Прогнозирование банкротства предприятия

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ» 
 

    Специальность   ФИНАНСЫ И КРЕДИТ 

                «К  защите»

                Проректор ________________________

                                           (подпись, Фамилия И. О.)

                «_____» ______________________ 200_ г. 
                 
                 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

                              Тема: «Прогнозирование банкротства предприятия» 
 
 
 

                __________________________________ 
                (подпись)

                «___» ________________ 200__ г.

                Научный руководитель: __________________________________

                ученая  степень

                __________________________________

                (подпись,  Фамилия И.О.)

                  «___» ________________ 200__ г. 

МОСКВА  200__ г.

 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 Введение  ………………………………………………………….…….  стр.3

1.Общая характеристика  ОАО «РКФ» …………………………….…..стр.8

2. Анализ финансового  состояния предприятия…………………..…стр.13

   2.1. Анализ  активов ……………………………………………...…..стр.13

   2.2. Анализ  пассивов……………………………………………...….стр.24

   2.3. Анализ  коэффициентов, характеризующих 

     платежеспособность  ОАО «РКФ» …………………………….….стр.32

   2.4. Анализ  коэффициентов, характеризующих 

     финансовую  устойчивость ОАО «РКФ»………………………….стр.35

   2.5 Анализ  коэффициентов, характеризующих

     деловую  активность ОАО «РКФ»…………………………………стр.38

Выводы …………………………………………………………………..стр.43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       Вопрос о несостоятельности (банкротстве) - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые «правила игры» и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

    Состояние неспособности должника платить  по своим обязательствам принято  называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под  банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. (Ст.2)

    Возрождение института несостоятельности в  России после десятилетия забвения началось с появлением Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992г. и введен в действие с 1 марта 1993г. Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.

    Новый Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый Государственной  Думой 27 сентября 2002 г., был подписан Президентом РФ 26 октября 2002г. и введен  в действие по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. Данный ФЗ РФ олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан-участников имущественного оборота.

    Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и, по сути, способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств.

    Новый закон  тоже не идеален. Он не является стопроцентной гарантией защиты от  фиктивных банкротств, не решает проблемы судебного произвола,  не ликвидирует  ситуацию полностью, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит заводу за заказанную им продукцию, но все же этот закон - несомненный шаг вперед.

    Главное - обанкротить предприятие теперь гораздо тяжелее, а сама процедура более сложная, многоступенчатая и подконтрольная.

    Практические  результаты проводимых в России экономических  преобразований не привели к созданию настоящего рынка и потому не позволяют  говорить о завершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит десятилетний опыт реформирования, заключается в том, что лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.

      Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань банкротства многие предприятия.

      Ваучерная приватизация вывела администрацию предприятий из-под контроля собственника. В ходе ее произошла передача государственной собственности физическим лицам- руководителям предприятий без установления должного контроля   и   ответственности  за  эффективностью   использования приватизированного имущества. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода. В результате чего утраченной оказалась взаимосвязь спроса    и    предложения.    Продукция    нередко    поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменил бартер и различного рода денежные суррогаты. Экономика столкнулась с таким феноменом, как дефицит денег. Вместо ожидаемого роста эффективности получили спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.

      Залоговая приватизация – вторая волна - характеризуется передачей государством крупному финансовому капиталу экспортно-ориентированных предприятий в топливно-энергетическом секторе, металлургии, химии.

      Приватизация  долгов - третья волна -  развернулась в виде массовых банкротств потенциально эффективных предприятий, которые не удалось по тем или иным причинам приватизировать в предыдущие годы.

      Современное состояние большинства хозяйственных  объектов таково, что первоочередными  тактическими задачами для них является «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает   формирование   эффективного   механизма   управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности

адекватных  рыночным условиям и поиска путей  их достижения. Данный

подход  неразрывно связан с антикризисным  управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, решающих

проблемы  управления предприятием.

     Выбранная мною тема дипломной  работы – «Прогнозирование банкротства  предприятия» - связана с тем, что российский рынок антикризисного управления готовится занять в экономике соответствующее мировой практике место.

     Целью данной дипломной работы является проведение комплекса мероприятий по прогнозированию банкротства предприятия.

     Для реализации поставленной цели в дипломной работе поставлены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:

     - изучить понятие, виды и процедуры  банкротства;

     - рассмотреть сущность и принципы  политики антикризисного  

        управления предприятием в современных условиях;

           - проанализировать  содержание  основных этапов  политики       

             антикризисного управления предприятием;

     - осуществить диагностику финансового  состояния предприятия, включая  проведение анализа и оценки  имущественного положения, ликвидности   и  платежеспособности  и   финансовой  устойчивости предприятия;

     - совершенствовать систему диагностики  банкротства предприятия;

         - разработать систему механизмов стабилизации предприятия при

            угрозе банкротства.

       Объектом моего исследования является - Открытое Акционерное Общество «Рязанская кинокопировальная фабрика»(ОАО «РКФ»). Информационно-аналитической  базой  исследования  послужили данные оперативной и бухгалтерской информации за 2004-2006 годы.

      Теоретической базой для написания дипломной работы явились труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам банкротства и антикризисного управления, а также нормативно-правовые акты по указанной проблематике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ БАНКРОТСТВА

     1.1 Понятие, виды и процедуры банкротства

     Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой практики понятия — банкротства предприятия. С позиций финансового менеджмента банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

     Хотя банкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины. К основным из этих причин относятся:

  1. Серьезное  нарушение   финансовой  устойчивости   предприятия, препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности. Реализация этого катастрофического риска характеризуется превышением финансовых обязательств предприятия над его активами. Такое финансовое состояние предприятия отражается показателем "чистая отрицательная стоимость" (или "чистая стоимость дефицита") и определяется по формуле:

 
ЧОС=ЗК-А,                        (1),

 
  где ЧОС—сумма чистой отрицательной стоимости предприятия;

     ЗК —сумма заемного капитала, используемого предприятием (его

               финансовых обязательств);

     А —сумма активов предприятия (не включающая отражаемую в 

             их составе по балансу сумму убытка прошлых лет и отчетного

             периода).

  1. Существенная   несбалансированность   в   рамках   относительно продолжительного периода времени объемов его денежных потоков. Реализация этого катастрофического риска характеризуется продолжительным превышением объема отрицательного денежного потока над положительным и отсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции.
  2. Продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная

       низкой ликвидностью его активов. Реализация этого

       катастрофического риска характеризуется значительным

     превышением неотложных финансовых обязательств предприятия  над 

     суммой  остатка его денежных средств и активов в высоколиквидной

     форме, которое носит хронический характер.

          Характер рассмотренных причин показывает, что финансовая несостоятельность предприятия, определяющая юридический факт его банкротства, во многом является следствием неэффективного финансового менеджмента.

           В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров и их приверженности к агрессивным формам осуществления финансовой деятельности институт банкротства получает все большее распространение. Это является предметом обширного государственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельности финансово-несостоятельных предприятий для развития экономики страны в целом. Эти отрицательные последствия характеризуются следующими отрицательными моментами:

      -генерирование серьезных финансовых рисков для успешно работающих предприятий — его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессе своей деятельности, что снижает общий потенциал экономического развития страны;

      -осложнение формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программ экономического и социального развития;

      -неэффективное использование предоставленных ему кредитных ресурсов в товарной и денежной форме;

      -влияние снижения общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;

      -сокращение  численности рабочих мест и  количества занятых в общественном  производстве, усиливая тем самым  социальную напряженность в стране.

      С учетом изложенного, механизм банкротства предприятий следует рассматривать как действенную форму перераспределения общественного капитала с целью более эффективного его использования.

      Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

      1.Реальное банкротство. Оно характеризуется полной неспособностью предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

      2. Техническое банкротство. Основной характеристикой которого является состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, обычно не приводит к юридическому банкротству.

      3.Умышленное  банкротство. Характеризируется преднамеренным созданием (или увеличением) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

         4.Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

     Регулирование  отношений  кредиторов  и должников  может осуществляться различными способами. В России получила развитие смешанная модель регулирования рынка, при которой управление рынком и контроль за деятельностью участников рынка осуществляется как государственными, так и общественными структурами самих участников рынка. Центральное место на российском рынке антикризисного управления занимает федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, в том числе осуществляющая разработку нормативной базы рынка, подготовку, лицензирование и контроль за деятельностью арбитражных управляющих, представление интересов государства в рамках процедур антикризисного управления. Кроме того, среди государственных субъектов рынка важное место занимает Высший арбитражный суд, обобщающий судебную практику и вырабатывающий рекомендации по ведению дел о несостоятельности, и Центральный банк РФ, к ведению которого относятся вопросы антикризисного управления кредитными организациями.

      Как было уже отмечено в начале, основным законом, регулирующим экономические, финансовые отношения предприятий и граждан между собой и государством является Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002года.

      В законе даны последовательность определения  несостоятельности предприятий  и граждан, процедур банкротства и восстановления платежеспособности. Но он не предусматривает методических аспектов составления тех или иных планов финансового оздоровления предприятий,

стратегий и т.д., которыми должны заниматься специалисты  предприятия или уполномоченные на это специально подготовленные работники.

     При несостоятельности должника к нему могут быть применены различные процедуры и формы их реализации (рис.1) Это может быть реструктуризация, ликвидация предприятия или мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия. Восстановление платежеспособности происходит, с одной стороны, за счет реализации части имущества предприятия-должника, с другой - путем проведения соответствующих организационно-технических экономических мероприятий.

При санации (оздоровлении), как показано на рисунке 1, предприятию на конкурсной основе оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами и другими лицами. При этом главным является составление надлежащего бизнес-плана, представляющего собой стратегию предприятия по восстановлению платежеспособности и эффективной деятельности. В условиях кризисного состояния преследуются следующие цели и задачи бизнес-плана:

          -обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за

            определенный период времени;

      -бизнес-план  как документ компас, направленный  на выявление 

        действий и направлений по управлению бизнесом;

      -как  средство для получения необходимых  инвестиций;

      -как  реклама для бизнеса;

      -как  инструмент для управления бизнесом.

Официальное объявление должника о

Добровольной

ликвидации

  Несостоятельность   Решение Арбитражного суда
       
       
Реорганизационные процедуры   Ликвидационные  процедуры   Мировое соглашение
       
                   
Санация

(оздоровление)

финансов

  Внешнее

Управле-

ние

имущест-вом

должника

  Принуди-тельная

ликвидация по

решению Арбитраж-ного суда

  Добро-вольная

Ликвида-ция  под

контролем

кредиторов

  Отсроч-

ка

и(или)

рассроч-

ка

платежей

кредито-рам

Скидка

Ссдолгов

Сложе-

ние недои-мок  по плате-жам

Возврат

излишних

сумм

                 
    Продолжение

Деятельности

должника

  Конкурсное 

производство

  Внесудебные

процедуры

ликвидации

     
    Арбитражный

управляющий

  Собрание

(комитет)

кредиторов

  Руководитель

предприятия

  Конкурсный

управляющий

        Конкурсный

управляющий

  Собрание

(комитет)

кредиторов

     
            Конкурс на

участие

     
                   
                   
         
На  средства собственника   На средства

Федерального

бюджета и

внебюджетных

фондов

  На средства кредиторов   На средства иных лиц
         
   
На  безвозвратной основе   План  финансового оздоровления(бизнес-план) предприятия   На возвратной основе
   
           
Выпуск  новых акций или облигаций   Увеличение  банковских кредитов и предоставление дотаций   Превращение краткосрочной задолженности в  долгосрочную   Ликвидация  нерентабельного производства и  создание нового   Слияние несостоятельного предприятия  с  другим
         
  Инвестиционный  проект санации   Оценка  финансовой состоятельности и эффективности  проекта.

Рисунок 1- Типы применяемых к должнику процедур и формы их реализации

      
     
     

    1.2 Сущность и принципы политики антикризисного управления предприятием

     Проблема  антикризисного управления на предприятиях вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Занятие  бизнесом всегда сопряжено с неопределенностью  экономической конъюнктуры. Вкладывая деньги в бизнес, хозяйствующий субъект рискует остаться без прибыли. Это приводит его к банкротству, которое предопределено самой сущностью рыночных отношений, что связано с неопределенностью      достижения      конечных       результатов предпринимательства, а значит с риском потерь. Они могут возникнуть на всех стадиях воспроизводства: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками сырья и материалов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное производство продукции по разным причинам, изменение конъюнктуры рынка, некомпетентность управленческого персонала и многое другое.

      Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и появлению трудностей при оплате расходов, возникающих  в ходе функционирования предприятия  в результате дефицита наличных средств. Дефицит усугубляется, если кредиторы  не возобновят кредитование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях отсутствия наличных средств возникает проблема ликвидности, т.е. распродажи активов. Таким образом возникает «техническая неплатежеспособность». Уже на этой стадии возможно

обращение кредиторов в суд о признании  должника банкротом.

В целях  предупреждения банкротства на предприятиях реального сектора   экономики  должны   быть   предусмотрены   мероприятия, обеспечивающие своевременность  обнаружения признаков ухудшения финансового состояния и способствующие их ликвидации. Элементы таких мероприятий планируются на многих фирмах и предприятиях, они предусмотрены в финансовых планах, бизнес-планах, разработках по маркетингу и менеджменту и других документах. Одновременно необходимо отметить, что целостная программа антикризисного управления на предприятиях в основном отсутствует.

     Зачастую    антикризисное    управление    трактуется    как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику, т.е. к тому кто уже попал в кризисную ситуацию. Тем самым сфера действия антикризисного управления ограничивается с самого начала.

     Цели и задачи антикризисного управления также трансформировались в ходе реформ. Изначально антикризисная политика была направлена на приватизацию государственных предприятий. Когда же оказалась, что смена собственника не влечет за собой изменение результатов деятельности, антикризисное управление стало ассоциироваться с механизмами санации и

банкротства, созданием условий для оздоровления предприятий посредством спасения одних и ликвидации других независимо от формы собственности.

      Поэтому более правильным является представление антикризисного управления как составляющей управления вообще. Поскольку только в случае ее реализации создается возможность преодоления фатальности жизненного цикла предприятия.

      Политика  антикризисного управления представляет собой часть общей стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включении механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.

      В рамках же несостоятельности оно  принимает определенную форму арбитражного управления в зависимости от вводимой процедуры банкротства.

      Следовательно, основной концепцией антикризисного управления является более ранняя идентификация  кризисной ситуации с целью адекватного  реагирования на негативные тенденции в условиях, когда предприятие еще полностью под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами, а, следовательно, имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования.

      Таким образом, началом всему является диагностика состояния предприятия. Непрерывный анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, его активов  и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги позволяет выявить изменения в финансовом положении, выбрать соответствующую тактику и определить стратегию дальнейшего развития. Могут потребоваться реорганизационные мероприятия: изменения в организационной и