Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….5

Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8

1.1. Нормативная база правового  образования в средней школе………….8

1.2. Содержание и структура правового  образования в школе…………...14

Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25

Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26

2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26

2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36

2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41

          Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61

Заключение…………………………………………………………………...65

Список использованных источников и литературы………...……………..68

Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная

                       ответственность и наказание.

                       2.Правовое воспитание несовершеннолетних

                       3.Урок дискуссия

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека. Соблюдение этих условий ведет к становлению такого типа общественного сознания, при котором выстраивается новый характер взаимоотношений и взаимообязательств между государством и личностью. Защита государством основных прав и свобод человека предполагает, в свою очередь, корректное и мудрое отношение личности к праву и правовым нормам, находящимся под защитой государства. В этой системе право и правовые нормы получают новое социальное признание.

В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского  правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Суть его заключается в том, что  содержание всех школьных предметов  формирует человека - гражданина. Правовое образование в этом смысле это  – образование, направленное на формирование человека - гражданина, личности, которой  присущи правовые качества.

Объектом исследования выступает система правового отечественного общего образования.

Предметом исследования являются концептуальные основы школьного правового образования в Российской Федерации.

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.

В соответствии с поставленной целью  в работе формулируются и решаются следующие задачи:

1) изучить и охарактеризовать  нормативную базу правового образования  в средней школе;

2) рассмотреть содержание и структуру  уголовно-правового образования  в школе.

3) методически разработать учебное  занятие.

Методологическая основа исследования. Исследования по данной теме опираются на идеи и концепции философов, социологов, правоведов по теории государства и права, по проблемам правосознания, правовой культуры как прошлого (Сократ, Платон, Аристотель, И.Кант, Л.И.Петражицкий, П.Сорокин), так и современности (Е.В.Аграновская, С.С.Алексеев, Н.Л.Гранат, В.Н.Кудрявцев, В.С.Нерсесянц и др.), по проблемам правового обучения и воспитания учащихся (П.П. Баранова, Л.М.Голубева, А.И.Долгова, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцева и др.), а также государственно-нормативные документы по проблемам совершенствования школьного правового образования.

В советской педагогике правовому  образованию уделяли внимание (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, И.С.Кон, А.С.Макаренко, М.М.Рубинштейн и  др.), и современных отечественных  педагогов и психологов, исследования которых посвящены разработке целей  и задач, принципов процесса воспитания и образования (Ю.К.Бабанский, Г.П.Давыдов, И.Д.Демакова, И.И.Зарецкая, Э.М.Никитин, П.И.Пидкасистый, А.П.Сигник и др.),

На рубеже столетий были опубликованы работы теоретического характера по вопросам объективной необходимости  и педагогической целесообразности включения обучения правам человека в современное общее образование  как одной из ведущих составляющих, обеспечивающих гуманизацию образования (А.Я.Азаров, П.П.Баранов, Т.В.Болотина, М.В.Кускова, С.А.Морозова, А.Ф.Никитин, Е.А.Певцова, А.С.Прутченков, Я.В.Соколов, З.К.Шнекендорф, Н.И.Элиасберг и др.).

Каким бы общее образование ни было, оно должно включать в себя некоторый  правовой компонент. Ст. 14 Закона РФ "Об образовании" сформулировала общие  требования к содержанию образования  в целом, согласно которым оно  должно быть сориентировано на развитие гражданского общества, укрепление и  совершенствование правового государства. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Методы исследования. В процессе работы применялся описательный метод, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и литературных источников и приложения.

 

Глава I. Правовое образование в школе

 

1.1 Нормативная база правового  образования в средней школе

 

В основу правового образования  положена идея полноценного участия  личности в решении общественно  значимых задач на современном этапе  развития Российской Федерации. Оно  сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ  социальных наук. Именно в этом контексте  возможно развитие и самоопределение  личности, ее духовный рост. Поэтому  одна из основных задач правового  образования состоит в том, чтобы  помочь ребенку обрести себя как  личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок  должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника  созидательного развития общества.1

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся  в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему  воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся  уважения к праву, собственных представлений  и установок, опирающихся на современные  правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных  для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Таким образом, правовое образование  рассматривается как условие  формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального  функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются  и приобретают различное значение на каждой ступени образования. Соответственно и общие образовательные цели конкретизируются, учитывая логику и  особенности возрастного развития, изменения правового статуса  обучающихся, практическую востребованность той или иной области правовых знаний, возможности получения соответствующего социального опыта, применительно  к каждой возрастной ступени на материале  общего содержания курсов права Формулирование, исходя из общих целей, самостоятельных  образовательных задач и результатов  обучения для различных уровней  образования будет обеспечивать непрерывность и преемственность  правового образования

Главная цель правового образования - воспитание гражданина, живущего в  демократическом обществе. Такой  гражданин должен обладать определенными  знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а  также желанием участвовать в  общественно-политической жизни.2

Важная цель правового образования - социализация школьников. Приобретенные  ими правовые знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю  поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

Одной из наиболее важных задач правового  образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение  к праву как к важному условию  и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий "справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека", "демократии" и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.

Основная задача правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них  элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. У младших школьников необходимо сформировать представления  о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей  малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Этому может  способствовать приобщение учащихся начальной  школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших  сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.3

Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим  мышлением, умением действовать  в реальных социальных условиях, и  строить собственную жизненную  траекторию; должен иметь опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные  стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта  общего образования, необходимые для  получения документа об образовании  государственного образца о достигнутом  уровне общего образования. Требования по праву разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и  учебным предметам. Они задаются в деятельностной форме, определяя, что в результате изучения учебного предмета «Право» выпускники должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного  общего и среднего (полного) общего образования. В состав Федерального государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования (проект (доработка 15 февраля 2011 года)) входят следующие условия4:

Право (профильный уровень):

1) сформированность представлений  о роли и значении права  как важнейшего социального регулятора  и элемента культуры общества;

2) владение знаниями об основных  правовых принципах, действующих  в демократическом обществе;

3) сформированность представлений  о системе и структуре права,  правоотношениях, правонарушениях  и юридической ответственности;

4) владение знаниями о российской  правовой системе, особенностях  её развития;

5) сформированность представлений  о конституционном, гражданском,  арбитражном, уголовном видах  судопроизводства, правилах применения  права, разрешения конфликтов  правовыми способами;

6) сформированность правового мышления  и способности различать соответствующие  виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых  санкций, способов восстановления  нарушенных прав;

7) сформированнность знаний об  общих принципах и нормах, регулирующих  государственное устройство Российской  Федерации, конституционный статус  государственной власти и систему  конституционных прав и свобод  в Российской Федерации, механизмы  реализации и защиты прав граждан  и юридических лиц;

8) понимание юридической деятельности  как формы реализации права;  ознакомление со спецификой основных  юридических профессий;

9) сформированность умений применения  правовых знаний для оценивания  конкретных правовых норм с  точки зрения их соответствия  законодательству; выработки и доказательной  аргументации собственной позиции  в конкретных правовых ситуациях  с использованием нормативных  актов;

10) сформированность навыков самостоятельного  поиска и анализа правовой  информации, умений использовать  результаты в конкретных жизненных  ситуациях.

В состав требований включено три  категории – «знать/понимать», «уметь»  и «использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Категория «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который  усваивается учащимися и является «содержательной» основой всего  комплекса требований. При этом требования в категории «знать/понимать»  по праву сформулированы на ступени  основного общего образования в  весьма обобщенной форме, так как  включены в состав требований в рамках учебного предмета «Обществознание», в старшей школе – более  детально. Конкретизация содержания этих требований осуществляется на основе обязательного минимума содержания, установленного государственным стандартом (в том числе с учетом двухуровневой  модели обязательного минимума, где  курсивом обозначена та часть учебного материала, который обязателен для  изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Категория «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям правового  образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на каждой из степеней. Эта категория является ключевой в составе требований, поскольку  отражает приоритетные направления  учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся по праву.

Категория «Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для» включает требования, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке. Специфика учебного предмета «Право» предполагает тесную связь  этой категории требований с рефлексивной деятельностью и социально-мировоззренческим развитием учащихся.

Достижение указанных требований учащимися позволит обеспечить эффективную  преемственность между ступенями  правового образования.

Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в основной и  старшей школе (базовый уровень) в качестве самостоятельного предмета, рекомендуется проведение экзамена по предмету по выбору учащихся в 9 и 11 классах. Формы проведения экзаменов  регламентируются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х  и Х1(ХП) классов общеобразовательных  учреждений.5

 

1.2 Содержание и структура  правового образования в школе

 

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового  образования в школе. Оно не может  быть реализовано исключительно  в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение  компонентов правового образования  в тематику различных школьных предметов  и внешкольных мероприятий, а  также соответствующая организация  уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском  обществе, его нормах и ценностях.

Специфика содержания правового образования  позволяет реализовывать его  в следующих формах:

· межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования  включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;

· воспитательная;

· институциональная (т.е. организация  школьного сообщества, в котором  реализуется гражданско-правовое образование);

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации правового  образования исходя из собственных  возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен комплексный  подход, при котором сочетаются все  вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным  в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной  школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание правового сознания единой линией педагогического воздействия, наконец определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе (а они носят междисциплинарный  характер), избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.

Основными содержательными компонентами правового образования являются: политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания и основы социально-психологических  знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой  цивилизации.

Культурно-образовательное пространство школы – это часть открытой системы, связанной с будущим  общества, государственной политикой  в интересах детства, системой образования  в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования  и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного  образования во внеурочной и внешкольной  деятельности.

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте  правового образования становятся:

- содержание и формы правового  образования, адекватные возрастному  развитию и уровням образования,  включающие в себя, наряду с  традиционным перечнем основных  тем, различного рода активные  формы работы детей;

- уклад школы (особая среда  школы) – традиции и нормы  взаимодействия и взаимоотношений  учащихся и педагогов в системах  «учитель - ученик», «учитель –  родители», «ученик – ученик»,  «ученик - группа сверстников»;

- содержание внеклассной и внешкольной  работы, построенной на принципах  самоуправления и соуправления, творческого и нормированного  правом взаимодействия детей  и взрослых;

- открытость образовательной системы  школы внешнему социуму и прямое  взаимодействие педагогов и учеников  школы с ним;

- социально-педагогическое и деятельностное  взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение  родителей в реализацию правового  образования.

- оценка учебных достижении  обучающихся

Реализация целей и задач  правового образования возможна при создании в общеобразовательном  учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы  обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования  на каждом из этапов, а также единством  методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.6

Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере  социально-гуманитарных наук, образованием, организованным как единство теории и практики. Именно гуманитарное образование  создает условия для самоопределения  личности, освоения общепринятых в  обществе ценностей, формирования собственной  позиции, умения жить и действовать  в изменяющемся мире.

Праву в рамках гуманитарного образования  принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет  уникальные возможности для решения  современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности  и практические навыки действия в  социальной сфере. Уникальность права  как специфической формы общественного  сознания и общественной практики обусловливает  также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

Как известно, ситуации, возникающие  в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий  зависит выбор того или иного  способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми  ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает  условия для личностного самоопределения  – для поиска ответа на вопрос «Кто я? Чего я хочу?». Правовое регулирование  охватывает все сферы общественной жизни. Действующий в обществе человек  оказывается субъектом многих типов  правовых отношений: гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование  в обучении соответствующего правового  материала способствует формированию сложного многомерного представления  о себе. Необходимость действовать  с учетом позиции других людей, с  учетом правовых норм становится условием для развития «Я» ребенка, как  сложноорганизованного относительно «Я» других людей. Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла, это развитие представления о себе и Я-концепции. Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи.

С одной стороны, в праве, как  и в большинстве учебных курсов, задачи и упражнения позволяют практиковаться в применении правила, с другой –  анализ и разрешение каждого отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных  норм, интересов и позиций сторон. При применении правовых норм к каждому  конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного.7

Рассматривается правовое образование  как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и  навыков социального функционирования. Это предполагает создание особых учебных  курсов, построенных в форме социальной практики, которая включает в себя правовое знание. При этом общие  образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно  к каждой возрастной ступени на материале  содержания соответствующих курсов права. Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность  правового образования.

В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося, курс права с 1-го по 11-й  классы может строиться как:

- систематический курс;

- модульный курс наряду с  другими социально-гуманитарными  курсами или интегрированным  курсом обществоведения;

- часть интегрированного курса.

Достижение общих целей правового  образования может быть обеспечено при условии выделения права  в самостоятельный предмет в  рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Наиболее предпочтительно использование  различных «форматов» построения курса  на каждой ступени общего образования, например:

в начальной школе - часть интегрированного курса или небольшой модульный  курс (практические правила поведения  и действия);

в 5-6-м классах - интегрированный  курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование способов регулирования отношений «человек – человек» и «человек – общество»  в различные исторические эпохи, в различных культурах в современном  мире, в России);

7-й класс - вводный правовой  курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права  несовершеннолетних, способы действия  и возможности защиты своих  прав в типичных, актуальных для  подростка, ситуациях);

8-9-й классы - систематический курс  «Основы правовых знаний»;

10-11-й классы - в зависимости от  профиля школы, класса, индивидуального  учебного плана обучающегося  право может быть представлено  курсами различного объема и  уровня сложности: самостоятельным  курсом «Правоведение», набором  специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., частью интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

Независимо от «формата» курса  права, принципиальным остается решение  им определенных образовательных задач  на каждой из ступеней общего образования.

Начальная школа

Образовательной задачей ступени  начального образования в сфере  права является приобретение детьми:

- основ конфликтной компетенции  применительно к реальным детским  конфликтам;

- практического опыта действия  в реальных жизненных ситуациях,  регулируемых правилами и нормами,  в том числе формирование способности  к смене позиции наряду со  способностью к удерживанию своей  позиции;

Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе