Эффективность энергосбережения



Содержание

Введение……………………………………………………………………....…..2

1 Рынок электроэнергетики в России………………………….………..…….........6

    1.1 Понятие электроэнергетики……………………………………………….

1.2 Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области……….......34

1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России………………………………………………………………………………...6

2 Теоретические основы и опыт реализации политики энергосбережения…….46

2.1 Понятие и цели политики энергосбережения…………………………...…46

2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения…………………………………………………...…...…51

3 Совершенствование программного  регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области…………………………………………………….…….68

3.1 Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Воронежской области…………………………..……68

3.2 Анализ разработки и реализации муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности в Воронежской области………………………..…………………………………………....71

3аключение………………………………………………………………….……....78

Список использованных источников……………………………………………...84

Приложение А Динамика целевых показателей и индикаторов эффективности реализации долгосрочной областной целевой программы «Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2015 годы»…………88

Приложение Б Прогноз потребления электрической и тепловой энергии в воронежской области……………………………………………………………...112

Приложение В Потенциал энергосбережения в воронежской области

от общего объема потребления энергетических ресурсов в 2009 г. с разбивкой по секторам экономики…………………………………………………………...113

 

58

 

 



Введение

 

Актуальность темы исследования. В ряду сложных и актуальных проблем, с решением которых связаны процессы устойчивого социально-экономического, развития субъектов РФ, следует выделить формирование эффективной региональной политики. Она имеет разные сферы и объекты реализации. В числе основных – электроэнергетика, относящаяся к базовым отраслям, определяющим состояние и динамику развития экономики. Одна из основных проблем электроэнергетики, на решение которой, в первую очередь, следует обращать внимание – проблема чрезвычайно неэкономичного энергопотребления. Так, на фоне объективной тенденции повсеместного увеличения спроса на энергетические ресурсы, обуславливающего постоянный рост стоимости энергоносителей возрастает роль энергосбережения во всех отраслях экономики.

Президентом и Правительством РФ определена важнейшая стратегическая задача по сокращению энергоемкости отечественной экономики на 40 % к 2020 году. Это жесткое решение по сокращению энергопотребления вызвано назревшей необходимостью снижения показателя удельной энергоемкости экономики страны. Данные об энергоемкости экономики России приведены на рис.1.

Рис.1. Энергоемкость экономики России

В соответствии с графиком можно сделать вывод о том, что удельная энергоёмкость экономики России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира.

Необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности России является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.

Для решения этой задачи разработан и принят Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической активности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  в котором определен комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В целях реализации политики энергосбережения Минэнерго России разработана государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Основная цель Программы - рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости.

Задача Программы - перевод экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% к уровню 2007 года.

Для того, что бы Воронежская область стала активным участником реализации федеральной политики энергосбережения разработана областная долгосрочная целевая программа  «Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2020 годы».

       Программа устанавливает цели и задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности в тесной увязке с приоритетами социально-экономического развития Воронежской области, определяет наиболее экономически эффективные мероприятия в области рационального использования энергетических ресурсов, источники и объемы финансирования, исполнителей соответствующих мероприятий, механизм реализации, организацию управления и контроль за ходом ее реализации, оценку социально-экономической (экологической) эффективности Программы.

       Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации программных мероприятий.

Большое внимание уделено энергетическому хозяйству Воронежской области, бюджетным учреждениям, промышленному и строительному комплексу и т.д.

Выработка эффективной  политики энергосбережения как в регионе, так и в масштабах страны является актуальной в теоретическом и практическом аспектах задачей, решение которой призвано обеспечить продуктивное воздействие государственных органов власти и управления на процессы модернизации и развития электроэнергетики.

Цель и задачи исследования. Основной целью, поставленной в работе, является разработка концептуальных основ политики энергосбережения в регионе и обоснование ее ключевых элементов на примере электроэнергетики Воронежской области.

Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:

                  уточнить и дополнить состав характеристик электроэнергетики, выявить ее экономические особенности в российской экономике;

                  уточнить понятие «энергосбережение» с учетом социально-экономических, экологических аспектов удовлетворения потребностей общества;

                  обобщить и систематизировать современный зарубежный опыт политики энергосбережения;

                  проанализировать эффекты, которые намерены получить субъекты экономики в результате реализации политики энергосбережения: государство, предприятия – производители, внешние инвесторы, домохозяйства

                  определить состояние и перспективы развития электроэнергетики Воронежской области;

Предмет исследования – процессы и механизм воздействия региональных органов власти и управления на электроэнергетику субъекта РФ.

Объект исследования – территориальные социально-экономические подсистемы национальной экономики.

Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике параметров развития энергетики России, ее территориальных формирований, опубликованные Госкомстатом России и статистическим управлением Воронежской области.

Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа  изложена на 113 страницах, состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, содержит таблицы. Библиография насчитывает 33 источника, в том числе 8 - зарубежных.

 


1                    Рынок электроэнергетики в России

 

1.1 Понятие электроэнергетики

 

Электроэнергетика является базовой инфраструктурной отраслью, обеспечивающей внутренние потребности народного хозяйства и населения в электроэнергии, а также экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. От её функционирования зависят состояние систем жизнеобеспечения и развитие экономики России.

Значение электроэнергетики велико, так как она является базовой отраслью экономики России, благодаря ее существенному вкладу в социальную стабильность общества и конкурентоспособность промышленности, включая энергоемкие отрасли. Строительство новых мощностей по выплавке алюминия в основном привязано к гидроэлектростанциям. Также в энергоемкий сектор входит черная металлургия, нефтехимия, строительство и т.д.

Электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Производственная база электроэнергетики представлена комплексом энергетических объектов: электростанций, подстанций, котельных, электрических и тепловых сетей, обеспечивающих совместно с другими предприятиями, а также строительными и монтажными организациями, НИИ, проектными институтами – функционирование и развитие электроэнергетики.

Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют электрические станции всех типов, единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети и единая система диспетчерского управления.

Существуют три основных типа электростанций.

1.Тепловые электростанции, на которых вырабатывается 70% производимой в России электроэнергии. Это связано с меньшими затратами на сооружение ТЭС, возможностью равномерной по сезонам выработки энергии, использованием разнообразных видов топлива – от самых низкокачественных (торф и сланца) до самых концентрированных, возможностью широкого их размещения в связи с транспортабельностью топлива. Крупнейшие ТЭС России: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

2. Гидроэлектростанции (ГЭС) позволяют вырабатывать самую дешевую электрическую энергию, использовать возобновляемые ресурсы энергии. Кроме того, этот вид электростанций не загрязняет окружающую среду. Однако строительство этих станций обходится гораздо дороже, чем ТЭС, привязано к определенным районам и участкам рек, продолжается дольше, связано с потерями земель при сооружении ГЭС на равнинах, наносит ущерб рыбному хозяйству. Выработка энергии на ГЭС зависит от климатических условий и меняется по сезонам. Крупнейшие ГЭС России построены на Енисее (Красноярская, Саяно-Шушенская) и Ангаре (Братская, Усть-Илимская). Крупные ГЭС построены также на Волге (волжская, Саратовская).

3. Атомные электростанции (АЭС) строились в районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но электроэнергии требуется много. Большинство АЭС построено в европейской части России. На атомных станциях вырабатывается около 10% электроэнергии России. В России построено девять крупных АЭС: Курская, Смоленская, Тверская, Новоронежская, Ленинградская, Балаковская, Белоярская, Кольская, Димитровградская.

Экономическая основа функционирования отрасли включает систему отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом рынке и розничных рынках энергии и мощности.

К основным функциям электроэнергетической отрасли относятся:

- обеспечение спроса на энергию в краткосрочном и долгосрочном периоде;

- производство электроэнергии и тепла на базе использования возобновляемых и невозобновляемых энергоресурсов;

- передача электроэнергии по сетям среднего и низкого напряжения и тепла по распределительным тепловым сетям между конечными сетями;

- сбыт электроэнергии и тепла по тарифам, приемлемым для каждой категории потребителей;

- обеспечение надежного энергоснабжения и качественных параметров энергоносителей, соответствующих нормативным или договорным условиям;

- проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт объектов электроэнергетики;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в электроэнергетической отрасли;

- соблюдение экологических нормативов.

Спрос на энергию в краткосрочном периоде обеспечивается действующими электростанциями при поддержании на нормативном уровне качественных показателей энергии и соблюдении требований по обеспечению надежного электроснабжения. Возрастающий спрос в долгосрочном периоде удовлетворяется путем строительства новых, расширения действующих электростанций и реализации программ энергоснабжения. При этом затраты в энергосберегающие мероприятия и технологии в 3-5 раз ниже по сравнению с созданием одного киловатта новой мощности.

Удовлетворение спроса на электрическую и тепловую энергию возможно лишь при соответствующем производстве энергии электростанциями, оборудование которых в каждый момент времени должно находиться в работоспособном состоянии при обязательном наличии на складах тепловых, атомных станций и котельных необходимых запасов топлива.

Передача и распределение электрической энергии по сетям сопряжены с технологическим расходом энергии при передачи, снижение которого достигается увеличением напряжения передачи энергии постоянным и переменным током.

Сбыт электроэнергии и тепла осуществляется энергосбытовыми подразделениями энергетических компаний или самостоятельными сбытовыми компаниями.

Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на реализацию экономических отношений в отрасли, в основу которых положен ряд основополагающих принципов:

- обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;

- технологическое единство энергетики и обеспечение надежного энергоснабжения потребителей;

- свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электроэнергии;

- соблюдения экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии;

- использование рыночных отношений и конкуренции при удовлетворении спроса на электроэнергию и выполнении требований качества и минимизации стоимости энергии;

- обеспечение недискриминационных условий предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики;

- обеспечение государственного регулирования деятельности в естественно-монопольных сферах электроэнергетики;

- обеспечение экономически обоснованной доходности инвестиро-ванного капитала в тех сферах деятельности, в которых применяется государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Развитие топливно-энергетического комплекса России в целом и электроэнергетики как его составной части опирается на мощный природный потенциал страны – на территории РФ сосредоточено 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 1/5 угля и 14 % урана [1]. Кроме того, производственный потенциал отрасли, созданный за многие годы, следует признать уникальным.

В то же время, эксплуатируемое в электроэнергетике оборудование неэкономично, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, недостаточно используется потенциал атомной энергетики, что чрезвычайно актуально и для Воронежской области. При этом следует учитывать, что разведанные запасы урана в стране достаточно высоки. Государственным балансом учтены запасы 55 месторождений урана. В то же время активные и балансовые запасы урана составляют 38 %, остальные – забалансовые. Суммарное производство урана в 2020 г. на запасах известных месторождений может составить 6,5 – 7,0 тыс. т. при годовой потребности 10- 12 тыс. т [2]. Разница между годовой добычей и прогнозируемым расходом урана может быть покрыта складскими запасами, рециклом топлива с одновременным переходом на воспроизводство ядерного топлива в быстрых реакторах.

Многие авторы указывают на непосредственную связь уровней экономического развития и объемов энергопотребления. Так,                     А.М. Мостепанов, В.В. Саенко, В.А. Рыльский, Ю.К. Шафраник отмечают: «…при прочих равных условиях уровень экономического развития впрямую зависит от объема энергопотребления. Этот вывод одинаково справедлив по отношению и к различным государствам и к различным регионам в их составе» [3].

Однако, непосредственной связи с объемом энергопотребления и такими показателями, как ВВП и ВРП на душу населения все же нет.

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года указано, что современная экономика России расточительна в плане потребления электроэнергии.  В развитых странах в последние 20 лет на 1 % прироста ВВП приходится в среднем 0,4 % прироста потребления энергоносителей. В итоге энергоемкость ВВП в среднем в мире уменьшилась за эти годы на 19 %, в развитых странах – на 21 – 27 %. Энергоемкость российского ВВП, напротив,  возросла на 18 %, в последние года идет некоторое снижение данного показателя (на 2-3 % ежегодно) [4].

Высокий уровень энергоемкости ВВП позволяет прогнозировать возможности энергосбережения в размере  39-47 % текущего потребления.  При этом потенциал энергосбережения сосредоточен в значительном мере в топливно-энергетических отраслях (около 33%), в т.ч. в электроэнергетике и теплоснабжении (25 %), в промышленности – 35 – 37 %, 25 – 27 % - в жилищно-коммунальном хозяйстве [5].

Решение данной проблемы возможно в течение 10 лет, к 2020 году энергоемкость ВВП должна сократиться на 40 %. Снижение ВВП на 13,5 % планируется достичь за счет реализации мероприятий государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», оставшиеся 26,5 за счет других факторов[6]. Параллельно будет происходить рост ВВП. Прогнозируемая динамика ВВП, энергоемкости и энергопотребления представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Прогнозируемая динамика ВВП, энергоемкости ВВП и энергопотребления в России (в % к 2020 г.)

Показатели

                                  Годы

2005

2010

2015

2020

ВВП (оптимистичный вариант)

127

173

242

334

ВВП (умеренный вариант)

125

157

192

231

Энергоемкость ВВП по оптимистичному варианту

82

74

64

56

Энергоемкость ВВП по умеренному варианту

82

72

55

42

 

В перспективе прогнозируется освоение новых сегментов рынка электроэнергии. Так, в условиях интеграционных процессов в Европе, либерализации электроэнергетического сектора и расширения зоны параллельной работы энергосистем государств ЕС, планируется организация параллельной работы России с энергосистемами европейских стран. При этом ожидается рост спроса на российскую электроэнергию в Европе до      30-75 млрд. квтч к 2020 году [7].  Кроме того, в качестве перспективных рынков сбыта электроэнергии, наряду с энергетическими технологиями, газом, нефтью рассматриваются Китай, Корея, Япония, Индия, страны Ближнего Востока, Южной Америки и Африки [8].

Сырьевой потенциал, электроэнергетики РФ достаточно противоречив. С одной стороны, страна располагает значительными запасами энергетических ресурсов – урана, газа, нефти, угля.

Однако, использование геологических, балансовых и разведанных запасов сырья сопряжено с рядом проблем естественного, технологического и финансового плана.

В использовании в качестве топлива продуктов нефтепереработки и газа энергетика столкнется со следующими факторами, ограничивающими возможности конкурентного поведения.

Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти, газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной промышленности. Структура разведанных запасов нефти ухудшается. Происходит опережающая разработка наиболее рентабельных месторождений. Вновь подготавливаемые запасы сосредоточены в основном в средних и мелких месторождениях, являются в значительной части трудно извлекаемыми. В целом объем трудно извлекаемых запасов составляет более половины разведанных запасов страны [9].

Освоение таких запасов неизбежно увеличит капитальные и эксплуатационные расходы в связи глубоким залеганием, сложными природно-климатическими условиями, удаленностью перспективных центров добычи нефти и газа от сложившихся центров развития нефтяной и газовой промышленности.

Одним из вариантов прогноза экспорта нефти Россией предусмотрено, что его объем составит к 2020 г. от 30 до 50 млн. т. в год [10].Это, с одной стороны, увеличит возможности внутреннего использования углеводородов, в том числе и в электроэнергетике, с другой – снизит возможности финансирования отраслей ТЭК, в том числе нефтедобычи и нефтепереработки.

При значительных запасах углей с точки зрения перспектив его использования в энергетике следует учитывать, что их запасы распределены крайне неравномерно – свыше 80 % всех  запасов сосредоточено в Сибири, на долю Европейской части РФ приходится только 10 %. По типам углей в структуре разведанных запасов преобладают бурые (51,2 %), доля каменных углей составляет 45,5 %, антрацитов – 3,4 %. Угли сосредоточены в основном на глубоких горизонтах (более 300 м) и требуют серьезного геологического изучения и значительных капитальных затрат.

В Энергетической стратегии отмечается, что, несмотря на большой объем разведанных запасов угля, подготовленных к освоению, обеспеченность ими планируемой работы по ряду районов ограничена из-за неблагоприятных географических, геологических и экономических факторов[11].

Гидроресурсы страны имеют значительный потенциал и могут обеспечить современный объем производства энергии. Но потенциал используется только на 15 %. Учитывая непрерывный рост затрат на добычу органического топлива, можно рассматривать увеличение выработки энергии на ГЭС в качестве перспективного направления развития отрасли. С учетом целого ряда экологических, экономических, природно-климатических факторов возможно прогнозирование выработки электроэнергии на ГЭС до  215 млрд. кВтч в 2020 г. и дальнейшее увеличение до 350 млрд. кВтч [12].

Одной из неблагоприятных в технико-технологическом и экономическом плане характеристик электроэнергетики является традиционно для России 90-х годов прошлого – начала нынешнего века высокий уровень износа основных фондов. Износ активной части основных фондов составляет в целом по отрасли 60-65 %, при этом в сельских распределительных сетях – свыше 75 %. При этом, отечественное оборудование морально устарело, не отвечает современным требованиям, уступает лучшим мировым образцам. Поэтому необходимо не просто обновление оборудования, а существенное обновление основных производственных фондов отрасли.

Многочисленные исследования показывают, что одним из перспективных направлений развития электроэнергетики является увеличение общей мощности АЭС.

Темпы роста производства энергии на АЭС ниже потенциально возможных, в перспективе предполагается довести производство электроэнергии на АЭС до 300 млрд. кВтч в 2020 году; доля производства электроэнергии до 23 % в 2020 г. При этом параллельно возникает возможность увеличения экспортного потенциала ядерных технологий.

Особое внимание необходимо уделить модернизации коммунальной электроэнергетики, чрезвычайно отставшей в технико-технологическом и организационно-экономическом плане от требований сегодняшнего дня.

В связи с состоянием и необходимостью модернизации ОПФ и для целей формирования эффективной политики в отношении энергетики важно учитывать прогнозируемые источники инвестиций в отрасль.

В соответствии с Энергетической стратегий источники инвестиций будут различаться в зависимости от источников энергии для производителей и функционального назначения энергетических систем. Так, для тепловых генерирующих компаний обновление и прирост мощностей будет происходить за счет собственных средств, прежде всего (амортизационных отчислений и прибыли), займов и расширения акционерного капитала; для гидрогенерирующих компаний с государственным участием – за счет собственных, заемных средств, расширения акционерного капитала, а также целевых инвестиционных фондов, формируемых за счет прибыли ГЭС; для федеральной сетевой компании и системного оператора – централизованные инвестиционные средства, включаемые в тарифы на передачу и системные услуги [13].

 

 

1.2             Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области

 

Воронежская область относится к числу регионов, которые являются энергопрофицитными. По объему производства электроэнергии область занимает 26 место в Российской Федерации. По данным энергетического баланса в области ежегодно производится около 13 млрд. кВтч электроэнергии, потребляется более 9 млрд. кВтч, или 2,7 % от общего потребления электроэнергии в России. Потери электроэнергии в процентном отношении от объема ее потребления составляют от 12,8 до 13,6%, или около 1,3 млрд. кВтч в год (в среднем по России эти потери составляют около 11%)[14].

Рост потребления электрической энергии в 2010 г. к уровню 2005 г. составил 129,4 % или 2254 млн. кВтч. Более 24% электроэнергии в Воронежской области приходится на нужды жилищно-коммунального хозяйства[15].

Основными производителями электроэнергии в Воронежской области являются Нововоронежская АЭС (установленная мощность 2449 МВт), а также ТЭЦ-1 (установленная мощность 168 МВт) и ТЭЦ-2 (установленная мощность 12 МВт), входящих в структуру ОАО «Квадра» - «Воронежская региональная генерация». Филиал ОАО «МРСК Центра»–«Воронежэнерго» обеспечивает передачу и распределение электрической энергии для промышленности и сельского хозяйства, социальной сферы и населения Воронежской области.

В состав филиала ОАО «МРСК Центра»–«Воронежэнерго» входят четыре производственных отделения: Лискинские, Калачеевские, Борисоглебские и Северные электрические сети. Общая характеристика компании:

                   протяженность воздушных линий – 50 191,3 км;

                   число трансформаторных подстанций 35–110 кВ – 294 единицы;

                   объем передачи электроэнергии по сетям – около 7 млрд. кВтч;

                   установленная мощность – 4470,8 МВА.

Потенциал энергосбережения в энергоснабжающих организациях оценивается: электрической энергии – 13–15%, тепловой энергии – 5–7 %, газа – 3–5 %, воды – 3–5%.

В соответствии с программой реконструкции ТЭЦ – 2 филиала
ОАО «Квадра» - «Воронежская региональная генерация» в 4-м квартале 2010 года введена в эксплуатацию парогазовая установка (ПГУ-115) с установленной мощностью 115МВт.

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 605, запланировано строительство двух энергоблоков Нововоронежской АЭС-2. Первый блок Нововоронежской АЭС-2 должен быть сдан в эксплуатацию в 2012 г., второй блок – в 2015 г. Ввод в эксплуатацию новой станции позволит полностью обеспечить регион электрической энергией и компенсировать снижение выработки электрической энергии, которое образуется в связи с выводом из эксплуатации энергоблоков № 3,4 Нововоронежской АЭС. Работа Нововоронежской АЭС-2 позволит сдерживать рост тарифов на электроэнергию на 20-30 % по сравнению с электроэнергией, вырабатываемой тепловыми станциями.

Эффективность энергосбережения