Эффективность управления

Эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения Омской области, качество обслуживания пациентов во многом зависит от обеспечения аптечных организаций фармацевтическими  работниками со средним образованием. В настоящее время в Омской области дефицит среднего фармацевтического  персонала достигает 47%. Поэтому  одной из первоочередных задач, стоящей  перед системой среднего фармацевтического  образования, является принятие мер  по увеличению количества и совершенствованию  качества подготовки фармацевтов, содействие повышению квалификации и решения  проблемы укомплектованности штата  фармацевтов в аптечных организациях различных форм собственности.

Таким образом, организация  подготовки конкурентноспособных специалистов студентов в колледже ОмГМА на отделении «Фармация» является весьма актуальной.

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность  в повышении качества образования.

Целью выпускной  работы является создание эффективной системы управления и взаимодействия образовательной организации с практическим здравоохранением на основе субъект – субъектных отношений в подготовке конкурентноспособных выпускников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 060301.51 Фармация.

Объект исследования: руководство и управление процессом совершенствования профессиональной компетентности сотрудников и студентов в системе здравоохранения.

Предмет исследования: эффективные формы и методы повышения качества подготовки специалистов на отделении «Фармация» колледжа ОмГМА.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность государственного управления и взаимодействия в фармации;
  • определить основные условия взаимодействия в системе государственного и муниципального управления организациями профессионального образования через интеграцию в практику здравоохранения;
  • представить рекомендации по совершенствованию руководства и взаимодействия в системе управления на примере симуляционного центра колледжа ОмГМА.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и эмпирические (наблюдение, обобщение опыта).

База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации структурное подразделение колледж.

 

 

Социально – психологические основы управления на принципах взаимодействия субъектов и объектов организации

1.1 Основные функции и  организация управления. Изучение истории симуляционного обучения в России и за рубежом

Симуля́ция (от лат. simulatio — видимость, притворство):

  • Симуляция — создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием.
  • Симуляция — понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности.
  • Симуляция (жарг., калька c англ. simulation) — имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы [30].

Одним из признаков последнего десятилетия в России стало стремительное внедрение большого количества виртуальных технологий в различные сферы деятельности человека. В системе отечественного здравоохранения, в числе прочего, появились и широко внедряются разнообразные фантомы, модели, муляжи, тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, позволяющие с той или иной степенью достоверности моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников. При этом, если отдельные фантомы для отработки простейших профессиональных компетенций в некоторых учебных организациях использовались давно, то внедрение сложных виртуальных симуляторов и системы их применения в образовании появились лишь в последнее десятилетие. И к настоящему моменту накоплен достаточный опыт применения имитационных методов в образовании, в том числе медицинском и фармацевтическом. За рубежом, где эти технологии появились раньше, накопленный опыт позволил создать систему использования симуляционного (имитационного) обучения [37]. Применение этой системы призвано, существенно повысить эффективность и безопасность оказываемой медицинской помощи. На сегодняшний день в отечественном здравоохранении осознана актуальность аналогичной системы и для создания российского медицинского симуляционного кластера сложилась весьма благоприятная обстановка. Симуляционное обучение не является панацеей от всех проблем отечественного здравоохранения в целом и медицинского образования в частности. Но при этом они являются действенным и эффективным инструментом для решения определенных задач. Для того, чтобы эти (дорогостоящие) технологии принесли максимальную пользу необходимо чѐтко определить их достоинства и недостатки, после чего поставить цели и сформулировать задачи, решение которых без этих технологий не возможно или не целесообразно.

Главным и самым важным преимуществом имитации является возможность  объективной регистрации параметров выполняемой профессиональной деятельности с целью достижения высокого уровня подготовки каждого специалиста. Объективность  регистрируемых параметров, в числовом выражении можно считать абсолютной. Основным недостатком симуляционного обучения является его высокая стоимость.

Действующая в Российской Федерации система образования  медицинских специалистов способствует совершенствованию оказания медицинской  помощи, но, не обеспечивает выявления  врачей и медицинских сестер с  недостаточным уровнем подготовленности и плохими показателями деятельности, так как не направлена на оценку всех сфер компетентности специалистов. Внедрение контроля уровня подготовленности через систему симуляционного обучения могло бы способствовать решению этой проблемы. При этом общепризнано, что процесс такого контроля не должен носить карательный характер, а основные усилия должны быть направлены на содействие профессиональному развитию, выявлению ограничений и снижению риска, который может нести собой плохо подготовленный врач или медицинская сестра.

В существующих законах и  стандартах, регламентирующих подготовку медицинских работников (Федеральный  закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), Федеральные государственные требования к подготовке специалистов на послевузовском этапе, говорится о том, что практическая подготовка последних обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности под контролем работников образовательных организаций.

История движется по спирали. Изобретения  предшественников, в силу ряда причин не получившие признания, спустя годы повторяются современниками. Знание истории развития медицинского симуляционного обучения позволяет более осознанно подойти к оценке современных методик. 

Совершенствованию симуляционного тренинга способствовал научно-технический прогресс. Так, новые технологии в химической отрасли обеспечил появление манекенов из пластика и силикона, электронно-вычислительные машины сделали возможным изобретение анестезиологических роботов-симуляторов, а возросшее быстродействия компьютеров и графических карт заложило научно-технический фундамент для виртуальных симуляторов. Кроме того, принципиальные основы симуляционного обучения были разработаны в авиации и военном деле и лишь затем адаптированы к медицинским реалиям.

АВИАЦИЯ. Первый симулятор отработки  управления самолетом Антуанетта (1909). Тренажер Линка (30-е годы). Тренажеры становятся неотъемлемой частью центров летной подготовки (50-е). Обязательное лицензирование лётчиков на тренажерах (1955). Полнопилотажные тренажеры (1970). Значение человеческого фактора в безопасности, термин CRM (70-е). Регламент ZFTT переподготовки пилотов на полнопилотажных тренажерах, без совершения реальных полетов (90-е).

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МИРЕ. Фантомы  родов XVIII века – изобретение Мадам  дю Кудрэ, Франция. Акушерские и гинекологические манекены в Японии (XIX век). Питер Сафар разработал принципы СЛР и убедил норвежского производителя резиновых игрушек Асмунда Лаэрдала изготовить манекен Ресаски Энн, ставшей впоследствии «самой часто целуемой девушкой всех времен» (США, Норвегия, 60-е). Майкл Гордон создает манекен Харви для обучения исследованию сердечнососудистой и дыхательной системы (США, 1968). В Стэнфордском университете под руководством Дэвида Габа создан анестезиологический симулятор пациента CASE (1986), с помощью которого в 1992 году совместно с Гарвардской Школой Медицины (Бостон, США) был проведен так называемый «Великий Симуляционный Эксперимент» ('The Great Simulation Experiment'), в ходе которого были получены убедительные доказательства эффективности обучающих симуляционных технологий. В этом же году он был представлен на съезде Европейского общества анестезиологов (Брюссель, 1993). Открыт Центр медицинской симуляции в Гарварде (1993). Параллельно и независимо ведется другой проект: в Университете Флориды (Гэйнсвилль, США) под руководством Дж. Гравенштейна создали анестезиологический симулятор GAS – Гэйнсвилльский Анестезиологический Симулятор, который открыл новый класс учебных изделий – «роботы-симуляторы пациента» и в дальнейшем стал известен под именем METI HPS – Human Patient Simulator (Симулятор пациента-человека). Р.Сатава создал первый в мире виртуальный хирургический симулятор (1991). Симулятор был предназначен для диагностики и лечения абдоминальных травм и имел целый ряд уникальных особенностей: виртуальные органы отображались на горизонтальном экране в области брюшной полости манекена; имитировались повреждения, кровотечения, органы можно было деформировать, рассекать, коагулировать; симулятор имел устройство обратной тактильной связи. Создано Европейское общество симуляции, применяемой в медицине SESAM (Копенгаген, 1994). Первый виртуальный лапароскопический симулятор MIST-VR (Манечестер, 1997). Лавинообразное создание виртуальных тренажеров: УЗИ и эндоскопия, ангиография и кардиохирургия, стоматология, глазная и ЛОР-хирургия и пр. (США, Швеция, Германия). 

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ связано, в основном, с внедрением и адаптацией зарубежного опыта симуляционного обучения. Первые симуляционные центры в нашей стране были созданы десятки лет назад при ведущих медицинских вузах — тогда они назывались центрами освоения практических навыков. Одними из первых в стране симуляционные технологии стали применять в Татарстане, в Центре обучения эндохирургии, созданном в 1993 г. сотрудниками казанских вузов. Сегодня центр имеет самый большой в России опыт подготовки эндоскопических хирургов — свыше 3300 врачей из всех регионов России и стран ближнего зарубежья по эндоскопической и малоинвазивной хирургии.

Первые виртуальные тренажеры  появились в России в 2002 г. — на базе Московского государственного медико-стоматологического университета и в Учебном центре по лапароскопии Елизаветинской больницы (на базе СПГМУ  им. Павлова, г. Санкт-Петербург). Затем  пришла очередь создания мультидисциплинарных центров, проводивших по сходной методологии обучение по различным специальностям. Такие центры появились в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, вузах других городов. В отрасль стал приходить и частный капитал — так, по решению Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в 2007 г. создан казанский «Образовательный Центр Высоких Медицинских Технологий» — первый в стране центр смешанной формы собственности: государственно-частное партнерство между Минздравом Республики Татарстан и ООО «Джонсон & Джонсон».

Цели и задачи управления (государственного, муниципального и  общественного) в системе совершенствования  профессиональной компетентности специалистов здравоохранения (подготовка, обучение, повышение квалификации), направлены на сохранение и укрепление физического  и психического здоровья каждого  человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Понимание сущности функций  государственного управления исходит  из сущности государственного управления. Поскольку управление довольно часто рассматривается через деятельность, то в научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла. Такая подмена элементов управленческой деятельности управляющими воздействиями деформирует всю систему государственного управления, в результате чего управление приобретает призрачный, иллюзорный характер. Практика управления убедительно показывает, что многие виды, формы, методы, процедуры  управленческой деятельности не выходят за пределы определенного органа у правления, не соприкасаются ни с другими государственными органами, ни с управляемыми объектами, а представляют собой так называемую внутриаппаратную работу. Функция управления — это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление. Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства. Для функции регулирования, к примеру, это конкретные отношения между людьми, ставшие актуальными для общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия; у названной выше функции это создание или применение необходимых социальных норм. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования — это способность к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность[13].

Общее в функциях государственного управления и управленческих функциях государственных органов состоит в том, что, во-первых, и те и другие являются управляющими воздействиями государства и, во-вторых, и те и другие имеют одно и то же назначение — оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечивать выполнение актуальных государственных предначертаний.

Различие между ними проходит:

а) по субъекту воздействия — функции государственного управления осуществляются всей организационной структурой государственного управления, а управленческие функции государственного органа —непосредственно данным, конкретным органом;

б) по объему (пределам) влияния — функции государственного управления оказывают воздействие на большие сферы, области, крупные подсистемы, а часто и на всю общественную систему; управленческие функции государственных органов направлены лишь на отдельные компоненты, звенья, проявления общественной системы;

в) по средствам реализации — функции государственного управления обеспечиваются всей силой государства, управленческие функции государственных органов — теми полномочиями и организационными возможностями, которые предоставлены данному органу;

г) по характеру — функции государственного управления отражают объективные взаимосвязи государства и управляемой общественной системы, управленческие функции для каждого государственного органа установлены в его правовом статусе и являются в этом смысле юридической констатацией управляющих воздействий данного государственного орган.

В результате управленческие функции государственных органов  можно определить как юридически выраженные управляющие воздействия отдельных государственных органов, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов или управляющих компонентов каких-либо иных структур.

Как известно, государство  имеет сложную иерархию органов, вследствие чего необходимо управление самой этой управляющей системой. Причем порой не менее трудное, чем управление со стороны государственных органов управляемыми объектами. Тем самым в зависимости от направленности и места воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления [13].

Внутренние функции управления — это управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочения и активизации действий его подсистем и звеньев.

Целевая ориентация таких  функций управления состоит в  том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому государственному органу, совершенствовать и развивать его, приводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.

Внешние функции управления характеризуют непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные процессы (управляемые объекты). В них — основной смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой — особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.

Разграничение внутренних и  внешних функций управления имеет  важный аналитический и практический смысл. В управлении бывают случаи, когда проведение различных мероприятий по организации управляющей системы, подготовке и доведению управленческих решений, проверке вышестоящими нижестоящих органов и должностных лиц и информированию вторыми первых, кадровым перемещениям и т. п. автоматически выдается за средство усиления управляющих воздействий на общественную систему, управляемые объекты, тогда как на самом деле этого-то и нет. И в основном по той причине, что все подобные мероприятия "замкнулись" в самой управляющей системе, не вышли, не коснулись непосредственно организации процесса производства материальных, социальных и духовных ценностей. Вместе с тем нельзя недооценивать роль внутренних функций управления. Разлад и противоречия в управляющей системе, отсутствие субординации и координации в управляющих воздействиях государственных органов, слабость исполнительской дисциплины, не говоря уже об игнорировании решений вышестоящих органов, другие аналогичные проявления ставят вообще под сомнение способность управляющей системы что-то делать в обществе и как-то влиять на его процессы. Необходимо ответственное отношение и к тем, и к другим функциям управления [12].

Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных воздействий, обусловленное разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов. Можно выделить подгруппы специфических функций управления по видам управляемых объектов, ибо, к примеру, управление экономическими объектами требует совсем иных управляющих воздействий, чем управление духовными объектами, и т. д. Даже такие специфические функции управления, как финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование, и другие в каждом из видов управляемых объектов и в каждой соответствующей управляющей подсистеме получают свое конкретное преломление. Коммерческую и бюджетную структуры нельзя финансировать по, одному шаблону.

 Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение и т. д.

Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объёмы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для неё объёмом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, чёткой последовательности регламентированных действий.

Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учёт [15].


 

 

 

Рис. 1. Функции управления 

 

Понятие функции управления появилось еще в эпоху становления основ научного менеджмента. Французский ученый Анри Файоль выделял следующие основные функции менеджмента: предвидение (прогнозирование), организация, распорядительская деятельность (администрирование), координация (согласование) и контроль.

Важно, что функции управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий  по управлению объектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение, деятельность, совершение). Существенно и то, что логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.

Организация — обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей. Основные задачи организации: сформирование структуры организации и обеспечение её деятельности финансами, оборудованием, сырьём, материалами и трудовыми ресурсами. При изменении условий внешней среды зачастую приходится перестраивать организационную структуру, чтобы обеспечить её соответствие потребностям гибкого производства, упростить её или, наоборот, ввести новые структурные элементы. Основной показатель высокой организации управления — её быстрая реакция на изменения внешней среды, особенная чувствительность к достижениям научно-технического прогресса, к рыночной конъюнктуре.

Термин "организация" (от лат. organize — придаю стройный вид, устраиваю) имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех её иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова — некое объединение, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей. Но любая организация должна располагать такими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Не меньшую роль для успешной деятельности организации играет и наличие устойчивых связей между членами коллектива, общих для всех правил и культуры поведения. Успех функционирования организации зависит от сложных, переменных факторов внешней среды: экономических условий, применяемых техники и технологии, конкурирующих организаций, связи с потребителями, действующей системы маркетинга, правительственных и правовых актов и т.д.

Целью образовательного процесса в колледже ОмГМА является обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки и компетенций фармацевтических работников со средним образованием в условиях модернизации и инновационного развития системы здравоохранения.

Уровень базовых знаний, которыми должны владеть современные выпускники становится всё выше. Появляются новые технологии в диагностике и новые методы лечения, увеличивается спектр лекарственных препаратов, активно во всем мире развивается информатизация процессов обеспечения населения лекарственными средствами. Всё это способствует повышению требований к качеству подготовки выпускников медицинских организаций и определяет необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Достижение высокого качества обучения может быть обеспечено только за счёт интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Таким образом, организация учебно – методических кабинетов, фантомных учебных классов, создание симуляционных центров, которые не разрушат десятилетиями складывающиеся медицинские школы, а помогут грамотно встроиться в современные реалии с учётом специфики каждой образовательной организации и является основной целью руководство и сотрудников образовательной организации. 

Не будет преувеличением утверждение, что планирование является основой всех жизненных процессов. Генетическая основа всего живого есть план, программа, алгоритм этапов развития организма, чёткая программа заложена в семени, и именно она определит тип растения, чудо его появления на свет, цветение, плодоношение и умирание.

Планирование является важнейшим  этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.

Наиболее ответственной  целью планирования является прогнозирование или, как часто называют его американские специалисты, стратегическое планирование (кстати, слово стратегия происходит от греческого strategos — "искусство генералов", стратегов). Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определённой цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций. Вот что говорят об этом классики: "Предвидеть — значит управлять" (Блез Паскаль); "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять" (Огюст Конт). Никколо Макиавелли утверждал, что управлять — это заставить верить, и видеть в этом одну из важнейших задач руководителя.

Прогнозирование является важнейшим  инструментом принятия стратегических управленческих решений на основе анализа системы показателей: качественных (их часто называют ориентирами) и количественных (заданий). Основная задача стратегического планирования — определение путей и методов достижения поставленных целей.

Так, в рассматриваемой нами организацией, при формировании симуляционного центра учитывались ряд требований, которые можно разделить на следующие группы:

• Учебный план.

• Вопросы преподавания.

• Оснащение симуляционного центра.

• Финансово-экономическая  модель симуляционного центра.

• Фокусное направление  деятельности симуляционного центра.

В формировании учебного плана  симуляционного центра необходимо уделить внимание таким вопросам, как: организация работы центра, возможность интеграции его работы в общей структуре преподавания, организация оптимальной занятости центра, организация учебного контроля.

Немаловажным является вопрос организации оптимальной внешней  среды для симуляционных занятий с использованием современного медицинского и фармацевтического оборудования, медицинской и фармацевтической мебели, системы обмена информацией и её хранения. Вместе с этим, важным является решение вопроса об организации дебрифинга: его необходимость, характер проведения.

Курсы обучения, которые  организуются на базе симуляционных центров, можно разделить на три группы:

• Начальное обучение.

• Периодическое обучение.

• Непрерывное обучение.

При обсуждении вопросов организации  преподавания несомненно важными являются такие параметры, как количество студентов, проходящих обучение в симуляционном центре в течение года, наличие компетентного штата преподавателей, включающего в себя специалистов различного направления ( инструкторы, инженеры, администраторы), присутствие на базе симуляционного центра развитой инфраструктуры с наличием центра технической поддержки, ресурсов программного обеспечения, IT отдела. При оснащении симуляционного центра необходимо учитывать основную направленность работы симуляционного центра (реанимация, неотложная помощь, акушерство-гинекология, отпуск и учёт лекарственных средств и др.), а также учебную нагрузку на симуляционный центр. Помимо симуляторов пациента и учебных манекенов, торгового оборудования необходимо предусмотреть наличие профессиональной медицинской и фармацевтической аппаратуры, использующейся в реальных медицинских клиниках.