Языковые манипуляции в предвыборном дискурсе на материале американского варианта английского языка

 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное  государственное  образовательное  учреждение

среднего  профессионального  образования

«ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ФГОУ  СПО «Петровский колледж»)

Отделение международных программ, 
туризма и сервиса
 
   ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 

ЯЗЫКОВЫЕ  МАНИПУЛЯЦИИ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ НА МАТЕРИАЛЕ АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТА АНГЛЙИСКОГО ЯЗЫКА

 
  Выполнил:
Антонова  Екатерина Алексеевна
студентка 426 группы
     
специальность Иностранный язык
   
Руководитель:
  Линчевская  В. С.
   
   
   
   
 
Санкт-Петербург, 2011
 

Содержание

Введение

Глава 1.          

1.1.Теория  политической коммуникации

1.1.1.Политическая  коммуникация как институциональный  дискурс        

1.1.2. Языковая  картина политического мира      

1.1.3.Политический  текст        

1.1.4.Политическая речь: слоган и лозунг как жанры политической речи    

1.2.Политическая  пропаганда как вид персуазивного  дискурса        

1.2.1.Аргументирование, суггестивность, персуазивность          

1.2.2.Пропаганда  как виды политической коммуникации                                                 

1.2.3.Цели  и задачи пропаганды                                                                       

1.3.Экстралингвистичекий  аспект политической пропаганды        

1.3.1.Механизмы  воздействия пропаганды на психику человека                  

1.3.2.Влияние  стереотипов на восприятие содержания  пропаганды             

1.3.3.Пропаганда  в условиях психологических войн                                      

Выводы                                                                                                          

Глава 2. Манипулятивные приемы в публичных речах Билла Клинтона  и Барака Обамы                                                                                             

2.1.Стратегия  в политической коммуникации                                                                      

2.2.Анафора,  эпистроф, апаналепсис, анадинлосис           

2.3.Дубитация,  объективизация, риторический вопрос, эротезис               

2.4.Парцелляция  и эпифраз                 

2.5.Каламбур, антономазия               

2.6.Метафора, метонимия, синекдоха                                 

2.7.Противопоставление, градация             

2.8.Эвфемизмы,  скорнения                                                                              

2.9.Цитаты                   

2.10.Одновременное  использование нескольких  стилистических  приемов 

Выводы                                                                                                       

Заключение                 

Список  используемой литературы                             Приложения                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Данная  работа  посвящена изучению языковых манипуляций на базе политической коммуникации (публичных речей) американских политиков (Билла Клинтона и Барака Обамы). Тема работы находится на перекрёстке важнейших дисциплинарных областей современной лингвистики (стилистики, прагматики, социолингвистики, психолингвистики).

      Актуальность данной работы определяют следующие факторы:

  • В современном мире возрастает значимость политической коммуникации, от правильной интерпретации которой зависит решение целого ряда социально-политических проблем.
  • Исследования, проводимые в области политического дискурса, широко представлены в коммуникативной лингвистике, однако прагматический аспект этого дискурса ещё недостаточно изучен.
  • Языковые манипуляции в контексте политической коммуникации, отличаются от стилистических приемов в других видах коммуникации, но не получают достаточного освещения.
  • Изучение вербальных средств речевого воздействия, реализуемых в политической коммуникации, позволяет вскрыть механизмы оказания воздействия на слушателя или читателя.

      Объектом анализа являются языковые манипуляции в политической коммуникации американских политиков: Билла Клинтона и Барака Обамы

      Цель работы заключается в выявлении тех языковых манипуляций, которые наиболее свойственны политической коммуникации в публичной политической деятельности Билла Клинтона и Барака Обамы.

      Материалом  исследования являются публичные речи Президента США Барака Обамы и бывшего Президента США Билла Клинтона.

      В первой главе рассматривается общая теория политической коммуникации. Политическая коммуникации рассматривается как вид институционального дискурса, отдельное освещение получают такие жанры политической речи как слоган и лозунг. Также внимание уделено экстралингвистическому аспекту персуазивности. Для политической речи контекст чрезвычайно важен, именно он оказывает непосредственное влияние на то, какие речевые средства будут использованы для воплощения прагматической цели. Важную роль играют стереотипы, так как использование стереотипов помогает сформировать эмоциональную оценку предмета или явления.

      Во  второй главе выделяются основные приемы, используемые в публичных речах Билла Клинтона. К наиболее распространенным примерам относятся повторы и вопросы. Частотность использования повторов объясняется в первую очередь тем, что повторение информации способствует ее закреплению в сознании. Вопросы помогают создать иллюзию диалога. Также рассматривается цитирование как прием манипулирования. Освещение получает псевдоцитирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

1.1.Теория политической коммуникации

1.1.1.Политическая коммуникация как институциональный дискурс

    Институциональный дискурс представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений. Применительно к современному обществу можно выделить следующие виды институционального дискурса: политический, дипломатический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный. Этот список можно изменить или расширить, поскольку общественные институты существенно отличаются друг от друга и не могут рассматриваться как однородные явления, кроме того, они исторически изменчивы, могут сливаться друг с другом и возникать в качестве разновидностей в рамках того или другого типа. Институциональный дискурс выделяется на основании двух системообразующих признаков: цели и участники общения. К примеру, цель политического дискурса - завоевание и удержание власти. Основными участниками институционального дискурса являются представители института (агенты) и люди, обращающиеся к ним (клиенты). Например, это учитель и ученик, политик и избиратель. Участники институционального дискурса весьма отличаются по своим качествам и предписаниям поведения: отношения между учителем и учеником имеют множество принципиальных отличий, например, от отношений между потребителем и отправителем рекламы. Есть разная степень открытости дискурса, например, клиенты в рамках научного, делового и дипломатического дискурса не отличаются от агентов, в то время как клиенты политического, юридического, медицинского, религиозного дискурса обнаруживают резкое отличие от агентов соответствующего дискурса. Для каждого вида институционального дискурса характерна своя мера соотношения между статусным и личностным компонентами. В политическом дискурсе личностный компонент выражен значительно меньше.

    Моделируя институциональный дискурс, выделяют четыре группы признаков (согласно классификации Карасика В.И.):

1) конститутивные  признаки дискурса,

2) признаки  институциональности, 

3) признаки  типа институционального дискурса,

4) нейтральные  признаки.

      Конститутивные признаки дискурса получили достаточно полное освещение в работах по социолингвистике и прагмалингвистике.

      Эти признаки включают участников, условия, организацию, способы и материал общения, т.е. людей в их статусно-ролевых  и ситуационно-коммуникативных амплуа, сферу общения и коммуникативную среду, мотивы, цели, стратегии, канал, режим, тональность, стиль и жанр общения и, наконец, знаковое тело общения (тексты или невербальные знаки). Признаки институциональности фиксируют ролевые характеристики агентов и клиентов институтов, типичные хронотопы, символические действия, трафаретные жанры и речевые клише. Именно трафаретность общения принципиально отличает институциональный дискурс [27 стр.121].

        Специфика институционального дискурса  раскрывается в его типе, т.е. в типе общественного института, который в коллективном языковом сознании обозначен особым именем, обобщен в ключевом концепте этого института (политический дискурс - власть, педагогический – обучение и т.д.), связывается с определенными функциями людей, сооружениями, построенными для выполнения данных функций, общественными ритуалами и поведенческими стереотипами, мифологемами, а также текстами, производимыми в этом социальном образовании.

Политическая  коммуникация принадлежит к институциональному дискурсу. Политическая коммуникация - это речевая деятельность, ориентированная на пропаганду тех или иных идей, эмоциональное воздействие на граждан страны и побуждение их к политическим действиям, для выработки общественного согласия, принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе. Каждый человек, который хотя бы изредка читает газеты, включает радио или телевизор, становится адресатом политической коммуникации. Когда этот человек идет на выборы, он участвует в политической жизни и делает это не без влияния субъектов политической коммуникации. Главная функция политической коммуникации - борьба за политическую власть: политическая коммуникация призвана оказать прямое или косвенное влияние на распределение власти (путем выборов, назначений, создания общественного мнения и др.) и ее использование (принятие законов, издание указов, постановлений и др.). Политическая коммуникация отражает существующую политическую реальность, изменяется вместе с ней и участвует в ее создании и преобразовании.

      Характерными  признаками языка политики являются смысловая неопределенность (политик  часто предпочитает высказывать  свое мнение в максимально обобщенном виде), фантомность (многие знаки политического  языка не имеют реального денотата), фидеистичность (иррациональность, опора на подсознание), эзотеричность (подлинный смысл многих политических высказываний понятен только избранным), дистанцированность и театральность [15, стр. 79].

    Политическая  коммуникация оказывает влияние на распределение и использование власти благодаря тому, что она служит средством воздействия на сознание принимающих политические решения людей (избирателей, депутатов, чиновников и др.). Политическая коммуникация не только передает информацию, но и оказывает эмоциональное воздействие, преобразует существующую в сознании человека политическую картину мира.

1.1.2.Языковая картина политического мира

      Языковая  картина политического мира представляет собой сложное объединение ментальных единиц, относящихся к политической сфере коммуникации и политическому дискурсу. Большинство этих единиц зафиксировано в языке при помощи слов, составных наименований, фразеологизмов и в той или иной мере навязывает человеку определенное видение мира, особенно в аспекте его категоризации и оценки.

      Образующие  языковую картину политического  мира концепты, слоты, фреймы могут  относиться к различным доменам  и субсферам политической сферы. В процессе классификации разграничиваются субсферы внутренней и внешней политики. К субсфере внешней политики относится языковая "карта" политического мира, образы зарубежных стран, населяющих их народов, глобальные объединения по религиозным, расовым и социокультурным признакам. Со временем эти представления изменяются, а вместе с этим преобразуются языковые единицы. К тому же в процессе речевой деятельности происходит кристаллизация новых концептов, для фиксации которых нередко применяются уже готовые лексические единицы, в том числе с использованием ресурсов метафоризации.

    Языковая  картина политического мира включает ментальные поля "Субъекты политической деятельности" (политические партии и организации, политические лидеры и активисты, граждане, избиратели и др.), "Органы государственной власти" (федеральные и региональные, представительной, исполнительной и судебной), "Политическая борьба и ее формы" (митинги, демонстрации, выборы и др.), "Политическая агитация" и др. Названные ментальные поля, по-видимому, существуют в национальных картинах всех современных цивилизованных народов,  и вместе с тем каждый язык представляет собой оригинальную категоризацию и оценку политической реальности. Например, при общности функций концепт "милиция" воспринимается в русском национальном сознании не так, как концепт "полиция" в представлении граждан США. Известный тезис В. фон Гумбольдта "Язык есть выражение духа народа" в полной мере относится и к языковой картине политического мира.

      1. Политический текст

      Политический  текст может выступать в различных  жанрах, он может быть устным (выступление  на митинге или в парламентской дискуссии, доклад на партийном съезде, телеинтервью политического лидера и др.) и письменным (передовая или аналитическая статья в газете, листовка, программа политической партии, ее устав и др.).

      Содержательный  признак рассматриваемого вида текстов - это отражение в них деятельности партий, других общественных организаций, органов государственной власти, общественных и государственных лидеров и активистов, направленной на развитие (в широком смысле) социальной и экономической структуры общества.

      Целевой признак текста политического характера - это его предназначенность для  воздействия на политическую ситуацию при помощи пропаганды определенных идей, эмоционального воздействия на граждан страны и побуждения их к  политическим действиям.

      Для политического текста характерна прямая или косвенная ориентированность на вопросы распределения и использования политической власти, на поддержку каких-то политических сил или на борьбу с ними. Во многих политических текстах содержится изложение фактов и мнений, но такая информация призвана служить еще одним аргументом для убеждения адресата и в конечном итоге влиять на его политическую позицию, мировоззрение и установки.

      Субъектом деятельности в политической коммуникации является человек как гражданин, как представитель политического объединения или государственного органа; субъектом коммуникации может быть и исключительно политическое объединение, и государственный орган.

      В современной функциональной стилистике выделяют пять основных функциональных стилей речи - научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный. Исследуемые в политической лингвистике тексты, как правило, относятся к публицистическому или официально-деловому стилю. Художественные, бытовые и научные тексты политической тематики можно отнести лишь к дальней периферии политической речи.

      В зависимости от того, кто и для  кого создает тексты, целесообразно  различать следующие уровни, относящиеся  к ядру политической коммуникации:

      Аппаратная  (служебная, внутренняя, бюрократическая) политическая коммуникация, ориентированная на общение внутри государственных или общественных структур.

      Политическая  коммуникация в публичной политической деятельности. Подобная коммуникация является формой осуществления профессиональной и общественной деятельности политических лидеров и активистов; в качестве адресата здесь выступают самые разнообразные слои населения. Наиболее яркие примеры такой деятельности - это предвыборная агитация, парламентские дебаты, официальные выступления руководителей государства и его структур, рассчитанные на массовую аудиторию.

      Политическая  коммуникация, осуществляемая журналистами и при посредстве журналистов. Такая коммуникация также рассчитана на массовую аудиторию; примерами могут служить интервью, аналитическая статья в газете, написанная журналистом, политологом или политиком. Журналисты в рассматриваемом случае привлекают внимание аудитории к проблеме, предлагают пути ее решения, сообщают об отношении к ней политических организаций и их лидеров, помогают политикам в осуществлении их целей.

      Политическая  речевая деятельность "рядовых" граждан (непрофессионалов в области политической коммуникации), которые участвуют в митингах, собраниях, демонстрациях.

    Некоторые лингвисты так же  выделяют парламентскую  и переговорную коммуникацию, но возможна и иная точка зрения: публичные выступления в парламенте можно считать разновидностью публичной политической деятельности, а закрытая для публики работа в комитетах очень близка к аппаратной коммуникации. В качестве разновидности последней можно рассматривать и коммуникацию в процессе переговоров.

1.1.4.Политическая речь: слоган и лозунг как жанры политической речи

    Политическая  речь - это использование общенародного  языка в процессе создания политического  текста. Специфика политической речи определяется ее содержанием и проблематикой (распределение власти между государствами, в государстве и в его структурах), функциями (воздействие на политическую картину мира адресата, эмоциональное воздействие на адресата, склонение адресата к тем или иным действиям), использованием характерных для этого вида деятельности коммуникативных стратегий и тактик.

    По  объему среди жанров политической речи различаются малые (лозунг, слоган, речевка), средние (выступление на митинге  или в парламенте, листовка, газетная статья и др.) и крупные (партийная программа, политический доклад, книга политической публицистики и др.).

    Современные специалисты по организации политических кампаний предпочитают использовать не традиционные обозначения "лозунг" и "призыв", а пришедшее из английского языка слово "слоган". Однако слово "слоган" часто используется как общее наименование для любой яркой, запоминающейся фразы (или ее компонента), в том числе такой, которая не является собственно лозунгом, то есть не передает основную идею, а просто привлекает внимание к лозунгу или закрепляет его в сознании. К числу таких "слоганов-нелозунгов" специалисты по теории рекламы причисляют заголовки, завершающие текст эхо-фразы, саунд-байты. Примером саунд-байта может служить фраза, которую президент США Буш-старший часто повторял, предваряя особо важную часть своей речи: "Read my lips". («Слушайте меня внимательно», «слушайте сюда»)

Слоган  вообще следует рассматривать как  своего рода сильную позицию политического  макротекста, который представляется как совокупность всех компонентов политической коммуникации (вербальной, невербальной, графической, цветовой, музыкальной, предметной). А любой эффективный политический текст должен обладать целым рядом характеристик: привлекать и удерживать внимание аудитории, на которую направлен; доносить до аудитории, прямо или косвенно, нужные представления о кандидате и его программе; вызывать положительную реакцию; побуждать людей к определенным действиям, прежде всего, голосовать за кандидата.

      Основными функциями слогана являются аттрактивность и информативность. Аттрактивность - способность привлечения внимания и меморизации информации. Например, слоган Барри Голдуотера (Barry Goldwater) «В глубине сердца ты знаешь, что он прав» (In Your Heart, You Know He's Right) был красочно и блестяще обыгран в пародийной атаки его противником Линдоном Джонсоном. Противники перефразировали «В глубине сердца ты знаешь, что он прав» превратив его в «В глубине брюха ты знаешь, что он придурок» (In Your Guts, You Know He's Nuts). Такой перифраз сразу же привлекает внимание и запоминается. И в данном случае победу получил Линдон Джонсон, с простым и запоминающимся слоганом «До конца с Джонсоном» (All the Way with LBJ). 

      Эффективный слоган обязательно содержит средства выражения личностного начала: как на лексическом, так и на грамматическом уровне. С точки зрения синтаксиса, в слогане должны использоваться элементарные предикативные коммуникативные модели — любые осложненные синтаксические конструкции делают его сложным для запоминания. Словосочетания в качестве слогана нежелательны в силу своей номинативности: в частности, именное словосочетание, в составе которого присутствует имя существительное с широкими полисемическими связями. Например, слоган Теодора Рузвельта — «Новый Национализм» (New Nationalism). Оптимальной для слогана можно предложить модель бессоюзного или простого предложения, по своей структуре ориентирующегося на разговорную речь. Эти предложения должны выражать условные отношения и четко, просто указывать на основную цель политической коммуникации кандидата. Например, один из самых известных слоганов Билла Клинтона “It is the economy, stupid”(«Это же экономика, тупица!») или слоган Уильяма Тафта “Vote for Taft now, you can vote for Bryan anytime”(«Голосуйте за Тафта сейчас, за Брайна вы можете голосовать в любое другое время»)

    Слоган  может быть предъявлен автономно  и в составе текста. В последнем  случае он должен быть выделен шрифтом, месторасположением, интонационно или  другими средствами. Это позволяет слогану реализовать свои основные функции: привлечь внимание, вызвать интерес, предложить идею, закрепить ее в сознании адресата.    

1.2.Политическая пропаганда как вид персуазивного дискурса

1.2.1.Аргументирование, суггестивность, персуазивность

      К основным формам активного и осознанного речевого воздействия адресанта сообщения на реципиента относят аргументирование, суггестивность и персуазивность. Данные формы речевого воздействия являются интенционально сходными, так как нацелены - в большей или меньшей степени - на изменение посткоммуникативного поведения реципиента, но в то же время они обладают отличительными прагматическими характеристиками.  
Под аргументированием понимают ментально-речевую деятельность, направленную на убеждение адресата (аудитории) в истинности, вероятности или приемлемости некоторого положения, выдвигаемого адресантом. Принятие данного положения может привести к изменению посткоммуникативного поведения реципиента.  
«Суггестивность», или «суггестия», (лат. suggestio - внушение, намек) – подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психологических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказываться воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого».

      Суггестивность  определяется как скрытое преимущественно  вербальное воздействие на подсознание  индивида. Суггестивная лингвистика  как прикладная дисциплина ориентирована, в первую очередь, на использование приемов вербального скрытого воздействия в терапевтических целях.

      В литературоведении суггестивность традиционно понимают как активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмических звуковых ассоциаций.

      Термин "персуазивность" (лат. persuasio "убеждение", "уговаривание") остается относительно новым для российской лингвистики, несмотря на то, что явления языка  и речи, которые описываются с помощью данного термина, изучаются в рамках отечественной стилистики, лингвистики текста, психолингвистики и теории речевого воздействия.

Языковые манипуляции в предвыборном дискурсе на материале американского варианта английского языка