Проблемы процесса демократизации КНР

 

Оглавление

Введение

Глава I. Изменение социально-экономического и политического курса Китайской Народной Республики

    1. Курс на социалистическую модернизацию Китая
    2. Строительство демократии с китайской спецификой

Глава II. Политическая реформа и проблемы демократии в Китае

2.1. Проблемы модернизации политической системы

2.2. Перспективы демократического развития китайского общества

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Эффективные способы вхождения в мировое сообщество – одна из сложнейших проблем XXI века. Возрождение и подъем Китая в течение последних 60 лет – явление в истории человечества уникальное. Ни одна страна не проделывала такой путь за столь краткий срок. До 1990 г., Россия и КНР были почти на равных по размеру ВНП на душу населения. Теперь же Китай далеко впереди практически по всем основным параметрам. С 1981 по 2005 гг. Китай вызволил из нищеты 625 млн. человек, что является беспрецедентным достижением. Сейчас это вторая экономика мира с ВНП на уровне 5 трлн. долларов. Недавно Китай обогнал по этому показателю Японию, а до 2030 г. намерен догнать и Соединенные Штаты.

За восхождением Пекина другие народы наблюдают с благоговением, завистью или беспокойством. Глядя  на «китайскую модель» развития, соединяющую  динамизм в экономике и политический авторитаризм, многие задаются вопросами, можно ли копировать китайский путь и куда он ведет. Западные аналитики  уверены, что Китаю неизбежно, раньше или позже, придется принять ту или  иную разновидность западной либеральной  демократии. Но Китай – не просто государство, это целая цивилизация, которой больше 5 тысяч лет. И модернизация здесь вовсе необязательно должна выглядеть как вестернизация, несмотря на поверхностное сходство. Индикаторы социального и гуманитарного развития, такие как состояние здоровья нации, уровень грамотности, продолжительность жизни, равноправие женщин, положение науки и культуры выглядят не менее впечатляющими. Что касается международных отношений, то Китай превратился в крупного игрока на мировой арене и далеко ушел от революционного маоистского государства образца 1949 года.

 Сегодня мы можем  наблюдать со стороны мировой общественности пристальное внимание к проблемам демократизации современных обществ, особенно тех, которые развивались или развиваются по социалистической модели. Происходящие в последние десятилетия демократические процессы в Китайской Народной Республике, несомненно, наиболее волнуют западное сообщество. Подобное внимание объясняется, как мы уже сказали, тем, что Китай выходит на ведущие позиции на мировой арене, играя все более значимую роль в мировой политике и экономике. Как показала современная история Китая, усвоение элементов западной культуры не уничтожило в ней самобытной культуры. Процессы демократизации могли бы выступать своеобразным гарантом стабильности и предсказуемости китайского общества для западных партнеров. Кроме того, процесс демократизации Китая является частью общей модернизации страны, направленной при этом на укрепление социалистического строя. Изучение данной модели демократии необходимо, так как эта модель в принципе отвечает западному пониманию предназначения демократии, но при этом соответствуют местной незападной специфике по функциям и к тому же является эффективной. Право людей управлять своим государством, используя различные структуры, неотъемлемо. Наша задача – рассказать о новых моделях осуществления этого права.

Идеи либерализма пришли в Китай в начале прошлого века и стали особенно популярны после  начала рыночных реформ. В условиях, когда в стране сохранилась административно-плановая система наряду с рыночной моделью в экономическом развитии, к любому гражданину непременно приходит осознание того, что он ущемлен в своих правах и возможностях. День ото дня они ощущают себя стесненными в рамках официальной идеологии и морали, им не хватает свободы реализации своих человеческих и творческих возможностей в существующей общественной системе. Именно такие процессы наблюдались в прошлом в Советском Союзе. Сегодня такие настроения достаточно популярны и среди значительного числа граждан коммунистического Китая. В современном китайском обществе происходит столкновение идей, концепций и мировоззрений не только на уровне официальном, когда власть пытается защитить свои идеологические ценности, но и в самом обществе начинается расслоение по степени причастности к собственности, по форме и объемам обладания ею, по качеству жизни, возможности самореализации и степени духовной и реальной свободы.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что в  настоящее время в жизни Китайской Народной Республики наступает переломный момент, когда китайское общество ищет пути по преодолению ограниченности социалистической культуры, предоставлению личности возможностей для самореализации, но при этом, старается сохранить верность идеалам справедливости и социального равенства. Возможно, демократия для китайцев сможет стать тем механизмом, который гармонизирует ценности и интересы, а не проповедником нравственного и ценностного нигилизма, как на Западе.

Степень научной  разработанности проблемы. История Китая отражена в исследованиях многих ученых. Сегодня работы по изучению истории современного Китая ведутся во многих крупных научных центрах не только России, но и всего мира. В отдельных изданиях появились статьи и китайских авторов, суть которых сводится к тому, что «Китаю не остановить движение к демократии».

Среди российских научных  подразделений Институт Дальнего Востока  Российской академии наук (ИДВ РАН) занимается вопросами экономических и политических преобразований в Китае, Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России (ИАМП) и исследователи из Института востоковедения РАН (ИВ РАН) и Института экономических и политических исследований (ИМЭПИ РАН)– вопросами модернизации Китая. О масштабах их работы свидетельствуют многочисленные публикации фундаментального характера.

Среди наиболее значимых следует  отметить работу В.Г. Гельбраса, рассматривающего проблему проведения политики реформ с точки рения ее научного обеспечения1.

Другой исследователь  Я.М. Бергер сконцентрировал внимание на исследовании проблемы трансформации  общественного сознания населения  КНР от традиции к современности2.

В исследованиях М.Л. Титаренко  можно найти анализ причин успеха китайских реформ, среди которых  он выделяет понятную всем слоям населения  цель реформ, фактически ставшую мобилизующей национальной идеей, последовательность и осмотрительность реформ (взвешенное соотношение между ценой реформ и выгодой населения), политическую стабильность, укрепление национальной самоидентичности и др.3

Исследование проблем  оценки меры влияния объективных  и субъективных факторов на направленность и характер общественно-политических преобразований в Китае и России с началом реформ, а также проблем, связанных с политическим управлением, представлено в актуальной работе В.Ф. Бородич4. Исследователь использует проблемный подход, позволяющий сфокусировать особое внимание на определенных вопросах, при этом опираясь на сравнительный анализ, поскольку основное внимание уделяется сопоставлению общественно-политических процессов двух государств.

Существенное внимание основным аспектам влияния традиционного  конфуцианства на современный политический курс КНР уделяется в работе Л.С. Переломова, в которой глубоко анализируются причины кардинальной смены государственного курса от анти- к проконфуцианскому, исследуются параметры современного курса КНР, ориентированного на построение, по мнению автора, конфуцианского рыночного социализма и его отличия от западного протестантского5.

Особое внимание привлекает также работа А.В. Виноградова, в  которой дан анализ и оценка китайской  модели модернизации6. Исследователем охвачен довольно большой исторический период с конца XIX века по 1987 год. Однако в этой комплексной работе период модернизации раскрывается с точки зрения научно-теоретических аспектов модернизации, причем меньшее внимание уделяется этому процессу с точки зрения практической составляющей, методов его реализации и трансформации институтов политической системы в КНР.

Вместе с тем работы, выходящие по проблемам реформ в  КНР, в основном сконцентрированы на отдельных аспектах модернизации, конкретных реформах и их результатах, организации  органов власти КНР и не рассматривают  демократизацию. По ряду причин проведенные  исследования преимущественно носят  специализированный характер и сосредоточены  на отдельных аспектах данной проблематики. Тем не менее, стоит отметить монографию К.А. Егорова о политической системе Китайской Народной Республики7, отдельные главы монографии коллектива ученых ИДВ РАН при участии китайских ученых и дипломатов «Китай на пути модернизации и реформ», а также раздел «Политическая система» в исследовании авторского коллектива под руководством Л.М. Гудошникова, где рассматриваются некоторые аспекты проблемы демократии в контексте современных политических процессов8.

В России создан ряд глубоких исследований по проблемам развития политической системы в целом  и по вопросам политической реформы  в Китае, в особенности. К ним, в частности, относится работа Л.П. Делюсина «Политическая реформа и проблема демократии в Китае» (1993)9. В нем разбираются взгляды китайских ученых, проживающих в Китае или за рубежом, итоги некоторых дискуссий по проблемам демократии и политической реформы в Китае. Но в книге не представлена критика официальной доктрины политической реформы в КНР, принадлежащей высшему китайскому руководству.

Ю.М. Гарушянц10 в своей работе освещает проблемы демократии современного китайского общества с точки зрения китайских идеологов.

Р. Макгрегор в своей  статье рассматривает демократию как  фактор стабильности современного китайского общества, что является гарантом безопасности для западных государств11.

В статьях Т.М. Емельяновой  обозначены основные вехи становления деревенского самоуправления, создания комитетов сельского населения, а также основные проблемы, которые были выявлены в ходе реализации реформ, препятствующие осуществлению демократизации в деревне12.

В русле проблемы самоуправления в Китае немаловажное значение имеет  статья Л.М. Лысяковой, где на теоретическом  уровне затрагиваются вопросы деревенской  демократии, дается анализ развития институтов самоуправления, их проблемы и перспективы  развития13. Особое внимание уделяется сравнению опыта развития низового самоуправления в Китае и России, так как обе страны имеют общее коммунистическое прошлое, а в настоящее время, в изменившихся условиях, стоят перед новыми вызовами современного общества.

Таким образом, несмотря на целый ряд работ, посвященных  проблемам преобразований в КНР, следует признать некоторый дефицит исследований, содержащих комплексное исследование процесса демократизации китайского общества.

Цель данной работы состоит в изучении процесса демократизации Китайской Народной Республики в период с 1978 по настоящее время.

Основные задачи:

- выявить специфику стратегии и тактики социалистической модернизации в Китае;

- рассмотреть, в каких  условиях проходит строительство  демократии в китайском обществе;

- проанализировать проблему реформирования политической системы Китая;

- определить перспективу  демократического развития Китайской  Народной Республики.

Объект исследования – общественные отношения в современном Китае, возникающие в процессе его демократизации.

Предметом исследования являются демократические процессы в Китайской Народной Республике.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1978 г. по 2011г. Нижняя граница определена началом преобразований в китайской экономике. Верхняя - ограничена настоящим периодом.

Территориальные рамки исследования включают современную территорию Китайской Народной Республики.

Источниковая  база исследования включает: Конституцию и законодательство КНР, Устав КПК, регулирующие деятельность партии и других политических институтов власти КНР, а также изменения, которые вносились в эти основополагающие документы в период модернизации и реформ; документы высших органов власти, программы и концепции развития, работы российских и зарубежных авторов по проблематике демократии, материалы научных конференций; статистические материалы, исследования российских, западных и китайских социологических центров, а также расчеты и прогнозы различных международных организаций; периодические издания, публикации китайской прессы, посвященные политическим и социально-экономическим изменениям; материалы и данные российских и зарубежных интернет-сайтов, экспертные ресурсы, опубликованные аналитические материалы научных центров.

В целом данные источники  дают богатый фактический материал и позволяют проследить основные этапы, выделить ведущие тенденции и дать обзор текущего момента реализации политики демократизации в КНР.

Методология и  методы исследования. Методологическая основа исследования - это междисциплинарный подход, сочетающий исторический и диалектический методы, которые позволяют рассматривать политику и экономику в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Исторический и сравнительный методы были особенно эффективны тогда, когда автору приходилась при решении вопроса об эффективности политической реформы и ее перспективах в Китае. Систематический метод дал автору возможность исходить из того, что стабильность политической системы означает такое устойчивое ее состояние, которое позволяет ей эффективно функционировать и развиваться, приспосабливаясь к изменяющимся внешним и внутренним условиях.

В работе использованы также современные теории государственности и демократии, разрабатываемые учеными - синологами с учетом исторических традиций и других особых факторов, которыми мотивируется специфический характер политической системы КНР.

Научная новизна. Автор сделал анализ исторического процесса демократизации китайской государственности на протяжении почти целого столетия с акцентом на последние политические реформы в КНР. Практически до самого последнего времени исследователи феномена демократизации основное внимание обращали преимущественно только на экономический аспект этого процесса. И даже ученые, чей интерес концентрируется на вопросах, связанных с распространением в мире демократических идей и их воплощением в политических реформах, сфере государственного строительства или его переустройства, слабо увязывают его с экономическим аспектом глобализации. По нашему мнению, это мотивировано тем, что экономика как цель развития мирового сообщества после окончания военно-политического противостояния двух систем выдвинулась на первый план в международных отношениях. Это на довольно длительный срок фактически заслонило собой потребность в радикальных политических реформах в целом ряде развивающихся стран, тем более оставшихся формально на позициях социалистического строительства. Отсюда - столь незначительный интерес к вопросам демократизации политической системы Китая в наши дни. Нами сделана попытка восполнить пробел и всесторонне осветить тему демократизации.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Изменение социально-экономического и политического курса Китайской Народной Республики

    1. Курс на социалистическую модернизацию Китая

В последние два десятилетия  двадцатого века мы стали свидетелями  впечатляющего усиления позиций  Китая в мировой политике и  экономике. Эти достижения страны представляют особый интерес, поскольку во многом связаны с проведением государством стратегии, в немалой степени  альтернативной открытым и либеральным  моделям, взятым на вооружение «переходными»  и некоторыми развивающимися государствами.

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии  глубокого социально-экономического и политического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция»14. По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха15.

Экономика страны была почти  полностью разрушена, сотни тысяч  людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной  революции» «классовая борьба» еще  более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела  к расколу общества - явлению, прямо  противоположному укреплению политического  и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао  Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство  во главе с Председателем ЦК КПК  и премьером Госсовета КНР  Хуа Гофэном, приверженца «культурной  революции», объявило о продолжении  курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым  процесс переформирования маоистского  руководства сопровождался борьбой  группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате16. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны17.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн  Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций»  отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре  основных принципа»: социалистический путь развития, демократическая диктатура народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна18.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР19. Было обращено внимание на выправление серьезных диспропорций в народном хозяйстве, совершенствование социалистической демократии и укрепление законности. Пленум реабилитировал ряд видных деятелей партии и государства, пострадавших в период «культурной революции»20.

Пленум также подчеркнул необходимость коллективного руководства  партией и страной, осудил практику культа личности, обратил особое внимание на соблюдение партийной дисциплины.

Решения III пленума ЦК КПК означали кардинальное изменение социально-экономического и политического курса от многих не оправдавших себя концепций и субъективистских отклонений в пользу практического подхода к стоящим перед Китаем проблемам. Эти решения сыграли важную роль в преодолении политического и социально-экономического кризиса в стране, вызванного «культурной революцией»21.

Развернулся активный процесс  поиска наиболее эффективных в условиях Китая путей и методов социалистического  строительства, в деревне и в  городе началось осуществление реформ и преобразований. В 1979 г. был утвержден курс на «урегулирование» экономики, имевший целью сглаживание наиболее острых диспропорций. Критической оценке подверглась деятельность китайского правительства, отмечены факты отрыва от действительности, погони за дутыми показателями, чрезмерной централизации государственного управления. Было принято также решение о создании в южных провинциях страны ряда специальных экономических зон для стимулирования притока иностранного капитала. Во внешнеэкономических связях утвердилась так называемая «открытая политика», ориентированная на всемирное расширение сотрудничества с зарубежными, прежде всего развитыми капиталистическими государствами22.

Реформы, санкционированные  пленумом ЦК КПК, положили начало принципиально  новым формам бытия и всей системе  общественных отношений в огромной стране, измученной десятилетиями непрекращающихся войн, революций и экспериментов. Суть этих реформ удивительно проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны (колхозы), а земля отдана крестьянам. В стране возникли десятки тысяч рынков, коммерция была официально легализована23.

Что касается города и промышленности, то здесь были сильно ограничены роль государственного плана и централизованного  регулирования, созданы возможности  для развития кооперативно-коллективного  и индивидуального секторов деловой  активности, изменена вся система  административных связей, финансирования, оптовой продажи и т.п. Директорам государственных предприятий предоставлялись широкие права и возможности, включая право организации дополнительных производств и свободной продажи внеплановой продукции, даже с самостоятельным выходом на внешний рынок, право свободного определения цен на сверхплановую продукцию, право выпуска акций и свободных займов в целях расширения внепланового производства и т.д24.

Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, для чего первые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции, а  плановые задания на эти годы были сняты либо пересмотрены. Были резко  уменьшены ассигнования на военные  нужды, а затем заметно сокращена  армия, не говоря уже о том, что  армейским частям и военной промышленности было вменено в обязанность содействовать  перестройке экономики страны. Были существенно ограничены права и  полномочия административных органов, включая партийные комитеты.

Несколько позже было уделено  внимание проблемам демократизации жизни общества, необходимым изменениям в системе права, в привычной  для однопартийных структур избирательной процедуре25.

В результате III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва центр тяжести работы партии был перенесен, главным образом, на экономическую область. Ставилась задача значительного развития производственных сил до уровня, соответствующего изменениям многих аспектов производственных отношений, отказа от устаревших форм управления и прежнего образа мышления. Дэн Сяопин решительно отстаивал на пленуме необходимость всесторонних реформ с тем, чтобы можно было строить социализм с действительно китайской спецификой. При этом в постановлении пленума отмечалось, что «нельзя разом отвергать все прежнее, необходимо неуклонно проводить в жизнь те установки хозяйственной политики, которые вполне оправдали себя в длительной практике»26. В то же время предлагалось с учетом новых условий осуществить ряд важных экономических мероприятий, приступить к коренной реформе системы экономического управления и методов хозяйствования. Эти установки пронизаны стремлением провести черту под прежними, командно-административными методами руководства и хозяйствования.

Главное внимание III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва призвал партию сосредоточить на обеспечении скорейшего подъема сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве вводилась  система контрактов и производственной ответственности, восстанавливались  свободные рынки, повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, развивалась многоотраслевая система  хозяйства в сельской местности27.

Важная составная часть  китайской экономической реформы  была связана с политикой расширения связей и сотрудничества с внешним  миром, в разработке которой Дэн  Сяопину принадлежит особая роль. В свое время она принесла немалые  выгоды Китаю. Политика расширения связей с заграницей, по словам китайского руководства, имела три аспекта. В первую очередь происходило расширение связей с развитыми капиталистическими государствами, откуда главным образом привлекался капитал и заимствовались технические достижения. С другой стороны, укреплялись отношения с Советским Союзом и социалистическими странами Восточной Европы. Китай выступал за активизацию торговли, технического сотрудничества и даже за создание совместных предприятий, а также техническую реконструкцию предприятий, построенных с их помощью в 50-е годы.28 Также предусматривалась интенсификация связей с развивающимися странами.

Таким образом, основными  средствами осуществления преобразований объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован  Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного  обновления социализма на его собственной  основе путем самосовершенствования»29.

Как уже говорилось выше, принятая на пленуме программа будущих  преобразований получила общее выражение  в формуле «социалистическая  модернизация в четырех областях». Главная цель четырех модернизаций - новой стратегии китайского социализма - создать в КНР к концу XX века общество со среднезажиточным уровнем жизни - «сяо кан», также выйти на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Это означает, что валовой национальный продукт на душу населения должен достигнуть 800-1000 американских долларов. При росте населения к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов ВНП страны приблизится к триллиону долларов30. Путь социалистической модернизации - ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии преобразований страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой»31. Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью  обеспечения главного внутреннего  условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя  основными принципами»: следовать  социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались32.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы  модернизации китайскому правительству удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы33.

Особое место и в  проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту  обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса  на социалистическую модернизацию. В  этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и  усиления внутрипартийного контроля постоянно  находились в центре внимания руководства  КПК34. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона»35.

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических  начал в их деятельности, упрощении  и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между  партийными и административными  органами, между центром и местами  и т.д. 36

Проблемы процесса демократизации КНР