Эффективность управления земельными ресурсами района

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Московский промышленно-экономический колледж 
(МПЭК)

 

 

Специальность:120714 Земельно-имущественные отношения

 

Выпускная квалификационная работа

На тему:

«Эффективность управления земельными ресурсами района»

 

 

 

Выполнил(а):

Круковская Дарья Дмитриевна

 

Допущен(а) к защите

«  »                   2014г.  

 

 

 

 

Москва, 2014г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ……3

Глава I. Структура управления земельными ресурсами района……………5

1.1. Природные и социально-экономические ресурсы Балашихинского района

Московской области…………………………………………………………………5

1.2. Организационно - правовой механизм и структура органов управления

ресурсами Балашихинского района Московской области…………………........12

 

Глава II. Применение данных землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель при управлении земельными ресурсами......................17

2.1. Использование материалов землеустройства  и кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами………………………...17

2.2. Формирование земель населенных пунктов  и сельскохозяйственного назначения Балашихинского района московской области ……………………...31

 

Глава III. Экономические методы управления земельными ресурсами….37

3.1 Оборот земель и формирование  земельного рынка Балашихинского  района Московской области………………………………………………………………..37

3.2. Анализ использования земельного фонда Балашихинского района Московской области……………………………………………………………..…40

3.3. Экономический эффект мероприятий по управлению земельными ресурсами Балашихинского района Московской области………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………53

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...55

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются. Работа является актуальной, так как позволяет исследовать эффективность управления земельными ресурсами Балашихинского района

      Объектом исследования являются земельные ресурсы Балашихинского района

       Предмет исследования - экономические отношения, складывающиеся в процессе управления земельными ресурсами.

       Целью дипломной работы является изучение использования земельного фонда Балашихинского района Московской области, рычагов управления земельными ресурсами, использование материалов землеустройства  и кадастровой информации, то есть всей сложившейся системы управления земельными ресурсами района.

     В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть эффективность управление земельными ресурсами;

-изучить формирование земель населенных пунктов  и сельскохозяйственного назначения Балашихинского района московской области

  • проанализировать использование земельных ресурсов на примере города Балашиха Московской области ;

выявить как используются данные землеустройства  и кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами.

 В процессе написания  дипломной работы использовались  следующие методы: системный, сравнительного  анализа, структурно-функциональный, экономико-статистический. Названные методы использовались  в различных комбинациях на  разных этапах исследования в  зависимости от поставленных  целей и решаемых задач.

     Теоретическую базу исследования составили Земельный Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, а также научные работы и материалы российских экономистов, содержащиеся в периодической печати. К ним можно отнести А. Я. Рыженкова, А.А. Варламова Д.Б Аратский. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РАЙОНА

    1.  Природные и социально-экономические ресурсы Балашихинского района Московской области

 

 

       Балашихинский район - муниципальное образование в центре Московской области России. Было образовано в 2005 году на территории позже упразднённого Балашихинского района. Крупнейший населённый пункт — город  Балашиха. Площадь составляет 21 859 га1 (в том числе площадь города Балашиха — 3872 га.)2 Блашихинский района находится в пределах Мещерской низменности и представляет собой песчано-галечную равнину ледникового происхождения с уклоном к востоку. Почвы в основном песчаные, дерново-подзолистые, местами подзолисто-болотные.

       Основная река городского округа — левый приток Москвы-реки Пехорка, образующая в пределах городской черты несколько обширных и живописных прудов. В нее впадает речка Горенка (в результате неправильной установки дорожного указателя на Горьковском шоссе в последние годы ошибочно именуется Чернавкой), вытекающая в настоящее время из расположенного к северо-западу от города Мазуринского озера. Речка связана специальным каналом с водохранилищем-«ковшом» при Восточной водопроводной станции. По этому каналу сбрасываются излишки волжской воды, поступающей на станцию с Акуловского гидроузла, обводняя при этом Пехорку и Москву-реку.

       Помимо рек на территории городского округа находятся многочисленные озера:

  • Озеро Бабошкино

  • Озеро Марьино

  • Озеро Юшино (второе)

  • Озеро Безменовский карьер (Козлово, третье)

       Балашиху окружают леса, в основном смешанные. С запада — елово-широколиственные, с востока — сосново-широколиственные. Много Парковых насаждений , так же распространены вторичные березовые и осиновые леса. Они входят в лесопарковый пояс Москвы.

      Полезные ископаемые имеют местное значение. Кучинское месторождение кирпичных глин и строительных песков, Балашихинские залежи формировочных глин, Русавкинское месторождение известняков.

Вокруг города, кольцом, расположились старинные усадебные парки. С юга — парки Горенок и Пехры-Яковлевского, Салтыковки, на севере — парк усадьбы Пехра-Покровское. В каждом из этих парков высаживались растения, в диком виде не встречающиеся в здешних местах. Многие из них хорошо прижились на новом месте. До сих пор вокруг Балашихи встречаются интродуценты — растения, привнесённые сюда человеком

     Климат в районе  - умеренно-континентальный. Летом преобладает западный ветер, зимой - юго-восточный, осенью и весной - юго-западный. Через территорию г. Балашиха проходят в основном западные и южные циклоны. Среднегодовая влажность воздуха – 75-78%. 

     В соответствии с Законом Московской области «О городском округе Балашиха и его границе» Балашихинский район Московской области насчитывает 13 населенных пунктов, расположенных в границе округа:

  • город Балашиха,
  • село Новый Милеет,

Деревни

  • Соболиха,
  • Дятловка,
  • Федурново,
  • Павлино,
  • Русавкино-Романово,
  • Полтево,
  • Русавкино-Поповщино,
  • Фенино,
  • Пестово,
  • Черное,
  • Пуршево.

     Балашихинский муниципальный район является распорядителем бюджета по всей территории, включая входящие в нее поселения. Села и деревни не имеют своего бюджета, чаще всего его заменяют сметы расходов.

        Балашихинский  район расположен к востоку от столицы и граничит с Люберецким, Щелковским, Мытищинским, Пушкинским Ногинским, Раменским районами, а также с округами Реутов и Железнодорожный. Балашиху пересекают федеральная трасса «Москва – Нижний Новгород», Щелковское шоссе и МКАД. Административный центр города соединяет с Москвой железнодорожная ветка. Такое  соседство позволяет Балашихинскому району существенно повысить потенциал инфраструктуры. Для Балашихи доступны сконцентрированные в областном центре транспортные, научные, образовательные, финансовые ресурсы и возможности.

     В паспорте, составленном на основании данных статистики Балашихи, записано, что количество жителей округа на 1 января 2013 года составляет 245173 тысячи человек, из них городского населения - 188,7 тыс., сельского - 7,5тыс. Плотность - 9.4. Годовая численность населения трудоспособного возраста - 126 тыс. человек, официально зарегистрированных безработных – 0,65 тыс. Новорожденных в 2007 году насчитывается 2248, умерших – 2789. Статистика Балашихи показывает, что количество браков в округе превышает количество разводов на 730 единиц. Количество хозяйств: государственных - 1 ед., акционерных обществ – 3 ед. 

     Как известно из истории округа, к концу XIX века район стал промышленным пригородом. Значительное количество малых предприятий сосредоточено в торговле, строительстве, обрабатывающих производствах Балашихи и операциях с недвижимым имуществом. 

Район на сегодняшний день выделяет из ряда муниципальных образований Подмосковья, хорошее экономическое развитие и положительная статистика. Прошедшие два года были достаточно стабильными для экономики Балашихи. Такие результаты были достигнуты во многом благодаря муниципальной политики, и ее приоритетов. Был сохранен промышленный потенциал предприятий Балашихи, уделялось большое внимание социальной защите граждан, а также поддержке среднего и малого бизнеса, наращивалось производство Балашихи. 

Промышленный  потенциал представлен следующими отраслями:

  • Машиностроение
  • Легкая промышленность
  • Пищевая промышленность
  • Медицинская промышленность
  • Электроэнергетика

     Особое место занимает производство оборонно-промышленного комплекса. Предприятия района по инициативе  Министерства промышленности и науки  администрации Балашихинского района предпринимают действия для вхождения в федеральные и областные целевые программы.

 

   Лидирующие позиции традиционно занимает научно-промышленный комплекс, который определяет динамику развития и социально-экономическое положение городского округа.                                                  Научно-промышленный комплекс городского округа Балашиха (НПК) сформировался в первой половине 20 века. 
     В 30-е – 40-е годы сложился основной состав НПК округа, в который вошли ФГУП «Союздорнии» (1926 год), ОАО «БЛМЗ» (1932 год),                    ФГУ ВНИИПО МЧС России (1937 год), ЗАО «МАРЗ РОСТО» (1939 год), ФГУП НИИИ (1941 год), ЗАО «БАКМ» (1943 год), ОАО «Линде Газ Рус» (ранее ОАО «БКЗ» - 1944 год), ОАО АК «Рубин» (1946 год), ОАО «345 механический завод» (1946 год), ОАО «Криогенмаш» (1949 год). 
       С 50-х годов осуществляют свою производственную деятельность ОАО «БОХЗ» (1957 год), ЗАО «Балашихахлеб» (1958 год), а с 60-х – ДОАО «183 механический завод» (1967 год).  
     В 90-е годы научно – промышленный комплекс городского округа пополнился. На территории округа открыли свое производство ЗАО фирма «Урожай» (1991 год), ЗАО «МЕТТЭМ - Технологии» (1993 год), ЗАО «Металлорукав» (1994 год), ОАО «Криомаш-БЗКМ» (1998 год),                              ЗАО «Акзо Нобель Декор» (1998 год).  
      В 2000-е годы в структуре экономики округа наряду с крупными и средними организациями НПК прочное место заняло малое предпринимательство, осуществляющее деятельность в сфере производства. НПП СК «МОСТ», ЗАО «МЕТТЭМ-производство», ЗАО «Делан», ЗАО ТД «Русское олово», ООО «Стройконструкция», ОАО «Капитал – Прок» и др. хорошо зарекомендовали себя не только в городском округе, но и за его пределами. 
    Промышленные предприятия округа специализируются в производстве криогенной техники, кранов - манипуляторов, изделий и устройств современных самолетов и других летательных аппаратов, металлоконструкций, бетоносмесительных установок, сборного железобетона, изделий из дерева, сжиженных и сжатых газов, рукавов высокого давления, товаров народного потребления из пластмассы, фильтров для очистки воды, пищевых продуктов, красок и др. 
 Организации науки осуществляют научные исследования и разработки для нужд Министерства обороны РФ, МЧС России и др. 
Сложившийся научно – промышленный потенциал округа обеспечивает стабильную зарплату и занятость около 17 тыс. человек.  
     Наиболее значительный вклад в экономику округа, с точки зрения объемов промышленного производства, вносят ОАО «Криогенмаш», ООО «Парламент продакшн», ОАО «345 механический завод», ЗАО «МЕТТЭМ – Технологии», ОАО Авиационная корпорация «Рубин», ОАО «Балашихинский литейно-механический завод», ОАО «Линде Газ Рус», ЗАО «Акзо Нобель Декор». На долю этих предприятий приходится более 80% общего объема отгрузки всех предприятий обрабатывающих отраслей городского округа.

      Научно-промышленный комплекс округа на сегодняшний день занимает лидерские позиции в развитии экономики Балашихи. На сегодняшний день деятельности организаций НПК округа разнообразна и многогранна. В двухтысячные в структуре экономики района наряду с крупными организациями НПК упрочило свои позиции малое предпринимательство, развернувшее деятельность в сфере производства Балашихинского района. Промышленные предприятия   специализируются в производстве металлоконструкций, сборного железобетона, сжиженных и сжатых газов, криогенной техники, изделий и устройств летательных аппаратов, кранов-манипуляторов, бетоносмесительных установок, изделий из дерева, пищевых продуктов и многом другое. Ежегодно развивающийся научно-промышленный комплекс округа обеспечивает экономику Балашихинского района  и занятость более двадцати тысячам граждан.   
  Малое и среднее предпринимательство является одним из важнейших элементов структуры экономики Балашихинского района, во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество выпускаемой продукции, работ и услуг. 
      Наиболее крупными направлениями деятельности малого бизнеса являются розничная и оптовая торговля, операции с недвижимым имуществом, строительство, производство. Такие виды экономической деятельности как производство одежды, обработка древесины, связь, текстильное производство, производство мебели, изделий из бумаги и картона, а также аренда оборудования и машин, представлены только малыми предприятиями. 
      На территории района предприниматели предоставляют широкий спектр услуг и выпускают различную продукцию – кондитерские изделия, рыбные пресервы, оконные блоки, оловянно-свинцовые припои, резинотехнические изделия, противопожарное оборудование и многое другое. 
       В целях содействия развитию предпринимательства на муниципальном уровне действует долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Балашихинском районе на 2010-2013 годы». В соответствии с Программой приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства являются: промышленное производство и инновационная деятельность, производство и переработка сельхозпродукции, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, оказание платных социальных услуг, развитие молодежного предпринимательства, защита окружающей среды. 
      В городском округе созданы организации инфраструктуры поддержки предпринимательства: Фонд поддержки малого предпринимательства городского округа Балашиха, Балашихинская торгово-промышленная палата, ОО «Балашихинский союз предпринимателей малого бизнеса»,                            ООО «Консультационно-информационный центр развития предпринимательства «Балашиха», Консультационно-информационный центр развития предпринимательства ООО «ИРЦБ».

       Потребительский рынок района является неотъемлемой частью комплекса городского хозяйства. Развитие торговли и общественного питания положительно влияет на экономику Балашихинского района. На территории начитывается около 1000 объектов торговой сети, а также 200объектов общественного питания и около двух десятков рынков.

1.2. Организационно - правовой механизм и структура органов управления ресурсами Балашихинского района Московской области.

       Административно-территориальными образованиями любого уровня являются территории, в границах которых исполняют свои полномочия территориальные органы государственного управления. Муниципальные образования – это территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Границы территорий административно-территориальных и муниципальных образований могут не совпадать.

   В соответствии с законодательством под муниципальным образованием понимают населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.                                            Структуру органов местного самоуправления Балашихинского района составляют:

  • представительный орган Балашихинского района - совет депутатов муниципального образования Балашихинского район Московской  области;
  • глава муниципального образования Балашихинского район Московской области;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган Балашихинского района) - администрация муниципального образования Балашихинского район Московской области;
  • комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Балашихинского район Московской области;
  • комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования Балашихинского район Московской области
  • комитет по социальной защите населения администрации муниципального образования Балашихинского район Московской области.

     Совет депутатов - представительный орган Балашихинского района, формируемый из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. На основании Устава городского округа, Совет депутатов Балашихи состоит из 25 лиц, избранных на пять лет в результате муниципальных выборов по одномандатным избирательным округам. В исключительной компетенции депутатов Балашихи находятся:

  • принятие и внесение дополнений в устав округа;
  • согласование районного бюджета, а также программы его исполнения;
  • урегулирование налогов в соответствии с законодательством РФ

    Совет депутатов принимает программы и планы развития городского округа, определяет порядок распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности округа. К обязанностям Депутатов относятся:

  • принятие решений относительно муниципальных предприятий и учреждений округа;
  • контроль за выполнением должностными лицами обязанностей, полномочий по разрешению вопросов местного значения. 

   «Глава Балашихинского района является высшим должностным лицом района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». На основании устава  Балашихинского района, избирается на 5 лет на муниципальных выборах гражданами, которые проживают на территории района и обладают избирательным правом.  Он входит в состав Совета депутатов округа и наделен полномочиями его председателя. Он является представителем округа в отношениях с представителями власти других муниципальных образований, госорганами, жителями и организациями района. К полномочиям Главы относятся организация и контроль выполнения нормативных правовых актов, представленных Советом депутатов, а также внесение на рассмотрение в представительный коллегиальный орган городского округа проектов и правовых актов. 3

Администрация Балашихинского района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, обладающая правами юридического лица. Администрация района осуществляет исполнение полномочий по решению тех вопросов местного значения, которые не отнесены к компетенции совета депутатов Балашихинского района, главы района, а также осуществляет отдельные государственные полномочия в случае их передачи в установленном порядке.

Структура и положение администрации Балашихинского района утверждаются советом депутатов района по представлению главы администрации. В ее структуру могут входить отраслевые, межотраслевые органы (структурные подразделения) и территориальные органы (территориальные подразделения) администрации Балашихинского района, в том числе наделенные правами юридического лица.

Контрольным органом Балашихинского района является ревизионная комиссия, которая формируется советом депутатов Балашихинского района из числа депутатов совета депутатов Балашихинского района для исполнения задач, входящих в ее компетенцию в соответствии с Федеральным законом.

Так же,  в соответствии с Уставом Балашихинского  муниципального района на органы местного самоуправления Балашихинского района возложены функции: 

  • утверждение схем территориального планирования муниципального района,
  • утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования района документации по планировке территории,
  • ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности,
  • осуществляемой на территории Балашихинского муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Балашихинского муниципального района для муниципальных нужд.

       Земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Система управления муниципальными землями практически во всех муниципальных образованиях отделена от системы управления зданиями и сооружениями. Исключение составляют небольшие по территории и численности поселки и города, как правило, областного подчинения, где функции управления недвижимостью сосредоточены в одном структурном подразделении местной администрации. В Балашихинском  муниципальном районе выполнение некоторых функций по управлению земельными ресурсами возложено на федеральные органы специальной компетенции, такие как:

  •    Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Балашихинского района.
  • Территориальный отдел Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Московской области по Балашихинскому району.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр),которая осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ И МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

2.1. Использование  материалов землеустройства  и  кадастровой информации при решении  задач управления земельными  ресурсами

 

       Под управлением земельными ресурсами  понимается «исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на публично-правовое  регулирование земельных отношений в Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны земель вне зависимости от форм собственности и иных прав на землю».

     Под муниципальным управлением понимается «деятельность органов местного самоуправления направленная на обеспечение устойчивого развития территорий и создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечение рационального использования и охраны земель в границах муниципальных образований». 4

      К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный кадастр недвижимости и мониторинг земель.

      Землеустройство представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, учет и оценку земельных ресурсов, организацию использования и охраны земель, составление территориальных и внутрихозяйственных планов землеустройства.

Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;  договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

     При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке. Землеустройство является широко востребованной услугой и проводится во многих случаях. Например, землеустройство необходимо при изменении границ земельных наделов, при изъятии участков, а также в случае перераспределения земель между юридическими и физическими лицами, проводящими сельскохозяйственные работы.

     Другое направление работ по землеустройству связано с тем, что экологическая обстановка изменяется, а вместе с ней меняется и характер почвы. К сожалению, земли подвергаются разрушению, водной и ветровой эрозии, загрязняются отходами химических производств, превращаются в болота и перестают быть пригодными практически для любого использовании.   Чтобы определить, сколько на территории района или области земель и каких (здоровых, заражённых, предназначенных для застройки, сельскохозяйственных, заповедных и др.), проводят землеустройство. В случае, когда поражённые земли уже выявлены, землеустройство необходимо для того, чтобы точно определить их границы, официально зафиксировать и тем самым изъять на время эти земли из оборота.

     Землеустройство проводится и тогда, когда необходимо разделить земельный участок, увеличить участок либо пересмотреть границы. По итогам землеустроительных работ фиксируются границы земельных участков, и составляется карта (план) объекта землеустройства. На этой карте отображается местоположение, размер и границы участка, а также фиксируются объекты недвижимости, возведённые на нём. Землеустройство включает в себя широкий спектр работ. Сюда входит комплексная инвентаризация земель поселений и всех объектов недвижимости на них. В рамках землеустройства выполняются геодезические и картографические работы, а также оценивается качество земель. При необходимости осуществляется межевание участков, и определяются их точные границы. Через систему землеустройства осуществляются основные функции государства по управлению земельными ресурсами:

Эффективность управления земельными ресурсами района