Cоциальная адаптация студентов в вузе

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим сложен и противоречив. Стремление молодого человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности способствует поиску собственной модели жизненного, социального, профессионального самоопределения, то есть молодой человек сам выбирает, что ему делать. Возникает потребность в идентификации с какой-либо группой, общностью. Высока конформность в отношении к ценностям, нормам взрослых.

В настоящее время  немало важен вопрос об адаптации  студентов-первокурсников к статусу  студента. При переходе из средней  школы в ВУЗ абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к  совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним. Возникает необходимость в работе вуза по социальной адаптации студента-первокурсника.

Эта проблема изучается в настоящее время психологами, педагогами, социологами. С точки зрения психологов успешность социальной адаптации определяется равновесием между организмом и средой. Сам же этот процесс есть механизм обеспечения гомеостазиса, то есть процесса, обеспечивающего равновесие между организмом и средой1.С точки зрения социологов известно, что ключом к успешной социальной адаптации является установление дружеских контактов, общение в коллективе и участие в жизни ВУЗа2.С точки зрения педагогов Симоновой, Пидкастого и др.основными факторами успешной социальной адаптации являются: педагогическая поддержка и множество других мер.

Г.И.Симонова пишет в своей статье, что педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением выпускника любого образовательного учреждения. Однако педагогическая защита необходима и для физического, психологического и нравственно-ценностного обеспечения безопасности учащихся в образовательном процессе, отстаивания их интересов и прав, создания материальных и прочих условий для их успешной социальной адаптации в будущем.3

Пидкастый же считает, что многообразие и сложность современного знания, условий труда обязывают высшую школу вносить значительные коррективы в подготовку специалистов. Важнейшая часть этого процесса - самостоятельная работа студентов, которая служит основой высшего образования. Ведь только те знания, к которым человек пришел самостоятельно, через собственные опыт, мысль и действие, становятся действительно прочным его достоянием. Именно поэтому высшая школа постепенно переходит от "передачи" студентам знаний в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, к формированию у них опыта творчества. Такой переход предполагает учет психологической, теоретической и практической готовности студентов к обучению в высшей школе; соответствующий отбор учебного материала; планирование его объема с учетом сложности и трудоемкости; использование передовых технологий обучения, проверки и оценки приобретаемых студентами знаний, навыков и умений, уровней сформированности опыта самостоятельной деятельности на различных этапах становления их как специалистов.4Однако, не все факторы успешной адаптации выявлены в этих исследованиях что и обусловило выбор темы данной курсовой работы.

Объектом исследования данной курсовой работы является технологии социальной адаптации, предметом - особенности социальной адаптации первокурсников  в условиях ВУЗа.Цель исследования данной курсовой работы: выявить особенности и факторы социальной адаптации первокурсников в условиях вуза. Достижение цели происходит посредствам решения следующих задач:

-рассмотреть понятие, виды, механизмы социальной адаптации как технологии социальной работы;

-изучить особенности  психологического развития студентов-первокурсников  как фактора адаптации;

-исследовать мотивацию  обучения студентов I курса специальности «Социальная работа» как фактора адаптации.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ документов; структурно-функциональный анализ; анкетирование и контен-анализ. Практическая значимость работы заключается  в том, что её материалы и выводы можно использовать при планировании воспитательной работы  в ВУЗе или другом учебном заведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЯ,формы,принципы,механизмы адаптации как технологии

 

1.1.Понятие социальной  адаптации и ее виды

 

Термин «адаптация»  возник в рамках физиологической  науки и относился к процессу приспособления слухового или зрительного анализатора к действию раздражителя. В дальнейшем он распространился на более широкий круг явлений, характеризующих приспособление строения и функций организма к условиям внешней среды. Несколько десятилетий назад этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды. Перенос понятия, характеризующего универсальное свойство живой материи приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям, в гуманитарную область повлек за собой ряд теоретико-методологических споров. В основном эти споры касались правомерности отнесения к человеку трактовки адаптации как приспособления к условиям внешней среды.

У человека развитие психики, включающей высшую ее форму – сознание – достигло такого уровня, что поведение и деятельность стали определяющим фактором его адаптации. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует внешнюю среду, приспосабливая ее к своим потребностям. То, что значительную часть преобразований он осуществляет осознанно, отличает его от остальных представителей животного мира. В отличие от животных, благодаря своей социальной природе, человек способен создать искусственную среду – среду культуры и цивилизации, в результате чего расширяется спектр его приспособительной активности. Социальная адаптация (лат.adaptare-приспособлять) - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.5

В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптирующимися системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают  активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формировании мотивационной среды, восприятии индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Социальная адаптация  является процессом управляемым. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность. Социальная адаптация подразумевает включение в социальную среду, приспособление к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации.

Выделяют 4 главных вида социальной адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Другие виды адаптационных процессов:общественно-политический;социально-бытовой,социокультурный, генетический, педагогический.6

Эти виды адаптации взаимосвязаны, но иногда на различных уровнях реализации адаптационной потенции личности имеют относительную независимость или временный приоритет. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на 3 уровнях: общество (макросреда) - адаптация личности и соц. слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; социальная группа (макросреда) - адаптация человека или наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой; сам индивид (внутриличностная адаптация) стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.7

Социальная адаптация  на уровне отдельных личностей включает: реализацию механизма воздействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; достижение состояния адаптивного равновесия.

Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение  индивида в иную социальную среду  либо отклоняющееся поведение.

Социальная адаптация  – как приспособление человека к  условиям социальной среды – предполагает:  адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;  изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.Главные цели адаптации как общественного феномена - преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта  с элементами среды.

Из социальной адаптации  вытекает адаптированность. Адаптированность-уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован.

Дезадаптация - всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения)8.

Признаками социальной дезадаптации являются: нарушение норм морали и права, асоциальные формы  поведения и деформация системы  ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и учебным заведением, местом работы, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, алкоголизация, склонность к суициду.

В исследовательской  литературе перечисляется несколько  факторов, влияющих на процесс: наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества), социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения9.

В исследовании природы  дезадаптации особое внимание уделяется  соотношению биологического и социального  в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые, так или иначе, отражаются на процессе социализации.

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты.

 

 

1.2 Механизмы социальной адаптации

 

Основные механизмы  социальной адаптации можно классифицировать по разным основаниям. Классификация, позволяющая выделить и проанализировать наиболее эффективные механизмы, может быть выполнена, во-первых, по формам их принятия субъектом адаптации и, во-вторых, по используемым в процессе адаптации средствам.10 В первом случае выделяются два основных механизма социальной адаптации: добровольный и вынужденный.

Рассмотрим действие каждого из них. Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого.

В условиях добровольной адаптации изменения социальной среды, к которым необходимо адаптироваться субъекту, во-первых, не мешают ему жить и действовать привычным, удобным и доступным для него способом. Во-вторых, свойственные ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения, так как он сам поверил, или убедился в достоинствах и преимуществах нового, по сравнению со старым. В-третьих, требования, которые предъявляются субъекту социальной средой, в определённой степени корректируются таким образом, что становятся понятными и доступными ему.

Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики. То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жёстко заставляет человека принять новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся. Например, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, возможность работать, учиться и т.д., человек может согласиться принять самые жёсткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям.

В зависимости от используемых в  процессе социальной адаптации средств, выделяется ещё одна группа механизмов этого процесса:

- психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п..;

- социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами. Эта группа включает в себя, во-первых, когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности. Во-вторых, это эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В этом случае, эмоциональные переживания индивида в новой для него среде жизнедеятельности становятся основой для принятия им соответствующих решений относительно наиболее адекватных среде формах поведения и деятельности. К названной группе механизмов социальной адаптации можно отнести такие как страх, беспокойство, тревога, покой и т.п. В-третьих, это поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.

Социальные механизмы  представляют собой наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду. Еще одним механизмом из этой группы является механизм социального общения, позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.11

 Внешней формой проявления  адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации. Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации, субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основным формам последнего можно отнести следующие:

конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему; инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик;

внешняя благопристойность или  ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;

«уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды; преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней. В процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (конформизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями.12

Таким образом, можно сказать о том, что cоциальная адаптация, приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

Значение С. а. возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти  изменения затрагивают важные стороны  жизни и протекают в сравнительно краткие сроки (миграция, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие, перемещение значительных масс сельского населения в города и т.д.).

Поскольку социальная адаптация  — это включение индивида или  группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе  норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация индивидов— это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

Однако социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно  не только предупреждать отклонения в социальном развитии индивидов, но и управлять процессом ресоциализации .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы социальной адаптации студентов в ВУЗе

 

2.1. Особенности  психологического  развития в ранней юности.

 

Современный первокурсник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В эпоху первого курса завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового  периода, основной чертой которого была неравномерность развития. Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”13. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему юнцов так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются  и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые  начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности .

Мышление первокурсника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением абитуриента и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в студенческом возрасте. Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Студент миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется  повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат  внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Юнец может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивым чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для  подростков, по-прежнему чрезвычайно  значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте. Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно возраст ранней юности не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник или первокурсник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

К концу подросткового  возраста и началу ранней юности (15-17 лет) анатомо-физиологическая перестройка организма в основном заканчивается; психическая деятельность и поведение подростка стабилизуются, его отношения с родителями и другими членами семьи становятся обычно более ровными и тактичными.  Это сравнительно спокойный период, когда вследствие уже довольно высокого уровня развития, которого достигают юноши и девушки, они становятся сознательными и полезными членами семейного коллектива, и между ними и родителями возникает глубокая и интересная дружба.

Следует внимательно  относиться к идейно-нравственному  развитию юношей и девушек, интересоваться их общественной жизнью. Обычно к 17-18 годам  завершается среднее или профессионально-техническое  образование юношей и девушек, они  начинают заниматься производительным и общественно полезным трудом либо поступают в вузы.

Большинство из них начинает вносить в бюджет семьи свою трудовую лепту. Очень важно добиться того, чтобы существенная часть её шла  на расходы всей семьи независимо от размеров заработной платы родителей.

Это имеет большое  воспитательное значение: дети не должны забывать о том, что они находятся  в долгу у родителей, и в  то же время им необходимо сознавать, что их заработок повышает общее благосостояние семьи.Наиболее сложен вопрос о выборе профессии. В некоторых семьях дети идут по стопам родителей, сумевших заинтересовать их своей профессией. Так создаются «династии» сталеваров, машинистов, трактористов, ткачей, учителей, врачей, агрономов и т. п.

Однако в большинстве  случаев у детей, в связи с развитием новых отраслей науки и техники, появляется интерес к новым родам деятельности. При этом не всегда склонности и интересы детей соответствуют их способностям, которые имеют решающее значение в выборе профессии.

Учёт способностей, обнаруженных ребёнком в процессе его развития и обучении в школе, может позволить родителям и старшим в семье дать разумный совет о выборе профессии вступающим в самостоятельную жизнь,а выбрав профессию начинается новый жизненный этап.

Юность - это не только начало самостоятельной жизни и исполнений многих замыслов. Это - пора любви, возникающей на основе прежних товарищеских и дружеских отношений между юношами и девушками. В большинстве случаев это целомудренные чувства, не ведущие к глубоким и серьёзным отношениям, завершающимся созданием семьи. Понимая естественность пробуждения новых чувств, связанных с взаимоотношениями полов, родители должны видеть свою задачу не в том, чтобы подавить, «запретить» их, а в том, чтобы облагородить, связать их со всем процессом идейно-нравственного формирования юной личности.

У юношей родители должны стремиться развить чувство мужского достоинства, глубокого уважения к  женщине, серьёзного отношения к  браку и семье. У девушек - чувство  женской гордости, практическую самостоятельность в быту. Необходимо воспитывать у юношей и девушек способность быть чуткими и заботливыми по отношению друг к другу, быть стойкими в жизненных испытаниях, не бояться бытовых трудностей, неизбежных на первых норах самостоятельной жизни. Однако многие родители относятся к зарождению новых чувств у сына или дочери с некоторой тревогой. В таких случаях родители иногда допускают неосторожное, порой даже грубое вмешательство в интимный мир сына или дочери. Наступает момент,когда открывается более широкая гамма жизненных этапов. Одним из таких этапов является студенчество.

Cоциальная адаптация студентов в вузе