Проблемы формирования доходной и расходной части местного бюджета на примере города Калтан







Министерство образования РФ

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Кафедра финансов

 

 

Дипломная работа

 

“Проблемы формирования доходной и расходной части 

местного бюджета  на примере города Калтан”

 

 

 

                                                            Руководитель:

Ассистент кафедры финансов Артюшенко А.А.

____________________________________

                                                                 ____________ «____»___________2001г.

 

 

 

Работа допущена к защите                                            Работа защищена с оценкой

в ГАК                                                                                   «___________________»

Декан экономического факультета,                 Председатель ГАК, канд.экон.наук

д.э.н., профессор Степанов И.Г.                       Буланов Ю.Н.

____________________________                     ____________________________

«______» ___________________                      ____________________________

                                                                 

Зав.кафедрой, канд.техн.наук, доцент

Шамовский В.Э.

_____________________________                                                                                          

«______» _____________________                                                                                 

Работа допущена к защите                            

Зав. кафедрой, к.т.н., доцент Шамовский  В.Э.             _____________________

Декан экономич. Факультета Степанов И.Г.                _____________________

Работа защищена с  оценкой                                          «____________________»

Председатель ГАК, к.э.н. Буланов Ю.Н.                       _____________________

 

                                          

 

 

 

                                          Новокузнецк 2001 г.

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Кафедра финансов

        

ЗАДАНИЕ

на дипломирование

студентке  Широковой  Н.Г.    группы ФЗУ-982

1. Тема дипломной работы  “Проблемы формирования доходной и расходной части местного бюджета на примере города Калтан  

утверждена приказом по университету № 

2. Содержание работы (перечень вопросов  подлежащих разработке):

1)изучение социально-экономического  состояния г. Калтан за 1998-2000 годы,

2)анализ структуры и исполнения  доходной и расходной части  бюджета г. Калтан  за 1998-2000 годы, 3)изучение возможности реструктуризации  задолженности в местный бюджет, 4)определение целесообразности  перевода бюджета города на  казначейское исполнение, 5)определение целесообразности перевода ГОРФО на электронный документооборот и на систему «Клиент-Банк».

3. Перечень демонстрационных  плакатов для использования в  докладе:

1) Структура доходной и расходной  части бюджета г. Калтан за 1998-2000 гг.,  2)Сокращение основных статей расходов финотдела г.Калтан при переводе доходной и расходной части местного бюджета на казначейское исполнение.3)Схема документооборота.4)Изменение статей затрат при переходе ГОРФО на электронный документооборот.5)Изменение статей затрат при переходе ГОРФО на систему «Клиент-Банк».

4. Исходные условия  и данные к выполнению работы: 1) Отчет об итогах социально-экономического развития г. Калтан за 1998-2000гг.,2) Отчеты ОФК г.Калтан, ГНИ г. Калтан, финотдела г.Калтан за 1998-2000гг. в части исполнения доходной части местного бюджета, 3) Законодательные и инструктивные материалы.

5. Консультант по специальным  разделам работы:

Горкевич Е.А. (специалист по доходам  финансового отдела г.Калтан)

  • Нормоконтроль

ст. преподаватель «____»_______________2001г.

6. Задание выдано                                                     «  »                    2001г.

7. Срок подачи готовой  работы декану на подпись 

____»______________2001г.

Руководитель______________________________          Артюшенко А.А.

Задание приняла к  исполнению студентка__________________Широкова Н.Г.

 

РЕФЕРАТ

 

Пояснительная записка  стр., 3 рис., 12 табл., 17 источников, 2 приложения.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНЫЙ  ПРОЦЕСС, БЮДЖЕТ,  ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, НАЛОГИ: РЕГУЛИРУЮЩИЕ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ, МЕСТНЫЕ, НЕДОИМКА, РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.

Объектом исследования являются источники формирования доходной и  расходной части местных  бюджетов, их структура на примере  бюджета города Калтан.

Цель работы - исследование проблем с которыми сталкиваются органы местного самоуправления в процессе формирования доходной и расходной части местного бюджета и выработка мероприятий по их решению.

В процессе работы проводился анализ социально-экономического развития города Калтан, изучалась структура доходной и расходной части местного бюджета, полнота исполнения бюджета по доходам и по расходам, а также процесс исполнения доходной и расходной части бюджета города Калтан на казначейское исполнение, а также перехода ГОРФО на электронный документооборот и на систему «Клиент – Банк» и “живых денег” в структуре доходов, уменьшение статей затрат бюджета города Калтан, разработаны предложения по реструктуризации задолженности в местный бюджет, показаны преимущества перевода доходной части бюджета города Калтан на казначейское исполнение, переход ГОРФО на электронный оборот и систему «Клиент банк».

                        

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   6

1 МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, КАК ОДИН  ИЗ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РФ. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . .  8  1.1 Бюджетная система  Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .  8

    1.1.1 Принципы построения бюджетной системы

    Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

    1.1.2 Звенья бюджетной  системы Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . 10

    1.1.3 Межбюджетные отношения, проблемы их

    реформирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  14

1.2 Проблемы формирования доходной  части местных 

 бюджетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  22

   1.2.1 Местные налоги, сборы  и неналоговые поступления . . . . . . . . . . . . . . . 23

   1.2.2 Отчисления в местный  бюджет от федеральных и 

   региональных налогов в  рамках межбюджетного 

   регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25

   1.2.3 Перечисления из других  уровней бюджетной системы . . . . . . . . . . . .  . 29

   1.2.4 Заимствования  осуществляемые местными  органами     

    самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .  32

  1.3 Основные направления  расходования средств из местных  бюджетов. . .   33

2 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО  АНАЛИЗА ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ 

ЧАСТИ БЮДЖЕТА.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 38

   2.1Проблемы социально-экономического  развития

   города Калтан за период  с 1998 по 2000 годы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  38

  2.2 Анализ доходной части  бюджета города Калтан 

  за 1998-2000 ГОДЫ.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . 44

   2.2.1 Структура  доходной части бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . 44

   2.2.2 Исполнение  доходной части бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . .48

2.3 Анализ расходной части местного  бюджета

 г.Калтан за 1998-2000годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  50

2.3.1 Структура расходной  части местного бюджета г.Калтан. . . . . . . . . .  . . 50

3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ  МЕСТНОГО БЮДЖЕТА. . . . . .  . 52               3.1 Проблемы оздоровления экономики  города Калтан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

3.2 Проблемы реструктуризации  задолженности

 в бюджет города Калтан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  54

3.3 Организационные вопросы исполнения  доходной и расходной

части бюджета города Калтан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  61

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  69

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема дипломной работы предполагает исследование проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при формировании бюджета города.

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные. В настоящее время насчитывается около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.

Ранее местные бюджеты  были составной частью единого государственного бюджета. Теперь же согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28.08.95г. № 154 - ФЗ, муниципальное образование формирует и утверждает свой бюджет самостоятельно. Однако при сегодняшнем построении бюджетного процесс местный бюджет должен обязательно согласовываться с вышестоящим органом власти. Согласованию подлежат не только расходы, связанные с исполнением государственных полномочий, но и собственные доходы и расходы местных бюджетов. Так как задачи вышестоящего органа государственной власти имеют мало общего с задачами муниципалитетов, это часто приводит к резкому перераспределению средств в пользу задач, решаемых органами государственной власти и подрывает самостоятельность местного бюджета.

Органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы основная часть доходов формировалось за счет собственных источников, на сегодня эта доля реально составляет не более 10-20%. Основную часть бюджета формируют регулирующие источники, нормативы отчислений по которым являются прерогативой субъектов федерации и федеральных органов. При существующей налоговой системе большинство городов не в состоянии обеспечить себя за счет собственных источников и вынуждены просить финансовую помощь у субъектов федерации.

Обостряет ситуацию и  проблема так называемых “нефинансируемых мандатов” которыми с избытком наделено низовое, наиболее многочисленное, звено бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, будучи формально самостоятельными, в разработке и утверждении своего бюджета, фактической свободой не обладают.

Налоговая и бюджетная  реформа должна быть направлены на обеспечение реальной, а не декларируемой  самостоятельности местных бюджетов. Однако налоговая реформа проводимая в настоящий момент не только не решает данных проблем, но и предполагает снижение собственных доходов местных бюджетов почти в 2 раза, еще более увеличивая роль регулирующих налогов, и тем самым подрывает основы финансовой самостоятельности местных бюджетов.

Целью данной дипломной  работы является не только анализ сложившейся ситуации, но и выработка ряда мер которые на макроуровне помогут обеспечить реальную самостоятельность местного бюджета, а на микроуровне изыскать все возможные резервы для оптимального исполнения доходной и расходной части местного бюджета в сложившихся на сегодняшний день макроэкономических условиях.

 

 

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, КАК  ОДИН ИЗ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РФ. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1Бюджетная система  Российской Федерации

 

1.1.1 Принципы построения  бюджетной системы 

Российской Федерации

 

В соответствии с Бюджетным  Кодексом Российской Федерации от 31.07.98г. № 145 - ФЗ, бюджетная система Российской Федерации  представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на принципах:

1) единства бюджетной  системы Российской Федерации, который означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, единый порядок ведения бухгалтерского учета и других основных параметров построения и функционирования всех уровней бюджетов;

2) разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации, то есть закрепление  соответствующих видов доходов  (полностью или частично) и полномочий  по осуществлению расходов за  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) самостоятельности  бюджетов. Данный принцип предусматривает  для каждого уровня бюджетной  системы наличие собственных  источников доходов и законодательное закрепление за ним регулирующих доходов, возможность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования бюджетных средств а также источники финансирования бюджетного дефицита. Кроме того, принцип самостоятельности бюджетов, определяет недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходом бюджетов, а также недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникающих в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) полноты отражений доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) сбалансированности  бюджета, который означает, что  объем предусмотренных бюджетов  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования ее дефицита;

6) эффективности и  экономности использования бюджетных  средств;

7) общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов, то  есть все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой его  доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита;

8) гласности, в соответствии  с которым проекты бюджетов  всех уровней, процедуры рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов, утвержденные бюджеты,  информация о ходе их исполнения  и т.п. должны быть доступны  гражданам через средства массовой информации. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

9) достоверности бюджета,  которая означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) адресности и целевого  характера бюджетных средств. 

 

1.1.2 Звенья бюджетной  системы Российской Федерации

 

Как уже говорилось, бюджетная  система любого государства в  первую очередь определяется действующим  государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты.

Государственная бюджетная  система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты  субъектов федерации (21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области) и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты.  В настоящее время насчитывается около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

При этом бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней //1//.

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является федеральный бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет осуществляется  процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР “Об основах налоговой системы” 1991г. и Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.98г. № 146-ФЗ наделен собственными доходными источниками, которые включают в себя федеральные налоги, сборы и неналоговые платежи, а также отчисления от регулирующих налогов. Дефицит государственного бюджета финансируется путем привлечения внешних и внутренних займов.

Другим не менее важным звеном бюджетной системы России являются региональные бюджеты.

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты  государство активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации от 31.07.98г. № 145-ФЗ для решения поставленных перед региональным бюджетом задач  доходы регионального бюджета формируются  за счет региональных налогов, сборов и неналоговых платежей, а также за счет отчислений от регулирующих налогов. Дотационные регионы получают поддержку из федерального Фонда финансовой поддержки регионов //2// .

Отдельное, не менее, а, может  быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Если в советские  времена стремление к всеобщей централизации  приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном  бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с  началом рыночных преобразований в  ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование подавляющего большинства бюджетных расходов на здравоохранение и просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Свод федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  образует понятие “Консолидированный бюджет” Российской Федерации. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже упоминавшимся Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10.10.91г., прочими законами Российской Федерации, законами республик в составе Российской Федерации, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов России на основе бюджетного законодательства //3//.

Таким образом, бюджетная  система Российской Федерации чрезвычайно  сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации, местные бюджеты. Федеральный  бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.

Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных  уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета построения бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

1.1.3 Межбюджетные отношения,  проблемы их реформирования

Взаимосвязи звеньев  бюджетной системы реализуется  через мезханизм межбюджетных отношений. Таким образом, межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти

 

Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Любая система межбюджетных отношений должна ориентироваться  на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности. Достичь всех этих целей одновременно крайне сложно, но найти между ними определенный компромисс вполне возможно. Основной недостаток сложившейся на сегодняшний день (во многом стихийно) системы межбюджетных отношений состоит в том, что не достигается ни одна из этих целей.

Экономической эффективности  в использовании бюджетных ресурсов нет, потому что у региональных и  особенно местных властей отсутствует  стабильные   доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы.

Социальная справедливость не достигается, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии и критериев выравнивания межрегиональных различий.

Политической стабильности нет в силу того, что распределение  расходных полномочий, доходных источников и финансовой помощи недостаточно “прозрачно”, не имеет четкой законодательной  базы, подвержено лоббированию и неформальным согласованиям.

До сих пор не решен  основополагающий вопрос бюджетного устройства: четкое разграничение полномочий и  ответственности за финансирование расходов между всеми тремя уровнями бюджетной системы. В Бюджетном  кодексе есть статьи, посвященные  этому вопросу, но их содержание слишком аморфно, особенно в отношении расходов “совместного” финансирования. К тому же региональные и особенно местные бюджеты перегружены финансовыми обязательствами, возложенными на них решениями вышестоящих властей без определенных источников финансирования (в международной терминологии такие обязательства называют “нефинансируемыми мандатами”) В качестве примера можно привести принятие федеральных законов о ветеранах, инвалидах, помощь семьям, имеющим детей, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 апреля 1999 года и др. Попытался изменить ситуацию федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 10 сентября 1997 года № 159-ФЗ, который дает право органам местного самоуправления принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации. Однако данное решение, как бы правильно оно не было с точки зрения межбюджетных отношений, не решает проблему социальной напряженности в регионах, потому что расходы местных бюджетов в основном связаны с нуждами населения страны. И если государственный орган принял решение, направленное на улучшение жизни населения, то оно не может исполняться частично. Кроме того, не может в стране быть положения, когда федеральный закон в одном районе выполняется полностью, а в другом - наполовину, когда решение о повышении заработной платы всех бюджетных работников по учителям, допустим выполняется, а по врачам - нет. Ситуацию осложняет отсутствие детально проработанного механизма компенсации выпадающих доходов или дополнительных расходов другим уровням бюджетной системы и ответственность за его выполнение, что не позволяет кардинально улучшить положение дел в данной сфере межбюджетных отношений.

Другой проблемой межбюджетных отношений является то, что разграничение  доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным. Возможность частого изменения  нормативов отчислений от федеральных налогов дестимулирует региональные и особенно местные власти развивать экономическую и налоговую базу территорий, порывает принцип самостоятельности бюджетов.

Распределение финансовой помощи регионам, а внутри регионов - муниципальным образованиям остается субъективным. Значительная часть финансовой помощи вообще распределяется без утверждения в соответствующем бюджете. “Формализованная” же часть финансовой поддержки фактически ориентируется на восполнение превышения расходов над доходами, причем и те, и другие оцениваются на основе скорректированных отчетных данных. Ряд регионов добились или добиваются особого положения в бюджетной системе, выторговывая себе за счет федерального бюджета самые различные льготы и привилегии.

Проблемы формирования доходной и расходной части местного бюджета на примере города Калтан