PR в шоу-бизнесе
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный
университет им. И.Я. Яковлева»
Факультет Управления.
по дисциплине «PR в управлении».
Выполнила: |
Степанова С.А. |
3 курс з/о СсО | |
Проверил: |
|
Чебоксары 2012
1. Шоу-бизнес. Роль PR в шоу-бизнесе……………………………………..3 |
1.1 Понятие, становление и развитие шоу-бизнеса.. . . . . . . . . . . . ……...3 |
1.2 Роль PR в шоу- бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….8 |
2. Организация PR в шоу - бизнесе .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………..8 |
2.1 Основные PR методы в шоу-бизнесе... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 |
2.2 Имидж в шоу-бизнесе ………………………………………………….10 |
2.3 Формирование бренда методами PR…………………………………..15 |
2.4 Организации турне и концертов……………………………………….16 |
2.5 Работа с прессой……………………………………………………… 17 |
2.6 Скандалы и слухи………………………………………………………19 |
3. Продюсер и его деятельность …………………………………………….24 |
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 |
Шоу-бизнес. Роль PR в шоу-бизнесе.
1.1 Понятие становление и развитие шоу-бизнеса
Шоу-бизнес (англ. Show business) — коммерческая деятельность по созданию и распространению зрелищ или представлений, воздействующих на зрительные органы чувств (в сочетании с другими органами чувств), направленная на быстрое продвижение политического, интеллектуального или художественного товара. Иначе говоря, шоу-бизнес можно определить как индустрию массовых зрелищ. Такое определение позволяет включать в сферу шоу-бизнеса кино, телевидение, эстраду, театр, спорт и индустрию компьютерных игр т.п. В данном определении шоу-бизнеса необходимо выделить четыре важных аспекта1:
- коммерческий характер деятельности;
- удовлетворение потребности в развлечениях;
- зрелищность представлений;
- ориентацию на массовых зрителей.
Эти аспекты тесно взаимосвязаны
и вытекают друг из других. Коммерческий
характер деятельности предполагает,
что основная цель любой такой
организации в сфере шоу-
В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.
Первые зрелищные коммерческие мероприятия проводились ещё в древнем мире. В Древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в Древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика2.
Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). С развитием масштабных зрелищ в древнем мире появляется и прообраз тотализатора – букмекеры принимали ставки на победу той или иной команды гладиаторов, часть от выигрыша шла ланистам, выставлявшим эти команды.
С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация. Зрелища были реабилитированы в эпоху Нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности3.
В период вступления в XIX-XX веков сначала Западной Европы и США, а позднее и других стран в эпоху бурного развития рыночных отношений театральное искусство и театрализованные действия, так же, как и другие виды услуг, стали во все большей степени испытывать на себе влияние рыночных законов. Здесь, как и в любой другой сфере бизнеса в явной форме стали проявляться «спрос» и «предложение». Произошло разделение на «производителей» и «потребителей» товаров (культурных произведений) и услуг (театрализованных действий). На рубеже XIX и XX веков впервые возникла и сразу же была удовлетворена потребность в новых формах соединения произведений искусства с их потребителями, в организации «рынка искусства». До начала эры «массовой культуры» все виды искусства либо имели традиционные, использовавшиеся столетиями институциональные формы (театр, цирк), либо, по всеобщему мнению, не нуждались в таковых — как творчество художника, композитора или поэта. С конца XIX века, с одной стороны, произведения искусства оказались тиражируемы, количество произведений искусства всех видов резко увеличилось; с другой стороны, огромная масса произведений искусства стала выпускаться с расчетом на массовое потребление. Новыми явлениями в культурной жизни выступили система организации потребления культуры и инициация спроса на произведения искусства.
Вплоть до начала XX века перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа»4.
Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети ХХ века. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. За пределами стран европейской цивилизации
шоу-бизнес развивается менее активно, как одно из проявлений вестернизации и американизации.
Шоу-бизнес как понятие появилось в специальной литературе сравнительно недавно - с середины 1980-х годов, когда Россия перешла к рыночным отношениям, и заменило существовавшее ранее понятие: «советская эстрада». Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале ХХ века и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие «эстрада» существует только у нас. За рубежом в Западной Европе и Америке, - это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу и т.д. Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию.
Говоря о роли информации в системе функционирования шоу-бизнеса, нельзя не отметить особенности российского шоу-бизнеса. PR имеет довольно длительную историю в России, и как таковой, и виде своих, так сказать, предпосылок. Естественно, в советский период инструменты PR имели совершенно отличные от современных формы, что обусловливалось спецификой социально-политической ситуации и других условий существования и развития. Кроме того, в то время PR преследовал несколько другие цели, что тоже было связано с общей ситуацией в стране. Однако здесь речь не идёт о PR в сфере шоу-бизнеса, и тем более в музыке, потому что невозможно говорить о советском шоу-бизнесе и тем более об инструментах продвижения различных музыкальных продуктов средствами PR на конкурентной основе. Сфера культуры советского времени была широко втянута в PR. Прежде всего, это касается чрезвычайно разветвленной сети клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов).
При советской власти подавляющее
большинство людей слушали
Если продукт был по-настоящему
достойным и находил отклик в
сердцах и умах слушателей, возникал
эффект снежного кома. Тиражам, которыми
расходились записи Высоцкого, Галича,
Северного, и популярности, которой
они пользовались, могут позавидовать
самые яркие сегодняшние
Так прессой и студиями создавались самые успешные проекты того времени, очень разные с художественной точки зрения, но очень похожие по коммерческому эффекту. Ласковый май и Кино, Мираж и Наутилус Пампилиус, Электроклуб и Алиса. Их записи продавали на всех вокзалах, про них писали «Московский Комсомолец» и «Комсомольская правда».
В результате эти группы собирали стадионы, приносили огромные дивиденды своим продюсерам и сами неплохо зарабатывали. Собственно так и возник пост-советский шоу-бизнес.
Развивался он весьма затейливым
образом. Разработанную стратегию
продвижения поп-музыки в массы
стали доводить до абсурда. Так пускались
в магнитофонные тиражи самые
экзотические проекты вроде «Ласкового
быка» или «Левостороннего
По большому счету продюсеры,
продвигая артиста на рынок
поп-музыки были заведомо уверенны, что
успех обеспечен, т.к. у покупателей
музыкальной продукции, особенно в
провинции, выбора особого не было.
Ситуация стала меняться ближе к
концу десятилетия. Проверенные
способы вдруг перестали
Кроме того, появились относительно неангажированные СМИ, радио «Максимум», например. Эта станция набрала популярность за счет объективного подхода к качеству музыки и, соответственно, обрела приятный слуху play-лист, а вскоре сделала вполне удачную попытку проверить свое влияние - организовала стадионный фестиваль «Максидром» (с тех пор проходит ежегодно), который мало того, что стал аншлаговым, еще и достоверно тестировал всех претендующих на успех рокеров. Кстати, вышеупомянутый фестиваль дохода принимающим в нем участие музыкантам не приносит. Играют на нем ради престижа. Позвали на «Максидром»- значит исполнитель в этом году – звезда.
Окончательно ситуация переломилась с появлением специализированных музыкальных каналов (MTV, а потом Муз-ТВ), которые поставили точку на методах и реалиях советской раскрутки и стали внедрять западные PR-методики в российский музыкальный бизнес. Оказалось, что эфирное время на МТV нисколько не стоит, что в чарт может попасть группа, которая принесла клип, просто чтобы убедиться, что шансов у нее нет. Так было с «Запрещенными барабанщиками» и их «убитым негром». Неполиткорректная песня стала мегахитом только потому, что программный отдел MTV решил рискнуть и поставил никому не известную группу в ротацию. Через пару недель песню распевали даже далекие от молодежного музыкального телевидения таксисты.
Достаточно новый пример удачного дебюта - дуэт под названием «Тату». Их эпатажный клип с двумя целующимися девушками появился в эфире MTV и сразу вызвал невероятный резонанс у публики, что немедленно отразилось на популярности группы, подтвержденной первыми местами во многих хит-парадах и десятками новых сайтов, посвященных группе. Главным правилом шоу-бизнеса стало умение оказаться в нужное время в нужном месте с подходящим продуктом (а лучше в нескольких местах сразу), после чего ждать реакции публики и действовать дальше5.
Сфера шоу-бизнеса в России обрела свою современную форму сравнительно недавно, и начало этому процессу было положено, когда СССР прекратил своё существование. Таким образом, можно говорить о том, что
шоу-бизнес в России на данном
этапе развит не до конца, и многие
его инструменты и методы, успешно
использующиеся на Западе, в России
только ещё проходят «боевое крещение».
Роль PR в шоу- бизнесе
Как показывает исторический опыт западных стран, в рамках рыночных отношений, даже имея прирожденный талант без знания системы PR добиться успеха невозможно. По этой причине PR в шоу-бизнесе занимает особое место и является непременным условием успешного развития данного вида бизнеса.
Основным направлением работы PR- специалистов в шоу-бизнесе является продвижение артиста на рынок, а также поддержание его популярности и привлечение внимания к его персоне. Главным механизмом, диктующим «правила игрым» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий - как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама, PR. Соответственно, создатель данного товара пойдёт на любые ухищрения, чтобы заставить потребителя отдать максимальное количество денег. Именно это и определяет всю структуру современного, как российского, так и зарубежного шоу-бизнеса. Если вкратце, то, получается, составляется следующая схема: пока артист приносит деньги - он интересен организаторам концертов и звукозаписывающим компаниям. Как только артист надоедает публике - о нём забывают сначала его продюсеры, а затем и сама публика (усилиями всей индустрии шоу-бизнеса). Соответственно, когда определённый продюсер решает, что в настоящий момент в определённой области есть незанятая ниша, то он будет искать подходящего для закрытия этой ниши артиста. То есть, по сути, сам артист является лишь наёмным работником, а ключевой фигурой и «производителем» продукта (либо неким руководителем всей группы наёмных работников) является продюсер (от англ. produce -- производить).
И так, грамотный PR поможет артисту, как можно дольше продержаться на публике.
2. Организация PR в шоу - бизнесе
2.1 Основные PR методы
в шоу-бизнесе
Как справедливо замечено Сэмом Блэком: «Паблик рилейшнз это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Новости, 2000. - с32. . Поэтому PR являются приоритетным направлением в формировании имиджа звезд шоу-бизнеса.
Существует несколько PR -методов
продвижения музыкальных групп
и артистов на арену шоу бизнеса.
Во-первых, это может быть интервью,
пресс-конференция или
С другой стороны, всеми так или иначе крупными мероприятиями западного шоу-бизнеса, как правило, занимаются PR-профессионалы. Они вы страивают драматургическую интригу вокруг события, организовывают информационное поле, согласовывают действия администрации мероприятий и многочисленных партнеров. Подробным примером взаимосвязей Public Relations и шоу-бизнеса может послужить любая церемония награждения.
Это, кстати, ещё один метод PR . Вся
история награждения «Оскарами»
Другой часто применяемый «
Согласно поданной в СМИ информации, список 100 самых красивых людей Москвы уже отобран неким таинственным жюри, со став которого не разглашается. Мероприятие будет закрытым: кроме 100 природных красавцев будут приглашены только журналисты, состав которых строго ограничен. Не исключено, что драматургия предстоящей PR-акции по своей интриге станет значимым событием для российского шоу-бизнеса».
2.2 Имидж в шоу-бизнесе
Под имиджем следует понимать формирование
и поддержание устойчивого
В целом, значение PR для имиджа личности огромно. С помощью тщательно продуманных и хорошо выполненных PR-акций возможно как успешное позиционирование, а затем возвышение объекта, так и его полное уничтожение в глазах общественности
Имидж личности (от англ. Image - образ) - ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение.
Имидж - совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. субъекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к этому субъекту. Словарь рекламных терминов // http://www.glossary.ru
Одним из направлений PR является имиджмейкинг - одна из актуальных проблем шоу-бизнеса (и не только).
Имиджмейкинг - направление PR, ставящее задачей создание благоприятного образа (имиджа) личности или организации. Словарь рекламных терминов // http://www.danbelousov.ru
М. Килошенко в своей работе «Психология
моды» говорит о том, что формирование
имиджа-- это стилистическое препарирование
человеческой фактуры. Имидж-- это не
просто «социальное Я» человека, это
положительный, эмоционально окрашенный,
устойчивый образ личности, созданный
для достижения определенных целей,
сложившийся в сознании людей. Имидж
часто рассматривают как
Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность. В структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих его основу, так называемые имиджевые константы.
Имиджевые константы в случае, если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «добродетельность», «общая позитивность образа» и т.д., должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу.
На формирование имиджа той или иной фирмы, личности или общественной кампании затрачиваются огромные средства. Но эти затраты на целенаправленное, продуманное создание образа приводят к позитивному результату, тогда как стихийное формирование имиджа может дать негативный эффект.
К категории личностей, рейтинг которых зависит от созданного ими или для них имиджа, можно отнести, в частности, политиков, телеведущих, лидеров общественных и религиозных движений. Их целью можно назвать возможность влияния на настроения в обществе. Для них необходимо продумывать каждый шаг имиджевой кампании.
Исследования в области
Развитие рыночной экономики повлекло за собой увеличение категорий субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа.
Возьмем ошеломляющую популярность звезд
эстрады, кино, славу которых иногда
умышленно ассоциируют с
Характерный момент подогревания интереса общественности - стараться искусственно держать репортеров на расстоянии от себя. «Только это не мешает мне давать бесчисленное количество пресс-конференций, бесчисленное множество интервью...» - делилась Мадонна. «В самом начале своей карьеры я сознательно позаботилась о предании гласности каких-то фактов моей жизни, на которые пресса и репортеры клюнули. Хотя они остались при мысли, что сами до всего докопались. Я, конечно, их не разочаровывала».
«Казаться, чтобы быть!» - лозунг, возникновение которого приписывается модельному бизнесу Франции, хорошо иллюстрирует суть имиджмейкинга. Ведь люди (покупатели, зрители, клиенты, избиратели) более благосклонно относятся к тому, кто им больше нравится.
Назначение мероприятий
Эти мероприятия представляют собой
систему взаимосогласованных
Рассмотрим основные задачи PR и их соотнесенность с формированием имиджа личности.
Мероприятия имиджмейкинга в PR имеют 5 основных целей:
1. Позиционирование объекта;
2. Возвышение имиджа;
3. Антиреклама (или снижение имиджа);
4. Отстройка от конкурентов;
5. Контрреклама.
Формирование имиджа вбирает в себя элементы всех вышеперечисленных задач PR, но полнее всего отвечают целям имиджмейкинга 1, 2 и 4 пункты.
Методов формирования имиджа очень много, и имиджмейкеру приходиться составлять из различных компонентов именно ту формулу, которая будет верна для данного объекта. При этом нельзя представить полный перечень возможных комбинаций. PR-профи должен знать общие законы психологии человека, чтобы на их основе формировать стратегию создания имиджа.
Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения.
- PR-деятельность
- PR документы и мероприятия со СМИ
- PR и избирательная компания: формирование концепции избирательной кампании.
- PR и Коммуникативный менеджмент
- PR и маркетинг
- PR и маркетинг
- PR и маркетинг: грани взаимодействия
- PR в органах государственной власти
- PR в России
- PR в России
- PR в системе маркетинговых исследований
- PR в системе маркетинговых коммуникаций
- PR в туризме
- PR в условиях трудового конфликта