Проблемы проектирования магистрального нефтепровода в условиях Крайнего севера – многолетнемерзлых грунтов
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
КИП – контрольно-измерительные приборы
СОД – система очистки и диагностики
ГНПС – головная нефтеперекачивающая станция
НПС – нефтеперекачивающая станция
ПТБ- печь трубчатая для нагрева нефти
ТПУ – трубопоршневая установка
ППУ – пенополиуретан
ЛЭП – линия электропередач
МН – магистральный насос
НВП – подпорный насос
ОПП (ОС1, ОС1а, ОС3) – опора продольно-подвижная
ОСП (ОС2, ОС2а, ОС4) – опора свободно – подвижная
НО (ОН1, ОН2, ОН3) – опора неподвижная
УЗК – ультразвуковой контроль
ГЕТ – система, горизонтальная, естественно действующая (индивидуальный термостабилизатор)
ВЕТ – система, вертикальная, естественно действующая, трубчатая (индивидуальный термостабилизатор)
СОУ – сезонно-действующие охлаждающие устройства
БАД – блок акустического датчика
ПУС – переносное устройство сигнализации
СВД – сварка вращающейся дугой
БАК – блок акустического датчика
БА – блок анализатора
БВП – блок внешнего подключения
ПУС – переносное устройство сигнализации
ЦБ – центральный блок
СМР – сметно монтажные работы
СНСП – страхование от несчастных случаев на производстве
ФОТ – фонд оплаты труда
СВ - социальные выплаты
ВВЕДЕНИЕ
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ: возможность повсеместной укладки трубопровода, низкая себестоимость транспортировки, сохранность качества благодаря полной герметизации трубы, меньшая материало- и капиталоёмкость, полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу, малочисленность обслуживающего персонала, непрерывность процесса перекачки, отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.
Главной
особенностью строительства
Нефтепровод «Ванкорское месторождение – НПС Пурпе» будет подпитывать нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» принадлежащий системам транспорта нефти «Транснефти». Далее по нефтепроводу «ВСТО» нефть будет транспортироваться в Китай.
Настоящий дипломный проект рассматривает проблемы проектирования магистрального нефтепровода в условиях Крайнего севера – многолетнемерзлых грунтов.
В технологическом разделе проекта произведен выбор способа прокладки нефтепровода, расчет диаметра и толщины стенки труб, проверка прочности и устойчивости надземной части нефтепровода, гидравлический расчет нефтепровода, рассчитана необходимая толщина тепловой изоляции для надземной и подземной частей нефтепровода, а также расчет устойчивости подземного трубопровода против всплытия, сооружаемого на болоте и обводненных участках, произведен подбор насосного оборудования, обеспечивающего перекачку проектных объемов нефти, представлены проектные решения для нефтеперекачивающих станций и линейной части нефтепровода.
Раздел «КИП и автоматика» рассматривает систему автоматизации печей подогрева нефти. Приводится схема автоматизации, дается описание и принцип работы датчиков и расходомеров, а также манометров используемых с данными печами.
В разделе «Безопасность и экологичность проекта» приведен анализ источников воспламенения, произведен расчет расхода огнетушащих средств, методы и средства защиты персонала от производственных опасностей, а так же меры достижения безопасности при эксплуатации нефтепровода «Ванкор-Пурпе».
В экономическом разделе произведен расчет себестоимости транспорта 1 тонны нефти от «Ванкорского» месторождения до НПС «Пурпе» по трубопроводу
1. Технологическая часть
Для организации транспорта нефти с Ванкорского месторождения в юго-западном направлении на нефтеперекачивающую станцию «Пурпе», в существующую систему магистральных нефтепроводов АК «Транснефть», намечено строительство магистрального нефтепровода диаметром 820 мм в составе:
- ГНПС – головной
нефтеперекачивающей станции,
-НПС-1 – промежуточной нефтеперекачивающей станции, расположенной на 172 км;
-НПС-2 – промежуточной нефтеперекачивающей станции, расположенной в районе Ново-Часельского месторождения, 313км;
- НПС с узлом
подключения к системе
На участке между НПС-2 и НПС «Пурпе» с узлом подключения к системе магистральных нефтепроводов, предусматривается подсоединение перспективной промежуточной нефтеперекачивающей станции.
На НПС с
узлом подключения к системе
магистральных нефтепроводов
- коммерческий
узел учета нефти с ТПУ (
- блок контроля качества;
- химлаборатория.
1.1. Краткая характеристика района строительства
Протяженность
трассы нефтепровода составляет 543 км,
из них первые 172 км проходят в зоне
сплошного распространения
Многолетнемерзлые грунты представлены преимущественно супесями, легкими суглинками с включениями гравия, гальки и валунов, а также пылеватыми и мелкими песками и торфяниками.
Криогенная текстура песков – массивная, супесей и суглинков – слоистая. На буграх пучения и вблизи озер на территории болотных массивов в отложениях встречаются прослойки льда мощностью до 20-30 см.
При нарушении температурного режима многолетнемерзлых пород, из-за высокой льдистости они дают большие осадки.
Многолетнемерзлые грунты с относительной осадкой при оттаивании 0,1 д.ед. и менее относятся к непросадочным грунтам, с осадкой при оттаивании от 0,1 до 0,3 д.ед. к просадочным грунтам, более 0,3 д.ед. к сильно просадочным.
Трасса нефтепровода на своем пути пересекает три крупных водотока: реки Таз, Айваседопур и Пякупур. Ширина в межень перечисленных рек более 75 м. Пересекаемые реки Хуричангда, Левый Хуттыяха, Панчаткещитчары, Гутконгдо Момчак, Ундыльки, Кыпакы, Тэкоделькы, Таркасе имеют меженный горизонт от 10 до 18 м и глубину от 0,4 до 4,4 м. Кроме перечисленных рек трасса пересекает еще 70 малых рек и ручьев.
На км 488 трасса пересекает автомобильную дорогу Тарко-Сале-Пурпе VI категории, на км 519 – автодорогу Пурпе – Новый Уренгой III категории и железную дорогу Сургут – Новый Уренгой общего назначения.
На 519 км трасса нефтепровода пересекает ЛЭП 110 кВ и 2 линии 6 кВ, из подземных сооружений: кабель связи, два кабеля сигнализации, два газопровода диаметром 1420 мм и два конденсатопровода диаметром 720 мм.
1.2. Инженерно-геологические условия
Район строительства в соответствии с СНиП 23-01-99* «Строительная климатология»[26] относится к северной строительно-климатической зоне, северная часть трассы (км 0- км 150) подрайону – I Б, центральная часть трассы (км 150 - км 400) проходит по подрайону I А, а южная часть трассы (км 400- конец трассы) к подрайону I Г.
Участок проектируемого
строительства в
Территория проведения
изысканий расположена в
Подошва многолетнемерзлых пород на междуречных пространствах здесь залегает на глубинах 300 - 400 м.
При движении на юг площадь развития талых отложений достаточно быстро нарастает и занимает от 3-5 до 20 % в районе прохождения трассы по правому берегу долины реки Таз (км 100 – км 150). Здесь трасса проходит по участку преимущественно сплошного распространения многолетнемерзлых грунтов.
Подошва мерзлых толщ поднимается здесь от 300-400 м на севере участка до глубины 200-300 м на юге.
Многолетнемерзлые грунты представлены преимущественно супесями, легкими суглинками с включениями гравия, гальки и валунов, а также пылеватыми и мелкими песками и торфяниками.
Многолетнемерзлые
породы относятся к группе
специфических грунтов. В
1.3 Технологические параметры и режимы работы нефтепровода
Объем добычи Ванкорского месторождения от 7,2 млн. т/год до 19 млн. т/год и перспективного поступления нефти (таблица 1).
Диаметр нефтепровода
и количество НПС определено из расчета
обеспечения пропускной способности
нефтепровода 19 млн. т/год. Расположение
промежуточных станций
Согласно расчетам для строительства нефтепровода принимаются трубы диаметром 820 мм.
Таблица 1 - Уровни добычи по Ванкорскому месторождению
Годы разработки месторождения |
Годовая добыча нефти, тыс. т |
1 |
2372,7 |
2 |
7206,8 |
3 |
9867,7 |
4 |
11124,8 |
5 |
13760,2 |
6 |
17550,2 |
7 |
19017,4 |
8 |
16980,7 |
9 |
15044,1 |
10 |
13132,9 |
Таблица 2 - Данные по расстановке станций по трассе нефтепровода с учетом максимальной производительности и изотермичности нефтепровода
Наименование |
Единица измерения |
Величина |
Количество рабочих дней в году |
дни |
357 |
Коэффициент,учитывающий неравномерность перекачки |
- |
1,07 |
Длина нефтепровода
Ду 800 |
км |
187 |
Длина нефтепровода Ду 800 (НПС-1 – НПС -2) |
км |
173 |
Длина нефтепровода Ду 800 (НПС-2 – НПС в «Пурпе) |
км |
183 |
ГНПС |
м |
55 |
НПС - 1 |
м |
22,5 |
НПС - 2 |
м |
40 |
НПС с узлом
подключения к системе |
м |
55 |
Рассчитаем
диаметр и толщину стенки
1.4 Расчет диаметра трубопровода
Ориентировочное
значение внутреннего диаметра вычисляется по формуле:
(1)
где, Qч – расчетная часовая пропускная способность нефтепровода;
wo– рекомендуемая ориентировочная скорость перекачки, определяемая из графика (рисунок 1).
Рисунок 1 - Зависимость рекомендуемой скорости перекачки от плановой
производительности нефтепровода
Расчет необходимо проводить по максимальному объему перекачки (19017,4 тыс.т/год).
Расчетная часовая пропускная способность нефтепровода определяется по формуле:
Q
где Gг – годовой объем перекачки, Gг = 19017,4 тыс.т/год;
Nр – расчетное число суток работы нефтепровода;
– расчетная плотность.
Определим расчетную плотность при температуре перекачки:
, (3)
где r293 – плотность нефти при 293К, кг/м3 [1];
x – температурная поправка, рассчитываемая по формуле:
x=1,825 – 0,001315×r293;
x=1,825 – 0,001315 × 884,6 = 0,6662 кг/(м3∙К);
, кг/м3.
Тогда расчетная
часовая пропускная
Q , м3/ч:.
Согласно рисунку 1 принимаем wo = 1,7 м/c, тогда
м.
По значению Do принимается ближайший стандартный наружный диаметр Dн =820 мм [1].
1.5 Конструктивная характеристика нефтепровода
В соответствии с требованиями [2] магистральный нефтепровод «Ванкор – НПС «Пурпе» отнесен ко 2 классу и III категории трубопроводов. Согласно [2] категория нефтепровода, прокладываемого по территории распространения вечномерзлых грунтов, имеющих при оттаивании относительную осадку свыше 0,1м повышается до II категории.
Ввиду наличия по трассе нефтепровода многолетнемерзлых грунтов,
имеющих сплошное распространение от 0 км до 216 км принята надземная прокладка, на остальной части трассы до 543 км нефтепровод прокладывается подземно с применением защитных мероприятий от растепления при пересечении островных участков мерзлоты.
Надземный участок нефтепровода (0 км - 216 км) проектируется с компенсацией продольных деформаций и прокладывается на опорах, обеспечивающих перемещение по ним трубопровода при изменении температуры и давления. Схема компенсатора с расстановкой подвижных и неподвижных опор приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема компенсатора
Для наиболее сложных
участков подземной прокладки
Проверка прочности и устойчивости надземных участков трубопровода проводится согласно [2] проводится из условия:
,
где - максимальные продольные напряжения в трубопроводе от расчетных нагрузок и воздействий, МПа;
R1 – расчетное сопротивление.
где Rн1 - нормативное сопротивление растяжению (сжатию) металла трубы и сварных соединений, определяемое из условий работы, принято по сертификату на трубу из стали 09Г2ФБ, Rн1=550 МПа;
m0 – коэффициент условий работы трубопровода, принимаемый m= 0,75для трубопроводов I и II категории;
k1 – коэффициент надежности по материалу, k1=1,34 для стальных прямошовных сварных труб;
kн - коэффициент надежности по назначению трубопровода зависящий от его диаметра, kн=1,0 ( D≤1000мм);
- коэффициент, учитывающий
,
где - кольцевые напряжения в трубопроводе.
,
где n – коэффициент надежности по нагрузке: n=1,15 для нефтепродуктов, работающих по системе из насоса в насос.
,
где р – рабочее давление ( МПа), р = 7 МПа ;
DH – наружный диаметр трубы (см), Dн=820 мм;
R1 – расчетное сопротивление растяжению металла трубы (МПа), определяемое по формуле (6);
- коэффициент, учитывающий
,
где - продольное осевое сжимающее напряжение, МПа, определяемое от расчетных нагрузок и воздействий с учетом упругопластической работы металла труб в зависимости от принятых конструктивных решений.
Согласно формуле
(6) определим расчетное
R1= =307,84 МПа.
Определяем толщину стенки по формуле (9) при =1:
мм;
Принимаем по сортаменту ближайшую большую номинальную толщину стенки = 11 мм.
Продольные осевые напряжения определяются по формуле:
,
где – коэффициент линейного расширения металла, =1,2×10-5 1/°С [1];
– модуль Юнга, МПа, для стали =2,06×105 МПа [1];
– расчетные перепады
,
,
где – коэффициент Пуассона, = 0,3 [1];
– внутренний диаметр трубопровода.
Рассчитываем температурные перепады:
°С.
Определяем продольные осевые напряжения от расчетных нагрузок и воздействий:
МПа;
МПа.
Определяем для сжимающих продольных напряжений ( <0) по формуле (10):
.
Уточняем значение :
мм.
Расчетная толщина стенки не должна быть больше номинальной, условие выполняется, т.к. 10,25мм< 11мм.
Определим кольцевые напряжения:
Тогда коэффициент
учитывающий двухосное
Условие прочности выполняется т.к
303.8≤307.84 МПа.
Проведем гидравлический расчет данного нефтепровода, как изотермического трубопровод. Изотермичность трубопровода можно обеспечить, применяя системы для поддержания постоянной температуры нефти на всем участке, независимо от способа прокладки, и теплоизоляцией [3].
1.6 Определение толщины тепловой изоляции надземной части нефтепровода
Для надземных трубопроводов толщина тепловой изоляции может быть определена из условия предотвращения замораживания нефтепродукта[1] по формуле:
(15)
где Dиз – диаметр трубопровода с изоляцией;
Dн- наружный диаметр трубопровода;
Тср – средняя температура перекачиваемой жидкости;
T0 – температура окружающей среды,T0 = 228 К;
-допускаемое падение темп-ры в надземном участке длиной ;
Q – объемный расход нефтепродукта, м/с;
Ср- удельная теплоемкость нефтепродукта, среднее 2100 Дж/(кг·К);
- длина надземного участка 216 км;
- коэффициент теплопроводности ППУ 0,0285 Вт/(м·К);
- коэффициент теплоотдачи [4].
Коэффициент теплоотдачи вычисляется по следующей формуле:
где С и n – величина, которых зависит от Reвозд ( таблица 3);
- коэффициент теплопроводности воздуха, = 0,028 Вт/(м·К);
Re – число Рейнольдса для воздуха [1].
Таблица 3 - Зависимость коэффициентов С и n от Reвозд
Reвозд |
C |
n |
1 |
2 |
3 |
5-80 |
0,810 |
0,4 |
80-5·103 |
0,625 |
0,46 |
5·103-5·104 |
0,970 |
0,6 |
Более 5·104 |
0,023 |
0,8 |
где wв –скорость ветра, принимаем равной wв=2,5 м/с;
- кинемат. вязкость воздуха при T=308 К, = 9,8·10-6 м2/с.
Тогда,
Подставляем в формулу (15) формулу (16),тогда:
Тогда,
Округляем до стандартного значения, т.е Dиз = 10 см .
1.7 Гидравлический расчет нефтепровода
Выполним расчет магистрального нефтепровода.
Расчетная плотность определяется при температуре перекачки и составляет:
Расчетная кинематическая вязкость определяется по следующей формуле
(17)
где - кинематическая вязкость нефти, мм2/с;
- постоянные коэффициенты,
определяемые по двум
(18)
отсюда
Выбор насосного оборудования нефтеперекачивающих станций производится исходя из часовой производительности нефтепровода Qч=2715 м3/ч.
Для рассматриваемого случая рекомендуется установить 3 рабочих и
один резервный магистральный насос марки НМ 2500 -230, D =415, один рабочий и один резервный подпорный насос марки НПВ 2500-90.
Напор, создаваемый магистральным насосом МН (D2=415 мм):
(19)
Напор, создаваемый подпорным насосом НВП (D2=610 мм):
(20)
Определим рабочее давление при условии, что на станции работают три магистральных насоса соединенных последовательно.
(21)
где g – ускорение свободного падения;
hп, hм – соответственно напоры, развиваемые подпорным и магистральным насосами;
mм – число работающих магистральных насосов на перекачивающей станции;
PДОП = 6,4 МПа – допустимое давление ПС.
Тогда,
.
Условие выполняется.
Вычисляем среднюю скорость течения нефти:
(22)
Определяем значение числа Рейнольдса по формуле:
По формулам (24,25) вычисляем значения переходных чисел Рейнольдса:
(24), (25)
где k – эквивалентный коэффициент шероховатости.
Так как полученное значение числа Рейнольдса Re < Re1, следовательно, режим течения нефти турбулентный в зоне гидравлически гладких труб.
Коэффициент гидравлического сопротивления определим по формуле Блазиуса:
Потери напора на трение определяем по формуле Дарси-Вейсбаха:
Определяем величину гидравлического уклона:
(28)
Суммарные потери напора в трубопроводе составляют:
H = 1,02ht
+ Dz + NЭ× hост ,
где 1,02 – коэффициент, учитывающий надбавку на местные сопротивления в линейной части нефтепровода;
Dz=zК-zН – разность геодезических отметок, м; Dz=0 м;
NЭ – число эксплуатационных участков (назначается согласно протяженности эксплуатационного участка в пределах 400…600 км), NЭ=2 ;
hост – остаточный напор в конце участка, hост =40 м.
Суммарные потери напора: .
Необходимое число
нефтеперекачивающих станций
.
Т.к n0 не может быть дробным числом, то округляем его до целого числа.
Рассмотрим вариант округления числа НПС в меньшую сторону. В этом случае при (n<n0) напора станций недостаточно, следовательно, для обеспечения плановой производительности необходимо уменьшить гидравлическое сопротивление трубопровода прокладкой дополнительного лупинга.
- Проблемы процесса демократизации КНР
- Проблемы процессуального статуса следователя
- Проблемы психологической адаптации солдат срочников к военной службе
- Проблемы развития аквакультуры и пути их преодоления (на примере Приморского края)
- Проблемы развития ЖКХ
- Проблемы развития кредитования
- Проблемы развития малого бизнеса
- Проблемы привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления
- Проблемы привлечения средств населения в Коми отделении ОАО «Сбербанк России» и пути их активизации
- Проблемы применения административно-предупредительных мер в России
- Проблемы применения норм уголовного закона о необходимой обороне
- Проблемы при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в управлении административно – правовой сфере
- Проблемы проведения государственного и ведомственного финансового контроля и пути их разрешения
- Проблемы продвижения туристических компаний в крупных региональных центрах