Прогнозирование рынка логистических услуг региона

Введение

 

Развитие современных средств транспорта, информационных систем, систем связи и телекоммуникаций открывает большие возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров и финансовых ресурсов. Конкурентные преимущества, связанные с развитием научно-технического прогресса, стали постепенно утрачивать свою первостепенность, и на первое место вышли новые конкурентные преимущества - гибкость, ограниченные сроки выполнения заказа, надежные и качественные поставки, возможность выбора. Поэтому тема дипломного проекта обладает несомненной актуальностью.

От рынка производителя экономика перешла к рынку покупателя. Способность производителей совместить индивидуальные покупательские предпочтения с их производством и системой планирования будет решающим фактором в конкурентной борьбе и экономике будущего. Быстрые изменения предпочтений покупателей, их запросов относительно качества доставки продукции ведут к необходимости уменьшения сроков и объемов поставок, сокращения резервных запасов времени и материалов. Решить проблему индивидуальных заказов клиентов можно только с помощью гибкой системы управления производством.

Отличие логистического подхода от традиционного заключается в интеграции (технической, технологической, информационной и экономической) отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему сквозного управления материальными и информационными потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов.

Внедрение современного логистического менеджмента на предприятии обеспечивает: сокращение запасов и связанного капитала, высокую готовность товара к поставке, сокращение времени выполнения заказа и повышение его качества, повышение гибкости производства, снижение себестоимость продукции, позволяет ускорить оборачиваемость капитала. Это гарантирует снижение себестоимости продукции и улучшение качества поставок - решающего конкурентного преимущества в условиях российского рынка.

Выработка адекватных управленческих решений должна опираться на точные и полные знания текущей ситуации на рынке логистических услуг.

Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
  • выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве  
    южных регионов России;
  • осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
  • сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;

Железнодорожному транспорту России нужны:

1 Маркетинг - имеющий современные технологии, обеспечивающие высокую конкурентоспособность в соответствии с требованиями рыночной экономики и позволяющие отрасли преуспевать, а не выживать.

2 В работе необходима ориентация на технологии интегрированного маркетинга, позволяющие связать не только производство и сбыт, но и все остальные функции и системы внутриотраслевого управления: исследования и технологические разработки; материально-техническое снабжение и логистику; финансы и инвестиционное планирование; управление персоналом, организационные структуры управления и системы принятия решений.

3 Маркетинг - позволяющий не показухи ради, а для достижения конкретного конечного результата преобразовать железнодорожный транспорт в маркетингово-ориентированную компанию, способную со временем достичь наивысшего уровня конкурентоспособности и превратиться в предприятие с производством мирового класса.

Для этого маркетинг должен быть не «виртуальной технологией» сбыта услуг и их продвижения на транспортном рынке, а действенным механизмом - инструментом управления РЖД в новых условиях хозяйствования, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех участников процесса организации и выполнения заказа на перевозки.

Особо следует отметить, что ориентированная на маркетинговые принципы управления работа отрасли не может существовать без осознания того, что продает на рынке. Успешность товара (услуги) на конкурентном рынке обуславливается его восприятием потребителями. Товар (услуга) - это не просто вместилище каких-либо ресурсов и функций, это эквивалент потребностей. Последние, в свою очередь, имеют самые различные характеристики:

  • рациональные - функции товара (услуги);
  • иррациональные - имидж;
  • временные - жизненный цикл.

И все это складывается в единую мультиатрибутивную модель.

Кроме того, наличие на рынке хорошего товара (услуги) - это необходимое, но недостаточное условие; требуется его продвижение. Политика и методы продвижения могут быть различными. Самое основное при этом - правильно выбрать инструменты продвижения и их комбинации. Традиционно выделяют четыре таких основных инструмента: реклама, прямые продажи, стимулирование потребителя и PR (связь с общественностью). Наряду с рекламой широко применяются действия стимулирующего характера. Весь процесс стимулирования клиентов разбивается на две части: стимулирование конечных потребителей; а также стимулирование промышленных потребителей и торговых посредников. В данном направлении пройдены только первые шаги, многое еще предстоит сделать.

1. Современное состояние рынка логистических услуг

 

    1. Рынок логистических услуг

 

В современных условиях укрепления экономической самостоятельности регионов и структурной перестройки регионального хозяйства одним из важнейших направлений регионального экономического развития становится формирование эффективного рынка логистических услуг. Транспорт как важнейшая составная часть рыночной инфраструктуры оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, которое будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора. По сравнению с другими отраслями экономики транспорт имеет ряд особенностей экономического, организационного и технического характера, которые должны учитываться при решении общих проблем формирования и управления рынком логистических услуг.

Рынок логистических услуг является одним из самых обширных и значимых подсистем региональной экономики. В условиях жесткой конкуренции на региональных рынках логистических услуг возрастает давление со стороны успешно развивающихся транспортно-логистических операторов, наблюдается повышение требований потребителей к качеству транспортного обслуживания, а также срокам доставки и сохранности грузов. Устойчивое развитие рынка логистических услуг является гарантией единства экономического пространства страны, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности государства и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Для России с ее огромным потенциалом, множеством территорий и необходимостью выделения регионов приобретает огромное значение разработка новых, отвечающих современным потребностям, теоретических и методологических моделей формирования и управления функционированием региональными рынками логистических услуг. Становится актуальным исследование проблем формирования и функционирования рынка логистических услуг на уровне регионов как единой системы, взаимодействующей с региональным воспроизводственным процессом и обслуживающими его территориальными рынками, развивающейся на принципах самоорганизации и адаптации к меняющимся условиям.

Анализ существующего состояния региональных рынков логистических услуг показывает, что их функционирование столкнулось с множеством проблем, которые не могут быть решены традиционными методами, на основе сложившихся дисциплинарных подходов. Функционирование современного рынка настолько сложно, и внешние условия изменяются так стремительно, что использование прежних методов управления не дает удовлетворительных результатов. Возникает необходимость разработки новых подходов и инструментов экономического управления развитием региональных рынков логистических услуг в целях ускорения социально-экономического развития регионов и повышения эффективности функционирования их экономики.

Хорошо разработанная товарная стратегия и прекрасная реклама еще не означают полный успех на рынке логистических услуг, но сильно на него влияют. Что касается цены (тарифа) и места, то ценообразование и распределение - это некоторый итог изучения возможностей клиентов, конкурентов и своих собственных возможностей. От эффективности проведения гибкой тарифной политики зависит, насколько грамотно отрасль может выстроить свои отношения не только с клиентами, но и с конкурентами, партнерами и посредниками. От правильности выбора зависит успех Российских железных дорог. Сложность и ответственность этого выбора выводит функцию маркетинга на первый план, а маркетолога превращает из «обычного продавца» - в стратега. Мало разработать хорошую маркетинговую программу действий. Ее надо еще и внедрить, а для этого необходимо и дальше развивать маркетинговые подразделения железных дорог, выстраивая их работу в соответствии с требованиями времени.

При формировании современной развитой маркетинговой структуры должны быть определены: модель и состав маркетинговых служб, иерархия подчинения; задачи, права и ответственность специалистов по участкам маркетинга; нормы, правила и процедуры взаимодействия всех участников маркетинговой сети.

Развитие этих структур потребует не только усовершенствования методов и техники работы на транспортном рынке, но и разработки эффективных инструментов маркетинга: информационно-поисковых, информационно-аналитических, экспертных, а также систем, поддержки принятия управленческих решений.

В настоящее время ключевым фактором успешной работы на рынке логистических услуг становится оперативное и адекватное принятие эффективных стратегических решений.

Агрегированные результаты внутреннего маркетинга позволят дать реальную оценку текущего состояния отрасли, а также наметить реальные шаги по выстраиванию эффективной работы на транспортном рынке с учетом соблюдения баланса государственных и корпоративных интересов.

Существующая особенность процесса планирования и ведения маркетинговой деятельности - проблема потребителя и его поведения - заставляет вести свой бизнес с учетом знания возможностей потребителя и перспектив его развития. Потребитель логистических услуг стоит в начале всей маркетинговой цепочки и деятельности рыночно-ориентированной отрасли в целом. Он же представляет собой главную «трудность» при ведении бизнеса. Поэтому необходимо рассматривать потребителя логистических услуг (покупателя) с самых разных точек зрения. Кто является покупателем, его характеристика и поведение на рынке реализации продукции (внутреннем/внешнем), процесс принятия или непринятия товара (транспортной услуги)1.

По сути, вся маркетинговая деятельность рассматривается с точки зрения процессов познания, восприятия и поведения потребителя. Причем не важно - конечный ли это потребитель, посредник или промышленный покупатель (отрасль промышленности). Необходимо всестороннее изучение поведенческой модели потребителей логистических услуг. Уже сегодня маркетинговые подразделения системы фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО, РАФТО, линейные ОАО «ТрансКонтейнер») на всей сети Российских железных дорог имеют паспорта основных клиентов железнодорожного транспорта. В ЦФТО ОАО «РЖД» России маркетологами ведутся полные клиентские досье на крупные грузообразующие предприятия; осуществляется текущий мониторинг объемов перевозок, цен, тарифов и уровня транспортной составляющей в конечной цене реализации готовой продукции. В актуальном состоянии поддерживается информационная база маркетинговой аналитики, формируемая из маркетинговой отчетности. Но следует подчеркнуть, что это только фундамент для работы.

Для достижения оптимальных финансово-экономических результатов железнодорожному транспорту в современных условиях требуется переход к бизнес-планированию, к единому взаимоувязанному процессу - от исследования транспортного рынка и его окружения, формирования товарной стратегии и разработки тактики ее проведения, до анализа результатов и выработки конструктивных стратегических предложений и рекомендаций.

Грамотно выстроенная работа ЦУПов с широким использованием базы знаний маркетинговых подразделений Российских железных дорог позволит профессионально и в полном объеме выполнять текущую работу в условиях быстро меняющихся внешней и внутренней среды железнодорожного транспорта. Рациональное применение вышеуказанной базы знаний позволит экономическому и финансовому департаментам отрасли разрабатывать верную стратегию работы на рынке логистических услуг в конкурентной среде в каждый отдельный отрезок времени, а следовательно - иметь лучшие финансовые результаты2.

 

    1. Рынок логистических услуг, как сложная пространственная

                   социально-экономическая система

 

Формирование эффективного регионального рынка логистических услуг становится в условиях современных преобразований, развития федерализации и усиления экономической самостоятельности регионов одним из важнейших направлений регионального экономического прогресса. В последние годы происходит трансформация механизма управления транспортной отраслью, меняются требования к инструментам и методам управления региональным рынком логистических услуг, возрастает роль транспорта (логистических издержек) в экономике страны и ее регионов, осуществлении структурной перестройки, оптимизации территориального разделения труда и размещении производства.

Расширенное представление регионального рынка логистических услуг как сложной социально-экономической системы позволяет использовать системный подход к исследованию механизма его функционирования. Региональный рынок логистических услуг как система состоит из элементов (логистических, экспедиторских, логистических и других субъектов), между которыми имеются устойчивые связи и отношения. Он также является составляющим звеном региональной экономики, с которой он взаимодействует и имеет прямые и обратные связи.

Региональный рынок логистических услуг как открытая система обладает следующими системными свойствами и характеристиками:

1) целенаправленность (заключается  в обеспечении, содействии успешному  функционированию региональной  экономики);

2) иерархичность (наличие  подсистем, элементов взаимосвязей  и взаимозависимостей между ними);

3) разнообразие (разнородность  структурного состава и функциональных  элементов);

4) открытость (возможность  входа и выхода структурных  единиц);

5) уникальность (оригинальность, отличие от других аналогичных  рыночных систем);

6) определенная самостоятельность отдельных структурных элементов (хозяйствующих субъектов, участников рынка);

7) многоаспектность функционирования  и результатов (множество видов  услуг и разнообразный эффект);

8) динамичность (высокая  степень количественных и качественных изменений);

9) способность к самоорганизации  и саморазвитию (способность менять  свой состав и свойства под  воздействием изменений в окружающей  среде, подверженность нововведениям);

10) многокритериальность  оценок эффективности (как процессов, протекающих в системе, так и деятельности в целом).

В рамках конкретизации представлений о региональном рынке логистических услуг как социально-экономической системе в экономике региона можно систематизировать и обосновать четыре группы факторов (товарные, производственные, региональные и структурные), определяющих особенности функционирования регионального рынка логистических услуг, которые должны учитываться при формировании его оптимальной структуры, в частности, при осуществлении регулирующих и управляющих воздействий, территориальном размещении инфраструктурных объектов, реализации программ сетевого развития (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Рынок логистических услуг как сложная

                                  пространственная социально-экономическая

                                  система

 

Эффективность функционирования региональных рынков логистических услуг в значительной степени зависит от состояния и динамики развития экономики территорий, а также находится под воздействием преобразований, проводимых в стране и ее регионах. Это требует изучения тенденций развития экономики, влияющих на формирование и функционирование региональных рынков логистических услуг. В таблице 1.1 представлена информация о соотношении параметров рынка логистических услуг и экономических индикаторов (показателей) России.

 

Таблица 1.1 - Доля рынка логистических услуг в показателях  экономики

                         России, 2009-2013 гг., %

Показатель

Удельный вес

2009

2010

2011

2012

2013

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) логистических организаций

5,2

3,8

6,1

6,8

6,1

Наличие основных фондов

16,7

17,5

17,5

17,7

17,6

Инвестиции в основной капитал

19,1

19,1

18,5

19,9

24,3

Среднегодовая численность занятых в экономике (только транспорт)

6,6

6,5

6,3

6,2

6,1

Транспортные услуги в структуре платных услуг населению

21,5

21,2

20,9

21,6

20,3


 

Главные структурообразующие элементы регионального рынка логистических услуг Юга России сосредоточены в Ростовской области. Основные межрегиональные грузопотоки из Ростовской области распределены между Краснодарским (60%) и Ставропольским (20%) краями. По их территории проходит основной транзит грузопотоков в Республики Северного Кавказа из центральных регионов России и по линии Азово-Черноморский бассейн – Каспийское море.

Региональный рынок логистических услуг Юга России является одним из основных элементов развития экономики региона (табл. 1.2). Он составляет более 12% ВРП ЮФО и СКФО, играет ведущую роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно-экономических связей. В общероссийском объеме грузовых отправлений на его долю приходится более 11%. В структуре баланса грузовых перевозок Юга России более 60% составляют внутрирегиональные перевозки.


 

Таблица 1.2 - Доля субъектов регионального рынка логистических услуг  в

                        экономике южных регионов России, 2013 г.

Регион

Доля вало-вого регио-наль-ного продукта, %

Доля логис-тичес-ких организаций в регионе, %

Доля работающих на транс-порте в регионе, %

Доля от оборо-та логис-тичес-ких организаций региона, %

Сальдирован-ный финан-совый резуль-тат организаций, млн руб.

Доля основ-ных фондов транс-порта в регионе, %

Сте-пень износа основ-ных фондов%

1

2

3

4

5

6

7

8

Краснодарс-ий край

29,5

36,8

32,2

51,6

-1869

35,7

31,4

Ростовская область

21,0

23,4

24,2

27,4

-295

12,7

30,7

Волгоградс-ая область

15,7

13,3

15,5

7,8

959

8,2

36,4

Ставропольс-кий край

10,0

8,6

10,8

7,8

964

22,1

54,5

Астраханская область

5,4

5,5

6,9

1,2

308

9,0

36,8

Республика Дагестан

7,7

3,1

3,8

2,7

-347

6,2

35,0

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

5

6

7

8

Чеченская республика

2,4

0,9

1,5

0,6

36

6,0

28,7

Кабардино-Балкарская Республика

2,1

2,3

1,3

0,2

-214

0,8

30,8

Республика Северная Осетия-Алания

2,1

1,6

1,1

0,2

-66

0,4

49,4

Республика Адыгея

1,4

1,7

1,0

0,2

10

1,2

71,6

Карачаево-Черкесская Республика

1,3

1,1

0,7

0,1

-3

0,1

30,3

Республика Калмыкия

0,8

1,4

0,5

0,1

-53

2,9

28,7

Республика Ингушетия

0,7

0,3

0,5

0,2

-137

0,2

16,5


 

Геополитическое положение южных регионов страны определяет их стратегическую роль в обеспечении транспортно-экономических связей субъектов Российской Федерации. Исследование особенностей формирования, функционирования и развития рынков логистических услуг Южных регионов России в современных экономических условиях позволило сделать следующие выводы.

Рынок логистических услуг, как правило, развивается вслед за экономикой, в свою очередь, ускоряя развитие последней. За период 2003-2013 гг. наблюдается устойчивое отставание индекса перевозок грузов от индекса роста объема реализации продукции других отраслей экономики региона (рис. 1.2). Восстановление реального сектора экономики с 2000 г. стимулировало спрос на транспортные услуги, как по объему, так и по номенклатуре услуг, однако соответствующих изменений в функционировании и развитии регионального рынка логистических услуг не произошло.

Кластеризация региональных территориальных социально-экономических систем проведена по уровню индикативных показателей экономического состояния регионов с использованием итеративного метода кластерного анализа k-means (k-средних) с выбором центров кластеров исследователем. В результате выделено пять кластеров, однородных по составу входящих в него объектов (табл. 1.3).

Существует взаимосвязь результатов функционирования региональных рынков логистических услуг с состоянием экономики региона, что обуславливает возможность и необходимость исследования асимметрии транспортного потенциала региональной экономической системы и его функционирования на всех уровнях, в том числе в разрезе регионально-отраслевых подсистем. Структуры пространственно разделенных локальных рынков логистических услуг в южных регионах России по видам транспорта представлены в таблице 1.4.

 

Рисунок 1.2 - Индексы реализации продукции по отраслям экономики


                               южных регионов России (в % к предыдущему году)

 

Таблица 1.3 - Кластеры территориальных социально-экономических систем

                        южных регионов России, выделенные по уровню

                       индикативных показателей их экономического состояния,

                        2013 г.

№ клас

тера

 

 

 

Регион

 

 

 

 

 

ВРП, млрд. руб.

 

 

 

Объем перево-зок,

тыс. т

 

 

Инвести-ции в основной капитал, млн руб.

 

Основные фонды, млрд. руб.

 

 

 

Числен-ность

работающих,

 тыс. чел.

ВРП на душу населе-ния, тыс. руб./чел.

I

Республика Адыгея

37,2

1000

13569

101212

152,8

84249,6

Республика Ингушетия

19,2

1700

7958

40638

65,5

38109,7

Кабардино-Балкарская Республика

58,6

5000

12054

135976

310,1

65737,9

Республика Калмыкия

20,8

349,4

8824

114142

114,2

73012

Карачаево-Черкесская Республика

35,3

2972,4

10148

112083

166,7

82510

Республика Северная Осетия-Алания

57,9

1502,4

16700

151730

298,1

82417

Чеченская республика

65,6

38300

34779

207603

256,2

53625,1

II

Республика Дагестан

211,3

139349

100935

609909

942

78251,7

III

Краснодарский край

808,7

168100

358014

1870428

2270,3

157586

IV

Астраханская область

147,1

9001,0

63091

529736

446,3

146614,2

Ставропольский край

275,1

17842,7

78507

799315

1217,6

101650,4

V

Волгоградская область

431,7

103900

72847

1115884

1254,2

165811,7

Ростовская область

576,4

31500

166077

1331221

1901,5

135680,2


 

Приведенные данные показывают, что на региональных рынках логистических услуг сформировались тенденции неравномерного развития отдельных видов транспорта и низкой эффективности их рыночного взаимодействия. По отдельным видам транспорта общего пользования разброс спада объемов перевозок крайне значителен. В 2013 г., по сравнению с 1991 г., падение объемов перевозок грузов составило: на железнодорожном транспорте – 1,7 раза; на автомобильном – 2,3 раза; на воздушном – 7,4 раза.

 

Таблица 1.4 - Структура региональных рынков логистических услуг

                         Юга России, 2013 год, %

№ кластера

Регион

Рынок логистических услуг по видам транспорта

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

морской

внутренний водный

воздуш-ный

I

Республика Адыгея

-

100,0

-

-

-

-

Республика Ингушетия

7,7

92,3

-

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

16,0

84,0

-

-

-

-

Республика Калмыкия

11,9

88,1

-

-

-

-

Карачаево-Черкесская Республика

86,0

14,0

-

-

-

-

Чеченская республика

6,7

93,3

-

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

96,0

4,0

-

-

-

0,001

II

Республика Дагестан

1,3

89,3

7,9

1,5

-

0,002

III

Краснодарский край

18,1

10,8

70,3

0,4

0,5

0,001

IV

Астраханская область

65,5

3,8

-

24,5

6,2

-

Ставропольский край

51,1

20,2

28,7

-

-

0,002

V

Волгоградская область

15,8

14,1

60,4

-

9,7

0,001

Ростовская область

51,0

35,0

-

5,7

8,3

0,001

Прогнозирование рынка логистических услуг региона