Эффективность управления земельными ресурсами на уровне муниципального района

Содержание

 

 

 

Введение

 

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны.

Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.

Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

Формирующаяся система управления земельными ресурсами страны учитывает правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.

Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты: политические, административно-управленческие, правовые, научные, технико-технологические. Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.

В соответствии с действующим законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским населенным пунктам, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет земельную долю, как долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельная доля имеет размер, определенный в гектарах и балло-гектарах, учитывающих не только размер земельной площади, но и ее качество, и не отграничена на местности.

Невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Все выше перечисленные факты подтверждают актуальность дипломной работы.

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы изучить особенности управления земля района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить литературу по данной теме;
  2. Рассмотреть основы системы управления;
  3. Проанализировать организационно - экономический механизм управления земельными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы управления земельными ресурсами в России

 

1.1Теоретические  основы системы управления

 

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки.

Субъекты управления земельными ресурсами - лица, осуществляющие государственное, ведомственное, местное и внутрихозяйственное управление.

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. 

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли.

Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное размещение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы. Местное управление возложено на органы местного самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные населенные пункты, сельские округа) в пределах законодательных норм.

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.

Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования.

Эта цель достигается путем постановки частных целей управления земельными ресурсами, таких как рациональное, эффективное использование и охрана земель, которые обеспечивают охрану прав государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий для равноправного развития отличных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

  • наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;
  • обеспечение взаимной согласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);
  • регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;
  • обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;
  • формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;
  • улучшение использования и охраны земельных ресурсов;
  • создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.

Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты:

  • политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;
  • административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, определением их компетенции, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций;
  • правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель на основе правовых норм, закрепленных в законодательных актах;
  • научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического процесса;
  • экономический, определяющий условия эффективного использования земель;
  • организационно-технологический, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.

Управление земельными ресурсами производится на основе общих принципов:

  • приоритет государственного управления земельными ресурсами;
  • дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов, согласно которому правовое обеспечение управления землями должно осуществляться с учетом их экономических, природных и социальных особенностей;
  • принцип рационального использования земель;
  • единство управления земельными ресурсами и управления территориями;
  • организационная согласованность использования земель и управления территориями;
  • систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;
  • экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;
  • разграничение функций управления земельными ресурсами между органами исполнительной и представительной власти;
  • разграничение функций управления земельными ресурсами между ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;
  • принцип организованного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

Частных принципов:

  • принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами;
  • принцип управляемости;
  • принцип соответствия субъекта и объекта;
  • принцип изменяемости;
  • принцип специализации;
  • принцип иерархичности;
  • принцип экономичности.

К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный кадастр недвижимости, мониторинг земель, земельный контроль и др.

Функции управления земельными ресурсами подразделяются на:

  • общие, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходит распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным производством;
  • специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т.д.);
  • вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управление (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

Управление земельными ресурсами проводится на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований.

Управление охватывает весь спектр общественных отношений - от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления.

Поэтому управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения.

Под рациональным использованием земли можно понимать наиболее эффективный (с точки зрения обеспечения потребностей государства и общества) способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических, социальных и политических условий в соответствии с объективно существующими принципами взаимодействия общества и природы.

 

1.2 Нормативно-правовая  база, регулирующая земельные отношения  в России

 

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Один из них - правовое обеспечение формирования земельного рынка и отдельных его сегментов.

Помимо Земельного кодекса РФ к действующим федеральным законам относятся федеральные законы от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и другие.

В развитие указанных федеральных законов принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов. В числе наиболее важных следует назвать постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле», от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» и другие.

Кроме этого, на уровне субъектов РФ действует более ста земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественно регулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Достаточно обширную систему современного земельного законодательства завершает объемный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, в сравнении с ситуацией еще десятилетней давности формирование земельных отношений в стране происходит при опоре на обширную, внутренне взаимосвязанную нормативную правовую базу.

Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в cт. 9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и иные формы.

Государственную и муниципальную, называют также публичной собственностью. В соответствии с Конституцией РФ Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) законодательно закрепил указанные формы собственности и других прав на землю в главе 17, которая вступила в силу лишь с принятием Земельного кодекса РФ. Право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Для полноценного регулирования земельных отношений в последние годы были приняты федеральные законы:

  1. Градостроительный кодекс РФ;(дата номер)
  2. Земельный кодекс РФ; (дата номер)
  3. Налоговый кодекс РФ; (дата номер)
  4. Жилищный кодекс РФ; (дата номер)
  5. Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
  7. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
  8. Федеральный закон РФ от 11.06.2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
  9. Федеральный закон РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;
  10. Федеральный закон от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;
  11. Федеральный закон РФ от 21.12.2001 года № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  12. Федеральный закон РФ от 7.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
  13. Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса»;
  14. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  15. Федеральный закон РФ от 08.02.1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  16. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 года «Об акционерных обществах»;
  17. Федеральный закон РФ от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
  18. Федеральный закон РФ от 18.07.2005 года № 87-ФЗ «О землеустройстве»;

 

 

1.3 Организационно-экономический механизм управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях

 

Экономический механизм управления земельными ресурсами должен быть основан на использовании земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.).

Рента - доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью. Земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю.

Земельная рента - это форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе различают дифференциальную, абсолютную и монопольную ренту.

Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.

С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную прибыль, а на средних и лучших - более высокую. Дополнительная прибыль и превращается затем в дифференциальную ренту.

Монопольная земельная рента образуется на землях исключительного качества, на которых возможно производство редких по своим потребительским свойствам видов сельскохозяйственной продукции.

Земельный налог выражает отношения между обществом и земельным собственником по поводу владения землей как государственного и общественного достояния, арендная плата за землю.

Ставки земельного налога должны отражать единый процесс рентообразования, т. е. устанавливаться с учетом дифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты и их рентообразующих факторов.

Арендная плата это отражение отношений по поводу использования земельных угодий между собственниками земли и арендаторами, устанавливаемая за объект недвижимого имущества, включает, как минимум, три составные части: земельную ренту, амортизацию капитала, вложенного в здания и сооружения, а также процент за пользование капиталом.

Очевидно, что при взимании арендной платы в целом с объекта недвижимости различия между этими составными частями стираются, что может быть оправдано при установлении размера аренды в результате свободного торга арендодателя и арендатора. Арендная плата за землю представляет собой вознаграждение, которое выплачивает арендатор собственнику земли за ее использование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационный механизм управления земельными ресурсами

 

2.1 Информационный  механизм управления земельными  ресурсами

 

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационное обеспечение управления земельными ресурсами - система сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях.

Поток информации - целенаправленное движение информации от источников до потребителей, которое характеризуется адресностью, режимом (регламентом) передачи и объемом передаваемой информации.

Оптимизация потоков информации имеет цель исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления.

На уровне управляющих структур можно выделить, как минимум, четыре группы видов деятельности, в которых земельно-кадастровая информация играет важную роль.

К таким группам можно отнести решение:

  • отраслевых проектно-экономических задач;
  • административно-управленческих задач;
  • социально-экологических задач;
  • экономических задач стратегического планирования.

Направления движения информации:

 

  1. движение нормативно-правовой информации сверху вниз с последующим аккумулированием ее на нижних уровнях;
  2. передача первичной информации о состоянии земельных ресурсов и рассредоточение ее по соответствующим уровням управления;
  3. движение информации снизу вверх - передача вторичной информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность нижележащих территориальных органов Росреестра перед вышестоящими уровнями.

Информационное обеспечение управления земельными ресурсами - система сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях.

В состав информационного обеспечения входят:

  • нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;
  • текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;
  • накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.

Условия организации информационного обеспечения относятся:

  • однократный ввод данных и многократное их использование;
  • агрегация и фильтрация информации;
  • зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;
  • централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;

Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами должно способствовать достижению следующих целей:

  • обеспечение повышения оперативности и качества работы с информацией;
  • создание условий для перехода от традиционной бумажной к безбумажной технологии;
  • создание необходимых условий для повышения электронной доли в работе с информацией и снижения трудозатрат на рутинные операции;
  • обеспечение повышения достоверности создаваемой информации;
  • исключение дублирования работы по получению информации;
  • обеспечение централизованного хранения информации, подготовленной в электронной форме, включая графическую, а также всех сопутствующих материалов с возможностью организации логического увязывания информации, относящейся к одному направлению поиска (подборки) по тематическому набору реквизитов;
  • обеспечение единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией;
  • объединение потоков электронных документов между структурами;
  • использование общей для всех территориальных органов, предприятий и учреждений Росземкадастра системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов и т.п.;
  • обеспечение унификации информационной документации и сокращения количества форм и видов единообразных документов.

Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна:

  • сформировать единое информационное пространство;
  • обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости;
  • создать базу для налогообложения;
  • поддержать инвестиционные проекты;
  • являться основой различных геоинформационных систем, в том числе для управления развитием территории.

Единое информационное пространство обеспечивается путём:

  • выработки единого методологического подхода к организации кадастрового деления, присвоения кадастровых номеров для объектов недвижимости;
  • пространственной привязки любой ведомственной информации на основе цифровой топографической основы кадастра недвижимости (ЦТО КН.);
  • формированием единой системы структур, форматов и семантического содержания словарей, классификаторов, справочников для всех структур в области управления земельными ресурсами;
  • согласованностью технологий информационного взаимодействия, включая актуализацию и обмен базами данных, словарями, классификаторами;
  • согласованностью программно-технических средств телекоммуникационного взаимодействия всех держателей информации в интегрированной информационной среде;
  • согласованностью программных средств конвертирования;
  • формированием справочников и словарей баз данных.

 

 

 

Глава 3 Природно-климатические условия района

 

3.1 Природная характеристика  муниципального района

 

Топчихинский район Алтайского края расположен в центральной части края. В состав района входит 37 населенных пунктов, наиболее крупные - села: Топчиха, Володарка, Фунтики, Чистюнька, Парфеново, Хабазино, поселки: Победим, Кировский.

Село Топчиха расположено в 90 км от краевого центра. В Топчихе расположена одноименная железнодорожная станция.

Климат континентальный. Средняя температура января  -18,1, июля 20,2. Годовая норма атмосферных осадков - 450 мм.

Рельеф - равнинный, местами холмистый (Приобское плато). Разведаны запасы строительных материалов, добываются песок, глина.

Эффективность управления земельными ресурсами на уровне муниципального района