Проблемы развития малого бизнеса

Содержание

                                                        Стр.

Введение

1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…

1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..

1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………

1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………

2  Формы государственной  поддержки малого бизнеса в  России………..

2.1 Финансово-кредитная  поддержка малого предпринимательства……

2.2 Косвенная  поддержка малого бизнеса…………………………………

2.3 Инфраструктура  поддержки малого бизнеса…………………………..

3 Особенности  государственной поддержки малого  бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...

Заключение ………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………

Приложение  А……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.

Малое предпринимательство  объективно существует и развивается  как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Актуальность  изучения проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Степень изученности и новизны. Научная новизна проведенного исследования заключается не только в проведенном обобщение теоретическом правовых основ государственной поддержки, в проведении комплексного анализа современного состояния сектора малого предпринимательства в Российской Федерации  и Республики Мордовия, а также в выявление ряда проблем малого предпринимательства и анализе практического применения поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.

Эмпирическую  основу исследования составили законодательные  акты, регулирующие деятельность федеральных  и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по поддержке и развитию малого бизнеса

Цель  дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;

- проанализировать  нормативно-правовую базу по развитию  и поддержке субъектов малого  бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;

– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

- изучить формы и  виды комплексной и адресной  поддержки и развития субъектов  малого бизнеса по различным  направлениям в Республике Мордовия.

Объектом изучения данной дипломной работы являются формы государственной поддержки малого бизнеса в России и Республики Мордовия.

Предметом исследования является роль малого бизнеса в развитии общества, его проблемы и перспективы.

 

Методологическая основа дипломной работы. Работа базируется на сравнительном анализе статей источников, а также на анализе ряда работ ученых, уделяющих внимание в своих трудах изучению проблем малого бизнеса в современной экономике.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности по исследованию в области проблем малого предпринимательства и способов оказания поддержки малому предпринимательству на федеральном и региональном уровне.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике

1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России

 

В п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ дано легальное определение понятия «предпринимательская деятельность», которая определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[3, c.8].

Статья 23 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[3, c.19].

В ст. 34 Конституции  РФ установлено, что каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, основной закон страны гарантирует право всем дееспособным гражданам заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством. [1, c.34]

Содержание  предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности.

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Малый бизнес в  настоящее время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия[12, c.36].

В Российской Федерации  предпринимательская деятельность физических лиц осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом международных соглашений, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) [16, c.33]. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.).

Российский  малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным  реформами. Целью развития малого бизнеса  является насыщение внутреннего  рынка потребительскими товарами.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается  в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. В Российской Федерации сектору малого предпринимательства принадлежит значительное место. Особые функции он выполняет в развитии региональной экономики, позволяя наиболее эффективно использовать экономический потенциал регионов. Однако, несмотря на растущий вклад в национальную экономику, сектор малого предпринимательства не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется не в полной мере.

Несомненно, у  малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ  присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов[14, c.201].

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись[24, c.108].

Наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В России основные категории субъектов малого и  среднего предпринимательства определяются в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[5].

К ним относятся  внесенные в Единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц – суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %[5];

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 100 одного до 250 человек включительно для средних  предприятий;

б) до 100 человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

Стоит отметить, что средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия  или среднего предприятия за календарный  год определяется с учетом всех его  работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства[37, c.22]:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1 млрд рублей.

При классификации  малых и средних предприятий  учитываются рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 г.[8, c.15].

Предложенные  Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения  фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть[8, c.17].

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».

Малый бизнес можно  разделить не несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам[34, c.204].

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют  на товарищества, общества, кооперативы.

По виду или  назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность (Приложение А). 

Более наглядно долю каждой отрасли в структуре  малого бизнеса можно рассмотреть  на рисунке 1.1

Рисунок 1.1- Структура  малого бизнеса в 2010 году.

Широкое развитие разнообразных форм предпринимательской деятельности определило фигуру предпринимателя как нового и специфического участника правоотношений. Именно поэтому для правовой теории и практики представляется важным определить сущность и правовую природу данного субъекта, установить специфику его статуса.

Признание лица субъектом предпринимательства  должно быть основано на предпринимательском  характере деятельности, им осуществляемой. Поэтому лицо, которое использует свое имущество в целях извлечения прибыли, а не для удовлетворения своих личных (домашних, семенных) потребностей, может быть признано предпринимателем в юридическом смысле.

При определении  сущности и правовой природы субъекта предпринимательства необходимо отметить, что ему присущи специфические  признаки, которые в совокупности отличают предпринимателя от иных участников гражданского оборота, а это свидетельствует о необходимости его специального нормативного выделения.

Одной из основополагающих черт, определяющих специфику предпринимателя  как субъекта гражданского права, является то, что это всегда хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность с целью получения прибыли[36, c.108].

Таким образом, на основе выделения сущностных признаков  субъекта предпринимательской деятельности необходимо дать ему полное и законченное  определение.

Субъект предпринимательства (предприниматель) — это предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленной законом организационно-правовой форме под своим фирменным наименованием[25, c.53].

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности физических лиц не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.

 

1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России

 

Стратегическое  развитие малого предпринимательства  в России должно базироваться на признании его в качестве приоритетной сферы экономики, без которой невозможно решение многих социально-экономических проблем, таких как расширение конкуренции и рост экспортного потенциала, создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности использования сырьевых ресурсов[27, c.75].

Результаты  анализа работы малых предприятий  в России свидетельствует о том, что уровень их развития значительно  отличается от мировых показателей. Основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути становления и развития  малого  предпринимательства находится за рамками данной сферы  бизнеса  и в определяющей степени сводится к  проблемам  финансового свойства. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что именно в силу трудностей финансового характера, процесс адаптирования малого бизнеса в российской национальной экономической системе осуществляется темпами, неотличающимися необходимой динамикой. Дефицит финансовых ресурсов, как на стадии организации бизнеса, так и тем более в рамках реализации конкретным субъектом инвестиционной программы в фазе функционирования последнего выступает в качестве основного сдерживающего фактора[22, c.40].

Главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения  которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса[10, c.27].

Существует  и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими  проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая  доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%)[48].

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем  направлены в основном на улучшение  технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников.

В последние  годы широко исследуются вопросы  о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства  и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России. Правительство РФ уделяет большое внимание проблемам малого бизнеса [39, c.14]. Дмитрий Медведев на совещании по вопросам поддержки малого бизнеса обозначил три основные проблемы малого бизнеса в России. По мнению экс-главы государства, в первую очередь малому бизнесу мешают "давление и административное, и правоохранительное". Несмотря на то, что давление постоянно сокращается, оно все–таки еще есть.

Второй проблемой малого бизнеса Дмитрий Медведев назвал монополизацию различных рынков и то, что предприниматели не могут обратиться за заключением соответствующих договоров, в том числе и на участие в госзакупках на региональном и муниципальном уровнях.

Третьей проблемой бизнеса, стали высокие тарифы и сложности с подключением, которые испытывают предприниматели. Эти сложности "реально просто косят малый бизнес", сообщил он. Дмитрий Медведев согласился, что проблемы создают не только энергетики, проблемы в системе, и на нее нужно обратить отдельное внимание[53].

Таким образом, развитие малого предпринимательства  – одно из главных направлений  создания среднего класса, отмеченного  высокой квалификацией, культурой  труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

Из этого  всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса  в России - это совершенствование  правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование  банковской и кредитных систем.

Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.

1.3 Методы и инструменты  государственного регулирования  малого бизнеса

 

Государственное регулирование - комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы [25, c.44].

Государственное регулирование  экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны

Государство участвует  в развитии малого бизнеса, регулируя  его различными методами, основными  из которых являются система административных и экономических методов.

Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества [28, c.9]. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Административные  методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

 Административные  методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

Правовые и  административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения — путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты [42, c.39].

К административным методам государственного регулирования  относят и антимонопольные меры.

К экономическим методам относят бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.

Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые  формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы. Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов.