Проблемы юридического состава правонарушений

Содержание

 

Реферат ……………….………………………..…………………………………………...3

Введение…………………………………………………….…..…………………………..4

  1. Понятие и сущность правонарушения, его основные признаки……...………….....7

1.1.Понятие и сущность  правонарушения…………………………………..…………....7

1.2.Анализ признаков правонарушения….…………………………..………………….10

1.3.Виды правонарушений…………………………………………….………………....15

  1. Юридический состав правонарушений……………………………………..............21

2.1.Понятие объекта  и объективной стороны правонарушения…………….………....21

2.2.Характеристика субъекта правонарушения…………………………….…………...33

2.3.Анализ субъективной  стороны правонарушения……………………….…………..38

Заключение……………………………………….………………..………….….………..47

Список использованных источников…………………………………….....…………....50

Приложения…………………………………………………………………..……………54


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Дипломная работа 55с., 40 источников, 2 приложения

Правонарушение, противоправность правонарушения, административное правонарушение (проступок), деликтоспособность, виновность, наказуемость, общественная опасность, административное запрещение, административное взыскание (наказание), умышленная форма вины, неосторожность, состав правонарушения, объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, вина, небрежность, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, крайняя необходимость, обоснованный риск, иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.

Основная цель дипломной работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.

Объект исследования дипломной работы: оценочные признаки юридического состава правонарушения.

Предмет исследования: проблемы, возникающие в практике при применении оценочных признаков состава правонарушения.

Методы исследования: метод компаративистики, токования правовых норм, компаративистики, системно-структурный, индукции, дедукции и исторический метод, метод анализа и синтеза.

Элементы новизны: актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и разграничением уголовных преступлений и административных проступков, представляется нам весьма своевременным.

Теоретическая и практическая значимость: работа помогает решить ряд трудностей при исследовании вопросов, связанных с административными правонарушениями и разграничением уголовных преступлений и административных проступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В науке о государстве  и праве есть проблемы, которые, несмотря на свою традиционность, всегда актуальны. В их числе теория правонарушений и юридического состава правонарушений. С самых давних времен, когда в раннеклассовых обществах зародилось право, появился и его неразлучный спутник – правонарушение. Теоретико-правовая мысль ищет ответ на вопрос: почему закон, казалось бы, принятый для общей пользы, освященный авторитетом государственной власти, воплотивший не один раз обсужденные, наиболее разумные правила поведения, тем не менее, нарушается. В поиске ответа на этот вопрос теория права сотрудничает с социологией, философией, социальной психологией, специальными юридическими науками (криминологией, наукой уголовного права и др.). Однако определение правонарушения, его видов и иных основных характеристик – это предмет теории права.

В последние годы углубление познания правонарушения идет по линии его социологической характеристики, прежде всего, как общественно опасного деяния в его классовой интерпретации.

В самой теории государства и права формируется концепция правонарушения как социального явления, порожденного определенными социальными причинами, складывается понимание правонарушения как формы выражения массовидного социального явления. Данные процессы, в свою очередь, сразу же поставили вопрос о причинах этого явления, закономерностях развития, формах борьбы с ним, предопределили задачу совершенствования сущности, закономерностей деликтности, причин правонарушений, прежде всего в связи с причинами возникновения и развития права как формы «урегулирования и порядка» общественной жизни. Теоретики и практики многих стран исследовали правонарушения на протяжении многих столетий, они выдвигали теории о происхождении, сущности и динамике этого явления.

В настоящее время, с учетом общественной опасности правонарушения принято делить на две группы: преступления и иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые. В связи с этим разделением встает проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков, поскольку провести границу между ними весьма и весьма не просто. Сложность этой задачи состоит в том, что речь идет о сходных по своему характеру явлениях и решаться она должна не иначе как в соответствии с законом, не нарушая основных принципов законодательства и не входя в противоречие с нормами международного права.

Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и разграничением уголовных преступлений и административных проступков, представляется нам весьма своевременным. Актуальность определила цель исследования: изучить теорию юридического состава правонарушения.

Основная цель дипломной работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

1. выявить основные  признаки административного правонарушения;

2. рассмотреть состав административного правонарушения, его объект и субъект, объективную и субъективную стороны;

3. проанализировать социально-правовую  сущность административного правонарушения, степень его общественной опасности.

В процессе написания  дипломной работы были применены методы анализа, синтеза, толкования правовых норм, компаративистики, системно-структурный, индукции, дедукции и исторический метод.

Объект исследования дипломной работы: оценочные признаки юридического состава правонарушения.

Предмет исследования: проблемы, возникающие в практике при применении оценочных признаков состава правонарушения.

Теоретической основой  для дипломного  исследования послужили  работы отечественных и зарубежных авторов, которые в разной степени изучали  оценочные признаки состава правонарушения. Важную роль в исследовании сыграли нормативные правовые акты в сфере административного права, гражданского права, уголовного права.

При написании работы  использовались такие  нормативные правовые акты как Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Исследованием вопросов, касающихся проблем юридического состав правонарушений занимались такие ученые как Вишневский, А.Ф., Крамник, А.Н., Керимов, С.А., Нерсесянц, В.С., Пиголкин, А.С. и другие ученые. Кроме этого, при написании работы использовались специализированные периодические издания, такие как, журналы «Правоведение»,  «Государство и право». и другие.

Дипломная  работа состоит  из двух  основных частей. В первой части рассматриваются основные понятия и определения по теме исследования. Здесь определяются понятие состава правонарушения, классификация признаков состава правонарушения, виды правонарушений.

Во второй главе исследуются юридический состав правонарушения и его роль в праве. Здесь раскрывается понятие, содержание, характерные черты юридического состава  правонарушения. Определяются принципы толкования правовых норм, содержащих признаки правонарушений.

 

1 Понятие и сущность правонарушения, его основные признаки

1.1 Понятие и сущность правонарушения

 

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт. Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным[17, c.20].

Однако не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.

Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением[17, c.23].

Единственным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.

Согласно ст. 9 Кодекса  об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее КоАП) административное правонарушение (проступок) есть посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность [3]. Под административным правонарушением, как основание административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение  граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП Республики Беларусь, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о  наличии соответствующего запрета в действующем законодательстве. Однако это обстоятельство не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение. В праве существует презумпция знания закона. Еще со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнанием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить[17, c.16].

Общественную опасность  большей части действий можно осознавать и без знания конкретных норм права, руководствуясь логикой отношений и стремлением не нарушать интересов других лиц. Религиозная и моральная заповедь - не желай другому того, чего не желаешь себе - четко ориентирует любое лицо, какие его действия могут быть общественно-опасными, причинить вред другим людям. Дееспособный человек, вступая в правоотношения, руководствуется так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях.

Здравого смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть результаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Умением предвидеть результаты своих действий, продумать их варианты и осуществить осознанный выбор человек отличается от животных. Последние, действуя на основе инстинктов, без разумения, не могут выступать субъектами правонарушения даже в случаях, когда они причиняют вред имуществу или здоровью человека.

Современное законодательство последовательно исходит из принципа, что только человек, обладающий свободной волей и способный предвидеть результаты своих действий, может нести ответственность за свои противоправные деяния, совершенные им виновно.

Способность человека быть субъектом правонарушения называется деликтоспособностью. Не все люди обладают ею. Имеются два основания, по которому люди могут признаваться неделиктоспособными - возраст и психическое заболевание [8, c.205].

По законодательству Республики Беларусь лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, несут уголовную и административную ответственность в полном объеме, т.е. за все составы преступлений и административных поступков (ст. 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За некоторые составы преступлений ответственность наступает с 14 лет. В то же время Уголовный кодекс Республики Беларусь предоставляет право суду освобождать от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния. Деликтоспособность несовершеннолетних в остальных отраслях права возникает одновременно с наступлением правоспособности.

Вопрос о возможности  лица, страдающего психическими заболеваниями, нести ответственность за совершенные  противоправные деяния, решается судом  на основании заключения психологической экспертизы. Лицо, признанное судом недееспособным, не может нести ответственности за гражданско-правовые и административные проступки. Оно освобождается от уголовной ответственности, если не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия иного болезненного состояния психики.

С учетом изложенного  можно сделать вывод о том, что правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица.

 

1.2 Анализ признаков  правонарушения

 

Административные правонарушения, как и иные виды правонарушений, обладают соответствующими признаками. Общие признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП Республики Беларусь. Из этого определения вытекают три признака административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость.

Любое административное правонарушение проявляется в определенных поступках, т.е. действиях или бездействиях, называемых в его определении деянием. В КоАП Республики Беларусь 1984 г. и ныне действующем КоАП Российской Федерации термин «деяние» не употребляется, в первую очередь, потому, что он присущ преступлению и является, по существу, одним из его признаков. В словарях русского языка этот термин разъясняется как действие, поступок, но не бездействие. Полагаем, что более правильным было бы термин «деяние» не употреблять и в КоАП Республики Беларусь, хотя применение его не имеет столь существенного значения, не меняет характер и сущность административного правонарушения.

Законодатель рассматривает в  качестве административного правонарушения не любое деяние, а лишь то, которым причиняется вред, которое является общественно вредным. Не может быть никаких сомнений в том, что противоправное деяние представляет общественную вредность. Вредоносны и аморальные поступки. Между тем, вредность их не настолько велика, они не так многочисленны, чтобы возводить их в ранг правовых, запрещать правовыми нормами. Некоторые ученые полагают, что коль все виды правонарушений общественно вредны, то и все они общественно опасны. Иначе говоря, общественную вредность отождествляют с общественной опасностью. Подобное мнение возведено в ранг правовой нормы. Так, в части 4 статьи 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь записано: «Не является преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности, не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению» [6].

Общественная опасность административного  правонарушения выражается в первую очередь в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений.

Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы:

  • все административные правонарушения являются общественно вредными, поскольку ими разрушаются (расстраиваются) общественные отношения, урегулированные нормами административного права;
  • противоправных деяний, не являющихся общественно вредными, не существует;
  • по этой причине общественная вредность не выступает в качестве отдельного признака административного правонарушения.

Противоправность - один из важнейших признаков административного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административного права под угрозой административной ответственности.

Административное запрещение - это не только непозволение,  неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП Республики Беларусь запрещают совершать определенные действия, как-то: необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст. 9.16 КоАП Республики Беларусь), нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (ст. 17.1 КоАП Республики Беларусь),- другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет административную ответственность -- непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16 КоАП Республики Беларусь), уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которого аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50 КоАП Республики Беларусь).

Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осуществляется невыполнение правовой обязанности. За их пределами не может быть противоправности, а значит, и одного из признаков административного правонарушения.

КоАП Республики Беларусь определяет, какие деяния являются административными правонарушениями (ч. 1 ст. 1.1), и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть признано административным правонарушением, если это деяние не предусмотрено нормами КоАП Республики Беларусь. Только в нем находится исчерпывающий перечень административных правонарушений.

Второй не менее важный признак  административного правонарушения - виновность, наличие вины в совершении противоправного деяния. На виновность деяния обращается внимание не только в части 1 статьи 2.1, в которой дается определение административного правонарушения, но и в других статьях (ч. 1 ст. 2.3, ч. 1 ст. 2.4, ст. 3.1, ст.ст. 3.2--3.5, ст.ст. 4.1, 4.2 КоАП Республики Беларусь). В статье 4.2 КоАП Республики Беларусь вина возведена в один из принципов административной ответственности. Административной ответственности подлежат лишь лица, виновные в совершении административного правонарушения.

Вина выражается в психическом отношении физического лица к совершенному им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правонарушением признается такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. Общественно вредное деяние без вины может быть совершено лицом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступление вредных последствий. Административная ответственность в подобных случаях исключается, и совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.

Понятие административного правонарушения тесно связано с наличием административного взыскания, административной ответственности. Невозможно представить административное правонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения.

КоАП Республики Беларусь устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь. Перечень административных взысканий дается в части 1 статьи 6.2 КоАП Республики Беларусь. За конкретное правонарушение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП Республики Беларусь. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качеством) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (наказание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонарушения. Административное взыскание призвано обеспечить соблюдение определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП Республики Беларусь, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и виновность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания.

Административная наказуемость как признак правонарушения не означает, что совершение административного правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В главе 8 КоАП Республики Беларусь предусматривается возможность и освобождения от ответственности, т.е. от наложения административного взыскания. В Уголовном кодексе Республики Беларусь кроме освобождения от уголовной ответственности установлена альтернативная наказанию система мер уголовной ответственности (гл. 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь). В КоАП Республики Беларусь  подобное почему-то не получило закрепления.

Определение административного  правонарушения, которое дано в части 1 статьи 2.1 КоАП  Республики Беларусь, является формальным, так как включает в себя только формальный признак, подчеркивающий, что деяние противоправно, запрещено КоАП Республики Беларусь, в отличие от Уголовного кодекса Республики Беларусь. В части 1 статьи 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь обращается внимание и на материальный признак, т.е. общественную опасность деяния. В части 4 статьи 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь указано, что «не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению». В КоАП Республики Беларусь малозначительность деяния не влияет на признание его в качестве административного правонарушения, поскольку оно противоправно. Малозначительность как особенность конкретного вида совершенного правонарушения может служить основанием для освобождения виновного от административной ответственности (ст. 8.2 КоАП Республики Беларусь).

Сказанное свидетельствует, что всякое административное правонарушение общественно вредно, поскольку противоправно. По этой причине общественная вредность не является отдельным признаком конкретного противоправного деяния. Отсутствия вредности при наличии противоправности не бывает. Между тем, степень общественной вредности может быть разной. Если она значительна, существенна, то такое деяние общественно опасно, и за его совершение может быть предусмотрена уголовная ответственность. В ином случае при наличии административной противоправности деяния рассматриваются как административные правонарушения, среди которых не исключаются и малозначительные.

 

1.3 Виды правонарушений

 

Административные правонарушения различаются по многим свойствам:

  • по родовому и непосредственному объекту посягательства;
  • по характеру правонарушения;
  • по форме вины.

По родовому объекту  посягательства в КоАП Республики Беларусь деяния делятся на 17 видов правонарушений. Все они нашли отражение в названиях глав КоАП Республики Беларусь:

  • против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.1-9.22 КоАП Республики Беларусь);
  • против собственности (ст.ст. 10.1-10.9 КоАП Республики Беларусь);
  • в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (ст.ст. 11.1-11.52 КоАП Республики Беларусь);
  • в области предпринимательской деятельности (ст.ст. 12.1-12.30 КоАП Республики Беларусь);
  • против порядка налогообложения (ст.ст. 13.1-13.12 КоАП Республики Беларусь);
  • против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) (ст.ст. 14.1-14.18 КоАП Республики Беларусь);
  • против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (ст.ст. 15.1-15.63 КоАП Республики Беларусь);
  • против здоровья населения (ст.ст. 16.1--16.9 КоАП Республики Беларусь);
  • против общественного порядка и нравственности (ст.ст. 17.1-17.9 КоАП Республики Беларусь);
  • против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 18.1-18.40 КоАП Республики Беларусь);
  • в области охраны историко-культурного наследия (ст.ст. 19.1-19.7 КоАП Республики Беларусь);
  • против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст.ст. 20.1-20.13 КоАП Республики Беларусь);
  • против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (ст.ст. 21.1-21.16 КоАП Республики Беларусь);
  • в области связи и информации (ст.ст. 22.1-22.13 КоАП Республики Беларусь);
  • против порядка управления (ст.ст. 23.1-23.64) КоАП Республики Беларусь; против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст.ст. 24.1-24.12 КоАП Республики Беларусь);
  • против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета (ст.ст. 25.1-25.8 КоАП Республики Беларусь).

Административные правонарушения каждой главы можно разделить на виды по непосредственному объекту посягательства. Например, правонарушения, предусмотренные в главе 9, делятся на правонарушения:

Проблемы юридического состава правонарушений