Проблемы проведения государственного и ведомственного финансового контроля и пути их разрешения

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……4

1.Исторические  аспекты финансового контроля  в России и его ретроспективный  анализ

1.1.Исторические аспекты осуществления финансового контроля (с эпохи Петровских преобразований и до первой мировой войны)……………………….9

1.2.Развитие финансового контроля и его преобразование в годы первой мировой войны и предвоенный период……………………………………….......16

1.3.Перестройка и совершенствование финансового контроля в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период………………………………...20

2.Организация  и проведение государственными  и ведомственными контрольно-ревизионными  органами последующего финансового контроля в Министерства обороны Российской Федерации

2.1.Необходимость, цель, сущность и специфика проведения финансового контроля в МО РФ………………………………………………..………………...28

2.2.Государственный (внешний) финансовый контроль Министерства обороны Российской Федерации……………………………………………………..……….39

2.3.Организация проведения и реализация результатов ведомственного (внутреннего) финансового контроля в  Министерства обороны Российской Федерации по эффективному использованию государственных средств……….52

3.Проблемы  проведения государственного и  ведомственного финансового контроля и пути их разрешения

3.1.Направления совершенствования последующего финансового контроля проводимого государственными контрольно-ревизионными органами……….63

3.2.Проблемы и перспективы развития ведомственного финансового контроля……………………………………………………………………………..69

Заключение………………………………………………………………..……….79

Список  литературы…………………………………………………….…………82

Приложения  № 1-21………………………………………………………….……86

 

Введение

Основой существования  любого государства является осуществление  им своих функций, которые в свою очередь должны быть обеспечены материально-финансовой базой. Источниками образования материально-финансовой базы, обеспечивающей функционирование экономических субъектов, а также государства, выступает финансово-экономическая и хозяйственная деятельность. В процессе хозяйственной деятельности между экономическими субъектами, а также между ними и государством возникают финансовые отношения, связанные с формированием собственных и привлеченных заемных средств, их использованием на финансирование затрат, распределением и перераспределением полученной прибыли.

Совокупность  субъектов, объектов и главным образом их отношений, возникающих в процессе финансово-экономической и хозяйственной деятельности образуют экономическую систему государства, и обуславливает его особую роль  в этих отношениях. Финансово-экономические отношения осуществляются в соответствии с установленными государством законами, нормами и правилами, определяющими права, обязанности и ответственность участвующих в них субъектов. Соблюдение прав, выполнение обязанностей и несение персонифицированной ответственности участниками финансово-экономической и хозяйственной деятельности обеспечивается путем организации и проведения финансового контроля.

Контроль служит одним из видов управленческой деятельности, которая обеспечивает обратную связь  между субъектами и объектами управления, позволяет выявить возникающие в процессе достижения целей отклонения, оценивать их влияние и определять причины возникновения, дает возможность установить должностных лиц, ответственных за возникновение недостатков, и разрабатывать мероприятия по устранению последних, а так же нарушений законодательства, предупреждать злоупотребления.

Для того чтобы  понять всю глубину, актуальность и  значимость финансового контроля как  составного элемента процесса управления и его роли в повышении эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, на примере бюджетных учреждений Министерства обороны рассмотрим какое место он занимает и какую роль он играет в системе финансового обеспечении Вооруженных Сил РФ. Ведь финансовое обеспечение Вооруженных Сил РФ неразрывно состоит из следующих элементов: финансовое планирование, финансирование, получение и хранение денежных средств, расходование денежных средств, учет и отчетность, финансовый и хозяйственный контроль. Главным направлением финансового контроля является изучение хозяйственных процессов и операций с позиции законности, достоверности, эффективности, экономической целесообразности расходования бюджетных средств, а так же обеспечения сохранности имущества. Финансовый контроль происходит из недр бухгалтерского учета, синтезировав его достижения и вобрав в себя специфические знания анализа финансово-экономической и хозяйственной деятельности, финансов, права, других экономических и юридических отраслей, он может полноправно выступает как отдельная отрасль научных знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы исследования.

Само понятие финансовый контроль в Министерстве обороны выступает как деятельность органов государственной власти и государственного управления, командования и финансовой службы Министерстве обороны по систематической проверке и анализу состояния финансово-экономической и хозяйственной деятельности в целях достижения законности и наибольшей эффективности расходования денежных средств, выделяемых на оборону страны. В данной дипломной работе подчеркнута главенствующая роль ревизии как наиболее эффективной и действенной формы последующего финансового контроля и основной составляющей деятельности специальных контрольных органов. Контрольно-ревизионная работа является общей формой практической реализации последующего финансового контроля потому, что контрольно-ревизионная работа представляет систему мероприятий по организации и проведению ревизий и проверок, координацией, использованием рациональных и действенных форм и методов финансового и хозяйственного контроля, учётом результатов и предоставлением установленной отчётности, обобщением и реализацией результатов ревизий и проверок, изучением, обобщением и распространением опыта, организацией специальной подготовки инспекторского состава.

Актуальность  темы исследования заключается в организации и проведении последующего финансового контроля, использовании наиболее эффективных форм и методов контроля, его постоянном совершенствовании и адаптации к современным условиям функционирования рынка. Систематическое повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества является непременным условием осуществления финансово-экономической и хозяйственной деятельности государственных предприятий всех типов, в том числе и воинских частей1.

Необходимость углубленного исследования теоретических  и практических аспектов организации и проведения государственными и ведомственными органами последующего финансового контроля, как неотъемлемого элемента процесса управления, а в частности результатом, которого является эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, а также разработки направлений совершенствования методик проведения ревизий и проверок в изменяющихся социально-экономических условиях.

Целью дипломной работы является рассмотрение последующего финансового контроля, как неразрывной части процесса управления, определить и отобразить практическое применение наиболее эффективных и действенных форм и методов последующего финансового контроля за использованием материальных и денежных средств.

Для достижения поставленной цели и наиболее полного  раскрытия актуальности указанной  проблематики необходимо определить следующие  задачи:

  1. рассмотреть исторические аспекты становления и развития последующего финансового контроля, как неотъемлемого элемента целостной системы финансового  контроля на примере Вооруженных Сил России. Опираясь на исторический опыт функционирования финансового контроля в Русской Армии, Вооруженных Силах СССР можно проследить специфику его организации, проведения и отражения результатов, какие существенные преобразования он претерпевал в своем развитии  и как совершенствовался. С помощью ретроспективного анализа истории развития финансового контроля, можно дать объективную оценку в настоящие время и показать дальнейшие пути совершенствования финансового контроля.
  2. необходимо рассмотреть организацию и проведение последующего финансового контроля субъектами контроля через призму действующего законодательства. Раскрыть специфические формы и методы последующего финансового контроля и его функционирование в современных условия.
  3. рассмотрение направлений дальнейшего совершенствования последующего финансового контроля на примере проблем его проведения и предлагаемых путей их решения.

Объектом  исследования выступает последующий финансовый контроль, проводимый государственными органами контроля и  соответствующими начальниками (командирами) через финансово-экономические органы, в системе ведомственного финансового контроля Вооруженных Сил.

Предметом исследования является организация контрольно-ревизионных органов, их структура и задачи, а также организация и проведение ревизий и проверок и направления его совершенствования.

Методологической  основой дипломной работы явились научные труды по проблемам финансового контроля и нормативно-правовые акты Российской Федерации. В процессе исследования использованы также практические материалы контрольно-ревизионной работы войск.

В ходе исследования применялись общенаучные методы познания (обобщение, группировка, анализ, синтез и систематизация).

Научная новизна работы состоит в следующем:

  1. в результате изучения недостатков в организации последующего финансового контроля предложен вариант организации системы государственного и ведомственного финансового контроля на современном этапе развития экономических отношений на примере Министерства обороны Российской Федерации;
  2. предложена система организации системы государственного аудита и координации действий государственных, ведомственных контрольно-ревизионных органов, что приведет к более целенаправленному проведению ревизии и как следствие эффективному использованию бюджетных ресурсов.
  3. предложен вариант решения комплектования кадров государственными аудиторами из числа специально подготовленных ревизоров по системе международных стандартов и имеющих специальный государственный аттестат бюджетного аудитора.

Практическая  значимость выполненного исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов:

    1. для разработки государственных и замены морально устаревших ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и организацию проведения последующего финансового контроля;
    2. при проведении организационных мероприятий по совершенствованию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации;

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 83 листах компьютерного текста. Список литературы включает в себя 38 наименований. Объем приложений – 27 страниц.

    1. Исторические аспекты финансового контроля в России и его ретроспективный анализ

 

    1. Исторические аспекты осуществления финансового контроля (с эпохи Петровских преобразований и до первой мировой войны)

Для истинного  понимания сущности финансового  контроля, его роли и места как  самостоятельной отрасли научных  знаний и исследований воспользуемся ретроспективным анализом и обратимся к истории финансового контроля, где приоритетное место отводится ревизиям и проверкам.

Исторические  корни финансового контроля в  Вооруженных Силах восходят к  эпохе Петра I. С созданием регулярной армии и организации финансового обеспечения требовалось решить непростую проблему контроля за военными расходами. Необходимо было организовать целостную систему финансового контроля и определить новые государственные и армейские контрольные органы. Необходимость организации финансового контроля за государственными расходами на армию диктовалась следующими обстоятельствами: во-первых, ростом военных расходов, во-вторых, финансированием их за счет средств государственной казны, в-третьих, множеством случаев казнокрадства и растраты материальных и денежных средств, в-четвертых, отсутствием у командиров и начальников теоретических знаний в части рационального расходования материальных и денежных средств.

Контроль за расходами военного ведомства уже  начиная с эпохи Петра подразделился на ведомственный (внутренний) и внешний. [26, c. 45]

Ведомственный финансовый контроль проводился, с одной стороны, непосредственно должностными лицами (комиссаром, фискалом полка и специально создаваемыми комиссиями) или общественностью полка (офицеры полка), с другой — вышестоящими учреждениями. Полк являлся низовым войсковым звеном осуществляющим непосредственное расходование денежных и материальных средств выделенным на обеспечение функционирования войск. В полку в  той или иной форме принимал участие в контроле почти весь личный состав полка. Он осуществлялся офицерами полка, комиссаром и фискалом полка и специально создаваемыми комиссиями. (приложение 1)

 Офицеры полка обязательно принимали участие в сборе налоговых поступлений, они расписывались в книгах финансового учета за получение полком денежных сумм, за их расходование, подтверждая тем самым хозяйственные операции полка. Без участия офицеров командир полка не имел права отдавать распоряжений по хозяйственной части полка. Однако с введением в действие «Устава воинского о должности генерала-фельдмаршала и всего генералитета и прочих чинов, которые при войске подлежат быть, и оных воинских делах и поведения, что каждому знать должно» от 30 марта 1716 года Петром I, постепенно контрольные функции офицеров полка сокращаются, усаливается единоначалие командира. Законодательно закрепляется ответственность конкретных должностных лиц виновных в расточительстве и воровстве.

Контроль со стороны комиссара полка осуществлялся  на основе его особого положения  в полку: непосредственно по своей  работе он не подчинялся командиру  полка, в действиях своих руководствовался указаниями комиссаров вышестоящей инстанции. Ему было предоставлено право проводить внезапные и периодические  «инспекторские смотры», т. е. проверки состояния войскового и финансового хозяйства, по результатам которых он лично принимал решения по выявленным недостаткам. [28, c. 12]

Контроль со стороны фискала полка был  довольно разносторонним и властным, он обязан следить, чтобы все в полку делалось на основании закона. Усердие фискала поощрялось материально, так как он получал половину тех штрафов (начетов), которые налагались на военнослужащих. [28, c. 12]

В армии ведомственным  контрольно-ревизионным органом  являлась счетная экспедиция, созданная  в военной коллегии. Обязанность  счетной  экспедиции — ревизия всех  счетов   (т.е. всех расходных документов), военного ведомства. Из всех полков и учреждений расходные документы направлялись на проверку в счетную экспедицию.

Учреждение  ведомственного контрольного финансового  органа имело положительное значение, так как усиливался контроль за всеми доходами и расходами военного ведомства. Зная о том, что проверенные счетной экспедицией документы будут направлены в государственные контрольные органы, т. е. во вневедомственный контроль, счетной экспедиции приходилось более тщательно проверять присланные к ней документы.

Счетная экспедиция постоянно совершенствовала свою работу, ее должностные лица специализировались на проверке определенных групп расходов, соответственно которым экспедиция была разделена на четыре отделения по проверке документов: комиссариатской службы, провиантской службы, артиллерийского и инженерного ведомств, по экстраординарным расходам.

В России, начиная  с создания централизованной державы, важное значение придавалось контролю со стороны государства (внешнему контролю). Преимущества такого контроля видели в том, что он независим от должностных лиц проверяемых объектов и их высших органов, невозможно воздействие на государственных контролеров, он позволяет получить более объективные результаты, сделать правильные выводы о расходовании средств и добиться возмещения нанесенного ущерба. [26, c. 49]

При Петре I органом такого контроля являлась «ближайшая канцелярия», в состав которой, кроме контролеров, входили руководители важнейших приказов и высшие военные чины. Она являлась центральным органом финансового управления, в ней сосредоточивался и контроль. С заменой приказов коллегиями вместо «ближайшей канцелярии» создается ревизион-коллегия как высший государственный контрольный орган, которому  было поручено следить за учетом всех доходов и расходов, привлекать и осуществлять судебные действия над лицами, уличенными в незаконных действиях при сборе доходов и производстве расходов.

Несмотря на многообразные формы финансового  контроля, обязательную проверку всех ведомств ревизион-коллегией, контроль фактически не отличался большими успехами и был неэффективным. Отсутствие действительного контроля было обусловлено  в следующем: в не достоверности представления отчетных документов по расходованию денежных средств, отсутствием четкого разграничения функций в контрольных органах, разобщенности действий центральных финансовых органов и не совершенностью самой системы организации финансового контроля, которая заключалась в том, что ведомства, получающие от казны деньги и расходующие их, сами же и осуществляли финансовый контроль.

В первой половине XIX века финансовый контроль в армии по сравнению с XVIII столетием не претерпел существенных изменений. Многие виды и формы контроля, применяемые в прошлом столетии, продолжали использоваться и в последующем. Однако следует отметить существенный момент -  это создание в России центрального контрольного органа - Государственного контроля. [28, c. 19]

В рассматриваемый  период в Вооруженных Силах наибольший удельный вес занимал внутренний контроль, проводимый самими воинскими частями. Специальных контрольных финансовых органов в ближайшей довольствующей инстанции, а именно корпусе не существовало, а следовательно и ревизия финансово-экономической и хозяйственной деятельности в воинской части не проводилась и основная нагрузка, по организации и проведению действительного контроля за расходование денежных и материальных ресурсов, ложилась на внутренние проверочные органы воинских частей.

Контроль офицеров, введенный еще Петром I, не потерял своего значения и в XIX веке. Наиболее важным и действенным по-прежнему считался контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью именно со стороны офицеров полка. Не стало лишь офицеров-фискалов, но обязанности офицеров в осуществлении контроля не уменьшились.[26, c. 82]

Во-первых, назначенные  командиром полка офицеры должны были лично присутствовать при поступлении в полк денежных и материальных средств, заверяя своей подписью их фактическое поступление по соответствующим приходным документам. Лишь после такой проверки командир полка имел право дать указание казначею об оприходовании денежных и материальных средств по книгам учета. В настоящие время порядок приемки не претерпел существенных изменений, все материальные средства, поступающие в воинскую часть во всех случаях принимаются комиссией, назначаемой командиром воинской частью, по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, товарно-транспортной накладной). На комиссию возлагается сохранность материальных средств до передачи их материально-ответственному лицу на хранение.

Во-вторых, офицеры  полка несли материальную ответственность  своим жалованьем и состоянием за законность использования денежных и материальных средств в полку.

В-третьих, в случае нехватки денежных средств на некоторые потребности, командир полка мог принять решение о временном отвлечении средств за счет других денежных сумм с последующим восстановлением этих сумм при получении дополнительных ассигнований. Однако отвлечение могло быть осуществлено лишь только с согласия офицеров полка, о чем составлялся соответствующий акт, который подписывался всеми офицерами, принимавшими участие. В настоящие время за нецелевое расходование денежных средств командир воинской части и начальник финансовой службы несут персональную ответственность в плоть до уголовной (статья 285 УК РФ «нецелевое расходование бюджетных средств»).

В-четвертых, во время перемещения полка, когда необходимо было к пути заготовить продовольствие, составлялись «приговоры» (решения) о необходимости приобретения продовольствия, его количестве, ценах, сумме израсходованных средств. Эти «приговоры» подписывались всеми офицерами полка.

Вторая форма  финансового контроля в полку - со стороны комиссий, создаваемых из офицеров полка. Комиссии были постоянными, их состав объявлялся в приказе по полку. Главная и наиболее важная работа комиссий -  это проверка книг финансового учета и расходных документов полка перед отправлением их на ревизию в органы ведомственного контроля.

Третья форма  финансового контроля в полку -  со стороны командира полка. Командир полка нес персональную ответственность  за финансовое обеспечение полка, законное и целевое расходование материальных и денежных средств. Он осуществлял общий надзор за движением денежных сумы в полку путем заслушивания докладов офицеров полка и комиссий о результатах проверок. Он включал в приказы по полку выводы комиссий, в нем фиксировались все совершенные финансовые операции.

Четвертая форма  финансового контроля в полку -  инспекторские проверки. Лица, инспектирующие полк, проверяли законность и правильность расходования артельных и полковых сумм. Командир дивизии имел право проверять вопросы финансового хозяйства, особенно сохранность и правильность использования полковых и артельных сумм, не только в период инспекторской проверки, но и в любое другое время. Инструктирующие лица обязаны были требовать акты проверок полковых сумм комиссией полка.

Таким образом, в полку, в связи с довольно развитый хозяйством полка, вовлечением в хозяйственную деятельность офицеров, организовывался действенный контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью, прежде всего со стороны самих офицеров, в виде текущего контроля, командира полка и инспектирующих лиц, выступая в виде последующего финансового контроля. (приложение 2)

В 1811 году, с  созданием Государственного контроля, был преобразован и ведомственный  контроль. Центральные контрольные органы министерств — счетные экспедиции — были ликвидированы, так как Государственный контроль обязан был осуществлять ревизию их книг учета и приходно-расходных документов. Всех должностных лиц счетной экспедиции Военного министерства перевели на службу в Государственный контроль. Ведомственный контроль был возложен на каждый из департаментов по своим расходам, на их счетные отделения.

Внешний  контроль   за   расходованием   денежных   средств Военным  министерством  осуществлял  Государственный  контроль, который был создан в 1811 году в виде «Главного управления ревизии государственных счетов», а в 1836 году это управление переименовано в «Государственный контроль». Главное управление было приравнено по своим правам к министерствам, а названием «Государственный контроль» этот контрольный орган ставился по статусу выше министерств. В   Государственном   контроле   первоначально   имелось   три департамента:  по ревизии счетов гражданских ведомств, по ревизии счетов военного ведомства и Адмиралтейства. [28, c. 21]

Государственный контроль впервые годы своей организации осуществлял документальный контроль с проверкой книг учета, приходных и расходных документов всех министерств и ведомств. В Государственный контроль поступала масса книг и приходно-расходных документов, которые он не успевал своевременно проверять. Для устранения этого недостатка с середины двадцатых годов XIX века его руководители обратились с просьбой отказаться от документальной проверки, а деятельность свою сосредоточить лишь на ревизии отчетов департаментов министерств. Внешний контроль, таким образом, превращался из документального в систему проверки генеральной отчетности, т. е. без проверки подлинных приходных и расходных книг (документов). Отчетность, поступавшая в Государственный контроль от Военного министерства, проходила перед тем две проверочных инстанции. В воинских частях учитывались обороты по приходу и расходу средств, велись книги учета, в разрезе департаментов составлялись отчеты о расходах. Перед отсылкой документов в центральные органы их проверяла комиссия полка. После этого отчеты вместе с книгами и документами отправлялись в департаменты. Здесь они проверялись еще раз и на их основе составлялись общие своды (генеральные отчеты), которые и направлялись в Государственный контроль. (приложение 3)

В качестве вывода можно отметить следующие:

во-первых, итогами совершенствования в области финансового контроля явилось создание Государственного контроля, который ревизовал финансовую отчетность всех министерств. Книги учета, финансовые документы по приходным и расходным операциям воинских частей проверялись департаментами и центральном органе военного министерства, а именно счетной экспедицией;

во-вторых, следует особо выделить внутренний финансовый контроль, который заложил основные принципы организации, которые применяются в настоящие время.

    1. Развитие финансового контроля и его преобразование в годы первой мировой войны и предвоенный период

Во второй половине XIX века значительно усилен контроль за военными расходами со стороны Государственного контроля, что подтверждается следующими принципиальными изменениями в его организации.

Во-первых, контроль военных расходов войск стали  осуществлять контрольные палаты, впервые созданные в губерниях. Эти палаты являлись совершенно самостоятельными  органами,  не  входившими  в  число  губернских учреждений. Ревизия расходов, произведенных в военных округах, возлагались на контрольные палаты, которые находились в одном городе. В центральное управление Государственного контроля стали направляться на проверку лишь документы главных управлений министерств, в том числе и военного. [27, c. 130]

Во-вторых, стали  применяться новые формы контроля, расширилась контролируемая сфера финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Последующему контролю подлежали книги учета и расходные документы по всем финансово-хозяйственным операциям. Кассы казначейств, в которых воинские части получали наличные деньги, еженедельно отсылали в губернские казенные палаты все приходные и расходные документы. Раз в месяц эти палаты представляли в губернскую контрольную палату по месту расположения штаба округа документы, как полученные из касс, так и свои по приходу и расходу денежных средств. Одновременно, тоже ежемесячно, в эти же контрольные палаты высылали свои документы и воинские части. Палаты, таким образом, имели возможность сопоставить эти документы, сделать сплошную проверку операций по исполнению государственного бюджета.

В-третьих, впервые  в 1877 году утверждено первое положение  о полевом контроле и были сформированы органы полевого контроля в войсках действующей армии. Причинами их создания послужило то, что во время боевых действий финансово-экономическая и хозяйственная деятельность войск ревизовалась ближайшей контрольной палатой. Но поскольку войска быстро меняли место своего расположения, они не имели возможности регулярно, своевременно доставлять эту отчетность контрольным палатам, так как она находилась вдали от расположения войск.[27, с. 130]

Проверку состояния  финансового хозяйства воинских частей, полевой контроль мог осуществлять только по предписанию командующего армией и командира корпуса и, следовательно, ревизии полевого контроля назначались распоряжением Главнокомандующего, а сведения, которые необходимо донести в Государственный контроль согласовывались   с   ним.  [26, c. 141] (приложение 4)

Проблемы проведения государственного и ведомственного финансового контроля и пути их разрешения