Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)
Содержание
Введение
1. Теоретические положения и
принципы разработки местных
бюджетов в Российской
1.1 Роль местного бюджета в бюджетной системе РФ
1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов и расходов
1.3 Процесс формирования и
1.4 Современное состояние системы финансово - бюджетных процессов муниципальных образований
2. Проблемы формирования и
2.1 Общая характеристика бюджета города Ставрополя
2.2 Анализ источников доходов и расходов бюджета города Ставрополя
2.3 Оценка исполнения бюджета города Ставрополя
2.4 Проблемы и перспективы
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы исследования. В
последнее время стали
Несовершенство организации
В условиях взятого курса на децентрализацию
бюджетной системы Российской Федерации,
реформирования территориальных основ
местного самоуправления и расширения
ответственности муниципальной
власти за устойчивое социально-экономическое
развитие своей территории особое значение
приобретает процесс
Одним из условий стабильного социально-
Степень изученности проблемы. Основные
принципы и подходы к решению
проблем устойчивого развития территориальных
экономических систем исследованы
в трудах А.И.Абалкина, И.Я. Блецхина,
В.И. Вернадского, А.Г. Гранберга, В.А. Коптюга,
М.Ю. Калинчикова и других ученых.
Особую значимость представляют теоретические
и методологические положения О.В.
Богачёвой, Е.М. Бухвальда, А.Г. Игудина,
В.В. Климанова, Г.В. в вопросах значимости
бюджетных доходов в системе
формирования финансовых ресурсов территорий,
бюджетного федерализма, роли средств
межбюджетного регулирования, важности
института местного самоуправления
в обеспечении стабильного
Управление устойчивым развитием территориальных бюджетов является достаточно новой для российской науки и практики проблемой. В настоящее время в этой области получили известность работы ученых Т.В.Дорониной, В.Н. Ендроновой, Е.А. Захарчук, В.Б.Ияшвили, А.А. Кавинова.
Полагаясь на исследования зарубежных и российских ученых, следует подчеркнуть, что именно комплексный подход к проблеме финансовой устойчивости муниципальных образований на фоне реформирования бюджетного устройства и бюджетного процесса является залогом успешной реализации стратегии территориального развития.
Целью дипломного исследования является
выявление проблем формирования
и повышение эффективности
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- выявить роль местного бюджета в бюджетной системе РФ;
- рассмотреть понятие,
- раскрыть процесс формирования и исполнения местного бюджета;
- изучить современное состояние
системы финансово - бюджетных
процессов муниципальных
- рассмотреть общую
- проанализировать источники
- дать оценку исполнения
- выявить проблемы и
Гипотеза дипломного исследования
базируется на предположении о том,
что проведение на местном уровне
самостоятельной бюджетной
Объектом исследования является бюджетная система города Ставрополя.
Предмет исследования - система финансово-
Методы исследования. При проведении
исследования использовались методы системного,
структурного и функционального
анализа, монографический и экономико-
База исследования - администрация Ставропольского края.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов в Российской Федерации
1.1 Роль местного бюджета в бюджетной системе РФ
Объективной основой использования
местных бюджетов в качестве экономического
метода регулирования является реальная
возможность посредством
Государственная бюджетная система Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских) [29;.24].
С 1991 года Российская Федерация начала
переход к принятому в
Реформы, проводимые с 1992 года, привели
к тому, что произошел массовый
отказ от финансирования социальной
сферы предприятиями и
В целом система из многоканальной
перешла в двухуровневый
Параллельно осуществлялся поиск
новых источников на замену отраслевого
финансирования объектов непроизводственной
сферы. В этот период была осуществлена
малая приватизация в торговле и
общественном питании, введена система
медицинского страхования в здравоохранении,
платности услуг учебных
Проблема расширения собственной
доходной базы бюджетов регионов и
особенно местных органов самоуправления
остается исключительно актуальной.
За последние годы на местные бюджеты
были переложены дополнительные расходы
по финансированию социальной инфраструктуры
и ряд других расходов. Однако их
доходная база была расширена. Об этом
свидетельствуют следующие
Если проанализировать финансово-экономическое
состояние муниципальных
Сегодня наиболее остро стоит вопрос
недостаточного обеспечения финансово-
Проанализировав тенденции развития
бюджетных систем разных стран, можно
отметить следующее: сначала преобладала
макроэкономическая концепция регулирования
социально-экономических
Значительная доля местных бюджетов приходится на помощь нуждающимся и малообеспеченным слоям населения. Эта помощь оказывается в виде выплаты определенной денежной суммы, либо через финансирование бесплатных услуг социальной сферы. В целом роль местных бюджетов в настоящее время существенно возрастает.
Во Франции и Великобритании удельный вес местных финансов в общих финансовых ресурсах государства составляет более 30%, в США, Германии, Японии 50-60%, в России в начале 1990-х годов 24% [33;12].
Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования.
В 1995 году в РФ на местном уровне произошли серьезные изменения, которые обусловлены принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия: его правовые, экономические и финансовые основы. Указанный акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование» [31;4].
Новая редакция Федерального закона
«Об общих принципах
Местное самоуправление является одной
из основ конституционного строя
Российской Федерации. В качестве власти,
наиболее приближенной к населению,
местное самоуправление обеспечивает
защиту тех интересов граждан, которые
основаны на совместном их проживании
на определенной территории, на неизбежном
взаимодействии жителей этой территории.
В то же время местное самоуправление
признается и гарантируется государством
как форма самоорганизации
1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов и расходов
Местное самоуправление -- обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за исполнением бюджетов [16;38].
Финансовой базой местных
Местные бюджеты -- один из главных
каналов доведения до населения
конечных результатов производства.
Через них общественные фонды
потребления распределяются между
отдельными группами населения. Из этих
бюджетов в известной мере финансируется
и развитие отраслей производственной
сферы, в первую очередь местной
и пищевой промышленности, коммунального
хозяйства, объем продукции и
услуги которых также являются важным
компонентом обеспечения
Местный бюджет (англ. regional budget) - в
бюджетном законодательстве РФ форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Бюджет муниципального образования
- в РФ - форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
При этом местный бюджет может быть дефицитным или профицитным.
Дефицит местного бюджета - превышение расходов бюджета развития над его доходами, выраженное в абсолютных и относительных величинах.
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей (таблица 1).
Таблица 1 - Бюджет муниципального образования
Доходная часть |
Расходная часть |
|
I. Собственные доходы: |
I. Покрытие текущих расходов: |
|
1. Местные налоги и сборы |
1. Расходы на содержание
и ремонт жилищно- |
|
2. Отчисления от федеральных
и региональных налогов и |
2. Расходы на муниципальное здравоохранение |
|
3. Доходы от операции с ценными бумагами |
3. Расходы на муниципальное образование, культуру |
|
4. Доходы от приватизации, аренды |
4. Расходы на социальную поддержку населения |
|
5. Штрафы |
5. Расходы на содержание муниципальный транспорта |
|
6. Заемные средства |
6. Иные расходы |
|
7. Иные доходы |
II. Расходы на развитие |
|
II. Иные финансовые средства: |
7. вложения в социально- |
|
8. Регулирующие доходы |
8. Инвестиционная деятельность |
|
9. Дотации |
||
10.Субвенции |
||
11. Субсидии |
||
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты [36;9].
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся [26;48]:
1) доходы от приватизации и
реализации муниципального
2) доходы от сдачи в аренду
муниципального имущества,
3) платежи за пользование
4) доходы от проведения
5) штрафы, подлежащие перечислению
в местные бюджеты в
6) государственная пошлина,
7) не менее 50 процентов налога
на имущество предприятий (
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.
К указанным доходам относятся:
1) часть подоходного налога с
физических лиц в пределах
не менее 50 процентов в среднем
по субъекту Российской
2) часть налога на прибыль
организаций в пределах не
менее 5 процентов в среднем
по субъекту Российской
3) часть налога на добавленную
стоимость по товарам
4) часть акцизов на спирт,
водку и ликероводочные
5) часть акцизов на остальные
виды подакцизных товаров (за
исключением акцизов на
Расходная часть местных бюджетов включает:
1) расходы, связанные с решением
вопросов местного значения, установленные
законодательством Российской
2) расходы, связанные с
3) расходы, связанные с
4) расходы, связанные с
5) ассигнования на страхование
муниципальных служащих, объектов
муниципальной собственности,
6) иные расходы, предусмотренные
уставом муниципального
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.
Таким образом, местный бюджет отображает в денежном выражении план действий органов местного самоуправления на определенный период, как правило, на год. Каждое муниципальное образование имеет собственное право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Р.Ф.
1.3 Процесс формирования и исполнения местного бюджета
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования [4].
Органы государственной власти гарантируют:
1) право представительных
2) право представительных
3) компенсацию увеличения
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Для оптимизации исчисления ожидаемых доходов и расходов бюджетов муниципальных образований бюджеты должны соответствовать следующим принципам [10].
- Принцип единства бюджета
- Принцип достоверности бюджета
предусматривает надежность
- Принцип самостоятельности
- Пpинцип сбалансированности
- Принцип гласности означает
информирование населения о
- Принцип последовательности
Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
в процессе осуществления бюджетного
регулирования и органы местного
самоуправления в процессе формирования
местных бюджетов руководствуются
государственными минимальными социальными
стандартами, социальными нормами,
нормативами минимальной
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
Представительные органы местного самоуправления вправе:
1) устанавливать местные налоги
и сборы и предоставлять
2) в соответствии с
2. Органы местного
3. Население муниципального
- Проблемы формирования и рационального использования оборотных средств в организации (на примере ТК «Россия»)
- Проблемы формирования мотивации в процессе обучения
- Проблемы формирования полоролевых стереотипов поведения младших школьников с нарушениями интеллекта
- Проблемы формирования собственного капитала коммерческого банка
- Проблемы формирования эффективной социальной политики в условиях нестабильной деятельности предприятия
- Проблемы школьной тревожности и пути ее преодоления у детей младшего школьного возраста
- Проблемы эвтаназии в уголовном праве
- Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6»
- Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6
- Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6
- Проблемы формирования банковских ресурсов
- Проблемы формирования доходной и расходной части местного бюджета на примере города Калтан
- Проблемы формирования и исполнения расходной части местных бюджетов
- Проблемы формирования и использования средств бюджета ПФ РФ