Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов в условиях дальнего востока

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1. Научные и правовые проблемы расследования преступлений, связанных с контрабандой биологических ресурсов на Дальнем Востоке………………………………………………………………………………..….6

1.1. Преступления, связанные с контрабандой биологических ресурсов как объект криминалистического исследования………………………………..6

1.2. Характеристика основных субъектов противодействия преступлениям, связанным с контрабандой водных биоресурсов………………………………………………………………………………...10

1.3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании преступлений, связанных с контрабандой биологических ресурсов………………………………………………………………………………..17

1.4. Основные направления и меры  противодействия преступлениям,  связанным с контрабандой водных биоресурсов.......................………………23

 

2. Особенности расследования  уголовных дел, связанных с  контрабандой водных биоресурсов в условиях Дальнего Востока……………………………….…………………………………………………31

2.1. Особенности первоначального этапа расследования……………...31

2.2. Организация и планирование расследования. Использование данных оперативно-розыскной деятельности……………………………………..36

2.3. Особенности производства  отдельных следственных действий….41

 

Заключение………………………………………………………………..50

Список используемых сокращений……………………………………...54

Список использованной литературы…………………………………….55

Приложение……………………………………………………………….60

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  контрабанда водных животных и растений приобрела размеры массового, остро негативного явления, представляющего реальную угрозу экономическим интересам общества и государства. Зачастую она совершается организованными, устойчивыми, тесно сплоченными преступными сообществами. Отмечается все более тесное сращивание отечественных преступных группировок с преступными сообществами иностранных государств, а также вовлечение в преступную деятельность отдельных сотрудников таможенных органов.

Контрабанда биоресурсов  наносит огромный материальный ущерб  государству. По оценкам специалистов, в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, в том числе и морепродуктами, отмечаются весьма тревожные процессы: сокращение производства многих важных видов продовольствия, массированный импорт продовольствия и т.д. Более того, наиболее острой проблемой является огромное количество совершаемых преступлений в сфере биологических ресурсов (см. приложение 1).

Это особенно характерно для Дальнего Востока, где находится  более половины биологических ресурсов России, в том числе и наиболее валютоемких (краб, трепанг и т.д.).

Koнтpaбaндa мopeпpoдyктoв на  Дальнем Востоке cкopo cтaнeт нaциoнaльным бeдcтвиeм для Poccии. Mopcкoe бoгaтcтвo cтpaны бeзжaлocтнo вычepпывaется. B нeйтpaльныx вoдax c тpayлеpoв нашего государства мopeпpoдyкты пpoдaютcя инocтpaнцaм в oгpoмныx кoличecтвax. Ежегодно органами внутренних дел выявляются тысячи правонарушений, связанных с хищением ценных пород рыбы, морепродуктов, незаконным вывозом их за рубеж.

Изложенное свидетельствует  об актуальности темы дипломной работы и необходимости разработки комплекса теоретических и практических рекомендаций по расследованию контрабанды морских биоресурсов.

Объектом настоящего исследования являются, криминальная деятельность в процессе  совершения контрабанды биоресурсов, а также деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений данной категории.

Предметом выступают нормы уголовного, уголовно-процессуального, таможенного законодательства, а так же теоретические положения уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и криминологической науки в части регулирования незаконного вылова водных биоресурсов и их контрабанды.

Цель данной дипломной работы - изучить особенности методики расследования контрабанды водных биоресурсов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести изучение и анализ результатов имеющихся научных исследований, относящихся к теме исследования;

- раскрыть понятие  и особенности данного вида  преступлений;

- исследовать специфику обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений, связанных с контрабандой биологических ресурсов;

- выделить основные направления и меры противодействия преступлениям, связанным с контрабандой водных биоресурсов;

- исследовать особенности  организации раскрытия и расследования  контрабанды биоресурсов.

Для решения указанных  задач, в работе использовались следующие общенаучные методы исследования:

- логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов);

- метод сравнительного правоведения (при анализе положений различных нормативно-правовых актов);

- контент-анализ (в процессе выборки и анализа отдельных положений законодательных актов, статистики, журнальных статей);

- статистический метод (при анализе состояния преступности);

- эмпирический метод (при анализе материалов уголовных дел, изучении нормативной, научной и специальной литературы);

Нормативной основой исследования являются: Конституция Российской Федерации; уголовное, уголовно-процессуальное, таможенное законодательство, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы безопасности и других ведомств.

Структура дипломной работы определена характером, целями и задачами исследуемых в ней проблем. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка используемых сокращений, списка используемой литературы, приложений и выполнена в объеме, соответствующем предъявляемым требованиям.

Основанием для выполнения выпускной квалификационной работы является приказ ДВЮИ МВД России № 749 от 30 декабря 2010 года «Об утверждении тем дипломных работ и закреплении научных руководителей за слушателями 5 «А» курса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАУЧНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОНТРАБАНДОЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

 

    1. Преступления, связанные с контрабандой биологических ресурсов как объект криминалистического исследования

 

Развитие рыночной экономики  России и активное участие страны в международных экономических отношениях повлекло за собой развитие внешнеэкономического оборота, сопровождающееся не только положительными, но и негативными тенденциями, к которым следует отнести стремление некоторых участников внешнеэкономического оборота к совершению таможенных правонарушений и преступлений - таких как контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. Указанные правонарушения наносят существенный вред экономике страны, государство ежегодно недополучает миллионы рублей в виде таможенных платежей, и терпит колоссальные убытки от контрабанды ценных водных биоресурсов.

В настоящее время  сложилось крайне тревожное положение  с охраной рыбных запасов, браконьерский  промысел принял промышленный размах, контрабанда водных биоресурсов  выросла в проблему международного масштаба, наносящую нашей стране огромный экономический и экологический ущерб.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»1. Объектами данных отношений являются водные биоресурсы и среда их обитания.

Водные биологические  ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие (морские котики, морские бобры, тюлени, моржи и т.п.), водоросли и растения, обитающие в состоянии естественной свободы во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе2. Рыбы являются наиболее многочисленной группой среди позвоночных животных и насчитывают более 20 тыс. видов. По местам обитания рыбы делятся на экологические группы: морские, пресноводные, проходные и т.д. Перечень охраняемых рыб для Дальневосточного региона Российской Федерации установлен в Правилах рыболовства3.

Полный развал рыбодобывающей отрасли в России в середине 90-х  гг. привел к возникновению множества  мелких частных предприятий и переходу практически всего рыболовецкого флота в частные руки. Это вызвало переориентацию промысла с массовых, но не приносящих высоких прибылей объектов добычи – сельдь, сайра, треска, на более скромные по запасам, но и более дорогие виды – крабы, креветки, морские ежи, ценные породы рыб. В результате вылов дальневосточных  «валютоемких» видов морских биоресурсов увеличивается с каждым годом. Так же увеличилось число предприятий, ведущих этот промысел без каких-либо лицензий и разрешений, а, следовательно, увеличилось и число незаконных экспортных операций, то есть широкое распространение получило такое преступление как контрабанда.

Проблема борьбы с  контрабандой занимает все большее  место в деятельности органов внутренних дел. Увеличению количества возбужденных уголовных дел о контрабанде способствует множество факторов, определяющим из них является отсутствие оборудованных границ между государствами – бывшими республиками CCCP, что сделало одной из наиболее острых проблем незаконное перемещение товаров и транспортных средств помимо установленных пунктов пропуска.

Контрабанда в последние  годы стала одним из распространенных экономических преступлений, наносящих существенный ущерб интересам России.

Само понятие «контрабанда»  происходит от итальянского contrabando: contra - против и bando - правительственный указ.

Статья 188 Уголовного  кодекса Российской Федерации (далее  – УК РФ) устанавливает уголовную  ответственность за контрабанду. Это означает уголoвнo-пpaвoвoй запрет на перемещение различного рода товаров или иных предметов с нарушением правил, установленных Таможенным кодексом PФ, и преследует цель обеспечения экономического суверенитета и экономической безопасности PФ, ее финансовой системы, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Контрабанда является преступлением в сфере экономической деятельности и определяется как «перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов..., совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием»..

С криминалистической точки зрения можно говорить о следующих видах контрабанды:

1) контрабанда, совершаемая отдельными лицами, пересекающими Государственную границу Российской Федерации;

2) контрабанда, совершаемая  участниками предпринимательской  деятельности в коммерческих целях.

Граждане могут совершать  контрабанду:

- в личных целях  (перемещаются не партии товаров, а отдельные предметы, пусть даже и представляющие значительную материальную ценность);

- в коммерческих целях  (данное преступление совершают  мелкие торговцы - «челноки», перемещающие небольшие партии товаров).

Контрабандные товары первого типа перемещают в ручной клади и багаже. Лицо может действовать от своего имени либо по поручению, доверенности. Обнаружить такое преступление можно при прохождении гражданином таможенного досмотра и контроля.

Контрабанда второго типа представляет собой разовое или систематическое перемещение через границу значительных партий товаров и иных грузов, с использованием специально приглашенных дли этого перевозчиков. Такое преступление совершается от имени юридических лиц либо граждан-предпринимателей. При этом лица, перемещающие груз через границу, могут быть не осведомлены о характере совершаемых ими действий. Обнаружение преступления возможно при прохождении таможенного досмотра и контроля товаров и транс портных средств.

Рыболовецкие суда, как  известно, имеют большие хранилища (трюмы) для выловленной продукции. В таможенной декларации указывается количество добытой рыбы, которым таможенные работники руководствуются при досмотре судна. Хранилища представляют собой помещения очень большой площадью. При таможенном досмотре инспектор осматривает штабеля с продукцией, но при осмотре физически невозможно охватить весь объем товара. Этим и пользуются лица, перемещающие контрабандный товар, они упаковывают ценные морепродукты (крабы, морских ежей, ценные породы рыб, икру) в тару и помещают под основным грузом. Чтобы обнаружить такую контрабанду необходимо иметь информацию от лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, выявить контрабанду в ходе таможенного досмотра практически невозможно.

Данные обстоятельства делают тему расследования контрабанды наиболее актуальной.

 

 

 

1.2. Характеристика основных субъектов противодействия преступлениям, связанным с контрабандой биоресурсов

 

Чтобы дать классификацию  и характеристику субъектов противодействия преступлениям, связанным с контрабандой водных биоресурсов, необходимо рассмотреть задачи и компетенцию субъектов, осуществляющих специально-криминологическое противодействие.

В настоящее время  функции, так или иначе связанные  с контролем за добычей и оборотом водных биоресурсов, возложены на многие федеральные органы и органы субъектов Федерации.

К одним из субъектов  предупреждения преступлений следует отнести Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, а также в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Федеральное агентство  по рыболовству:

- ежегодно определяет общие допустимые уловы водных биоресурсов;

- ежегодно распределяет общие допустимые уловы водных биоресурсов, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к видам квот;

- является организатором аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

- заключает со специализированными организациями договоры об организации аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

- выдает документ, удостоверяющий наделение пользователя квотами добычи (вылова) водных биоресурсов;

- распределяет между пользователями водными биоресурсами по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации прибрежные квоты во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

- согласует утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень рыбопромысловых участков;

- распределяет между пользователями водными биоресурсами научные и другие квоты;

- организует и проводит конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком и др4.

Как видно из изложенного, ряд функций Федерального агентства по рыболовству дублируют функции Министерства сельского хозяйства РФ. Поэтому было бы целесообразным скорректировать их.

Среди функций, оказывающих  влияние на предупреждение правонарушений, можно указать такие, как распределение прибрежных, научных квот, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, согласование перечня рыбопромысловых участков и др. Например, неверное указание рыбопромысловых участков позволит осуществлять промысел в местах нереста, других местах, нежелательных для осуществления промысла, влияющих на сохранение водных биоресурсов.

К полномочиям Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) относится принятие нормативных правовых актов о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения5.

Названные органы можно  отнести к органам правового регулирования и государственного управления в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

В то же время федеральные  законы РФ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 35) и «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 42) применительно к теме данного исследования выделяют органы охраны, к которым относятся:

- федеральный орган исполнительной власти по безопасности,

- федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу,

- федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства,

- федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору осуществляет государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, приостанавливает действие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или аннулирует такое разрешение до истечения установленного срока его действия и др6.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) в пределах своих полномочий осуществляет охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. Головным подразделением ФСБ России по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации является Пограничная служба (ПС) ФСБ России. Основные задачи этих органов7:

- установление объемов добычи (вылова) морских биологических ресурсов пользователями морских биологических ресурсов (в районах промысла, при погрузке, выгрузке, перегрузке на другие суда и в морских портах, морских контрольных пунктах (точках), на рыбопромысловых участках) в целях недопущения сверхлимитной добычи (вылова) морских биологических ресурсов;

- выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства и международных договоров Российской Федерации в области сохранения морских биологических ресурсов, а также привлечение нарушителей к установленной законодательством ответственности:

- информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов о результатах промысла пользователей морских биологических ресурсов, нарушениях законодательства и международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения морских биологических ресурсов, об уплате пользователями морских биологических ресурсов штрафов и возмещения вреда, предъявленных им или наложенных на них ранее.

Как уже отмечалось, ФПС  РФ и Государственным комитетом РФ по рыболовству утверждено Положение о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек) и системы морских контрольных пунктов (точек).

Контрольные пункты являются обязательными для прохождения:

- судами при каждом заходе (выходе) в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии ее внешней границы либо заменяющей ее или делимитационной линии (далее - линия внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации) для промысла водных биологических ресурсов и (или) ведения морских ресурсных исследований (при завершении промысла живых ресурсов и (или) морских ресурсных исследований) в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

- судами, ведущими промысел живых ресурсов и (или) морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации при переходе из одного промыслового района в другой (кроме перемещений в Охотском море, а также переходов между Петропавловско-Командорским и Северо-Курильским промысловыми районами).

Судно считается прошедшим  контрольный пункт с момента  окончания проверки судна, если ее результаты не дают оснований для его задержания, или с момента получения разрешения на свободный проход.

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба в изучаемой сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

- обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность и др8.

В соответствии со ст. 59 ТК РФ таможенное оформление производится в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Порядок таможенного  оформления продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу, осуществляется в соответствии с Приказом ФТС РФ9.

В соответствии с этим нормативным документом продукция морского рыбного промысла, выловленная и (или) произведенная судами за пределами территориального моря и поставляемая за пределы таможенной территории Российской Федерации без захода, перевозящего ее судна в российские порты (на рейды), не подлежит таможенному оформлению.

Продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами в Мировом океане, за исключением территориальных вод Российской Федерации, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения.

Таким образом, ФТС РФ не контролирует продукцию морского промысла, добытую в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе РФ и перегружаемую на иностранные суда или доставляемую в иностранные порты. В связи с этим такие действия не содержат состава преступления, квалифицируемого по ст. 188 УК РФ «Контрабанда».

Одним из главных субъектов  предупреждения преступлений в сфере  добычи водных биоресурсов, в особенности  во внутренних водоемах страны (реки, озера  и др.), являются органы внутренних дел и органы прокуратуры РФ.

Задачи, права и обязанности милиции регламентированы Законом РФ «О полиции» от 01 марта 2011 года10.

В заключение параграфа  можно сделать следующие выводы.

1. Специализированных  субъектов предупреждения преступлений, совершаемых в сфере добычи водных биоресурсов, можно классифицировать на 2 группы: субъекты опосредованного предупреждения преступлений (органы правового регулирования и государственного управления в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов); органы непосредственного предупреждения преступлений (органы охраны в сфере добычи водных биоресурсов).

Для первой группы субъектов характерно опосредованное предупреждение преступлений путем использования своих полномочий, позволяющих не только предупреждать различные правонарушения, но и сберечь среду обитания водных биоресурсов в состоянии, позволяющим осуществлять как промысел биоресурсов, так и их сохранение.

Для второй группы субъектов  независимо от содержания и направленности их деятельности с криминологических позиций характерно одно: функция предупреждения преступлений является для них основной и профилирующей.

К первой группе следует  отнести: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное агентство по рыболовству; Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Анализ полномочий Министерства сельского хозяйства РФ и Федерального агентства по рыболовству показывает, что функции дублируются, в связи, с чем было бы целесообразным скорректировать их.

Ко второй группе относятся: Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба безопасности Российской Федерации, головным подразделением, которого по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации является Пограничная служба (ПС) ФСБ России; Федеральная таможенная служба Российской Федерации; органы внутренних дел; органы прокуратуры Российской Федерации.

  1. ФТС РФ не контролирует продукцию морского промысла, добытую в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе РФ и перегружаемую на иностранные суда или доставляемую в иностранные порты. В связи с этим такие действия не содержат состава преступления, квалифицируемого по ст. 188 УК РФ «Контрабанда».

 

1.3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании преступлений, связанных с контрабандой биологических ресурсов

 

Обстановка совершения преступления находится в тесной взаимосвязи с другими элементами. Способ совершения преступления выбирается с учетом возможной обстановки, в которой преступление будет совершаться, и конкретизируется с учетом реально складывающейся ситуации11.

В понятие «обстановка  совершения преступления» входит система различного рода взаимодействующих между собой объектов, явлений и процессов12. Выбор места совершения преступления обуславливается не случайными факторами, а соображениями безопасности, конспиративности и сценарными замыслами.

Место совершения контрабанды.

Место совершения контрабанды  — это место совершения всех действий, образующих состав данного преступления, а также места его подготовки и сокрытия. Поскольку контрабанда, по определению, представляет собой перемещение чего-либо через таможенную границу, местом совершения преступления является место пересечения границы преступниками и (или) перемещаемыми объектами.

Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов в условиях дальнего востока