Ювенальная юстиция



3

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретико-исторический анализ ювенальной юстиции в России……………………………………………………………………………..

 

6

1.1.Сущностная характеристика ювенальной юстиции в России……………………………………………………………………………..

 

6

1.2. Основные проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России ……………………………………………………………………………

 

16

Выводы по главе I………………………………………………………………..

24

Глава II. Политика ювенальной юстиции в области социальной работы с несовершеннолетними детьми в Южном – Федеральном округе…………………..…………………………………………………………

 

 

 

26

2.1. Специфика деятельности  ювенальной юстиции в Южном – Федеральном округе …………………………………………………………….

 

26

2.2.Анализ деятельности ювенальной юстиции в городе Волгограде на основании благотворительной общественной организации клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка»………….…………………………………………….

 

 

 

35

Выводы по главе II……………………………………………………………...

44

Заключение……………………………………………………………………….

46

Список использованной литературы.…………………………………………..

50

Приложение………………………………………………………………………

57


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ювенальная юстиция представляет собой особую форму реализации судебной власти, выраженную в деятельности по осуществлению правосудия в отношении несовершеннолетних.

Проблемность развития темы ювенальной юстиции в российской науке связана и во многом обусловлена особенностями исторического пути формирования правосудия по делам несовершеннолетних в России. Поскольку создание, функционирование и упразднение специального правосудия для несовершеннолетних в России было связано с первыми десятилетиями XX века, основные фундаментальные исследования в этой области совпали с этими временными рамками.

В современных условиях место несовершеннолетней молодежи в общественной жизни представлено: с одной стороны, активным участием в решении общественных задач, выборе конкретных социальных ролей, в проявлении своих интересов, в том числе в труде и учебе, с другой - подростки, не нашедшие себя в условиях нынешней реальности, утверждаются не всегда законными средствами и способами. Именно изменения социальных условий обусловливают специфический стиль жизни молодежи, манеру ее поведения, особенности рационального и эмоционального реагирования на явления, происходящие в обществе. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием. Такой опыт может стать причиной совершения преступлений.

Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активностью, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь.

Не случайно в литературе упоминается, что преступность несовершеннолетних есть будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения. По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов, социальных работников и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних оценивается как критическое.

Проблемой становления ювенальной юстиции занимались: Э.Б. Мельникова, Л.М. Карнозова и продолжает заниматься Ростовский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». История создания и функционирования ювенальных судов в России и за рубежом была подробно изложена в дореволюционный период П.И. Люблинским, Ю.Н. Бочаровым, М.Н. Гернетом, М.М. Гродзинским, ЕЛ. Тарасовой, A.M. Рубашевой, Х.М. Чарыховым.

Подытожив выше сказанное, можно сделать вывод, что ювенальная юстиция является актуальной в России, и должна развиваться как не объемлемый элемент поддержания несовершеннолетних детей с помощью социальных работников. В данной связи было обусловлен выбор темы исследования: «Роль ювенальной юстиции в социальной работе с несовершеннолетними детьми».

Объект исследования: теория и практика социальной работы с несовершеннолетними.

Предмет исследования: теоретические основы ювенальной юстиции в социальной работе с несовершеннолетними детьми.

Цель исследования: анализ роли ювенальной юстиции в социальной работе с несовершеннолетними детьми.

Достижение указанной цели осуществляется по средствам решения следующих задач исследования:

1.                  Дать сущностную характеристику ювенальной юстиции в России.

2.                  Выявить основные проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России.

3.                  Изучить специфику деятельности  ювенальной юстиции в Южном – Федеральном округе.

4.                  Проанализировать деятельность ювенальной юстиции в г. Волгограда на основании благотворительной общественной организации клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка».

При решении сформулированных задач была использована совокупность различных методов исследования: системный метод; анализ программных документов; логический метод, а также, положения и методы теории уголовного права, психологии, криминологии и социальной работы.

База исследования: Волгоградская региональная благотворительная общественная организация клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка».

 


Глава I. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ

1.1. Сущностная характеристика ювенальной юстиции в России

В 19 веке, впервые возникла проблема социализации той части молодежи, поведение которой не соответствует социально одобряемым нормам и ожиданиям. Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но в связи с тем, что действующие на тот период времени органы и структуры, в чье ведение были отданы проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этой отрасли, вопрос встал особенно остро. На волне ощущения остроты появившейся проблемы и возникли иные принципы и схемы работы, которые получили свое выражение в форме ювенальной юстиции.

Говоря о ювенальной юстиции мы, в первую очередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое - комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты [10, c. 57.]. В основе такого видения ювенальной юстиции лежат две предпосылки:

Во-первых, ювенальную юстицию целесообразно рассматривать не просто выделяя специфических для нее действующих лиц (судей, социальных работников), но и предполагая, что они своими действиями реализуют особые («ювенальные») концепции, проекты и «схемы» работы. Эти концепции, модели работы и «схемы» нельзя рассматривать как что-то раз и навсегда сложившееся - они были и остаются предметом специального поиска и совершенствования. Изменение концепций и моделей приводит к соответствующим изменениям в практике.

Во-вторых, важно подчеркнуть момент множественности и разнообразия действующих лиц и концепций, обеспечивающих их функционирование. Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом, констелляцией концепций и форм организации деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном единстве. Сложность обсуждаемого целого внешне выражается в том, что системы ювенальной юстиции различных стран имеют довольно существенные различия [69, с. 97 - 103.].

Принципиальным для возникновения как, собственно, структуры и системы ювенальной юстиции, так и ее понятия, стало соединение двух разнородных социокультурных образований - формально-юридически организованной системы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы, взаимоисключающих образований, привело к возникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, под влиянием которого была фактически перестроена вся система уголовного правосудия для несовершеннолетних.

Ювена́льная юсти́ция (от лат. juvenālis «юношеский» и лат. jūstitia «правосудие») — система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка [51, с. 50.].

Помимо правосудия для несовершеннолетних ювенальная юстиция включает в себя профилактику:

1.      Подростковой преступности;

2.      Преступлений против детей;

3.      Социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы), так и несовершеннолетних жертв преступлений [26, с. 100.].

Целью выделения ювенальной юстиции из общей системы правоохранительных органов является необходимость соблюдения особого порядка работы с несовершеннолетними, позволяющего обеспечить дополнительные гарантии прав этой категории лиц. Приоритетными становятся права детей, которые они сами не реализуют, использует их системы государственных органов.

Идея ювенальной юстиции в разных формах реализована в большом числе государств. В отдельных государствах ювенальная юстиция является частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и правами детей в самом широком смысле. В отдельных случаях приоритет интересов ребёнка приводит к их противопоставлению интересам государственного института семьи, что вызывает острую полемику в обществе и неоднозначной оценке ювенальной юстиции в целом.

Знание истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его сущности и перспектив развития. Это особенно актуально для ювенальной юстиции.

Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека - от античного мира и средневековья до середины 19 века. Меч правосудия был по отношению к несовершеннолетним, карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников [23, с. 99.].

В юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека. Как следствие этого, в правовых актах не обнаруживается юридических правил специальной защиты детей и подростков в суде, после освобождения из них. Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья и раннего «капитализма» дети-преступники как самостоятельная демографическая группа не интересовали.

Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка [63, c. 90.].

И все же нельзя утверждать категорически и однозначно, что римское право, более поздние правовые акты средневековья и тем более законодательство 18-19 вв. вообще не оставило нам никаких юридических свидетельств того, что существовали попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.

В Дигестах императора Юстиниана (4 в.н.э.) в книге четверной, есть титул 4, озаглавленный «О лицах, недостигших 25 лет». В п.1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана, римского юриста, префекта претория (см. приложение 2).

Защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители, и речь главным образом идет о сделках с имуществом. В титуле 4 есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда - нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение (см. приложение 2).

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защиты детей государством - это доктрина государства-отца (см. приложение 3). Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (декларировалась) не один раз.

Если говорить о том, что нам оставил античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее [32, с. 61.].

В законах 12 таблиц было отдельное наказание для несовершеннолетних. Оно являлось более лояльнее чем у взрослых (см. приложение 1).

Игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности более всего характерно для средневековых правовых актов. Известные швейцарские исследователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, которые применялись к взрослым преступникам.

И хотя во многих законодательных актах того времени нашло отражение упомянутого прощения наказания, в самих законах были оговорки, позволяющие этот принцип обойти [25, c 122.].

Дальнейшее развитие уголовного права и правосудия давало все больше отклонений от принципа прощения наказания, когда речь шла о несовершеннолетних. Это было отражением мрачной эпохи средневекового правосудия.

Дальнейшее развитие восстановительного правосудия (ювенальной юстиции) прочно связано с 19 веком, а точнее с его второй половиной, которая ознаменовала собой постепенное, но неукоснительное изменение указанного традиционного отношения к несовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным, его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех [45, с. 33.].

Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце 19 века. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца 19 начала 20 вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существующие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления [31, с. 75.].

2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс) на основании «Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был утвержден первый в мире суд по делам несовершеннолетних. Принятие Закона и создание ювенального суда было инициировано женщинами-реформаторами Люси Флауер из Чикагского женского клуба, Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом патроната ( Visitation and Aid Society). Необходимо отметить, что название Закона точно отражает переворот в понимании проблем преступности несовершеннолетних, который произошел в конце 19 века [62, с. 15 - 17.].

Создание чикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала 20 века, но сразу обнаружило неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции.

Автономная ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились два варианта:

1.                  Автономные суды, не связанные с общим судом;

2.                  Состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды по делам несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове [38, с. 69. ].

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 % несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних» [34, c. 57.].

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке» [39, с. 77.].

Позднее, в 1913г., в компетенцию «детского суда» были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.

Необходимо также проанализировать длительный послереволюционный период российской ювенальной юстиции (1917-1959гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 года и была заменена на другую систему, которая, по-мнению создателей, мыслилась более «гуманной», более приспособленной к обращению с детьми и подростками. Преобразования судебной системы начались в январе 1918г. и были продолжены через два года после этого - в марте 1920г.

Декрет от 17 января 1918г. «О комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для них [11, с. 17.] (см. приложение 4).

Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата общественного призрения Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенцию комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление их в одно из «убежищ» Наркомата, сообразно характеру содеянного.

30 июля 1920г. была опубликована разработанная Инструкция «о работе комиссии о несовершеннолетних». Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Заседания комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних [11, с. 18.].

Преимущественное участие не юристов в заседаниях и в принятии решений о судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходится с сожалением отметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков сохранился до наших дней.

В то время реальности жизни заставили вскоре вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные поступки, но и вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В феврале 1920г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920г [38, с. 65.].

В отличие от декрета 17 января 1918г. новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры [36, с. 65 - 66.].

В 20-е годы вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел. Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты [15, с.71].

К огромному сожалению, эта, вторая, модель ювенальной юстиции развития не получила. Однако последующие нормативные акты выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это на долгие годы определило недемократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало политическим репрессиям и насилию в нашей стране [26, с. 73.].


1.2. Основные проблемы становления и развития ювенальной юстиции

Ювенальная юстиция пока является нетрадиционной формой правосудия. Она давно вышла из системы правоохранительных органов [54, с. 17.]. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1.                  Употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества.

2.                  Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.

3.                  Совершивших правонарушение до достижении возраста, с которого наступает административная ответственность.

4.                  Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

5.                  Не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

6.                  Не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.

7.                  Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

 

8.                  Условно – досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.

9.                  Освобожденных из учреждений уголовно – исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и после освобождения (выпуска) находятся в социально – опасном положении и нуждаются в социальной помощи и реабилитации.

10.             Родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними [56, с. 25].

11.             Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Основные направления деятельности социального работника:

1.                  Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем ребенка, попадающего в сферу влияния социального работника. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

2.                  Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры) [27, с. 69.].

3.                  Помощь несовершеннолетним в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы несовершеннолетнего. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для несовершеннолетнего событий.

Ювенальная юстиция