Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ "Лицей №6"
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
Филиал в городе Нижняя Тура
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему «Проблемы финансирования деятельности бюджетных
учреждений на примере МОУ «Лицей №6»»
Выполнил студент
гр. ЗС (НТ) 080105-65 (К)
Руководитель
к.э.н., доцент
Допущен к защите в ГАК «__»______2009 г.
Зав. кафедрой ФиУ
к.э.н., доцент С.Ф. Федулова
Нижняя Тура
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИКО
– ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
1.1 Краткая характеристика учреждения
1.2 Структура учреждения
1.3 Виды оказываемых услуг
1.4 Характеристика персонала и оплата труда
2. ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
2.1 Планирование расходов по смете
2.2 Источники
формирования бюджетных и
2.3 Характеристика сметного финансирования
2.4 Роль бюджета
в финансовом обеспечении
2.5 Планирование
бюджетных и внебюджетных
2.6 Проблемы финансирования
деятельности бюджетных
3. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ЛИЦЕЙ» И
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
3.1 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ
3.2 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности
3.3 Предложения
по совершенствованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве.
Бюджетные организации
являются важными субъектами производственных
и финансово-экономических
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 5% общих расходов консолидированного бюджета.
Образовательные
учреждения являются основой системы
образования страны. Общеобразовательные
учреждения закладывают фундамент
знаний, который служит базой для
дальнейшего повышения
Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ, поэтому в ближайшее время должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане все заинтересованные в качественном образовании.
В отличие от
коммерческого предприятия
Изменение отношения государства и общества к образованию должно выразиться в конкретных шагах: в увеличении объемов его финансирования, в особой заботе о работниках образования, в создании условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формировании общественного мнения о ценности образования.
В литературе имеются, достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существовало также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобретение заемных денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства.
Сегодня существуют
определения финансирования, которые
расширяют и частично изменяют предшествующие
понятия. Некоторые авторы причисляют
к финансированию все процессы, которые
затрагивают обеспечение
Бюджетные учреждения
России находятся сегодня, как и
все общество, в состоянии глубокого
кризиса. Бюджетные учреждения не могут
жить в современных условиях без
поддержки со стороны государства.
Сегодня из государственного бюджета
удовлетворяются потребности в
финансировании только на 30—40 процентов.
Этих средств едва хватает, ими лишь
частично покрывается самое скудное
обеспечение текущей
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.
Целью работы является
разработка предложений по улучшению
эффективности использования
1. ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МОУ ЛИЦЕЙ № 6
1.1 Краткая характеристика учреждения
Полное наименование исследуемого учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6». Сокращенное наименование МОУ Лицей.
Учредителем учреждения является Администрация Качканарского городского округа.
Основными целями деятельности Лицея является:
- формирование
общей культуры личности
- создание основы
осознанного выбора и
- воспитание
в детях гражданственности,
- создание благоприятных
условий для разностороннего
развития личности, в том числе
путем удовлетворения
Основными задачами учреждения являются:
- обеспечение
необходимых условий для
- осуществление
обучения и воспитания в
- адаптация учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, здорового образа жизни;
Учреждение осуществляет
свою деятельность в соответствии с
действующим законодательством
Российской Федерации, Типовым положением
об общеобразовательном
Учреждение является
не коммерческой организацией и создано
без ограничения срока
Язык, на котором
ведется образовательный
Учреждение как юридическое лицо имеет устав, лицевой счет, гербовую печать, штамп, бланки со своим наименованием.
Учреждение осуществляет
образовательный процесс в
- Первая ступень – начальное общее образование (срок освоения 4 года)
- Вторая ступень – основное общее образование (срок освоения 5);
- Третья ступень – среднее (полное) общее образование (срок освоения 2 года)
Прием обучающихся в Лицей осуществляется на добровольной основе без проведения конкурсов в следующем порядке:
- в первые
классы принимаются дети
- прием детей
на третью ступень обучения
осуществляется по заявлению
родителей (законных
Предельный возраст
обучающихся для получения
Учебный год в Лицее начинается с 1 сентября.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, а продолжительность каникул не менее 30 дней, летом не менее 8 недель.
Продолжительность
урока составляет 40 минут, перемены
не менее 10 минут. В праздничные дни
продолжительность урока
В Лицее применяется пяти бальная система отметок. Для обучающихся первых классов бальная отметка не применяется.
В Лицее при необходимости организуются группы продленного дня.
Согласно медицинским заключениям может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Количество классов и групп продленного дня в Лицее определяется ежегодно потребностью населения. Наполняемость классов устанавливается в количестве 25 обучающихся.
Учреждение самостоятельно
осуществляет финансово – хозяйственную
деятельность. Оно имеет самостоятельный
баланс и лицевой счет.
1.2 Структура учреждения
Структура учреждения представлена на рисунке 1
Учредитель-Администрация Качканарского городского округа | |||||||||||||
Управление образованием Качканарского городского округа | |||||||||||||
Дирекор Лицея | |||||||||||||
Заместители директора по учебным вопросам | Заместитель директора по АХЧ | ||||||||||||
(по учебно-воспитательной работе; | Бухгалтерия | ||||||||||||
по внеклассной работе; | |||||||||||||
по социально- правовым вопросам; | Обслуживающий персонал | ||||||||||||
по учебным дисциплинам) | |||||||||||||
(рабочие; уборщики служебных помещений; сторожа;дворники) | Столовая | ||||||||||||
Педагогические работники | |||||||||||||
(педагоги организаторы; педагоги дополнительного образования; старший вожатый; учителя) | Библиотека |
Рис. 1 Структура МОУ ЛИЦЕЙ № 6
Функциональное
управление Лицеем осуществляется Управлением
образования Качканарского
Непосредственное
руководство Учреждением
Директор учреждения:
- руководит деятельностью
Лицея, несет персональную
- планирует,
организует и контролирует
- несет ответственность
за жизнь и здоровье детей
и работников во время
- осуществляет
прием на работу и расстановку
кадров, распределение должностных
обязанностей, несет ответственность
за уровень квалификации
- утверждает штатное расписание, ставки заработной платы, должностные оклады;
- разрабатывает и представляет на утверждение коллектива работников Лицея правила внутреннего трудового распорядка, утверждает должностные инструкции;
- издает приказы
и дает устные распоряжения, утверждает
локальные акты учреждения, обязательные
для исполнения всеми
- заключает все необходимые для деятельности договора от имени Лицея;
- обеспечивает
рациональное использование
- представляет
учреждение без доверенности
в государственных,
- несет ответственность
за свою деятельность перед
Учредителем (органом им
Заместители директора назначаются и освобождаются от должности директором по согласованию с начальником Управления образованием Качканарского городского округа.
К компетенции заместителей директора относится:
- обсуждение
и выбор учебных планов, программ,
учебников, форм и методов
- организация
работы по повышению
- решение о
переводе учащихся, формах проведения
промежуточных и итоговых
- решение о допуске учащихся к итоговой аттестации;
- заслушивание
отчетов о работе отдельных
педагогов по представлению
- определение
направления опытно-
- другие вопросы.
Руководители других подразделений Лицея (заместитель директора по АХЧ, главный бухгалтер, заведующая столовой, заведующая библиотекой) также назначаются на должность директором Лицея. Работники, находящиеся в подчинении руководителей подразделений, рассматриваются и принимаются директором по предъявлению руководителей.
1.3 Виды оказываемых услуг
Лицей помимо основных
образовательных программ в рамках
дополнительного образования
Основными направлениями деятельности Лицея является профильное обучение в старших классах. Профильное обучение осуществляется в трех направлениях: общеобразовательное, физико-информационное, химико-биологическое.
Дополнительно,
путем ведения кружковой
1. Естественно - научное. Созданы кружки «ЮИД» и «Жизнь животных».
2. Художественно
– эстетическое – развитие
художественных способностей и
формирование навыков
3. Научно – техническое. Кружки: «Столяр – конструктор», «Знакомство с технологиями печатных изданий», «Видеостудия».
4. Туристско-краеведческое
– создание условий для
5. Военно-патриотическое.
Создан цент военно-
6. Эколого-биологическое. Кружок «Мой край».
7. Социально – педагогическое. Кружок «Кулинария».
В Лицее используются полифункциональные помещения: музыкальный зал, спортивно-тренажёрный зал, тир, музей и так далее.
МОУ ЛИЦЕЙ № 6 в соответствии со своими задачами с требованиями и потребностями учащихся вправе оказывать следующие дополнительные платные услуги:
- изучение учебных
дисциплин сверх часов и сверх
программ по данной дисциплине,
предусмотренной учебным
- репетиторство
с обучающимися другого
- различные курсы:
по подготовке к поступлению
в учреждения
- оказание услуг
по адаптации детей к условиям
школьной жизни (до
- оказание услуг
по коррекции психического
- другие услуги.
Дополнительные образовательные услуги оказываются по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.
Видами предпринимательской деятельности Лицея является:
- создание платных
оздоровительных групп (
- организация
и проведение
- изготовление
и реализация методической
- индивидуальная педагогическая деятельность;
- проведение
развлекательных вечеров,
Оплата и расходы за платные дополнительные образовательные услуги в образовательном учреждении производятся через расчетный счет Лицея открытый в Расчетно-кассовом центре города Качканара.
Заработанные
средства и приобретенное на них
имущество учитывается на отдельном
балансе, как внебюджетные средства.
1.4 Характеристика персонала и оплата труда
По состоянию
на 2007 год среднесписочная
Среди педагогов и учителей имеют: высшую квалификационную категорию – 2 человека; первую квалификационную категорию – 49 человек; вторую квалификационную категорию – 6 человек; без категории – 5 человек.
В составе педагогического коллектива Лицея имеют высшее педагогическое образование – 47 человек, средне-специальное образование – 12 человек, молодых специалистов – 3 человек.
Стаж работы педагогов Лицея:
- от 1 до 5 лет – 2 человека;
- от 5 до 15 лет – 10 человек;
- от 15 до 25 лет – 25 человек;
- свыше 25 лет – 25человек.
Педагогический
коллектив Лицея
По данным 2007
года в среднем в МОУ ЛИЦЕЙ
№ 6 работает 96% – женщины и 4% –
мужчины (рис. 2).
Рис. 2 Распределение работников по половому признаку
В коллективе 10% трудящихся имеют возраст от 20 до 30 лет, 33% в возрасте от 30 до 40 лет, 29% в возрасте от 40 до 50 лет, 28% в возрасте от 50 до 60 лет. Работники этих трех возрастных категорий составляют костяк всего коллектива. Меньше всего работников в возрасте от 20 до 30 лет - 10% (рис. 3).
Рис. 3 Распределение работников по возрастному признаку
Уровень образования
всех работников Лицея достаточно высокий:
55% имеют высшее образование, 21% - среднее,
11% - средне-специальное и 13% средне-профессиональное
(рис. 4). Это обусловлено высокими
требованиями, предъявляемыми к персоналу
в Лицее.
Рис. 4 Образовательная структура коллектива
Достаточная обеспеченность
предприятия нужными трудовыми
ресурсами, их рациональное использование,
высокий уровень
Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей:
Коэффициент оборота
по приему персонала (Кпр) = Количество
принятого на работу персонала Среднесписочную
численность персонала
Коэффициент оборота
по выбытию (Кв) = Количество уволившихся
работников / Среднесписочную численность
персонала
Коэффициент текучести
кадров (Кт) = Количество уволившихся
по собственному желанию и за нарушение
трудовой дисциплины / Среднесписочную
численность персонала
Коэффициент постоянства состава персонала учреждения (Кпс) =
Количество работников, проработавших весь год Среднесписочную
численность персонала
Полученные в результате расчета данные сведем в таблицу 1.
Таблица 1
Динамика показателей движения рабочей силы
Показатель | 2006 | 2007 |
Коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр) | 0,12 | 0,11 |
Коэффициент оборота по выбытию (Кв) | 0,15 | 0,07 |
Коэффициент текучести кадров (Кт) | 0,15 | 0,07 |
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпс) | 0,95 | 0,98 |
Как видно из приведенных в таблице 2 данных, в течение последних 2 лет в учреждении не наблюдается резкие изменения в приеме работников и их увольнений, что положительно характеризует перспективы развития учреждения. Основной состав работников Лицея постоянен, основные изменения происходят только в обслуживающем персонале, а точнее в уборщиках служебных помещений.
- Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6»
- Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6
- Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6
- Проблемы формирования банковских ресурсов
- Проблемы формирования доходной и расходной части местного бюджета на примере города Калтан
- Проблемы формирования и исполнения расходной части местных бюджетов
- Проблемы формирования и использования средств бюджета ПФ РФ
- Проблемы уголовной ответственности за должностные преступления
- Проблемы уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела
- Проблемы укрепления финансового состояния предприятия
- Проблемы укрепления финансовой устойчивости страховой компании
- Проблемы управления ДОУ
- Проблемы управления унитарными предприятиями в современной России
- Проблемы учета аудита и анализа готовой продукции