Контрольная работа по "Налогам". 153

     16. Принципы определения доходов,  цены товаров (работ, услуг). Реализация  товаров (работ, услуг).

Принципы  определения доходов

В соответствии с НК РФ доходом признается экономическая  выгода в денежной или натуральной  форме, учитываемая в случае возможности  ее оценки и в той мере, в которой  такую выгоду можно оценить, и  определяемая в соответствии с главами  «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Доходы  налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Если  положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в  Российской Федерации либо к доходам  от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и  надзору в области налогов  и сборов. В аналогичном порядке  в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут  быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации (ст. 42 Налогового Кодекса РФ).

Дивидендом  признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации  при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том  числе в виде процентов по привилегированным  акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально  долям акционеров (участников) в  уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами  Российской Федерации, относящиеся  к дивидендам в соответствии с  законодательствами иностранных государств.

Не признаются дивидендами:

1) выплаты  при ликвидации организации акционеру  (участнику) этой организации  в денежной или натуральной  форме, не превышающие взноса  этого акционера (участника) в  уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты  акционерам (участникам) организации  в виде передачи акций этой  же организации в собственность;

3) выплаты  некоммерческой организации на  осуществление ее основной уставной  деятельности (не связанной с  предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит  полностью из вкладов этой  некоммерческой организации.

Процентами  признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе  в виде дисконта, полученный по долговому  обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При  этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам  и долговым обязательствам.

Принципы  определения цены товаров, работ или  услуг для целей  налогообложения

Для целей  налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная  сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта  цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих  случаях:

1) между  взаимозависимыми лицами;

2) по  товарообменным (бартерным) операциям;

3) при  совершении внешнеторговых сделок;

4) при  отклонении более чем на 20 процентов  в сторону повышения или в  сторону понижения от уровня  цен, применяемых налогоплательщиком  по идентичным (однородным) товарам  (работам, услугам) в пределах  непродолжительного периода времени.

В случаях, когда цены товаров, работ или  услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения  или в сторону понижения более  чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ  или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение  о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие  товары, работы или услуги.

Рыночной  ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке  идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в  сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом учитываются обычные  при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

§ сезонными  и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

§ потерей  товарами качества или иных потребительских  свойств;

§ истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

§ маркетинговой  политикой, в том числе при  продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при  продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

§ реализацией  опытных моделей и образцов товаров  в целях ознакомления с ними потребителей.

Рынком  товаров (работ, услуг) признается сфера  обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности  покупателя (продавца) реально и  без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении  идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров  незначительные различия в их внешнем  виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении  однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие  товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении  рыночных цен товаров, работ или  услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость  этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении  рыночных цен товара, работы или  услуги учитывается информация о  заключенных на момент реализации этого  товара, работы или услуги сделках  с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются  такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного  вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние  на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между  такими условиями либо существенно  не влияет на цену таких товаров, работ  или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам  или из-за отсутствия предложения  на этом рынке таких товаров, работ  или услуг, а также при невозможности  определения соответствующих цен  ввиду отсутствия либо недоступности  информационных источников для определения  рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором  рыночная цена товаров, работ или  услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие  товары, работы или услуги реализованы  покупателем этих товаров, работ  или услуг при последующей  их реализации, и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем  при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным  покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок  приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной  для данной сферы деятельности прибыли  покупателя.

При невозможности  использования метода цены последующей  реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ  или услуг, в последующем реализованных  покупателем) используется затратный  метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении  и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные  источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным  регулируемым ценам (тарифам), установленным  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, для целей  налогообложения принимаются указанные  цены (тарифы).

Реализация  товаров, работ или  услуг

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности  на товары, результатов выполненных  работ одним лицом для другого  лица, возмездное оказание услуг одним  лицом другому лицу.

Не признается реализацией товаров, работ или  услуг:

1) осуществление  операций, связанных с обращением  российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача  основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  организации ее правопреемнику (правопреемникам)  при реорганизации этой организации;

3) передача  основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  некоммерческим организациям на  осуществление основной уставной  деятельности, не связанной с  предпринимательской деятельностью;

4) передача  имущества, если такая передача  носит инвестиционный характер (в  частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных  обществ и товариществ, вклады  по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды  кооперативов);

5) передача  имущества в пределах первоначального  взноса участнику хозяйственного  общества или товарищества (его  правопреемнику или наследнику) при выходе из хозяйственного  общества или товарищества, а  также при распределении имущества  ликвидируемого хозяйственного  общества или товарищества между  его участниками;

6) передача  имущества в пределах первоначального  взноса участнику договора простого  товарищества (договора о совместной  деятельности) или его правопреемнику  в случае выдела его доли  из имущества, находящегося в  общей собственности участников  договора, или раздела такого  имущества;

7) передача  жилых помещений физическим лицам  в домах государственного или  муниципального жилищного фонда  при проведении приватизации;

8) изъятие  имущества путем конфискации,  наследование имущества, а также  обращение в собственность иных  лиц бесхозяйных и брошенных  вещей, бесхозяйных животных, находки,  клада в соответствии с нормами  Гражданского кодекса Российской  Федерации (ст. 39 Налогового Кодекса РФ). 

 

     

     47. Налог на доходы физических  лиц (НДФЛ): исчисление налога налоговыми агентами и предпринимателями. Налоговая декларация и порядок ее представления. 

     Этот федеральный налог регламентируется гл. 23 НК РФ.

     До 1 января 2002 г. шкала подоходного налогообложения в России была представлена сложной прогрессией, предполагающей деление дохода на части и его обложение по разным налоговым ставкам.

 Доля  налога в доходах бюджета РФ занимает третье место после налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, составляя около 10%.

     Налогоплательщики НДФЛ

       

     Резидентами признаются физические лица, находящиеся  на территории РФ не менее 183 дней в  календарном году. 

     Объект  налогообложения. Объектом обложения  НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в РФ или за ее пределами — для физических лиц, являющимися резидентами РФ;
  2. от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

     Т.е, резиденты платят налог независимо от того, где они получили доход — в России или за ее пределами. Нерезиденты же должны платить налог только в том случае, если они получили доход от источников, расположенных в России.

     Перечень  доходов от источников в РФ и за ее пределами 

Доходы  от источников в РФ Доходы  от источников за пределами  РФ
Дивиденды и проценты, полученные от российских организаций, индивидуальных предпринимателей и иностранных организаций в  связи с деятельностью их официальных  представительств в РФ Дивиденды и  проценты, полученные от иностранной  организации, не имеющей представительства  в РФ
Страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской, иностранной  организаций Страховые выплаты  при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, не имеющей представительства в  РФ
Доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав Доходы от использования  за пределами РФ авторских и иных смежных прав
Доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося в РФ Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося за пределами РФ
Доходы  от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому  лицу Доходы от реализации имущества, находящегося за пределами  РФ
Вознаграждение  за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий в РФ Вознаграждения  за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий за пределами РФ
Пособия, пенсии, стипендии и иные аналогичные  выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим  российским законодательством Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные  выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством  иностранных государств
Доходы, полученные от использования любых  транспортных средств Доходы, полученные от использования любых транспортных средств (за исключением таковых  на территории РФ)
Иные  доходы, полученные налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ Иные доходы, полученные налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами  РФ

     Не  подлежат налогообложению  следующие виды доходов  физических лиц:

  1. государственные выплаты пособия (по законодательству), кроме пособий по временной нетрудоспособности;
  2. пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии (по законодательству);
  3. все виды компенсаций (по законодательству), связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений, коммунальных услуг, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск);
  4. получаемые алименты;
  5. гранты, предоставленные организациями по перечню, утвержденному Правительства РФ;
  6. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой малоимущим и в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
  7. суммы компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, работникам, членам их семей (для детей до 16 лет);
  8. суммы, уплаченные работодателями за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, за лечение работников, их супругов, родителей, детей — при наличии лицензии и документов об оплате;
  9. стипендии учащихся, студентов, аспирантов и т.д.;
  10. доходы налогоплательщиков, членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ;
  11. доходы, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений и т.д.;
  12. доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера;
  13. доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения (кроме недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев);
  14. доходы, полученные участниками акционерных обществ от организаций в результате реорганизации или переоценки основных фондов;
 
  1. призы, полученные спортсменами за призовые места на Олимпийских, Паралимпийских играх, чемпионатах, первенствах и кубках РФ .;
  2. суммы оплаты за инвалидов необходимых технических средств;
  3. вознаграждения за передачу государству кладов;
  4. доходы индивидуальных предпринимателей от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, единым сельхозналогом;
  5. доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;
  6. проценты, получаемые по вкладам в банках на территории РФ, если они выплачиваются в пределах сумм по действующей ставке рефинансирования Банка России, увеличенной на 5% в течение периода, за который начислены проценты, или если ставка не превышает 9% по вкладам в иностранной валюте;
  7. доходы, не превышающие 4000 руб. (стоимость подарков, призов, суммы материальной помощи работникам (оплаты медикаментов), материальная помощь инвалидам общественными организациями инвалидов);
  8. выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов;
  9. помощь (в денежной и натуральной формах), подарки ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, вдовам участников Великой Отечественной войны и т.д. в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период;
  10. суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус;
  11. взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем;
  12. суммы, выплачиваемые организациями (ИП) своим работникам на возмещение затрат по
  13. уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (пли) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

     Полный  перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), в ст. 217 НКРФ.

     Налоговые ставки. Ставка налога зависит от того, какой доход получил налогоплательщик. НК предусматривает четыре разные ставки налога, перечисленные в таблице.

     Ставки  НДФЛ в зависимости  от вида доходов физических лиц

Виды  доходов физических лиц Налоговые ставки

в соответствии со ст. 244 НК РФ

1. Стоимость полученных выигрышей или призов —в части превышения 4000 руб.

2. Страховое возмещение по договору добровольного страхования жизни — в части превышения 4000 руб.

3. Процентный доход по вкладу в банке — в части превышения ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5%

4. Доход от экономии на процентах за пользование заемными средствами — в случае превышения 2/3 ставки рефинансирования Банка России

35%
Доходы  нерезидентов, полученные на территории РФ 30%
Доходы  от долевого участия в деятельности организаций, полученных дивидендов

Доходы  в виде процентов но облигациям с  ипотечным покрытием, эмитированным  до 1 января 2007 г.

9%
Все остальные  виды; доходов физических лиц 13%

     По  налоговой ставке 35% облагаются следующие  доходы (п. 2 ст. 224 НКРФ).

  1. Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг. Налог нужно уплачивать только со стоимости выигрыша или приза, которая превышает 4000 руб. за налоговый период.
  2. Страховые выплаты по договорам добровольного страхования жизни. Налог уплачивается в том случае, когда срок договора страхования составляет менее пяти лет и сумма выплаты превышает весь размер внесенных страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на момент заключения договора страхования.
  3. Процентный доход по вкладам в банках. Налог удерживается с выплаты, которая превышает ставку рефинансирования Банка России, действующую в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам или 9% годовых — по вкладам в иностранной валюте.
  4. Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств — в части превышения 2/3 действующей ставки рефинансирования Банка России на дату получения средств.

     Доходы  в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за использование  налогоплательщиком целевых займов (кредитов), полученных от кредитных  и иных организаций РФ и фактически израсходованных им на новое строительство  либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры (на основании документов, подтверждающих целевое использование  таких средств), не облагаются НДФЛ (п. 2 с. 224 НК РФ).

     Налоговая ставка устанавливается в размере  30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

     Налоговая ставка устанавливается в размере  9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

     Все остальные доходы облагаются по ставке 13%.

     Налоговая база. В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то это не уменьшает налоговую базу.

     Налоговая база определяется отдельно по каждому  виду доходов, в отношении которых  установлены разные налоговые ставки.

     Для доходов, в отношении которых  предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

     Для доходов, в отношении которых  предусмотрены налоговые ставки (30,35,9%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты к таким доходам не применяются.

     К доходам в натуральной форме относятся следующие.

  1. Оплата за налогоплательщика организациями или ИП товаров (работ, услуг) или имущественных прав.
  2. Полученные налогоплательщиком товары (работы, услуги) на безвозмездной основе.
  3. Оплата труда в натуральной форме.
 

     Датой получения дохода в виде заработной платы считается последний день месяца, за который она начислена. Размер этого дохода равен начисленной  сумме. Однако поскольку заработная плата выдается не деньгами, а товарами, стоимость продукции в целях  налогообложения должна быть рассчитана по рыночным ценам.

     К доходам в виде материальной выгоды относятся :.

     1. Материальная выгода от экономии  на процентах за пользование  заемными средствами, полученными  от организаций или индивидуальных  предпринимателей. Физическое лицо  получает материальную выгоду  за пользование заемными средствами и налог с материальной выгоды в виде экономии на  процентах должен рассчитывать и уплачивать сам работник. Для этого в конце года ему нужно составить декларацию и сдать ее в налоговый орган.

     2. Материальная выгода, полученная  от приобретения товаров (работ,  услуг) в соответствии с гражданско-правовым  договором у взаимозависимых  лиц.

     Физическое  лицо является взаимозависимым в  том случае, если оно:

  1. родственник руководителя организации или индивидуального предпринимателя;
  2. наемный работник (ст. 20 НК РФ).

     Материальная  выгода образуется также в том  случае, когда взаимозависимому лицу проданы товары (работы, услуги) по ценам  ниже рыночных. С разницы между  рыночной и продажной ценой в  этом случае налоговый агент должен удержать НДФЛ. Если покупателем является физическое лицо — резидент, то налогообложение  проводится по ставке 13%, если нерезидент — по ставке 30%.

     3. Материальная выгода, полученная  от приобретения ценных бумаг.  Если физическое лицо приобрело  такие бумаги по ценам ниже  рыночных, то оно тоже получило  доход в виде материальной  выгоды. Датой получения такого  дохода является день, когда бумаги  были куплены. В соответствии  со ст. 212 НК РФ налоговая база  рассчитывается как разница между  рыночной ценой ценных бумаг  (с учетом предельной границы  ее колебания) и ценой ценных  бумаг, по которой их купил  налогоплательщик.

     Если  физическое лицо получило ценные бумаги бесплатно, то материальная выгода равна  их рыночной стоимости.

     Если  ценные бумаги приобретает физическое лицо — резидент РФ, то налог с  материальной выгоды удерживается по ставке 13%, если покупатель нерезидент  -ставка 30%

     Удерживать  налог из доходов физического  лица нужно в тот момент, когда  оно покупает ценные бумаги. Если удержать налог невозможно, то сведения о  задолженности физического лица передаются в налоговую инспекцию.

Контрольная работа по "Налогам". 153