Cостояние и прогноз развития рынка труда в России
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра экономики труда
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
РЫНОК ТРУДА
НА ТЕМУ:
" Cостояние и прогноз развития рынка труда в России"
Работу выполнил: Халтурин Андрей Петрович
Студент группы ЭСЗ-303
Работу проверил (а): ____________________
Челябинск
2013
Содержание
Введение………………………………………………………
1 Особенности формирования рынка труда в России……………………..…4
2 Прогнозирование рынка труда……………………………………………….7
3 Активная и пассивная политика на рынке труда…………………………...11
4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России ……………………..…13
5 Заключение……………………………………………………
6 Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.
Нa рынке труда встречаются продавец и покупатель, кaк при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
1 Особенности формирования рынка труда в России
Формирование территориального рынка труда (федерального, регионального) происходит под влиянием различных факторов и условий. Эти факторы и условия определяют особенности российского рынка труда, различаются по своему характеру, степени, направлением воздействия. Характерными особенностями современного состояния рынка труда в России являются следующие:
1. Одним из наиболее
общих факторов, влияющих на параметры
рынка труда, является то, что
он формируется в условиях
общего кризиса, охватившего
2. Другой особенностью
рынка труда в России является
то, что скорость формирования
рынка труда явно недостаточна
для того, чтобы успешно складывались
рыночные предпосылки
3. Особенностью нынешнего
этапа формирования рынка
4. Весьма существенно
то, что процесс формирования
рынка труда лишен необходимой
государственной стратегии.
5. Специфика формирования
рынка труда в России в
6. Особенностью формирования
рынка труда в России является
также то, что в различных регионах
имеются разные социально-
В немалой степени этому способствует и сложившаяся отраслевая специализация регионов, одна часть которых на протяжении ряда лет выступала в роли аграрных, другая - сырьевых придатков, третья - узлов концентрации предприятий оборонного комплекса.
Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателем состояния рынка труда. Наряду с территориями, в которых ситуация с занятостью резко обострилась, в связи с чем ставится задача отселения части населения в том числе и трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы г. Москва, САХА-республика и др., где ситуация на рынке труда более благоприятная.
7. И наконец важной
особенностью, влияющей на формирование
рынка труда в России является
то, что существует
Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что условия формирования рынка труда в России по-разному влияют на его функционирование и развитие. Учет этих особенностей необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке эффективной, общегосударственной политики регулирования занятости населения в России.
2 Прогнозирование рынка труда
Прогноз рынка труда служит основой для организации работы по обеспечению занятости населения, так как позволяет оценить:
1) складывающуюся ситуацию
с соотношением спроса и
2) возможную численность
незанятого населения, которая
может обратиться за
3) распределение рабочей силы, оказавшейся на рынке труда
4) возможные объемы
5) потенциальную численность безработных.
Прогнозирование рынка труда является базой для определения объема средств, необходимых для выполнения программ действий служб занятости, а также позволяет определить приоритеты региональной политики занятости на прогнозируемый период и разработать меры, направленные на предотвращение массовой безработицы и обеспечение социальных гарантий граждан в сфере их занятости.
Разработка прогноза рынка труда осуществляется на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации, на основе анализа занятости населения и рынка труда в регионе.
В соответствии с рекомендациями ФСЗ прогнозы рынка труда должны быть многовариантные и учитывать различные изменения объема производства. В связи с этим могут быть разработаны следующие варианты прогноза:
1 - минимальный - отражающий сложившиеся изменения объема производства
2 - средний - предусматривающий несколько более высокие темпы изменения объемов производства
3 - максимальный - основанный
на возможных значительных
Закладываемые в различные варианты прогноза показатели изменения объемов производства определяются на основании данных местных экономических органов и органов управления.
Прогноз рынка труда разрабатывается на предстоящий период (год) в целом, а также с разбивкой по кварталам.
Прогнозирование рынка труда проводится органами службы занятости совместно с органами экономики и статистики.
При расчетах необходимо учитывать
национальные и демографические
особенности, специфику социально-
Прогноз рынка труд состоит из следующих 4 разделов:
1 раздел (блок) - предложение
рабочей силы, позволяющее определить
численность различных
- высвобожденные работники
- молодежь, не продолжающая
дальнейшую учебу или не
- граждане, меняющие работу по причине текучести
- лица, освобожденные из мест лишения свободы
- мигранты трудоспособного возраста, прибывшие в регион из других территорий
- незанятое население,
желающее приступить к
- демобилизованные из рядов ВС.
Все группы граждан на рынке труда представлены тремя категориями рабочей силы:
1. Не имеющая работы. К ним относятся:
- потерявшие работу по тем или иным причинам
- впервые вступающие в трудовую жизнь
- решившие возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва.
2. Работающие, но желающие сменить место работы.
3. Работающие, а также учащиеся, желающие подработать в свободное от работы или учебы время.
2 раздел (блок) - спрос на
рабочую силу позволяет
- числе дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде
- имеющихся рабочих местах
(их потребности на замену
3 раздел (блок) - соотношение спроса и предложения рабочей силы отражает степень напряженности на рынке труда.
4 раздел (блок) - распределение рабочей силы. Представляет возможность оценить численность граждан, трудоустраиваемых самостоятельно, т.е. минуя службу занятости, а также определить возможную численность трудоустраиваемых этой службой граждан, лиц, которым необходимо будет пройти переподготовку и безработных.
3 Пассивная и активная политика занятости
Различают государственную активную и пассивную политику занятости населения.
Пассивная политики занятости населения - это совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.
* содействие развитию
малого бизнеса и
* ассоциации предпринимателей
Государство выступает в
Главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет, контролирует и регулирует интересы партнеров на рынке труда.
Активная политика
занятости - это совокупность
правовых, организационных и
Активная политика занятости носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.
Основными формами активной политики занятости являются:
* стимулирование создания новых рабочих мест;
* организация общественных работ;
* использование гибких
форм занятости (неполный
* развитие нестандартных
форм занятости (надомничество,
* содействие развитию
малого бизнеса и
Последняя форма является
наиболее перспективной, т.к. именно развитие
малого бизнеса, индивидуального
Самое важное для государства - средства вложенные в программу поддержки активной политики содействия занятости в отличии от компенсационных выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.
Подавляющее большинство
промышленно-развитых стран с социально-
В развитой рыночной экономике
субъектами на рынке труда выступают
работодатели и работники (органы) представляющие
их интересы - ассоциации предпринимателей.
Государство выступает в
4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России
В соответствии с Законом о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения в соответствии с законом о занятости. Программы формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.
Цель разработки федеральной программы занятости населения – реализация государственной политики содействия занятости населения, активизация содействия занятости населения с учетом более полного и рационального использования территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.
Основные задачи – экономическое, организационное, правовое регулирование занятости населения, обеспечение активной деятельности Федеральной Государственной службы занятости населения. Главные направления Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации следующие:
- определение общефедеральной концепции занятости населения;
- предотвращение критической ситуации на рынке труда;
- реализация федеральных
и региональных мер по
- создание условий для
развития занятости
- сдерживание массового высвобождения работников;
- развитие системы обучения
кадров, сдерживание роста безработных
за счет организации и
- организация социальной
защиты работников организаций,
- расширение масштабов
и усиления финансовой
- совершенствование
В реализации этих задач и направлений – приоритет за активными формами занятости.
Федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ. Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.
I. Государственная (
- мероприятия по стимулированию развития рабочих мест и рынка труда в приоритетных районах;
- мероприятия по смягчению
социальной напряженности на
тех территориях, где
- мероприятия по оперативному
вмешательству в случае
В ГПНЗ РФ включаются также
мероприятия по проведению государственной
политики занятости населения, которые
целесообразно осуществлять на межрегиональной
основе. Обеспечивая тем самым
их высокую эффективность. На уровне
ГПНЗ также увязываются
С целью достижения эффективной
занятости и обеспечения
1) республиканская программа занятости населения;
2) краевая (областная) программа занятости населения;
3) районная (городская) программа занятости населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда — это такая
экономическая среда или
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
В структуре рынка труда можно выделить следующие компоненты:
1) субъекты рынка труда;
2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
5) рыночная инфраструктура.
Различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.
Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".
Рынок труда в России еще
до сих пор функционирует в
условиях независимости института
социального партнерства, который
только зарождается и охватывает
не все уровни. Это крайне затрудняет
выработку политики солидарности и
согласия в вопросах ценообразования,
заработной платы, доходов, налоговой
системы с учетом интересов разных
субъектов рынка труда, существенно
снижает роль этого инструмента
регулирования в становлении
рыночного механизма
Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касается биржи труда, то она занимается в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной зашиты населения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти».
Основными задачами Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации являются разработка
предложений и реализация основных
направлений и критериев
Введенная с начала 2009 г. обязанность оперативно информировать ГСЗ о переводах работников на неполное время и предоставлении им вынужденных отпусков повысила для предприятий риск, что при обращении к этим мерам они сразу же привлекут к себе повышенное внимание со стороны региональных, а, возможно, и центральных властей – со всеми вытекающими отсюда малоприятными последствиями. Все это делает вынужденную неполную занятость намного более дорогостоящим, чем прежде, механизмом адаптации, заметно снижая его привлекательность в глазах предприятий.
Нынешний экономический кризис, поразивший российскую экономику во второй половине 2008 года, нанес сильнейший удар по всем основным сегментам делового сектора российской экономики. Очень сильно от этого пострадал рынок труда, что привело к увеличению числа безработных в стране.
С началом кризиса стало
ясно, что развитие российского рынка
труда подошло к
На рубеже 2008-2009 годов государство приняло целый ряд важных решений, связанных с регулированием рынка труда. Одни были разработаны и намечены к принятию еще в период быстрого экономического роста, другие стали непосредственной реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая активность, проявленная государством впервые кризисные месяцы, вполне могла изменить привычный ход работы российского рынка труда, направив его реакцию по иному руслу, чем прежде.
Правительством была разработана
и принята специальная
- Cостояние преступности в зарубежных странах
- Cоциальная адаптация студентов в вузе
- Cоциальная защита населения
- Cоциальная защита населения в республике Беларусь
- Cоциальная политика в переходной экономике Росси
- Cоциальная психология
- Cоциально-психологические аспекты управления в индустрии общественного питания
- Cоздание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - «Продажа билетов на футбол»
- Cоздание биологических классов на базе МОУ гимназии №3 города Дюртюли MP Дюртюлинский район РБ
- Cоздание клуба знакомств для пожилых людей в селе Бильчир Осинского района
- Cоздание комплексной туристической характеристики Италии как совокупности условий организации и развития туризма
- Cоздание приложения, при помощи которого пользователь сможет аппроксимировать экспериментальные данные полиномиальной функции
- Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности
- Cостояние и перспективы развития рынка товаров бытовой химии