Проблемы психологической адаптации солдат срочников к военной службе

 


 


 

 

Выпускная квалификационная дипломная работа

Тема: «Проблемы психологической адаптации солдат срочников к военной службе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………..…………………………………………………….3

Глава 1: Теоретико-методические основы изучения психологической адаптации солдат срочников к военной службе

1.1. Подходы к изучению психологической  адаптации в отечественной и зарубежной психологии..…………………………...…………….……….…….8

1.2. Принципы и специфика военной службы, содержание профессионально-важных качеств военнослужащих……………………...………………………20

1.3.Психологическая адаптация солдат срочников в зависимости от качеств, обеспечивающих процесс развития профессионального адаптационного потенциала………………………………………………………………………..25

Вывод по 1 главе ………………………………………………….……….…..34

Глава 2: Результаты исследования психологической адаптации солдат срочников к военной службе

2.1. Описание психодиагностического исследования…………………….36 2.2. Анализ полученных результатов проведенного исследования……..41 2.3.Разработка программы психологического сопровождения солдат срочников на начальном этапе военной службы………………………………50

Вывод по 2 главе ………….………………………..……………………….…57

Заключение…………………….…………...…………………………….……...59 Список литературы ………….…………………...…………………….……….63

Приложение

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Чрезвычайно сложные социально-экономические перемены в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали ранее существовавшие убеждения и взгляды. Размытость понятий «честь», «достоинство», резко упавший престиж воинской службы, нежелание многих брать на себя ответственность за судьбу Отечества, необеспеченность гарантий социальной защиты внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние военнослужащих. В условиях реформирования системы военной службы, повышения требований к подготовке военнослужащих, усложнения учебных программ многократно повышается значимость психологического сопровождения, одной из составных частей которого является создание системы психологического сопровождения солдат срочников в части адаптации их к военной службе.

Преодоление трудностей на первых этапах военной службы требует от солдат срочников актуализации личностных ресурсов, специальной психологической подготовленности к службе, особенно в период адаптации к ней. Развитие профессионального адаптационного потенциала солдат  срочников обусловлено рядом факторов: сложные и зачастую экстремальные условия несения службы и необходимость адаптации в этих условиях; стремление к преодолению неблагоприятных жизненных ситуаций; малоразвитое умение противодействовать негативному влиянию других военнослужащих и несформированная коммуникативная компетентность; стремление к сохранению собственного социального статуса в коллективе военнослужащих и четкое восприятие содержания образа военной профессиональной деятельности; недостаточно развитые личностные качества; нереализованная потребность в ощущении собственной безопасности, низкое владение навыками общего самоконтроля, самообладания и настойчивости; слабовыраженная способность к анализу и оценке своей личности, поведения, деятельности. Эти факторы обуславливают целесообразность их преодоления, поскольку профессиональный адаптационный потенциал, как совокупность внутриличностных свойств солдат срочников способствует полноценному выполнению служебных обязанностей, преодолению неблагоприятных условий профессиональной деятельности, определяя тем самым эффективность несения военной службы в целом. Все вышеперечисленное приводит к изменению сложившихся традиций, нарушению системы личностной системы самовосприятия, что создает атмосферу напряженности в процессе военной службы. Кроме этого, повышенные психоэмоциональные нагрузки, опасность, иногда сопряженная с риском для жизни, и многое другое влияют на особенности протекания адаптации и выступают в роли постоянно действующих психотравмирующих факторов.

Отношения между военнослужащими носят характер ролевых отношений. Поэтому знание офицерами природы и механизмов ролевого поведения, умение своевременно и правильно определить ролевую структуру группы, владение методами коррекции системы ролевых отношений в коллективе военнослужащих позволит значительно сократить время управленческого регулирования социально-психологических групповых процессов, и, как следствие, облегчить адаптационные процессы. Это в итоге может повысить эффективность управленческого воздействия на солдат срочников  в ходе прохождения военной службы.

 Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ так же является насущной армейской задачей и способствует повышению уровня адаптации к военной службе. Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта, офицера. Современные реалии изменений, происходящих в Вооруженных Силах и войсковой практике, возрастающая сложность воинской деятельности, требуют тщательной разработки проблем психологического обеспечения и всестороннего учета закономерностей формирования формальных и неформальных групп в работе органов военного управления. Исходя из сложившейся в последние годы сложной обстановки, связанной с реформированием армии,  уклонении молодежи от несения военной службы,   общие снижение уровня физического здоровья новобранцев и т.д.проблемы, связанные с адаптацией военнослужащих стоят во главе угла деятельности практических психологов. Большое внимание в трудах военных психологов уделялось проблемам социально-психологических особенностей поведения личности в условиях военной службы (Е.Г.Баранов, А.А.Головачев, А.Г.Караяни, И.А.Ламанов, А.В.Мощенко, М.С.Полянский, Э.П.Утлик, Н.Ф.Феденко, А.И.Шипилов).

Успешность прохождения воинской службы и воспитания молодых солдат их учебная, служебная и общественная активность, воинская дисциплина, настроение и самочувствие в значительной мере зависят от особенностей протекания их адаптации.

Комплектование Вооруженных Сил находится в прямой зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовки юношей, но, несмотря на обилие информации, до сих пор не в полной мере изучена проблема адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственности этапов адаптации, психофизиологические и психологические их особенности. Проблема адаптации военнослужащих к военной службе становится главной в системе обеспечения безопасности военной службы и сохранении боеспособности армии и флота.

Складывающаяся ситуация, а также масштабность происходящих изменений в Российской армии, обусловливает и новые подходы к организации военной деятельности и работе среди солдат срочников, усилению психологического контроля за новобранцами на первых этапах военной службы.     В рамках социально-психологической адаптации  особое внимание уделяется выработке  умений у солдат срочников защищать собственное здоровье и жизнь, выработке способности к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитанию чувства собственного достоинства, формированию высокого приоритета военной службы в глазах граждан. В связи с вышеуказанными позициями встаёт вопрос о необходимости более детального изучения условий успешной адаптации, через организацию личностно- ориентированного подхода, в центре которого находится личность солдата срочника и его психологического сопровождения на начальном этапе  военной службы.

Объект исследования - солдаты  срочной службы.

Предметом исследования  является профессионально-важные и личностные качества солдат срочников, влияющие на процесс адаптации.

Цель исследования – изучение процесса адаптации солдат срочников на начальном этапе военной службы, на основании результатов психодиагностического обследования.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации солдат срочников к военной службе в психологических исследованиях;

2. Выявить  эмоционально- психологические особенности и профессионально-важные качества солдат срочников, оказывающих влияние на процесс адаптации;

3. Провести эмпирическое исследование уровня  адаптивности солдат срочников;

4. Разработать программу психологического сопровождения солдат срочников на начальном этапе военной службы, направленную на оптимизацию процесса адаптации.

Гипотеза исследования: изучение эмоционально - психологических  качеств и специально-организованное психологическое сопровождение солдат срочников способствует оптимизации процесса адаптации на начальном этапе военной службы.

Методологическую основу исследования составили: понятия социально-психологической адаптации в научных трудах Л.П. Буевой, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, Л.С. Рубинштейна; исследования проблемы адаптации в различных сферах жизнедеятельности общества, с учетом биосоциальной природы человека в трудах Ю.А. Александровского, О.Ф. Алексеева, Г.А. Балл, А.В. Георгиевского, JI.B. Горелова, В.И. Лебедева, Г.А. Югай и др.; особенности психолого-педагогической деятельности по преодолению проблемы адаптации военнослужащих в работах военных ученых: Е.Д. Богатырева, М.И. Бородина, А.Д. Глоточкина, Ю.П. Зуева, В.П. Каширина, В.В. Кузьменко, Ю.М. Мамонтова, а также в работах военных педагогов А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, А.Т. Иваницкого, В.Я. Слепова и др.

Организация и методика проведения исследования.

Исследование в рамках дипломного проекта проводилось в три этапа.

В рамках первого этапа проводился теоретический анализ отечественной литературы по изучаемой проблеме, разрабатывался методический инструментарий.

На втором этапе проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня адаптивности солдат срочников, с помощью следующего психодиагностического инструментария: наблюдение; экспертный опрос; анализ документов; методики: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;  опросник САН; тест-опросник, разработанный Е.Ф.Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера

В рамках третьего этапа дипломного исследования разработана программа психологического сопровождения солдат срочников на начальном этапе военной службы направленная на оптимизацию процесса адаптации.

Теоретическая значимость исследования: изучены подходы к понятию психологической адаптации в зарубежной и отечественной литературе, проанализирована специфика военной службы и выделены эмоционально- психологические особенности и профессионально-важные качества солдат срочников, оказывающих влияние на процесс адаптации;

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы психологического сопровождения солдат срочников на начальном этапе военной службы, проведении ее апробирования и оценки эффективности, с целью дальнейшего ее использования в работе психолога воинской части.

База исследования: ВЧ № 21/10, солдаты срочной службы, 32 мужчины, в возрасте от 18 до 25 лет

Структура и объем работы: работа состоит из введения, 2 глав и выводов по ним, заключения, списка литературы из 50 источников и 11 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретико-методические основы изучения психологической адаптации солдат срочников к военной службе

1.1. Подходы к изучению психологической  адаптации в отечественной  и зарубежной психологии

Понятие «адаптация» используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.). Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Первое использование понятия «адаптация» принадлежит учёным-биологам [5, с.25]. В частности, в теории «естественного отбора» Ч. Дарвина подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления организмов к соответствующим условиям среды. Человек, как часть животного мира, унаследовал от животных приспособительные способности, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важным фактором самосохранения человека. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явления приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [5, с.33].

Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.

Развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых (А. Адлер, А.П. Авцын, З.И. Барабашева, Н.Н. Василевский, В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье, А.Д. Слоним, Д.Н. Узнадзе и др.).

В.П. Казначеев, изучая медицинские аспекты адаптации, приходит к выводу: процессы адаптации для человека существенно определяются социальными факторами. При этом процесс адаптации является как бы двусторонним, отражающим не только взаимодействие организма и среды, но и изменение среды к потребностям человека [19, с.13].

Ф.З. Меерсон определяет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По мнению ученого, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюции и передается по наследству, существует и фенотипическая адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни. Фенотипическая адаптация определена как процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору внешней среды. Ф.З. Меерсон рассматривает поэтапность этих процессов, переход срочной адаптации в гарантированную, обеспечивающую фиксацию сложившихся адаптационных систем. Изучая соотношение памяти и адаптации, исследователь приходит к справедливому выводу, что память является основной, необходимой предпосылкой адаптации, но не тождественна ей [32, с.16].

В.Г. Асеев, изучая теоретические аспекты проблемы адаптации, считает, что концепция Ф.З. Меерсона о механизме фенотипической адаптации имеет не только биологическое значение. Эта идея может быть использована для определения научных подходов к изучению процесса социальной адаптации в ее взаимодействии с биологической. У человека социальные факторы играют решающую роль в адаптационных механизмах. В процессе индивидуального развития вырабатываются механизмы адаптации, основанные на перестройке социальных отношений между людьми [3, с.75].

Г. Селье отождествлял постоянно протекающий процесс адаптации с понятием жизни. Центральным понятием разработанного им учения о стрессе является понятие адаптационного синдрома, который в свою очередь обеспечивает мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях [44, с.211].

Попытка классифицировать и периодизировать адаптационные процессы с медицинской точки зрения отражена в трудах В.И. Медведева. В общей реакции приспособления ученый выделяет три типа реагирования, различия которых связаны с преимущественной направленностью изменений на один из элементов системы «Человек - среда». В.И. Медведев, изучая периодизацию адаптационного процесса, выделяет три фазы адаптации [28, с.122].

Первая фаза - разрушение старой программы гомеостаза: возникает сложное положение, а именно, старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются несовершенными. На этой стадии включаются временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом адаптации является поведенческая адаптация. В.И. Медведев отмечает, что поведенческие реакции в этот период несут защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действий адаптогенных факторов.

Вторая фаза адаптационного процесса - формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.

Третья фаза адаптации - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые останавливаются на новом, более оптимальном уровне.

Изучение процесса адаптации с различных точек зрения позволяет физиологам считать, что со стороны организма - это чисто пассивный процесс уравновешивания системы «организм - среда», удерживание существенных переменных в одних пределах. Организм в таких условиях сам нарушает это равновесие, стремясь активно оптимизировать свои внутренние переменные [28, с.127].

С медико-философской точки зрения, А.И. Воложин и Ю.К. Субботин рассматривают процесс адаптации как адаптивно-компенсаторную концепцию биологического приспособления. Считая адаптацию (прилаживание, изменение) составляющей стороной приспособления, связанную с изменением биосистемы под влиянием среды, авторы вводят понятие «компенсация», прослеживают проявление единства адаптации и компенсации и формулируют понятие: «Норма адаптации - это пределы изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование этой системы» [8, с.92-93].

Адаптация приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды.

Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.

Способность к адаптации выражена не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения. Адаптация человека – это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный.

Биологическая адаптация человека является элементарным низшим и в то же время фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому. Человек является сложной природно-биологической и социально-духовной системой, что определяет особенности его адаптации на различных уровнях. Так, биологическая адаптация человека в отличие от биологической адаптации животных обладает рядом существенных особенностей. Главное отличие биологической адаптации человека в том, что человек – это единственный из всего живого вид, который не только приспосабливается к природным факторам среды, но и приспосабливает среду без изменения своих основных биологических свойств. Эта активная преобразовательная деятельность человека обуславливает отличия человека от животных: а) наличие сознания и труда как осознанной деятельности, б) социальный характер жизнедеятельности человека. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно практическим, предметно – действующим, преобразующим и среду и себя [2, с.55-57].

Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу – культуру – человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей – наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности, социального общения. Отсюда – универсальность адаптации человека как социально – биологического существа, который и приспосабливается к среде и приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, «адаптивно – адаптирующей системой» [5, с.12]. Это выражает активный и двуединый характер человеческой деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным преобразующим механизмом. Культура выступает как надбиологический регулятивный, жизнеобеспечивающий и воспроизводящий механизм человеческой деятельности, то есть как особый адаптивный механизм общества.

Специфика социальной адаптации человека в том, что приспособление к окружающей среде осуществляется внебиологическим способом – путем универсального преобразования внешнего мира. Адаптивно – адаптирующая система человека включает в себя не только биологические механизмы адаптации, но и в первую очередь социальные механизмы адаптации – они позволяют либо изолировать от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала рациональному биологическому и социальному развитию человека.

По мнению Лебедева В.И., социальная адаптация - это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [26, с.41]. Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для человека социальной среды.

И.В. Шмаров утверждает, что социальная адаптация может протекать в различных формах [49, с.45]:

а) Активная: взаимодействие индивида со средой характеризуется стремлением его изменить эту среду, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях.

б) Пассивная: индивид просто воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы, пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.

в) Адаптационно-адаптирующаяся: человек, приспосабливаясь к условиям новой социальной среды, в то же время привносит в эту среду что-то свое. Важным аспектом социальной адаптации является принятие роли. Адекватно выстроенный процесс социального воспитания предоставляет возможность овладения широким спектром социальных ролей, необходимым для адаптации в конкретных условиях.

В.М. Сафронова представляет процесс социальной адаптации следующими уровнями [43, с.60]:

-Внешняя адаптация - ограничивается психологической переориентацией на уровне целенаправленного конформизма, то есть человек знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне не признает этого и, если возможно, отвергает предлагаемую систему ценностей;

-Взаимная терпимость характеризуется тем, что личность и социальная среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и нормам поведения;

-Аккомодация - глубокий уровень адаптации, который возникает на основе терпимости и связан с взаимными уступками, то есть человек признает основные ценности новой социальной среды, которая в свою очередь признает некоторые ценности индивида;

-Ассимиляция - характеризуется полным принятием человеком норм и ценностей, правил социальной среды, «растворение в этой социальной среде, отказ от своих жизненных установок и принципов;

-Интеграция - бесконфликтное сотрудничество с сохранением относительной психологической и социокультурной самостоятельности на основе взаимной терпимости.

Рассматривая социальную адаптацию, как результат, В.М. Сафронова выделяет такие уровни[43, с. 88-89]:

1.Высокий оптимальный уровень адаптированности, который характеризуется наиболее оптимальной включенностью личности в деятельность и общение.

2.Высокий избыточный уровень адаптированности, характеризующийся высокой включенностью в деятельность и общение, достигнутой ценой высоких эмоциональных затрат.

3.Низкий уровень адаптированности личности предполагает наличие удовлетворительной активности и дисциплины, низких оценок реального социометрического статуса и степени реализации внутриличностного потенциала и т.д.

4.Уровень дезадаптации личности характеризуется низкими показателями в учебе, дисциплине, общественной активности, параметрами социометрического статуса.

Социальная адаптация личности - это многогранный процесс развития личности, который осуществляется в объективно-субъективной форме, в основе которого лежит активное приспособление человека к окружающей природной и социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность. А.В. Петровский определяет процесс адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде [38, с.105].

Поэтому в основе понимания механизмов социальной адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, в основе которой - потребность в преобразовании социальной действительности. В связи с этим сам процесс социальной адаптации происходит посредством деятельности, общения, самосознания, самоопределения, самоутверждения, характеризующих социальную сущность личности. При этом происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в социализацию личности. Социальная адаптация включает в себя различные сферы жизнедеятельности (социально-бытовая, трудовая и т.д.).

В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается «принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды». Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать. Учитывая эту теснейшую взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально – психологической адаптации личности.

Социально-психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально – психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем:

1.    Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности;

2.    При несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям – ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации:

а) В случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности; б) В случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы [29, с.14].

В данном случае имеет место псевдоадаптация, поскольку, адаптируясь, приспособляясь к негативной микросреде, личность находится в состоянии дезадаптации к макросреде – к общепринятым гуманистическим нормам, ценностям, формам поведения большинства людей в обществе. В этом смысле псевдоадаптация личности, то есть ее приспособление к антиобщественной или даже криминальной микросреде, объективно означает отсутствие подлинной социализации и адаптации. Псевдоадаптация характерна для переломных критических периодов в развитии общества (в частности, в современной России), когда разрушены старые позитивные ценности и взамен не созданы или еще не устоялись, не утвердились в должной мере новые положительные установки, ценности и нормы поведения.

Проблемы психологической адаптации солдат срочников к военной службе