Cоциология Э. Дюркгейма
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Cоциология Э. Дюркгейма………………………………………. |
2 |
2. |
Социальный механизм развития экономики………………… |
5 |
3. |
Соотношение экономики, политики и социальных интересов. |
8 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. |
24 |
1. Cоциология Э. Дюркгейма.
Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". Изложим главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская социологическая школа. Именноэти принципы зафиксированы в понятии "социологизм", которое, конечно, не охватывает всего многообразия теоретических построений Дюркгейма.
При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов.
1. Социальная реальность
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Эта идея "красной нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма.
На различных этапах и в различных исследованиях дихотомия индивида и общества выступает у французского социолога в форме дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. "Индивидуальные факты - социальные факты", "индиви-
дуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые основы дихотомии социологии Дюркгейма.
Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:
1) определяемое социально и
2) факторы, специфичные для отдельных
обществ и выделяемые или
3) факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов;
4) сознание и поведение
5) социально предписанные
6) факторы, исходящие "извне" индивида
и возникшие внутри его
7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;
8) альтруистическое и
признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. /См.: Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. - Стенорорд, 1985. С.21./
Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это позиция, обозначаемая в истории социологии как "социальный реализм".
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Методологический аспект "социологизма" тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии; ее
познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи".
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3. Но "социологизм" Дюркгейма
выходит за рамки этого
ясняющих фактов.
Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающих их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но как "система, корпус социальных наук"*. В результате социология предстает не только как наука о социальных фактах, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий, мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии, с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.
Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношнеием к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом фундаменте.
/ См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.: Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С.320. /
Таковы основные принципы "социологизма", посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.
2. Социальный механизм развития экономики.
Социальный Механизм Развития Экономики - устойчивая система взаимодействия социально-экономических групп в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, регулируемая исторически сложившимися в данной стране типом культуры, системой управления и социальной структурой общества.
Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала.
Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей.
Таким образом, экономическая социология интересуется социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Таким образом, предмет данного исследования лежит в сфере экономической социологии.
Социология вскрывает и описывает социальные механизмы, от которых зависит характер их протекания: сопровождаются они ростом экономических показателей или, напротив, их снижением; порождают положительные социальные последствия или отрицательные.
Следовательно, в центре внимания экономической социологии находится влияние социальных регуляторов на экономическое развитие.
Экономическая социология описывает взаимосвязь социального и экономического, но значимость ее сторон этой на разных этапах развития общества, в разных конкретно-исторических условиях не остается одинаковой.
Развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев.
Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки. Развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев.
Объект экономической социологии — взаимодействие двух основных сфер общественной жизни — экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов — экономических и социальных. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи.
Экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.
Под социальной сферой понимается область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, различающимися прежде всего ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства.
Взаимоотношения между экономической и социальной сферами — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы.
Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
Предмет экономической социологии – социальные механизмы, от которых зависит характер протекания этих процессов, т. е. природа и специфические способности социальных механизмов (возможность регулировать протекание экономических процессов) находятся в центре внимания экономической социологии.
Существует специфический субъект, в качестве которого выступают определенные социальные группы. В рамках каждого социального механизма эти группы образуют специфическую систему, связи элементов которой базируются на обмене результатами какой-либо деятельности — материальными и нематериальными благами, управленческими решениями, техническими проектами и др.
Структуру категорий экономической социологии можно представить как многоуровневую иерархию.
Первый уровень, образуют две абстрактные категории — экономическая сфера и область социальных отношений. Их содержание отражает характеристики общества, наиболее значимые для понимания процессов, происходящих “на пересечении” экономики и общества как целого.
Второй уровень образуют категории “социальный механизм регулирования экономических отношений” и “социальный механизм регулирования социально-экономических процессов”.
Третий уровень образуют категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов, — экономическое сознание и экономическое мышление, социально-экономические стереотипы, экономические интересы, экономическая деятельность и экономическое поведение, экономическая культура как регулятор экономического поведения и другие.
Социологическое объяснение всегда предполагает описание объекта, подлежащего объяснению, и анализ последнего в контексте его связей, отношений, зависимостей. Характер объясняемых положений определяется социальными фактами, полученными в ходе экономико-социологических исследований, и строится как описательная модель в определенной системе категорий. В качестве объясняющих положений выступают законы, закономерности, тенденции, в контексте которых происходит осмысление объясняемого объекта.
3. Соотношение экономики, политики и социальных интересов.
Понятие «политики» означает сферу деятельности государственных и общественных структур по подготовке и реализации решений, имеющих основополагающее, принципиальное значение для определения направлений и путей развития государства во всех областях общественной жизни.
Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, что концентрирует власть, специализирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.
С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом общенациональной политики.
Роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.
Поскольку государство – это, прежде всего, политическая организация общества, оно, проводя ту или иную экономическую политику, отражает политические интересы властвующих.
Во всех сферах жизни любого общества существует множество противоречивых интересов и способов их реализации, спорных взглядов и компромиссов. В переходном обществе их становится больше. В общем виде это есть с одной стороны тормоз, а с другой – необходимая разность потенциалов для перелива капиталов, ресурсов, сфер интересов и власти.
В настоящее время современная Россия движется по пути демократизации общества и экономики.
Процесс демократического реформирования можно разделить на несколько этапов:
- внутрисистемное реформирование или корректирование;
- радикальное реформирование;
- системная перестройка.
Развитие цепной реакции последовательных демократических преобразований как в Восточной Европе, так и в России, шло «сверху» и имеет политический характер. Однако, политическое решение – это лишь часть проблемы, рыночные преобразования, прежде всего, есть преобразования отношений собственности, ее передел.
Смена тоталитарного режима в России авторитарным положила начало негласному и скрытому формированию собственности номенклатуры, начальному накоплению капитала. На этой базе внутри системы централизованного планирования развивался бюрократический рынок. Достигнув размеров, вступивших в противоречие с социально-экономической и политической системой социализма, бюрократический рынок начинает прорываться из рамок этой системы.
Номенклатура стремится к легализации своей собственности, к возможности законно распоряжаться ею в интересах получения прибыли. Бюрократический аппарат, исчерпав иные возможности реформирования социализма, повернулся лицом к рыночной реформе. Начавшаяся либерализация легализовала бюрократический рынок. Отсюда – несовпадение декларируемых политических целей и их результатов.
Дальнейшее продвижение рыночных реформ, включая соответствующие институциональные изменения, привело к переделу собственности и значительным изменениям социальной структуры российского общества. Политика, элитные политические интересы, тесно переплелись с экономикой. Рыночные преобразования в России обострили социальные проблемы, а любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с интересами (а нередко и судьбами) людей, принадлежащим к разным социальным группам. Роль государства, как политической организации, и заинтересованного правительства в области решения социальных проблем рыночных преобразований, можно обозначить следующим образом:
- создание условий стабильной правовой и институциональной базы рыночных реформ;
- поиск эффективного механизма стимулирования экономических агентов;
- координация функционирования рынков факторов производства, отношений между рыночными экономическими нишами;
- осуществление функции социальной защиты.
Функция социальной защиты реализуется в социальной политике государства. В переходный к рынку период она (социальная политика) должна строиться на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и иных нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы.
Важное значение в социальной политике приобретает переход от социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства, а именно защита права человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню доходов, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных программах.
Среди социальных проблем особое место занимают проблемы безработицы и инфляции, решение которых также зависит от государства и проводимой им экономической политики.
В фокусе экономико-политических разногласий 2002 года была проблема экономического роста. В обсуждении приняли участие практически все ведущие политики и экономисты России, включая Президента РФ В. Путина. У дискуссии была объективная основа - неуклонное снижение темпов роста, происходящее вот уже на протяжении трех лет.
Вопрос о темпах роста стал предметом критического анализа с самого начала 2002 г. Первоначально это было связано со стагнацией в зимние месяцы. Осенне-зимняя стагнация прослеживается в российской экономике уже на протяжении ряда лет, однако, каждый раз исследователями ставится один и тот же вопрос: является ли эта приостановка сезонным явлением или же страна находится перед угрозой полномасштабной рецессии? Вопрос этот стоял тем более остро, что в 2001 г. наметились негативные тенденции в развитии мировой экономики и, естественно, возникли опасения, не является ли российская стагнация частью общемировых процессов.
К весне 2002 г. экономика России вновь продемонстрировала рост, однако темп его был ниже, чем в предыдущие два года. Если в 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. - на 5, то в 2002 г. - не более чем на 4%. Низкими оставались и показатели инвестиционной активности - прирост инвестиций в 2002 г. составил порядка 2,7%. Серьезной проблемой стало отсутствие заметного структурного обновления: во втором полугодии наблюдалась стагнация производства в инвестиционных и потребительских отраслях промышленности при росте экспортных сырьевых отраслей (прежде всего топливной промышленности и цветной металлургии). Правда, одновременно происходило повышение спроса на конечные товары как потребительского, так и производственного назначения, что при определенных условиях может стать фактором расширения производства.
И хотя темп роста российской экономики превышал показатели стран ЕС и Северной Америки, его параметры стали поводом для жесткой критики правительства со стороны различных групп политиков и экономистов. Суть ее состояла в том, что такими темпами Россия очень нескоро достигнет нынешнего уровня даже наиболее бедных стран ЕС и уж точно проиграет в соревновании с Китаем. В. Путин несколько раз весной 2002 г. высказывался на эту тему, призывая правительство ставить перед собой "более амбициозные задачи". Таким образом, проблема роста в этой дискуссии выступала не столько как экономическая, сколько как политическая. Главным вопросом здесь была оценка эффективности деятельности правительства и соответственно вопрос об альтернативах - как проводимому курсу, так и осуществляющим этот курс персоналиям.
Данный вопрос, впрочем, не может ограничиваться узкополитическим аспектом, каким бы важным он ни представлялся. В 2002 г. была четко сформулирована ключевая задача на предстоящие годы (или даже десятилетия): преодоление разрыва между Россией и наиболее передовыми странами мира. Такого рода задача достаточно хорошо известна из экономической истории последних двух столетий и именуется "догоняющим развитием". Ее решение может стать объединяющей общество идеей, на отсутствие которой нередко жаловались представители российской элиты в 1990-е годы. Однако принципиальной особенностью стоящей перед Россией задачи является необходимость прорыва в условиях постиндустриализации, прорыва от индустриального общества к постиндустриальному. Такую задачу пока еще никому решать не приходилось.
Признание названной проблемы в качестве ключевой уже в исходном пункте позволяет выделить ряд характеристик роста, который необходимо обеспечить в современной России. Во-первых, нужен устойчивый рост в средне- и долгосрочной перспективе, а потому важно не допускать принятия популистских решений, которые приводят к краткосрочным эффектам, то есть обеспечивают красивые цифры роста в ближайшие годы, за чем следует тяжелый кризис. Во-вторых, рост должен сопровождаться прогрессивными структурными сдвигами. В-третьих, радикальные структурные сдвиги требуют формирования такой институциональной системы, которая обеспечивает высокую адаптивность экономики и отдельных экономических агентов к постоянно меняющимся вызовам времени.
Экономический рост - проблема многоаспектная, тем более когда речь идет о стране, только выходящей из длительного периода революционных потрясений и стоящей перед необходимостью глубокой структурной трансформации экономики. Разные экономические и политические группировки, участвующие в такой ситуации в дискуссии о росте, пытаются решать в ней свои, существенно различающиеся задачи.
Вопрос о росте становится полем борьбы за власть. Причем менее всего тактика этой борьбы может ассоциироваться с позицией левых сил. Они, конечно, также имеют свои представления о "правильной", то есть обеспечивающей экономический рост системе мероприятий, однако отнюдь не КПРФ играет сейчас ведущую роль в критике правительства. Наиболее активными здесь были как раз группировки, так или иначе связанные с исполнительной властью - уже находящиеся в структурах власти, но стремящиеся к укреплению своего положения и расширению сферы влияния на правительство.
В содержательном отношении дискуссия развивалась вокруг четырех базовых моделей консолидации экономического роста.
1. Дирижистская модель, основанная на применении принципов традиционной промышленной политики, включая выделение отраслевых приоритетов и государственную (финансовую и нефинансовую) поддержку этих секторов. Ее сторонниками выступали представители как левых сил, так и ряда действующих структур власти и связанных с ними экономистов. Данная модель основывается на этатистской идеологии, на вере в возможности государства объективно определять приоритеты и формировать долгосрочную стратегию роста. Не менее важен в этой модели протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных фирм. Таким образом, модель предполагает проведение активной "промышленной политики" в традиционном (отраслевом) значении этого слова.
- Укрепление финансово-промышленных групп, повышение инвестиционной (и вообще организаторской) роли конгломератов крупнейших фирм. Предполагается, что такие образования обеспечивают концентрацию ресурсов (финансовых, интеллектуальных), а также снижение трансакционных издержек (благодаря соединению в себе финансовых, производственных и исследовательских организаций).
3. Резкое сокращение
бюджетной нагрузки на
4. Институциональные реформы, нацеленные на стимулирование предпринимательской деятельности, проведение активной политики государства по созданию благоприятных условий для инвесторов - как отечественных, так и иностранных. Для этого необходимо формирование адекватной системы институтов, включая соответствующее законодательство и эффективную правоприменительную систему.
Правительство М. Касьянова делает очевидный упор на последнюю модель, которая является, по нашему мнению, наиболее адекватной вызовам постиндустриальной эпохи, но и наименее эффектной с точки зрения публичной политики. Консервативная макроэкономическая политика, налоговая реформа, дерегулирование, переговоры о присоединения к ВТО и об общеевропейском экономическом пространстве, разработка нового трудового и пенсионного законодательства, постепенное реформирование естественных монополий - эти и другие направления работы правительства реализуются с 2000 г. (хотя и непоследовательно). Но именно они создают базу для достижения устойчивости российской экономики, осуществления в ней структурных реформ.
Однако, повторим, такая политика внешне выглядит недостаточно эффектно и оказывается очень уязвимой для критики со стороны тех, кто верит в "экономические чудеса" или просто заинтересован в смене кабинета министров. Естественно, возникают разного рода предложения: например, об активизации промышленной политики в смысле "назначения" отраслевых приоритетов и предоставлении им финансовой и нефинансовой поддержки со стороны государства; или о резком снижении бюджетной нагрузки в ВВП; или о заметной девальвации рубля как способе защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
Проблема консолидации роста имеет несколько аспектов, которые следует принимать во внимание при выработке решений практической политики. Во-первых, это особенности современного этапа технологического развития, когда перед страной стоит задача постиндустриального прорыва. Во-вторых, существуют некоторые особенности роста, совпадающего по времени с глубокой структурной трансформацией национальной экономики. В-третьих, в условиях глобализации и открытости российской экономики ее состояние не может не реагировать на состояние мировой конъюнктуры (было бы странно ожидать высоких темпов роста при мировой рецессии). В-четвертых, на рост влияет и специфика постреволюционной ситуации. Все четыре перечисленных обстоятельства непосредственным образом влияют на экономический рост в современной России, а их переплетение в значительной мере предопределяет специфику решения стоящих перед страной социально-экономических проблем.
- Cпортивная поступь летающего мяча, суть игры, ее основные правила
- Cпостереження як основний метод дослідження зовнішніх проявів особистості
- Cроки стадий административного производства по правонарушению
- Cтpaтегия paзвития пеpcoнaлa opгaнизaции
- Cтановлення і розвиток вищої освіти
- Cтварэнне БССР. Устанаўленне савецкай грамадска палітычнай сістэмы, яе асноўныя характарыстыкі
- Cтратегический контроль и оценка реализации стратегии предприятия. Бенчмаркинг
- Cоциально-экономическая статистика
- Cоциально-экономическая сущность и роль среднего класса
- Cоциальные аспекты управления
- Cоциальные воззрения философов нового времени
- Cоциальные изменения в мире место России в мировом сообществе
- Cоциальный стереотип
- Cоциологический метод-анкетирования в педагогических исследованиях