического развития Республики Беларусь.

Для наиболее детального, развернутого анализа исследуемого вопроса в первом параграфе, первой главы, выпускной квалификационной работы рассмотрим Республику Беларусь как макроэкономическую систему.

Особенностью социально-экономической  системы Республики Беларусь являются ее многоукладность, сохранение элементов административно-командной системы, которая характеризуется доминированием административных методов, ведомственностью, усложнением и расширением государственных функций, огосударствлением всех сфер общественной жизни, а так же развитие рыночных отношений. При этом недостаток материальных стимулов компенсируется административным вмешательством, при этом происходит отчуждение работников от труда, управления и средств производства.

Необходимо отметить, что утверждение экономики рыночного  типа предполагает наличие многочисленных конкурирующих субъектов, формирование отношений предприимчивости и предпринимательства.

Для экономической системы  Республики Беларусь особую значимость будут иметь проблемы социальной защиты населения, которая должна строиться на базе социальных нормативов, и социальных прав человека.

Государство должно поддерживать отечественное предпринимательство, оказывать соответствующую консультационную помощь, обеспечивать целевое государственное финансирование, проводить льготную налоговую политику, предоставлять кредиты. Развитие предпринимательства в свою очередь будет предполагать развитие различных форм собственности и хозяйствования.

Необходимо отметить, что иностранное инвестирование позволило  некоторым новым индустриальным странам - Сингапуру, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу и другим, на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития промышленности. Таким образомпрямые частные инвестиции могут способствовать развитию производства, приобщат к зарубежному научно-техническому, организационному и управленческому опыту.

В экономических процессах  задействованы: правительство и государственные органы; предприниматели предприятия и частные хозяйства, то есть производители продукции, товаров, услуг; потребители конечного продукта. Между перечисленными участниками экономической системы возникают хозяйственные связи: производителей с потребителями (заработная плата, товары и услуги) и с государством (товары, услуги, налоги и платежи); потребителей с производителями (платежи, товары) и государством (трудовые ресурсы, налоги, платежи); государство связано с производителями (государственные услуги, социальные выплаты и платежи). Происходит движение товаров, услуг, денежных средств. Разные государственные органы взаимосвязаны между собой, производителями и потребителями

В рамках каждой экономической  системы существуют свои национальные модели организации хозяйства. Выделяют американскую модель, которая построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Существует японская модель, характеризующаяся определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от роста производительности труда. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Необходимо отметить социальное рыночное хозяйство ФРГ, при котором особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

В формировании модели рыночной экономики Республики Беларусь предусматривается:

1) создание правового обеспечения всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

2) преобразование системы распределительных отношений,

3) создание системы сильной социальной защиты;

4) осуществление единого равного подхода ко всем формам собственности;

5) создание конкурентной среды, прекращение недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

6) содействие рациональному международному разделению труда,

7) формирование сильной финансовой кредитно-денежной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Анализ макроэкономических показателей (программа экономического развития) Республики Беларусь

 

На экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году мировой финансово-экономический кризис оказал негативное воздействие. Так как экономика страны тесно взаимодействует с международными торгово-экономические связи.

Сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Повлекло за собой общее падение деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Так, снижение реального ВВП Российской Федерации в 2009 году по отношению к 2008 году составило 7,9 процента, Европейского союза – 4,1 процента.

Произошло ухудшение платежного баланса и значимое увеличение внешнего долга страны, прежде всего государственным сектором в условиях развития негативных внешнеэкономических тенденций при сохранении опережающего роста внутреннего спроса (в целях поддержки деловой активности) относительно роста дохода и недостаточной гибкости белорусской экономики. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2009 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов роста инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов.

За счет денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, привлечения дополнительного финансирования первичное воздействие внешнего шока для экономики в определенной мере было компенсировано.

Важным фактором для  стабилизации ситуации и адаптации  к новым внешним условиям выступала проводимая макроэкономическая политика, разрабатываемая и реализуемая при содействии Международного валютного фонда. Это способствовало разработке и реализации более сбалансированной макроэкономической политики, препятствующей увеличению потенциального размера внешнего дисбаланса.

Полученные от МВФ  средства позволили закрыть сложившийся  в 2009 году разрыв финансирования и расширить  временной горизонт для принятия необходимых мер, которые не смогли в полной мере обеспечить необходимую макроэкономическую корректировку, что привело к возникновению угрозы макроэкономической и финансовой стабильности.

Проводимые структурных реформы остались недостаточными, так повысились уязвимость экономики и вероятность материализации имеющихся рисков в нефинансовом и банковском секторах; снизилась возможность по дальнейшей безболезненной адаптации экономики к внешним шокам.

Реальные темпы роста  ВВП сократились со 110,2 процента в 2008 году до 100,2 процента в 2009 году, инвестиций в основной капитал – со 123,5 до 108,6 процента, денежных доходов населения – со 111,8 до 102,9 процента.

Характеризуя современную динамику производства валового внутреннего продукта, необходимо отметить: объем ВВП в январе-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111901,4 млрд. рублей и снизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г, тогда он составил 106495,4 млрд. рублей. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 был предусмотрен рост ВВП на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства – 8,4%, строительства – 11,6%, транспорта и связи – 8,5%, торговли и общественного питания – 10,2%. [9]

Общей социально-экономической картину Республики Беларусь за январь – сентябрь 2009 года, можно охарактеризовать данными, представленными в таблице 1.2.

Изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов характеризуется в приведённой диаграмме. Существуют различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике.

Диаграмма 1.1. Изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 гг.

 

В начале 2009 года произошло  ускорение инфляционных процессов, вызванное в основном разовой  девальвацией белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Уровень инфляции по итогам 2009 года составил 10,1 процента (13,3 процента – в 2008 году), так в апреле и ноября процесс несколько замедлился, что

Изменение цен на ключевые товары Республики Беларусь привело к ухудшению условий внешней торговли. Произошло резкое снижение цен на важнейшие статьи экспорта: на минеральные удобрения, в том числе на азотные, – на 60,6 процента, смешанные – на 52,8 процента и калийные – на 12,4 процента и на нефтепродукты – на 35,6 процента (при снижении цены импорта нефти на 25,7 процента), а также рост цен на импортируемый природный газ на 16,2 процента. В результате в 2009 году по сравнению с 2008 годом в целом средние цены на экспортируемые товары снизились на 26,2 процента, в то время как на импортируемые – на 17 процентов, что привело к ухудшению условий внешней торговли на 11,1 процента. 9

В тоже время оставались неограниченными привлечения иностранного капитала на международном финансовом рынке.

С 1 августа 2008 г. по 1 марта 2009 г. снижение обменного курса российского рубля к доллару США составило 52 процента, евро и привязанных к данной валюте литовского лита и латвийского лата – около 18 процентов, украинской гривны – 91 процент, польского злотого – 79 процентов, английского фунта – 28 процентов, казахского тенге – 25 процентов. То есть резко снизились курсы национальных валют к доллару США в странах – основных партнерах Республики Беларусь

Правительством и Национальным банком был принят и реализован целый ряд оперативных и долгосрочных мер по необходимой корректировке и повышению гибкости курсовой политики, в целях минимизации неблагоприятного воздействия мирового кризиса

Обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 20,5 процента, к евро – на 20,3 процента, к российскому рублю – на 17,3 процента, таким образом, была произведена разовая корректировка обменного курса белорусского рубля для восстановления ценовой конкурентоспособности белорусской продукции.

Национальный банк перешел к использованию нового механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют был установлен в пределах плюс/минус 10 процентов от центрального значения, Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках.

На момент введения корзины  ее стоимость составила 960 белорусских рублей и уже на 1 января 2010 г. стоимость корзины иностранных валют увеличилась по сравнению со 2 января 2009 г. на 7,9 процента, что составило 1036,27 рубля. Оменный курс белорусского рубля к 1 января 2010 г. снизился по отношению к доллару США на 8 процентов, до 2863 рублей.

Обменные курсы иностранных  валют к доллару США на 1-е  число месяца рассчитаны на основе официальных курсов белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте и к доллару США, установленных Национальным банком на последний рабочий день предыдущего месяца. 10 за 1 доллар США, к евро – на 10,9 процента до 4106,11 рубля за 1 евро, к российскому рублю – на 5 процентов до 94,66 рубля за 1 российский рубль.

При этом снижение реального  эффективного курса белорусского рубля  в декабре 2009 г. по отношению к  декабрю 2008 г. составило 19,4 процента, за 2009 год уровень реального эффективного курса снизился к 2008 году на 2,1 процента, что в определенной мере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию и обеспечило некоторое улучшение ценовых условий для проведения внешнеторговых операций по сравнению с 2008 годом.

Опережающий рост внутренних расходов по сравнению с ростом производства при сохранении высокой импортоемкости, недостаточной эффективности и конкурентоспособности экономики способствовал сохранению несбалансированности внешнеторговых операций, несмотря на ослабление интенсивности воздействия внешнего шока, благодаря постепенному восстановлению внешнего спроса и некоторому снижению реального курса белорусского рубля в 2009 году

 

 

Сальдо внешней торговли товарами в 2009 году сложилось отрицательным в размере 7 млрд. долларов США, на 11,8 процента превысив уровень 2008 года.

Ухудшение условий торговли энергоносителями привело к снижению внешнеторгового баланса на 1378,1 млн. долларов США. При этом сальдо внешней  торговли неэнергетическими товарами в 2009 году улучшилось на 643,6 млн. долларов США, или на 15,2 процента, по сравнению с 2008 годом.

В 2009 году сохранялись  неблагоприятные ценовые условия  внешней торговли как по энергоносителям (76,6 процента), так и по неэнергетическим товарам (95,6 процента) по сравнению с 2008 годом. В то же время брутто-условия внешней торговли (отношение физических объемов экспорта к импорту) в течение 2009 года улучшались и по итогам года составили 101,3 процента (99,9 процента без учета энергетических товаров) к уровню 2008 года.

Частичное восстановление внешнего спроса в совокупности с  мерами экономической политики способствовали постепенному восстановлению физических объемов внешней торговли. При  этом, начиная с III квартала 2009 г., наблюдалось превышение темпов роста физических объемов неэнергетического экспорта над импортом, что способствовало улучшению брутто-условий внешней торговли и сальдо внешней торговли неэнергетическими товарами.

 

 

Традиционно положительное  сальдо по услугам в 2009 году составило 1,4 млрд. долларов США, снизившись относительно 2008 года на 9,3 процента в результате сокращения положительного сальдо транспортных услуг на 12,2 процента, или на 200,5 млн. долларов США. Сальдо по услугам в 2009 году компенсировало 20,4 процента дефицита торгового баланса (в 2008 году – 25,2 процента).

В целом сальдо текущего счета платежного баланса в 2009 году сформировалось с дефицитом в  размере 6,4 млрд. долларов США (13,1 процента ВВП), что на 21,7 процента выше уровня предыдущего года. Нарастание внешнеторгового дефицита, наблюдающееся с 2006 года, достигло уровня, создающего значительные риски для финансирования несбалансированности внешней торговли и, как следствие, для обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля.

В условиях ограниченных возможностей привлечения капитала частным сектором финансирование возросшего дефицита счета текущих операций было обеспечено преимущественно посредством  заимствований органами государственного управления и денежно-кредитного регулирования, что привело к значительному росту совокупного внешнего долга.

Дефицит счета текущих  операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд. долларов США, что в 1,9 раза выше, чем в 2008 году. При этом 51,9 процента чистого притока капитала составило привлечение исключительного финансирования капитала и финансовых ресурсов увеличился на 1,2 млрд. долларов США, или на 43,5 процента, к уровню 2008 года. При этом если по статье прямых иностранных инвестиций произошло сокращение чистого притока на 316,1 млн. долларов США, то по статье других инвестиций (без учета исключительного финансирования) наблюдался рост на 1,5 млрд. долларов США.

Сокращение чистого  притока прямых иностранных инвестиций в 2009 году связано прежде всего с сокращением инвестиций в акционерный капитал (на 19,8 процента, или 343,7 млн. долларов США). В результате чистое привлечение прямых иностранных инвестиций во внутреннюю экономику в 2009 году составило 1,9 млрд. долларов США, в том числе в акционерный капитал – 1,4 млрд. долларов США. При этом 83,8 процента инвестиций в акционерный капитал было обеспечено посредством поступления средств от продажи акций ОАО "Белтрансгаз" (625 млн. долларов США) и инвестиций в акционерный капитал банков (539,1 млн. долларов США).

Доступ частного сектора  к внешним кредитам и займам в 2009 году в целом оставался ограниченным. Так, чистое привлечение долгосрочных кредитов банками значительно снизилось  по сравнению с 2008 годом (на 239,2 млн. долларов США), наблюдался чистый отток краткосрочных обязательств банков (на 235,3 млн. долларов США), а также долгосрочных обязательств нефинансового сектора (на 109,4 млн. долларов США). Вместе с тем в течение года чистое погашение обязательств по краткосрочным кредитам и займам банков постепенно сокращалось и в IV квартале 2009 г. сменилось чистым притоком в размере 258,6 млн. долларов США. Приток краткосрочных кредитов и займов нефинансового сектора в 2009 году увеличился на 717,2 млн. долларов США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Анализ внешнеэкономических связей Республики Беларусь

 

Для того чтобы определить, насколько Беларусь интегрирована в систему мирохозяйственных связей, необходимо оценить степень вовлеченности республики в систему международного разделения труда и международного обобществления производства страны путем участия в МРТ, выяснить ее место и роль в технологической цепочке мирового воспроизводственного процесса. В связи с этим целесообразно определить внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс международной специализации экономики Республики Беларусь, выявить тенденции развития международной специализации экономики страны и соответствие их мировым, оценить уровень включения экономики республики в МРТ, сформулировать направления совершенствования международной специализации экономики Республики Беларусь.

На процесс включения республики в систему мирохозяйственных связей воздействуют внутренние факторы, связанные с условиями развития национальной экономики и экономического взаимодействия с внешним миром, а также внешние, определяющие условия осуществления экономической деятельности страны в МРТ.

На протяжении многих десятилетий место Республики Беларусь в международном разделении труда было обусловлено спецификой сложившейся структуры национальной экономики, которая сформировалась в период существования СССР, когда экономика была закрытой системой, что сопровождалось технологической отсталостью промышленного комплекса, отсутствием конкуренции, ориентацией на потребности внутреннего рынка, производством в основном неконкурентоспособной на мировых рынках продукции. И этих условиях специализация Беларуси была определена с учетом ее географического положения и ориентирована на длительную интеграцию хозяйства республики в единый народнохозяйственный комплекс, на производство и вывоз готовой продукции. [5, с. 27]

В настоящее время в условиях формирования рыночной модели хозяйствования активное участие Республики Беларусь в МРТ стимулируется рядом внутренних факторов, среди которых следующие:

1. Природно-географические различия, с которыми связано несколько обстоятельств.

  1. Уровень технико-экономического развития страны, свидетельствующий о степени индустриализации, освоении технологически сложного производства, возможностях развития за счет внутреннего рынка.
  2. Научно-технический прогресс, позволяющий расширить товарную номенклатуру, разделить технологический процесс между производителями различных стран, диверсифицировать производство, ускорить процесс реализации товаров.
  3. Открытость национальной экономики и степень либерализации внешней торговли и финансовых рынков.
  4. Разработанность законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность и сопоставимого с нормами хозяйственного права в развитых государствах.
  5. Развитость институциональной системы финансирования экспорта товаров.

7.Многовекторность внешнеэкономических связей. Внешние факторы, влияющие на процесс интеграции республики в систему мирохозяйственных связей, разнообразны.

Вхождение Республики Беларусь в МРТ происходит в соответствии с общими мировыми тенденциями его развития. Это подтверждается формированием международной специализации экономики страны но следующим направлениям:

•специализация на производстве наиболее сложной в технологическом отношении продукции, основанной на использовании таких ограниченных ресурсов, как научно-технический задел и высококвалифицированная рабочая сила;

постепенная оптимизация национальной хозяйственной структуры, что находит выражение как в функционировании крупных производственных гигантов, так и формировании мелких и средних по размерам предприятий;

  • переход от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации и углубление ее в виде международного разделения производственного процесса, развития подетальной и пооперационной специализации, что сопровождается дифференциацией продуктов, появлением новых подотраслей, превращением национальных предприятий в звенья общей глобальной организации производства определенных товаров, развитием внутриотраслевой торговли;
  • преобладание в отраслевой структуре национальной экономики обрабатывающих отраслей (химическая, машиностроительная, нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая), развитие которых вызывает потребность в углублении специализации, расширении межгосударственных связей. Например, удельный вес машиностроения и металлообработки составляет 25,7 % общего объема продукции промышленности; удельный вес машин, оборудования и транспортных средств — около 30 % в общем объеме экспорта;
Проблемы экономического развития республики Беларусь