Ювенальная юстиция Российской Федерации

Дипломная работа: Ювенальная юстиция Российской Федерации

      Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации

1. Понятие ювенальной юстиции

2. Назначение и функции ювенальной  юстиции

3. Международные стандарты в  сфере ювенальной юстиции

4. История становления ювенальной  юстиции

Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции

1. Опытная модель ювенальной  юстиции в Ростовской области

2. Ювенальные технологии Ростовской  области

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению

Заключение

Введение

Сегодня развитие ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних является главной точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.

Современный период социально-экономического развития России характеризуется углублением противоречий различного характера, в том числе, и в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, а также обострением проблем социальной дезадаптации детей и подростков.

По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних оценивается как критическое.

Одной из серьезных проблем российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные связи, брошенных родителями или ушедших из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизни и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.

Не меньшим бичом российского государства является ежегодный рост количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних постепенно приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и неучащимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Обращает на себя внимание малоэффективная и разрозненная деятельность существующих институтов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Очень медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не достаточно развита подростковая наркологическая служба.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и существенных недостатках правосудия по делам несовершеннолетних, что обусловлено следующими основными причинами.

Во-первых, поскольку уголовные дела несовершеннолетних фактически рассматриваются в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, приравнивание несовершеннолетнего к взрослому в суде приводит не только к нарушению его основных прав, установленных в международно-правовых актах, но и обусловливает неэффективность самого судебного решения.

Во-вторых, отсутствие системы межведомственного взаимодействия и системная разобщенность субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних (суд, прокуратура, ОВД, ОППН, КДН, адвокатура, общественные организации, социальные службы) обусловливает узковедомственный подход к работе с несовершеннолетними.

В-третьих, карательная направленность подхода к выбору мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних приводит к тому, что по России в среднем каждый восьмой осужденный несовершеннолетний. Несмотря на то, что международные стандарты предусматривают преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер, российское законодательство предполагает назначение таких мер в некоторых (как правило, исключительных) случаях, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания. В результате в России в среднем ежегодно только одна десятая часть несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Множественность указанных проблем и их многогранный характер обусловливают необходимость принципиального совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. Это порождает ряд вопросов теоретического, правового и практического характера, требующих изучения и принятия соответствующих решений на законодательном уровне. Поэтому особую актуальность приобретают исследования, позволяющие проанализировать действующее российское уголовно-процессуальное законодательство с точки зрения возможностей функционирования на его базе ювенальной юстиции, основанной на международно-правовых стандартах.

Именно выше обозначенные положения определяют актуальность темы дипломного исследования.

Пробельность развития темы ювенальной юстиции в российской науке связана и во многом обусловлена особенностями исторического пути формирования правосудия по делам несовершеннолетних в России. Поскольку создание, функционирование и упразднение специального правосудия для несовершеннолетних в России было связано с первыми десятилетиями XX века, основные фундаментальные исследования в этой области совпали с этими временными рамками.

История создания и функционирования ювенальных судов в России и за рубежом была подробно изложена в дореволюционный период П.И. Люблинским, Ю.Н. Бочаровым, М.Н. Гернетом, М.М. Гродзинским, ЕЛ. Тарасовой, A.M. Рубашевой, Х.М. Чарыховым и др

В целях реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Империи комиссия в составе И.Я. Фойницкого, П.И. Люблинского и мировых судей A.M. Белямина и М.А. Окунева разработала проект положения об учреждении особого суда по делам несовершеннолетних до 17 лет.

В советский период особое внимание уделялось выяснению причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних в СССР. Этими проблемами занимались В.В. Верин и М.А.Карманов, Н.А. Горшенева и Г.М Миньковский. Вопросы реабилитации и воспитания несовершеннолетних правонарушителей в Советском Союзе анализировали Ю.М. Антонян, К.М. Бейсебаев, Н.И. Крюкова и Л.А. Рябис, A.M. Белякова, Д.С. Карев и B.C. Орлов , К.Е. Игошев.

Изучением судоустройства и судебного рассмотрения дел несовершеннолетних в советских судах занимались Ю.М. Антонян, Д. Горвиц, В.В. Верин, М.А. Карманов, Н.А. Горшенева, А.И. Лубенский, Г.М. Миньковский.

Интерес по тематике исследования представляют работы таких авторов как: К.М. Бейсебаев, А.М. Белякова, С.А. Беличева, Г.Н. Ветрова, Д. Горвиц, Л.М. Голубева, К.Е. Игошев, Д.С. Карев, Н.И. Крюкова, А.М. Ларин, В.В. Леоненко, Ф.С. Махов, Э.Б. Мельникова, Рябис Л.А. Орлов B.C., В.М. Савицкий, Л.Е. Смирнова, Ю.И. Стародубцева, В.В. Устинова и др.

В последнее десятилетие с осознанием актуальности реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России, в научной литературе стал проявляться особый интерес к институту ювенальной юстиции. Примечательно, что среди авторов таких работ не только правоведы (А.С. Автономов, В.Д. Ермаков, Н.П. Мелешко, Р.С. Хисматуллин, Н.Е. Борисова), но и специалисты неюридического профиля (О.В. Зыков, P.P. Максудов, М.Г. Флямер, Н.Л. Хананашвили). Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы затронули исследования Л.И. Беляевой, О.Н. Ведерниковой, В.В. Золотых, С.А. Луговцовой, СВ. Матвеева, М.В. Немытиной, A.M. Нечаевой, В.В. Николюка, С.А. Пашина, Д.А. Рогозина, В.Н. Ткачева, Н.К. Шилова, опубликованные в разное время в научных сборниках и юридических журналах, которые также явились составной частью рассмотренного нами материала, формирующего теоретическое представление о правосудии для несовершеннолетних. Некоторые вопросы судопроизводства по делам несовершеннолетних стали предметом обсуждения на ежегодных научных конференциях и семинарах, проведенных в различных регионах России (Москва: 26-28 ноября 1996 года; Санкт-Петербург: 24-25 октября 1998 года, 26-28 ноября 1999 года, 20-21 апреля 2000 года; Ростов-на-Дону: 16-18 апреля 2001 года, 18-19 сентября 2001 года, 14-15 января 2005 года; Саратов: 17 ноября 2004 года; Омск: 3 июня 2005 года; Красноярск:22.09.2009 Международная конференция "Ювенальная юстиция в станах Европы и Азии: Концепции и успешные практические модели", Москва: 29 апреля 2010 года Всероссийская научно-практической конференция "Вопросы российской ювенальной юстиции в региональном компоненте"; Москва: 2-я Всероссийская Конференция "Ювенальная юстиция в Российской Федерации", 10 июня 2009 г., г. Москва, Общественная палата РФ и др.)

Вместе с тем следует отметить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению понятия "ювенальная юстиция", принципов и функций ювенальной юстиции. В юридической науке до сих пор не была предложена целостная концепция имплементации международных стандартов в области правосудия по делам несовершеннолетних в российское законодательство и формирования адекватной практики его применения при использовании зарубежного опыта в разработке теоретико-практической модели ювенальной системы в России.

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.

Достижение указанных целей обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:

1. Выделить предпосылки и основания  становления ювенальной юстиции  в в России, проследить динамику формирования и развития ювенальной юстиции в ретроспективном и сравнительном аспектах.

2. Определить понятие "ювенальная  юстиция".

3. Выявить соотношение понятий "ювенальная юстиция" и "ювенальная  система", показать место и  роль ювенальной юстиции в  ювенальной системе.

4. Показать сущность, специфику  и назначение ювенальной юстиции, выделив основные принципы и  функции ювенальной юстиции, закрепленные  в международно-правовых актах  и проследить их отражение  в существующей на настоящий  момент российской модели правосудия  по делам несовершеннолетних.

5. Провести сопоставительный научный  анализ основных институтов и  норм законодательства РФ по  вопросам осуществления правосудия  по делам несовершеннолетних. Выявить  тенденции их развития в соответствии  с международно-правовыми стандартами.

6. Провести оценку опытной модели  ювенальной юстиции в Ростовской  области существующей российской  модели правосудия по делам  несовершеннолетних с точки зрения  основных положений концепции  ювенальной юстиции, представленной  в международно-правовых актах; выявить  проблемы и недостатки российского  правосудия по делам несовершеннолетних  и органов, обеспечивающих защиту  их прав и интересов.

7. Проанализировать результаты  эксперимента по внедрению опытной  модели ювенальной юстиции в  Ростовской области.

9. Используя результаты исследования, сформулировать теоретические выводы  и выработать предложения по  совершенствованию системы российского  правосудия по делам несовершеннолетних, органов и учреждений по защите  прав несовершеннолетних:

- обозначить перспективы развития  ювенальной юстиции в России;

- представить рекомендации по  вопросам осуществления правосудия  по делам несовершеннолетних  и разработке законодательства  о ювенальной юстиции в России.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, сформировавшие исторические, теоретические и организационно-правовые основы правосудия по делам несовершеннолетних в России и ювенальная юстиция России как система судебных и социальных учреждений, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, а также на реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социальных и судебных учреждений ювенальной юстиции России и практика их применения, а также категориальный аппарат ювенальной юстиции России.

Исходным методом исследования является диалектический метод научного познания. Широко использовались социологический, формально-логический, системный, структурно-функциональный, семантический, исторический и иные методы научного познания. Особое внимание было уделено аксеологическому подходу к системе правосудия по делам несовершеннолетних.

Нормативно-правовая база исследования представлена Кконституциеё РФ, УК РФ и другими законодательными актами в области охраны прав и интересов несовершеннолетних в РФ.

Достоверность и научная аргументация результатов исследования основываются на широком использовании специальной литературы по философии, социологии и психологии, а также статей, монографических работ, теоретических и социологических исследований советских и российских ученых-правоведов, посвященные судоустройству и судопроизводству по делам несовершеннолетних, а также материалы из судебной практики Ювенального суда г. Шахты Ростовской области.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в ней, могут быть использованы для формирования категориального аппарата и основополагающих принципов концепции российской системы ювенальной юстиции, а также для совершенствования правовых основ правосудия по делам несовершеннолетних. Полученные результаты будут полезны преподавателям при чтении лекций, проведении семинарских занятий, студентам юридических вузов при подготовке научных докладов, выполнении курсовых и дипломных работ.

Поставленная цель и задачи определили целесообразность структуры работы, которая состоит из введения, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения и списка библиографической литературы.

 

Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации

1. Понятие ювенальной  юстиции

До настоящего времени нет четкого определения понятия ювенальной юстиции и ее элементного состава, а также не определено место этой юстиции в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Данный вопрос практически не рассмотрен, а между тем он, на наш взгляд, имеет большое значение.

Этимологически термин "ювенальный" берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает - молодой, юный, а также - молодой человек, юноша, девушка.

Рассматривая элементы ювенальной юстиции, важно определить, что же именно следует понимать под самой ювенальной юстицией. Среди ученых и практиков до сих пор нет единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни авторы считают, что ювенальная юстиция - элемент системы профилактики. Другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию. Так, С.Н. Апатенко считает, что "ювенальная юстиция – это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Некоторые авторы отождествляют понятие ювенальной юстиции с ювенальным судом. В частности, А.В. Лихтенштейн полагает, что "ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи: судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних".

Например, судья Ростовского областного суда, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской академии правосудия (Ростовского филиала), соучредитель и член Совета общественной организации "Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области" ("Ювенальный центр") Е.Л. Воронова определяет ювенальную юстицию как "систему защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), общественные организации".

Указанный автор, также отмечает, что "Ювенальная юстиция - это и особая система правосудия, при которой ее центральное звено - ювенальный суд (судья, специализирующийся по делам несовершеннолетних) - тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения, независимо от того, рассматривает ли суд материалы в отношении несовершеннолетнего-правонарушителя, либо осуществляется защита его прав в порядке гражданского судопроизводства".

Член Конституционного совета доктор юридических наук С.Ф. Бычкова отмечает несколько понятий ювенальной юстиции:

1) система особого судопроизводства  по делам о правонарушениях  несовершеннолетних, совершивших уголовно  наказуемые деяния и достигших  возраста уголовной ответственности;

2) система норм и институтов, связанных с ребенком как субъектом  правонарушений, независимо от его  возраста и категорий правонарушений;

3) система, включающая не только  соответствующее законодательство, но и комплекс государственных  и иных органов и организаций, имеющих своим назначением защиту  прав и законных интересов  несовершеннолетних; осуществляющих  правосудие в отношении несовершеннолетних, реагирование на правонарушения  несовершеннолетних.

По мнению С.Ф. Бычковой, оптимальным представляется последнее определение, "так как в случае принятия его в качестве базового могут быть в максимальной мере реализованы принципы ювенальной юстиции, которые обусловливают выделение ее из общей юстиции: преимущественно охранительная ориентация, воспитание, социальная насыщенность, максимальный учет при осуществлении процессуальных действий и принятии процессуальных решений в отношении несовершеннолетних их индивидуальности".

В то же время анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о том, что они рассматривают только юридическую основу, т.е. правовые акты, регламентирующие деятельность ювенальных судов и нормативные акты, направленные на правовую защиту прав несовершеннолетних. С этим можно не согласиться, поскольку ювенальной юстиции присущ и социальный аспект, в который заложены идеи, направленные на воспитание, социальную защиту несовершеннолетнего, сокращение вредного влияния на детей и подростков судебного рассмотрения дел и строгости уголовных наказаний.

Так, С. В. Яровая, преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права, отмечает, что "приверженцами ювенальной юстиции становятся в первую очередь не юристы, а представители иных областей знания: врачи, психологи, педагоги… В этом общественном процессе есть одна особенность — неюристы расширяют теоретическое и практическое пространство ювенальной юстиции, перенося акценты на соответствующие методико-психологические, социальные службы помощи детям и подросткам, забывая, что базовые правовые основы ее деятельности должны разрабатываться профессионалами-юристами… и основное содержание данного понятия — это прежде всего правосудие и центральным его звеном является суд".

Однако осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних тесно связано с деятельностью специализированных органов и вспомогательных социально-психологических служб ювенального профиля, которые способствуют эффективности функционирования ювенальных судов "как до рассмотрения дела судом, так и после принятия им судебного решения". Иначе говоря, теоретический и практический вклад неюристов, т.е. различных методико-психологических, социальных служб помощи детям и подросткам, так же значителен, как и юристов.

Правовые и социальные основы ювенальной юстиции должны находиться в постоянном взаимодействии, которое составляет механизм защиты прав ребенка. Под таким механизмом следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Таким образом, в понятие ювенальной юстиции необходимо вкладывать как правовую, так и социальную основы, поскольку правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних, устанавливаются исходя из особенностей личности несовершеннолетнего, которые исследуются социальными работниками. Социальный работник, по сути, является помощником судьи: он исследует социальную ситуацию и особенности личности правонарушителя, а также вырабатывает индивидуальные программы реабилитации. В связи с этим можно говорить, что социальная насыщенность ювенальной юстиции не может быть достигнута судом без привлечения к участию в процессе специалистов других служб и учреждений.

Необходимо отметить, что ювенальную юстицию отличают следующие специфические принципы, которых нет ни в одном институте права.

Преимущественно охранительная ориентация. Этот принцип специфичен, так как ювенальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого чаще ассоциируются с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, а не с приоритетной защитой тех, кто совершил преступление. Однако исторически суд по делам несовершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу, — защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников.

Социальная насыщенность. Суть этого принципа — в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название "непрофессиональный элемент".

Максимальная индивидуализация судебного процесса. Индивидуализация в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии. Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, но это не совпадает с традиционными представлениями о строго регламентированной в законе процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что целью ювенальной юстиции является не наказание как таковое, а воспитание молодых людей путем сокращения вредного влияния на детей и подростков фактора вовлечения их в уголовное судопроизводство.

Итак, при характеристике ювенальной юстиции необходимо выделять несколько аспектов:

- во-первых, ювенальная юстиция  — система государственных органов, чья деятельность направлена  на защиту прав и законных  интересов несовершеннолетних, среди  которых ведущее место занимают  ювенальные суды;

- во-вторых, в ней наличествуют  специфические принципы, на которых  основываются судебные органы  при осуществлении уголовного  правосудия в отношении несовершеннолетних;

- в-третьих, присутствует определенный  механизм, посредством которого  государственные органы осуществляют  защиту прав ребенка; в-четвертых, для нее обязательно взаимодействие  судебных органов с различными  социальными службами помощи  детям и подросткам.

С учетом вышеизложенного представляется возможным предложить следующее определение. Ювенальная юстиция — это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Именно такое понимание ювенальной юстиции складывается и у законодателя, который, разрабатывая проект Федерального закона "Об основах системы ювенальной юстиции", нацелил его на обеспечение взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных институтов, занимающихся проблемами детей. Это взаимодействие строится в соответствии с широким пониманием системы ювенальной юстиции, в которую входят не только суды, занимающиеся делами несовершеннолетних, но и несудебные органы, а также негосударственные некоммерческие организации, нацеленные на защиту прав детей и на реализацию реабилитационных программ. Вместе с тем проект закона направлен на развитие связей всех государственных и негосударственных институтов, что должно повысить эффективность использования наличных ресурсов. Причем особое место в построении взаимодействия различных государственных органов в этой системе отводится ювенальным судам.

2. Назначение и функции  ювенальной юстиции

В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) традиционно оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и подростков и как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от неблагоприятных условий жизни и воспитания. Эти два подхода отражают содержание и цели ювенальной юстиции. Поскольку на практике они не разделяются между собой, это приводит в определенном смысле к стиранию грани между функциями судебной защиты и задачами борьбы с преступностью.

Содержание и цель ювенальной юстиции – сохранение или реабилитация личности ребенка при осознанной неотвратимости наказания за содеянное.

Ювенальную юстицию можно рассматривать как важную часть ювенального права, завершающую стадию защиты прав ребенка, учитывая, что ювенальное право является выражением права материального, а ювенальная юстиция – специфической процессуальной составляющей. Ювенальное право представляет собой составную часть ювенальной технологии – особого направления современной науки и человеке, имеющее прямое отношение к формированию важнейших социальных качеств будущего гражданина.

Основным назначением ювенальной юстиции является предупреждение правонарушений и воспитательное воздействие на подростка с целью возврата юного правонарушителя в общество. А методы и способы, которые использует она в реализации этой стратегии, останутся неизменными – это выявление причин преступности подростков, профилактика.

Основная задача ювенальной юстиции состоит в том, чтобы вывести несовершеннолетних из общей системы карательной юстиции. Именно на это направлены положения многочисленных международных договоров, участником которых является Россия. В соответствии с общепризнанными стандартами рассмотрение дела о преступлении, совершенном подростком, должно осуществляться после специальной предварительной подготовки с участием психологов и социальных работников. Судебное заседание также должно проходить в специально созданной обстановке, обеспечивающей подростку психологический комфорт и исключающей репрессивное давление на его психику.

Общественно значимые функции ювенальной юстиции можно подразделить на общие, то есть характерные для всего правосудия в целом, и специфические, связанные с ее особым объектом.

К общим функциям можно отнести:

- обеспечение законности и обоснованности  выносимых правовых решений и  их исполнения;

- восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления (этому служат программы примирения, "круги правосудия", семейные  конференции, направленные на возмещение  ущерба, реабилитацию жертвы и  преступника, вовлечение ресурсов  местных сообществ в работу  по выходу из криминальных  ситуаций);

- воспитательное воздействие на  несовершеннолетних правонарушителей.

Специфическими функциями считают:

- обеспечение в максимально  возможной степени справедливости  любого правового решения в  отношении несовершеннолетних (правильный  выбор меры воздействия в пределах  санкции закона, охрана несовершеннолетних  от проявления несовершенства  закона);

Ювенальная юстиция Российской Федерации