Cостояние и прогноз развития рынка труда в России

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Кафедра экономики  труда

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

РЫНОК ТРУДА

НА ТЕМУ:

" Cостояние и прогноз развития рынка труда в России"

 

 

 

 

 

Работу выполнил: Халтурин Андрей Петрович

Студент группы ЭСЗ-303

Работу проверил (а): ____________________

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………...3

1 Особенности формирования рынка труда в России……………………..…4

2 Прогнозирование рынка труда……………………………………………….7

3 Активная и пассивная политика на рынке труда…………………………...11

4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России ……………………..…13

5 Заключение……………………………………………………………………16

6 Список литературы…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Функционально-организационная  структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

Нa рынке труда встречаются продавец и покупатель, кaк при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

На рынке труда действует  закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и  предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих  мест составу приходящих на рынок  труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

 

 

1 Особенности формирования рынка труда в России

Формирование территориального рынка труда (федерального, регионального) происходит под влиянием различных  факторов и условий. Эти факторы  и условия определяют особенности  российского рынка труда, различаются  по своему характеру, степени, направлением воздействия. Характерными особенностями  современного состояния рынка труда  в России являются следующие:

1. Одним из наиболее  общих факторов, влияющих на параметры  рынка труда, является то, что  он формируется в условиях  общего кризиса, охватившего все   стороны общественной жизни: экономические,  социальные, правовые, политические  и т.д. Наиболее ощутимое влияние  оказывает экономический кризис,  проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых  неплатежах, резкой поляризации  доходов населения. Следствием  этого является сокращение спроса  на рабочую силу, а также нарушения  системы стимулирования и мотивов  к эффективной трудовой деятельности.

2. Другой особенностью  рынка труда в России является  то, что скорость формирования  рынка труда явно недостаточна  для того, чтобы успешно складывались  рыночные предпосылки экономического  роста. В частности, предприятия  содержат излишнюю рабочую силу, несоответствующую реальным потребностям  производства, отсутствует достаточная  конкуренция работников за более  благоприятное рабочее место.

3. Особенностью нынешнего  этапа формирования рынка труда  в России является то, что он  формируется в условиях, когда  предприятия не заинтересованы  в техническом перевооружении, создании  благоприятных и безопасных условий  труда. Как следствие низкое  качество выпускаемой продукции  (не конкурентоспособной), большое  число аварий и травматизма.

 

4. Весьма существенно  то, что процесс формирования  рынка труда лишен необходимой  государственной стратегии. Если  бы она существовала, то процессы  формирования рынка труда складывались  бы под большим влиянием структурных  сдвигов в экономике, осуществлением  целенаправленной инвестиционной  и кредитно-финансовой политики. Пока же налицо преимущественно  ведомственно- организационная форма  создания территориального регионального  рынка труда, т.к. Федеральная  служба занятости за счет средств  Государственного фонда занятости  пытается  оказывать влияние на  формирование рынка труда через  регулирование проблемы безработицы.  Очевидно, что такой подход, не  увязанный с действием общеэкономических  министерств (экономики и финансов, отраслевых и т.д.) малоэффективен.

5. Специфика формирования  рынка труда в России в большой  мере определяется широко распространенным  внедренным в сознание многих  поколений граждан России трудовым  менталитетом. Он, в частности, проявляется  в весьма жестко закрепленном  в массовом сознании стереотипе  уверенности людей в обязанности  и способности государства решать  проблемы занятости каждого конкретного  человека, в психологическом неприятии  безработицы. Велико влияние в  этом аспекте и фактора уравнительной  “общинной” психологии.

6. Особенностью формирования  рынка труда в России является  также то, что в различных регионах  имеются разные социально-экономические,  в том числе природно-ресурсные  и демографические условия. Следовательно  в регионах разные возможности  адаптироваться к изменяющимся  принципам и формам хозяйствования.

В немалой степени этому  способствует и сложившаяся отраслевая специализация регионов, одна часть  которых на протяжении ряда лет выступала в роли аграрных, другая - сырьевых придатков, третья - узлов концентрации предприятий оборонного комплекса.

Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателем состояния  рынка труда. Наряду с территориями, в которых ситуация с занятостью резко обострилась, в связи с  чем ставится задача отселения части  населения в том числе и  трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы  г. Москва, САХА-республика и др., где  ситуация на рынке труда более  благоприятная.

7. И наконец важной  особенностью, влияющей на формирование  рынка труда в России является  то, что существует пространственное  несовпадение богатейших земельных  и других природных ресурсов  и размещение населения. Например: в районах Крайнего севера  РФ и приравненных к ним  (они занимают 64% территории РФ) находится  большая часть запасов нефти,  газа, золота, алмазов, а на данной  территории проживает лишь 6.6% населения  страны.

  Таким образом, обобщая  вышеизложенное можно сделать вывод о том, что условия формирования рынка труда в России по-разному влияют на его функционирование и развитие. Учет этих особенностей необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке эффективной, общегосударственной политики регулирования занятости населения в России.

 

 

 

 

 

2 Прогнозирование рынка труда

  Прогноз рынка труда служит основой для организации работы по обеспечению занятости населения, так как позволяет оценить:

1) складывающуюся ситуацию  с соотношением спроса и предложения  рабочей силы

2) возможную численность  незанятого населения, которая  может обратиться за содействием  в трудоустройстве в службу  занятости

3) распределение рабочей  силы, оказавшейся на рынке труда

4) возможные объемы переподготовки  высвобождаемых работников и  незанятого населения

5) потенциальную численность  безработных.

 

Прогнозирование рынка труда  является базой для определения  объема средств, необходимых для  выполнения программ действий служб  занятости, а также позволяет  определить приоритеты региональной политики занятости на прогнозируемый период и разработать меры, направленные на предотвращение массовой безработицы  и обеспечение социальных гарантий граждан в сфере их занятости.

Разработка прогноза рынка  труда осуществляется на основе анализа  складывающейся социально-экономической  ситуации, на основе анализа занятости  населения и рынка труда в  регионе.

 

В соответствии с рекомендациями ФСЗ прогнозы рынка труда должны быть многовариантные и учитывать  различные изменения объема производства. В связи с этим могут быть разработаны следующие варианты прогноза:

1 - минимальный - отражающий  сложившиеся изменения объема  производства

2 - средний - предусматривающий  несколько более высокие темпы  изменения объемов производства

3 - максимальный - основанный  на возможных значительных изменениях  объема производства.

Закладываемые в различные  варианты прогноза показатели изменения  объемов производства определяются на основании данных местных экономических  органов и органов управления.

Прогноз рынка труда разрабатывается  на предстоящий период (год) в целом, а также с разбивкой по кварталам.

Прогнозирование рынка труда  проводится органами службы занятости  совместно с органами экономики  и статистики.

При расчетах необходимо учитывать  национальные и демографические  особенности, специфику социально-демографического развития территорий, степень распространения  тех или иных форм рыночных отношений.

 

Прогноз рынка труд состоит  из следующих 4 разделов:

1 раздел (блок) - предложение  рабочей силы, позволяющее определить  численность различных категорий  граждан, попадающих на рынок  труда. К их числу относятся:

- высвобожденные работники

- молодежь, не продолжающая  дальнейшую учебу или не поступившая  на работу в народное хозяйство  после окончания учебных заведений

- граждане, меняющие работу  по причине текучести

- лица, освобожденные из  мест лишения свободы

- мигранты трудоспособного  возраста, прибывшие в регион  из других территорий

- незанятое население,  желающее приступить к трудовой  деятельности или возобновить  ее

- демобилизованные из  рядов ВС.

Все группы граждан на рынке  труда представлены тремя категориями  рабочей силы:

1. Не имеющая работы. К  ним относятся:

- потерявшие работу по  тем или иным причинам

- впервые вступающие в  трудовую жизнь

- решившие возобновить  трудовую деятельность после  длительного перерыва.

2. Работающие, но желающие  сменить место работы.

3. Работающие, а также  учащиеся, желающие подработать  в свободное от работы или  учебы время.

 

2 раздел (блок) - спрос на  рабочую силу позволяет оценить  потребность народного хозяйства  в работниках на основе данных  о:

- числе дополнительных  рабочих мест, предполагаемых к  вводу в прогнозируемом периоде

- имеющихся рабочих местах (их потребности на замену выбывающих  работников по причинам, предусмотренным  законом текучести, естественной  убыли).

  3 раздел (блок) - соотношение спроса и предложения рабочей силы отражает степень напряженности на рынке труда.

  4 раздел (блок) - распределение рабочей силы. Представляет возможность оценить численность граждан, трудоустраиваемых самостоятельно, т.е. минуя службу занятости, а также определить возможную численность трудоустраиваемых этой службой граждан, лиц, которым необходимо будет пройти переподготовку и безработных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пассивная и активная политика занятости

Различают государственную  активную и пассивную политику занятости  населения.

Пассивная политики занятости  населения - это совокупность мероприятий  направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как  правило, включает в себя: выплату  гарантированного государством пособия  по безработице, а по истечении его  срока - материальной помощи (социального  пособия); выплату доплат  на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих  товаров первой необходимости, включая  продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.

*  содействие развитию  малого бизнеса и самозанятости;

*  ассоциации предпринимателей  Государство выступает в качестве  работодателя на государственных  предприятиях.

Главная функция государства  заключается в том, что оно  формирует, определяет, контролирует и  регулирует интересы партнеров на рынке  труда.

 Активная политика  занятости - это совокупность  правовых, организационных и экономических  мер проводимых государством  с целью снижения уровня безработицы.

Активная политика занятости  носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.

Основными формами активной политики занятости являются:

*  стимулирование создания  новых рабочих мест;

*  организация общественных  работ;

*  использование гибких  форм занятости (неполный рабочий  день, рабочая неделя);

*  развитие нестандартных  форм занятости (надомничество,  совместительство);

*  содействие развитию  малого бизнеса и самозанятости.

Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства  стимулирует развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т.д.

Самое важное для государства - средства вложенные в программу  поддержки активной  политики содействия занятости в отличии от компенсационных  выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.

Подавляющее большинство  промышленно-развитых стран с социально-ориентированной  рыночной экономикой главной целью  в области политики занятости  провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и  свободно избранной занятости.

В развитой рыночной экономике  субъектами  на рынке труда выступают  работодатели и работники (органы) представляющие их интересы - ассоциации предпринимателей. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях. Главная функция государства  заключается в том, что она  формирует, определяет, контролирует и  регулирует интересы партнеров на рынке  труда.

 

 

 

4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России

В соответствии с Законом  о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают  республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения  в соответствии с законом о  занятости. Программы формируются  исходя из ситуации на рынке труда  и прогноза его развития. Кроме  того, учитываются территориальные  особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и  социального развития.

Цель разработки федеральной  программы занятости населения  – реализация государственной политики содействия занятости населения, активизация  содействия занятости населения  с учетом более полного и рационального  использования территориальных  ресурсов и возможностей по обеспечению  занятости населения.

  Основные задачи – экономическое, организационное, правовое регулирование занятости населения, обеспечение активной деятельности Федеральной Государственной службы занятости населения. Главные направления Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации следующие:

- определение общефедеральной  концепции занятости населения;

- предотвращение критической  ситуации на рынке труда;

- реализация федеральных  и региональных мер по поддержке  занятости в регионах с напряженной  ситуацией на рынке труда;

- создание условий для  развития занятости трудоспособного  населения в государственных  и негосударственных секторах  экономики, прежде всего для  граждан особо нуждающихся в  социальной защите;

- сдерживание массового  высвобождения работников;

- развитие системы обучения  кадров, сдерживание роста безработных  за счет организации и проведения  опережающего переобучения, переподготовки  персонала;

- организация социальной  защиты работников организаций,  находящихся  на грани банкротства;

- расширение масштабов  и усиления финансовой поддержки  развития малого и среднего  бизнеса, частного предпринимательства;

- совершенствование деятельности  государственной службы занятости  по созданию условий для быстрейшего  трудоустройства безработных граждан;  эффективной целевой поддержки  лиц, потерявших работу; смягчение  последствий долговременной безработицы;  увеличение масштабов общественных  и временных работ.

  В реализации этих задач и направлений – приоритет за активными формами занятости.

Федеральная программа занятости  населения включает в себя совокупность региональных программ. Региональные программы содействия занятости  представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки  труда.

I. Государственная (республиканская)  программа занятости населения  РФ – ГПЗН РФ содержит мероприятия  с их финансовым, материально-техническим  и организационным обеспечением, которые могут быть осуществлены  лишь на республиканском уровне  управления. К ним относятся:

- мероприятия по стимулированию  развития рабочих мест и рынка  труда в приоритетных районах;

- мероприятия по смягчению  социальной напряженности на  тех территориях, где происходит  резкий рост безработицы;

- мероприятия по оперативному  вмешательству в случае необходимости  в неблагоприятные ситуации на  региональных рынках труда, когда  эти ситуации не могли быть  спрогнозированы заранее.

В ГПНЗ РФ включаются также  мероприятия по проведению государственной  политики занятости населения, которые  целесообразно осуществлять на межрегиональной  основе. Обеспечивая тем самым  их высокую эффективность. На уровне ГПНЗ также увязываются макроэкономические соотношения инфляции и безработицы, занятости и инвестиционной активности и т.п., а также определяется общая  концепция республиканской (федеральной) политики занятости, дается общий прогноз  рынка труда.

С целью достижения эффективной  занятости и обеспечения социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики, региональные программы  занятости населения можно разделить  на три уровня:

1) республиканская программа  занятости населения;

2) краевая (областная)  программа занятости населения;

3) районная (городская) программа  занятости населения.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда — это такая  экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции  между экономическими агентами через  механизм спроса и предложения устанавливается  определенный объем занятости и  уровень оплаты труда. Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных  с куплей и продажей товара «рабочая сила».

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает  характер экономико-правовой категории.

Он представляет собой  особую совокупность экономических  и правовых отношений, связанных  с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением  спроса и предложений на рабочую  силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке  свои общие и особые интересы.

В структуре рынка труда  можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы,  решения и юридические нормы,  принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос  и предложение рабочей силы, цена  рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные  выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.

Современный рынок руда в  России неоднороден. Он представляет собой  многослойную структуру, образуемую двумя  взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции  резервов рабочей силы, организации  и регулирования, характером влияния  на эффективность производства и  положение трудящихся. По этим признакам  российский рынок труда можно  подразделить на "открытый" и "скрытый".

Рынок труда в России еще  до сих пор функционирует в  условиях независимости института  социального партнерства, который  только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и  согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой  системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно  снижает роль этого инструмента  регулирования в становлении  рыночного механизма распределения  и перераспределения рабочей  силы, основанного на стоимостных  отношениях.

Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление  и развитие, пока еще не сложилась  единая инфраструктура рынка труда, что же касается биржи труда, то она  занимается в большей своей части  лишь сбором информации о наличии  рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице  и т.п.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и  социальной зашиты населения является Министерство труда и социального  развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти».

Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной  социальной политики по решению комплексных  проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов  населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию  системы оплаты труда и социального  партнерства, организации пенсионного  обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости  населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с  военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной  службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной  сфере деятельности.

Введенная с начала 2009 г. обязанность оперативно информировать ГСЗ о переводах работников на неполное время и предоставлении им вынужденных отпусков повысила для предприятий риск, что при обращении к этим мерам они сразу же привлекут к себе повышенное внимание со стороны региональных, а, возможно, и центральных властей – со всеми вытекающими отсюда малоприятными последствиями. Все это делает вынужденную неполную занятость намного более дорогостоящим, чем прежде, механизмом адаптации, заметно снижая его привлекательность в глазах предприятий.

Нынешний экономический  кризис, поразивший российскую экономику  во второй половине 2008 года, нанес сильнейший удар по всем основным сегментам делового сектора российской экономики. Очень  сильно от этого пострадал рынок труда, что привело к увеличению числа безработных в стране.

С началом кризиса стало  ясно, что развитие российского рынка  труда подошло к институциональной  развилке: удастся ли прежней модели подтвердить свою жизнеспособность или же она будет вытеснена  какой-то иной моделью с иным, более "стандартным" алгоритмом функционирования? В конечном счете, ответ на этот вопрос будет зависеть от соотношения между  альтернативными способами адаптации. Преобладание методов "ценовой" и "временной" подстройки будет  свидетельствовать об устойчивости сложившейся ранее модели, преобладание методов "количественной" подстройки – о ее сломе и постепенном  преодолении. И то, как поведет  себя российский рынок труда в  нынешних "шоковых" условиях, во многом предопределит траекторию его последующей  эволюции.

На рубеже 2008-2009 годов  государство приняло целый ряд  важных решений, связанных с регулированием рынка труда. Одни были разработаны  и намечены к принятию еще в  период быстрого экономического роста, другие стали непосредственной реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая  активность, проявленная государством впервые кризисные месяцы, вполне могла изменить привычный ход  работы российского рынка труда, направив его реакцию по иному  руслу, чем прежде.

Правительством была разработана  и принята специальная антикризисная  программа дополнительных мероприятий  по снижению напряженности на рынке  труда. Программа адресована не столько  безработным, сколько "работникам, находящимся  под риском увольнения" - намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные  режимы работы и т.д. Определены четыре основных направления ее реализации: организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват –  свыше 200 тыс. человек); организация  общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – порядка 1 млн. человек; сюда же относятся меры по предоставлению стажировок на предприятиях выпускникам образовательных учреждений); содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах (предполагаемый охват – около 50 тыс. человек); содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных (предполагаемый охват – 15 тыс. человек). На эти цели из федерального бюджета планируется потратить примерно 43 млрд. рублей.Федеральный бюджет РФ в 2010 году выделит более 35 миллиардов рублей на программы по снижению напряженности на региональных рынках труда.

Cостояние и прогноз развития рынка труда в России