Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)

Содержание

Введение

1. Теоретические положения и  принципы разработки местных  бюджетов в Российской Федерации

1.1 Роль местного бюджета в  бюджетной системе РФ

1.2 Местный бюджет: понятие, структура,  источники доходов и расходов

1.3 Процесс формирования и исполнения  местного бюджета

1.4 Современное состояние системы  финансово - бюджетных процессов  муниципальных образований

2. Проблемы формирования и использования  средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)

2.1 Общая характеристика бюджета  города Ставрополя

2.2 Анализ источников доходов  и расходов бюджета города  Ставрополя

2.3 Оценка исполнения бюджета  города Ставрополя

2.4 Проблемы и перспективы формирования  финансовой устойчивости местного  бюджета города Ставрополя

Заключение

Литература

Введение

Актуальность темы исследования. В  последнее время стали укрепляться  и доминировать идеи глобального  и регионального развития, формируемые  в понятиях социальных приоритетов, устойчивости и сбалансированности. В масштабах государств, особенно пространственно значительных и  со сложной территориальной структурой, достижение устойчивости, стабильности и социальной ориентации невозможно без формирования необходимого финансово-экономического фундамента, достаточного для обеспечения  самостоятельности в реализации органами местного самоуправления своих  полномочий.

Несовершенство организации общественного  сектора, неэффективность использования  ресурсов, наблюдающиеся в РФ в  целом, характерны и для муниципалитетов. Общая сложная экономическая  ситуация, отсутствие собственной устойчивой доходной базы обусловливает тяжелое  финансовое положение местного самоуправления. Это дополняется проблемой взаимодействия местных властей с субъектами Федерации и с центром. Одновременно продолжается процесс передачи различных  функций на уровень муниципалитета, при этом должный объем финансирования не обеспечивается.

В условиях взятого курса на децентрализацию  бюджетной системы Российской Федерации, реформирования территориальных основ  местного самоуправления и расширения ответственности муниципальной  власти за устойчивое социально-экономическое  развитие своей территории особое значение приобретает процесс формирования и использования местного бюджета. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются финансовыми  ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований. Местный  бюджет активизирует хозяйственную  деятельность, позволяет развивать  инфраструктуру муниципального образования.

Одним из условий стабильного социально-экономического развития является достижение сбалансированности между доходами и расходами местного бюджета. Решение этой проблемы требует  формирования устойчивой бюджетной  системы. В связи с этим, уточнение  теоретических основ и анализ формирования и использования местных  бюджетов в современных условиях является важной задачей научных  исследований. Все вышеизложенное характеризует  актуальность дипломного исследования.

Степень изученности проблемы. Основные принципы и подходы к решению  проблем устойчивого развития территориальных  экономических систем исследованы  в трудах А.И.Абалкина, И.Я. Блецхина, В.И. Вернадского, А.Г. Гранберга, В.А. Коптюга, М.Ю. Калинчикова и других ученых. Особую значимость представляют теоретические  и методологические положения О.В. Богачёвой, Е.М. Бухвальда, А.Г. Игудина, В.В. Климанова, Г.В. в вопросах значимости бюджетных доходов в системе  формирования финансовых ресурсов территорий, бюджетного федерализма, роли средств  межбюджетного регулирования, важности института местного самоуправления в обеспечении стабильного функционирования государства.

Управление устойчивым развитием  территориальных бюджетов является достаточно новой для российской науки и практики проблемой. В  настоящее время в этой области  получили известность работы ученых Т.В.Дорониной, В.Н. Ендроновой, Е.А. Захарчук, В.Б.Ияшвили, А.А. Кавинова.

Полагаясь на исследования зарубежных и российских ученых, следует подчеркнуть, что именно комплексный подход к  проблеме финансовой устойчивости муниципальных  образований на фоне реформирования бюджетного устройства и бюджетного процесса является залогом успешной реализации стратегии территориального развития.

Целью дипломного исследования является выявление проблем формирования и повышение эффективности использования  местного бюджета.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

- выявить роль местного бюджета  в бюджетной системе РФ;

- рассмотреть понятие, структуру,  источники доходов и расходов  местного бюджета;

- раскрыть процесс формирования  и исполнения местного бюджета;

- изучить современное состояние  системы финансово - бюджетных  процессов муниципальных образований;

- рассмотреть общую характеристику  бюджета города Ставрополя;

- проанализировать источники доходов  и расходов бюджета города  Ставрополя;

- дать оценку исполнения бюджета  города Ставрополя;

- выявить проблемы и перспективы  формирования финансовой устойчивости  местного бюджета города Ставрополя.

Гипотеза дипломного исследования базируется на предположении о том, что проведение на местном уровне самостоятельной бюджетной политики, адекватной условиям нового федерального законодательства по вопросам организации  местного самоуправления, требует совершенствования  процесса обеспечения достаточности  местных бюджетов.

Объектом исследования является бюджетная  система города Ставрополя.

Предмет исследования - система финансово-экономических  и правовых отношений муниципальных  образований по поводу формирования, распределения и использования  бюджетных ресурсов.

Методы исследования. При проведении исследования использовались методы системного, структурного и функционального  анализа, монографический и экономико-статистический методы.

База исследования - администрация  Ставропольского края.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов в Российской Федерации

1.1 Роль местного бюджета в бюджетной системе РФ

Объективной основой использования  местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации  денежных средств оказывать влияние  на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических  процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления  финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Государственная бюджетная система  Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский  бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских) [29;.24].

С 1991 года Российская Федерация начала переход к принятому в большинстве  стран бюджетному устройству, предусматривающему независимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня. Это, как предполагалось, создаст базу для самостоятельности местных  органов управления. Реорганизация  местного финансирования на основе новых  принципов сама по себе очень сложна. Сложность перехода заключается, прежде всего, в том, что невозможно механически  перенести бюджетные расходы, не финансировавшиеся территориальным  бюджетом в рамках унитарной системы, на новые, независимые бюджеты. Необходимо учитывать специфику, ранее существовавшей бюджетной системы, состоящую в  том, что значительная часть расходов на социально-культурные мероприятия  финансировалась в пределах унитарной  системы отраслями материального  производства из соответствующих фондов предприятий. Этот аспект проблемы практически  не нашел отражения при определении  новых источников формирования доходов  местных бюджетов [38;20].

Реформы, проводимые с 1992 года, привели  к тому, что произошел массовый отказ от финансирования социальной сферы предприятиями и отраслями. Ведомственные жилье, транспорт, учреждения медицины и пионерские лагеря оказались  без финансовых средств. Значительная их часть реализована для использования  в других целях. Особенно актуальной стала проблема организации инвестиционного  процесса в социально-культурной сфере, поскольку в местных бюджетах соответствующие средства предусмотрены  не были, а другие формы финансирования были еще не найдены или не апробированы.

В целом система из многоканальной перешла в двухуровневый принцип  организации: бюджет на региональном уровне; местный бюджет на районном (городском) уровне.

Параллельно осуществлялся поиск  новых источников на замену отраслевого  финансирования объектов непроизводственной сферы. В этот период была осуществлена малая приватизация в торговле и  общественном питании, введена система  медицинского страхования в здравоохранении, платности услуг учебных заведений  в системе образования. Однако эти  и другие меры не позволили найти  адекватную замену источников финансирования [354 8-10].

Проблема расширения собственной  доходной базы бюджетов регионов и  особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной. За последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база была расширена. Об этом свидетельствуют следующие данные, характеризующие удельный вес доходов  каждого звена бюджетной системы. В 2003 году из общей суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в федеральный бюджет поступило 15,9% , в региональные -16,5% и в местные бюджеты - 27% , по данным на начало 2006 года соответственно 49%, 26,4% и 1,6 % , т.е. произошло повышение доходов бюджетов субъектов Федерации и снижение доходов местных бюджетов. В конце 2005 года собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков -11,9%, сельских районов -11,8% и сельских поселений -5,8%.Эти цифры убедительно свидетельствуют о необходимости резкого укрепления доходной базы местных бюджетов.

Если проанализировать финансово-экономическое  состояние муниципальных образований  за 2002-2008 годы, то можно увидеть, что  на протяжении данного периода происходило  неуклонное падение уровня их бюджетной  обеспеченности. Бюджеты развития муниципальных  образований за этот период снизилось  с 22 % до нуля. Объем доходной части  местных бюджетов с 2003 года упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это привело к возникновению  кредиторской задолженности в крупных  объемах, погашение которой в  бюджете не планировалось, а также  отрицательно отразилось на фактическом  финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда и  объектов социальной сферы. В этот период органы местного самоуправления вынуждены  были обращаться за коммерческими кредитами. При этом, улучшив положение в  текущем году, на следующий год  они несли потери из-за уплаты высоких  процентов [33;8-10].

Сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической  самостоятельности муниципальных  образований, формирования муниципальной  собственности на землю и средств  местных бюджетов. Чтобы осуществить  этап социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально  обеспечить самостоятельность и  сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной  системы страны.

Проанализировав тенденции развития бюджетных систем разных стран, можно  отметить следующее: сначала преобладала  макроэкономическая концепция регулирования  социально-экономических процессов, затем повышалась роль центральных  бюджетов, где концентрировался основной объем бюджетных средств. Следует  также отметить, что в Великобритании расходы местных бюджетов на школьные и профессиональное образование  превышает 40% общих затрат на эти  цели, во Франции и Японии - 30%. Муниципалитет  Хельсинки направляет на нужды образования  свыше 15% своего бюджета, а муниципалитет  Токио - до 25% . Такое финансирование с явным превышением удельного  веса финансируется из местного бюджета [40; 12].

Значительная доля местных бюджетов приходится на помощь нуждающимся и  малообеспеченным слоям населения. Эта помощь оказывается в виде выплаты определенной денежной суммы, либо через финансирование бесплатных услуг социальной сферы. В целом  роль местных бюджетов в настоящее  время существенно возрастает.

Во Франции и Великобритании удельный вес местных финансов в  общих финансовых ресурсах государства  составляет более 30%, в США, Германии, Японии 50-60%, в России в начале 1990-х  годов 24% [33;12].

Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических  отношений, возникающих по поводу, распределения  и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между  органами местного самоуправления и  населением, живущим на территории данного муниципального образования.

В 1995 году в РФ на местном уровне произошли серьезные изменения, которые обусловлены принятием  Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении  народовластия: его правовые, экономические  и финансовые основы. Указанный акт  ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование» [31;4].

Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ является новым не только по территориальному устройству, но и по взгляду на роль местного самоуправления в системе публичной власти. Он основывается на новом взгляде на всю роль публичной власти. Публичная власть должна предоставлять общественные услуги и гарантировать развитие экономики, общественных отношений, социальных отношений на своих территориях. Она не должна заниматься хозяйственными вопросами. Точка зрения, согласно которой город является большой корпорацией, а городская власть -- ее руководством, уходит в прошлое. Именно поэтому для реализации полномочий местного самоуправления составлен их закрытый перечень. Излишняя собственность, которая ранее считалась возможной для привлечения дополнительных доходов в бюджет данного уровня власти, теперь признается излишней и либо подлежит перепрофилированию, т. е. изменению целевого назначения, либо должна быть приватизирована, власть должна только создавать условия и не должна вмешиваться в управление.

Местное самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые  основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан  для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности  и населения муниципального образования  в целом.

1.2 Местный бюджет: понятие, структура, источники  доходов и расходов

Местное самоуправление -- обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные  представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность органов  местного самоуправления по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за исполнением бюджетов [16;38].

Финансовой базой местных органов  власти являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

Местные бюджеты -- один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется  и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности  населения.

Местный бюджет (англ. regional budget) - в  бюджетном законодательстве РФ форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ). Местный бюджет называют также бюджетом муниципального образования. Местные бюджеты относятся к  третьему уровню бюджетной системы  РФ [23;84].

Бюджет муниципального образования - в РФ - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления [23;86].

При этом местный бюджет может быть дефицитным или профицитным.

Дефицит местного бюджета - превышение расходов бюджета развития над его  доходами, выраженное в абсолютных и относительных величинах.

Бюджет муниципального района и  свод бюджетов поселений, входящих в  состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей (таблица 1).

Таблица 1 - Бюджет муниципального образования

 

Доходная часть

Расходная часть

 

I. Собственные доходы:

I. Покрытие текущих расходов:

 

1. Местные налоги и  сборы

1. Расходы на содержание  и ремонт жилищно-коммунального  хозяйства

 

2. Отчисления от федеральных  и региональных налогов и сборов

2. Расходы на муниципальное  здравоохранение

 

3. Доходы от операции  с ценными бумагами

3. Расходы на муниципальное  образование, культуру

 

4. Доходы от приватизации, аренды

4. Расходы на социальную  поддержку населения

 

5. Штрафы

5. Расходы на содержание  муниципальный транспорта

 

6. Заемные средства

6. Иные расходы

 

7. Иные доходы

II. Расходы на развитие

 

II. Иные финансовые средства:

7. вложения в социально-экономическое  развитие муниципального образования

 

8. Регулирующие доходы

8. Инвестиционная деятельность

 

9. Дотации

   

10.Субвенции

   

11. Субсидии

   
     

К собственным доходам местных  бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных  налогов и доли налогов субъектов  Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются  налогоплательщиками в местные  бюджеты [36;9].

К местным налогам и сборам относятся  налоги и сборы, установленные в  соответствии с федеральными законами.

К другим собственным доходам местных  бюджетов относятся [26;48]:

1) доходы от приватизации и  реализации муниципального имущества;

2) доходы от сдачи в аренду  муниципального имущества, включая  аренду нежилых помещений, и  муниципальных земель;

3) платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

4) доходы от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей;

5) штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации;

6) государственная пошлина, установленная  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

7) не менее 50 процентов налога  на имущество предприятий (организаций).

К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных  налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с  физических лиц в пределах  не менее 50 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль  организаций в пределах не  менее 5 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных  металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного  фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской  Федерации) в пределах не менее  10 процентов в среднем по субъекту  Российской Федерации;

4) часть акцизов на спирт,  водку и ликероводочные изделия  в пределах не менее 5 процентов  в среднем по субъекту Российской  Федерации;

5) часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах  не менее 10 процентов в среднем  по субъекту Российской Федерации.

Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением  вопросов местного значения, установленные  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъекта  Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением долга по муниципальным  займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением муниципального  долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, а  также гражданской ответственности  и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные  уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части  местного бюджета устанавливается  уставом муниципального образования  или иным правовым актом органа местного самоуправления.

Таким образом, местный бюджет отображает в денежном выражении план действий органов местного самоуправления на определенный период, как правило, на год. Каждое муниципальное образование  имеет собственное право на получение  в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета  субъекта Российской Федерации в  соответствии с настоящим Федеральным  законом и законами субъекта Р.Ф.

1.3 Процесс формирования  и исполнения местного бюджета

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования [4].

Органы государственной власти гарантируют:

1) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно  определять направления использования  средств местных бюджетов;

2) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно  распоряжаться свободными остатками  средств местных бюджетов, образовавшимися  в конце финансового года в  результате увеличения поступления  доходов или уменьшения расходов;

3) компенсацию увеличения расходов  или уменьшения доходов местных  бюджетов, возникших вследствие  принятия федеральных законов  и законов субъектов Российской  Федерации, а также иных решений  органов государственной власти.

Формирование местного бюджета  осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных  социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной  власти.

Для оптимизации исчисления ожидаемых  доходов и расходов бюджетов муниципальных  образований бюджеты должны соответствовать  следующим принципам [10].

- Принцип единства бюджета означает  формирование его на основе  единой классификации доходов  и расходов в Российской Федерации  в соответствии с Законом РФ "О бюджетной классификации  в Российской Федерации".

- Принцип достоверности бюджета  предусматривает надежность показателей  прогноза развития территории, правильность  выбора бюджетно-финансовой политики, точность расчета доходов и  расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении  бюджета.

- Принцип самостоятельности заключается  в самостоятельном формировании, утверждении и исполнении местных  бюджетов, контроле за их исполнением  органами местного самоуправления, а также наличии собственных  источников доходов.

- Пpинцип сбалансированности бюджета  заключается в равенстве доходов  и расходов бюджета с учетом  установленного предельного дефицита  бюджета и принимаемых мер  по его покрытию.

- Принцип гласности означает  информирование населения о состоянии  формирования и исполнения бюджета  в установленные законом сроки.

- Принцип последовательности выполнения  задач при составлении и исполнении  бюджета означает, что каждое  муниципальное образование должно  так планировать и развивать  свое бюджетное хозяйство, чтобы  гарантировать последовательное  выполнение его задач.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются  государственными минимальными социальными  стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной  обеспеченности [23;19].

В качестве составной части местных  бюджетов могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

Представительные органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать местные налоги  и сборы и предоставлять льготы  по их уплате в соответствии  с федеральными законами;

2) в соответствии с законодательством  Российской Федерации принимать  решения об установлении или  отмене местного налога и сбора,  о внесении изменений в порядок  его уплаты. Принятые решения  подлежат официальному опубликованию  не менее чем за один месяц  до вступления их в силу.

2. Органы местного самоуправления  вправе получать в местный  бюджет предусмотренные законами  Российской Федерации и законами  субъектов Российской Федерации  налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых  расположены вне территории данного  муниципального образования.

3. Население муниципального образования  может непосредственно принимать  решения о разовых добровольных  сборах средств граждан в соответствии  с уставом муниципального образования.  Собранные в соответствии с  указанными решениями средства  самообложения используются исключительно  по целевому назначению. Органы  местного самоуправления информируют  население муниципального образования  об использовании средств самообложения.

Проблемы формирования и использования средств муниципальных бюджетов (на примере города Ставрополя)