Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятия и особенности личности ……………………………………8

§1. Понятия «языковая личность» и «коммуникативная личность»………….....8

§2. Параметры и модели коммуникативной личности……………..…………....13

Глава II. Индивидуальные  и социальные и особенности личности…..….19

§1.Индивидуальные свойства личности …………………………………………19

§2.Социальные особенности личности…………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………..………30

Список использованной литературы……………………………………..…...34

Приложение………………………………………………………………...……..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Личность  человека можно изучать с различных  аспектов деятельности. Для теории коммуникации особое значение имеет изучение «человека говорящего», то есть реализующего себя как коммуникативную личность. По данным ученых, коммуникативная деятельность человека составляет около 80% всего его существования, из них: аудирование - 45%, говорение - 30%, чтение - 16%, письмо - 9%. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения, приводят к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных россиян развития новых качеств. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Поэтому, проблема изучения коммуникативной личности, ее социальных и индивидуальных свойств является актуальной проблемой на сегодняшний день.

    Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

    Процесс восприятия одним человеком другого  выступает как обязательная составная  часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку  человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком, как личность.

    Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

    Процесс понимания друг друга «осложняется»  явлением рефлексии. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается твой внутренний мир.

    Научить человека психологически верно и  ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно в ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.

    В рассмотрении первой главы наиболее помогли нижеперечисленные учебники.

    С помощью учебника Конецкой В.П. «Социология коммуникации» в работе удалось определить, что такое коммуникативная и языковая личность, подробно рассмотреть особенности языковой и коммуникативной личности, определить сходства и отличия данных понятий.

    Караулов  Ю.Н. «Русский язык и языковая личность». В этой книге рассматривается один из интереснейших вопросов лингвистики - о формах существования языка и способах его использования. Разрабатывая понятие языковой личности, автор показывает, что оно является системообразующим для описания национального языка и на его основе оказывается возможным достичь нового синтеза знаний о русском языке, преломленном через структуру русской языковой личности.

    Этот  учебник в курсовой работе используется неоднократно. С помощью данной книги удалось рассмотреть формы существования языка и способы его использования.

    Немалую пользу в написании данной курсовой работы принесла книга, «Основы речевой коммуникации», чьим авторами являются Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Благодаря книге «Основы речевой коммуникации». Учебник посвящен основам коммуникативной деятельности и нацелен на обучение речевому общению путем совершенствования навыков всех видов речевой деятельности — чтения, слушания, письменной и устной речи. Излагаются основные понятия теории речевой коммуникации, теоретические сведения, необходимые для повышения эффективности речевой деятельности во всех ее проявлениях, приводится система упражнений, направленных на улучшение речи и навыков общения, на освоение речевых тактик и психологических приемов взаимодействия с собеседником.

    Огромную роль сыграл учебник Фролова С.С. «Социология» в рассмотрении основных понятий и концепций социологии. В книге подробно рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, о целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Также описывались виды и особенности таких понятий как социальные действия, воздействия и взаимодействия.

     Харчева В.Г «Основы социологии». В книге показано становление и развитие социологии как теоретической и прикладной науки, проанализированы концепции наиболее известных представителей социологической мысли, приведены основные понятия социологии.

    Что касается работы Клюева Е.В. «Речевая коммуникация», данное учебное пособие помогло также в написании работы. Учебное пособие посвящено речевой коммуникации и прежде всего - коммуникативным стратегиям и тактикам говорящих.

    Также не обошлось без использования других учебных пособий для полного  раскрытия второй главы, одним из которых является «Основы теории коммуникации» Василик М.А.. В книге рассматриваются вопросы методологии коммуникативных процессов. Содержание учебника включает историю и современные проблемы теории коммуникации — одной из перспективных отраслей научного знания. Исследуются различные виды и уровни коммуникации. Большое внимание уделяется видам профессионально ориентированной коммуникации.

    В работе также были использованы материалы с  интернет – библиотек.

    Таким образом, использование данных источников дает возможность воспользоваться точными данными в рассмотрении важных вопросов и подробно рассмотреть коммуникативную личность, а так же рассмотреть соотношение индивидуальных и социальных аспектов личности.

    Цель работы – рассмотреть соотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности.

    Задачи:

  • раскрыть понятия «коммуникативная личность», «языковая личность»
  • выявить параметры и модели коммуникативной личности;
  • соотнести социальные и индивидуальные аспекты общения коммуникативной личности;

    В данной работе коммуникативная личность рассматривается как индивидуальный и социальный субъект общения. Человек постоянно взаимодействует не только с другими людьми, но и с самим собой. А также определяется характер взаимодействия субъектов общения по типологии их личности.  

    Объектом  исследования является коммуникативная личность

    Предметом исследования является соотношение социального и индивидуального.

    Теоретическая новизна состоит в том, что выявленные проблемы коммуникации сопоставимы с индивидуальными особенностями психического развития студентов.

    Практическая  значимость состоит в выработке рекомендаций по преодолению проблем в общении и развитию коммуникативных свойств личности.

    Что касается метода исследования, автор  не обошелся без помощи учебных и научно-исследовательских пособий.

    Работа  состоит из оглавления, введения трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    В заключении были проведены итоги по данной курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятия и особенности личности. 

§1.Понятия «коммуникативная личность» и «языковая личность». 

       Понятия коммуникативная и языковая личность очень схожи по значению, однако, есть некоторые отличия. Для того чтобы понять в чем их главное отличие, необходимо рассмотреть эти два понятия.

    Формирование  коммуникативной личности происходит в процессе общения, которое осуществляют индивиды, использующие свою коммуникативную компетенцию, определяющие стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливающие определенный опыт.

    Коммуникативная личность – это субъект, взятый со стороны его способности к выработке, использованию и ретрансляции коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие между людьми.

    Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью  ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

    Коммуникативная личность имеет свои особенности  актуализации на разных уровнях и  в разных типах коммуникации. Проявления коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

    Социология  рассматривает коммуникативную  личность не только как «коммуникативный индивид», но и как «коммуникативную индивидуальность», которая к тому же наделяется такими сущностными характеристиками, как харизма и коммуникабельность.

    Харизма (греч. xaris - грациозность, красота) понимается как личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как динамизм, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и др. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» - образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

    Под коммуникабельностью понимается способность личности по своей инициативе устанавливать коммуникативные контакты в любой сфере общения или поддерживать контакты, предложенные ей партнерами. В обиходной речи, да и в научно-популярном контексте коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение.

    Изучение  коммуникативной личности опирается на определения понятия «личность» как категории философской, социологической, психологической и лингвистической. С учетом исследований этих дисциплин родовое понятие «личность» можно раскрыть как целостную структуру социально значимых качеств, приобретенных индивидом в совместной с другими деятельности и общении и определяющих его индивидуальность.

    Разнообразие  подходов и множество теорий свидетельствуют  о сложности проблемы обоснования  существенных признаков личности, ее структуры и функционирования. Различие заключается главным образом в понимании роли стадий в процессе формирования личности: создание познавательных навыков - в теории развития познания (Ж.Пиаже), понимание чувств других людей - в теории нравственного развития (Л.Колберг),  преодоление напряженности в сознании собственного «Я» - в психоаналитических теориях (З.Фрейд, Э.Эриксон), формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру, в котором осуществляется ее деятельность, - в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.

    Особую  социопсихологическую проблему представляют критерии оценки личности. В этом плане  заслуживает внимания предложение Ю.А.Сорокина о целесообразности различать фактическую ценность личности, с точки зрения реальных результатов ее деятельности, и значимость личности, с точки зрения ее социального статуса - положения в обществе. Это особенно необходимо, потому что в жизни часто наблюдается несовпадение: достаточно вспомнить судьбу Мусоргского, Моцарта, Сервантеса и другие гениальные личности, которые были забыты своим обществом, - на закате их дней общество не оказало им достойного внимания.1

    Под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, языковая компетенция.

    В теоретике-гносеологической модели языковой личности выделяются три уровня: 1) вербально-семантический, 2) лингвокогнитивный и 3) мотивационный. Критериями выделения данных уровней являются типовые единицы - слова, обобщенные понятия - концепты и коммуникативно-деятельностные потребности, отношения между этими единицами и стереотипы их объединения в определенные комплексы. Данная трехуровневая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках трех существенных характеристик – вербально - семантической, или собственно языковой, когнитивной (познавательной) и прагматической.

    Вербально - семантическая характеристика складывается из лексикона индивидуума - всего запаса слов и словосочетаний, которыми он пользуется в естественной вербальной коммуникации. При этом учитывается не только количество лексических единиц, но и умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функционально-стилистической ценности. Индивидуальность этой характеристики определяется не только степенью владения этим умением, но и нарушением нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

    Когнитивная характеристика связана с интеллектуальной сферой личности, познавательной деятельностью человека, предполагающей мыслительные процессы. У каждого индивидуума в процессе его развития вырабатываются идеи, концепты, которые отражают его видение «картины мира». В его сознании они представлены как некая система социальных и культурологических ценностей, сформировавшаяся в конкретных условиях социального опыта и деятельности. Это отражается в использовании разговорных формул и индивидуальных речевых оборотов, по которым часто определяют известную личность.

    Прагматическая  характеристика определяется целями и задачами коммуникации - намерением говорящего, его интересами, мотивами и конкретными коммуникативными установками. Именно мотивированность говорящего, которая является «коммуникативно - деятельностной потребностью», и представляет собой единицу прагматического уровня языковой личности, служит наиболее существенным фактором, обусловливающим ее индивидуальные особенности. Эти особенности определяются не только уровнем знания логических рассуждений индивида, но в значительной степени и его эмоциями и ситуативными факторами общения. Разнообразие этих факторов и отсутствие достаточно устойчивых формальных изменений в речи говорящего затрудняют исследование прагматической характеристики как важнейшего уровня структуры языковой личности.

    Из  трех уровней языковой личности лишь последний характеризует индивида именно в плане его коммуникативных способностей. Вербально - семантических характеристик явно недостаточно для оценки коммуникативных способностей и возможностей. Известно, что значительное место в естественной коммуникации занимают невербальные средства, передающие до 65% смысловой и оценочной информации. Когнитивный уровень в данной модели естественно ориентирован в большей степени на языковые характеристики личности. Для коммуникации, наряду с системой социальных и культурологических ценностей, большое значение имеют и другие когнитивные факторы, связанные с механизмами адекватного восприятия и целенаправленной передачи информации.

    Безусловно, обоснование модели языковой личности является значительным вкладом в  разработку теоретического и практического  аспектов социальной коммуникации. Изучение языковой личности и путей ее формирования в пределах выделенных характеристик может иметь различную степень глубины в зависимости от конкретной цели исследования, например, в сравнительном или историческом плане, в различных коммуникативных сферах, особенно связанных с общественными отношениями.

    И так, языковая личность является одним из важнейших характеристик человека, которая необходима для коммуникативной личности. 

    Таким образом, «коммуникативная личность», как видовое понятие значительно шире понятия «языковая личность», так как предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины. В отличие от коммуникативной личности, языковая личность предполагает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих только создание и восприятие им речевых произведений, 

§2 Параметры и модели коммуникативной личности. 

    Параметры коммуникативной личности определяются степенью ее коммуникативных потребностей, познавательных потребностей, когнитивным  диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательной активности, коммуникативной  компетенцией. В силу этого параметры  коммуникативной личности условно можно разделить на три группы: мотивационные, когнитивные и функциональные.

    Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное  место в структуре коммуникативной  личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация - бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор.

    Когнитивные параметры связаны с познавательным опытом личности, ее интеллектуально-эмоциональным  потенциалом. Если личность владеет знанием о необходимых в той или иной ситуации коммуникативных кодах, тогда коды обеспечивают ей адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, а также формы воздействия на партнера по общению. Когнитивные параметры сопряжены только с самонаблюдением и самосознанием личности, которая обладает способностью верно оценивать познавательный диапазон партнера и выстраивать в соответствии с этим свои коммуникационные стратегии. Когнитивные параметры также связаны со способностью личности адекватно воспринимать информацию и воздействовать на партнера, влияют на верную оценку и самооценку когнитивного диапазона коммуникаторов, а также на знание норм и кодов вербальной и невербальной коммуникации. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

    Когнитивный параметр является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной  потребностью и конкретной коммуникативной  ситуацией. 

    Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение общения в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

    Наличие типовых параметров, характеризующих  индивида в его коммуникативной  деятельности, дает возможность представить  их в обобщенном виде - в виде двухступенчатой модели коммуникативной личности (прил. 1).

    Все параметры коммуникативной личности нацелены на поддержание контакта, на выявление намерений партнера, установление прямых и обратных коммуникативных  связей, самокоррекцию и т.п.

    Выделенные  характеристики коммуникативной личности актуализируются одновременно при  помощи специфических механизмов речемыслительной деятельности. Самым сложным является механизм, осуществляющий переход с уровня единиц языковой системы к уровню коммуникативных единиц в условиях постоянно видоизменяющихся ситуативных факторов коммуникации.

    Американский специалист по теории коммуникации П.Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателю сообщения, что их отношение к нам, и, что более важно, их поведение по отношению к нам, определяется, в значительной степени, нашим отношением к ним.2

    Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным  принципом коммуникации. Люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации.

    Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику  коммуникативного поведения, накапливают  определенный опыт. Разумеется, каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности.

    Под коммуникативной личностью понимается совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт», визитная карточка.

    Обмен «любезностями» между представителями отдельных социальных групп (заключенные, молодежь и подростки, ученые), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фатической, контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения (подтекст: Мы с тобой одной крови, ты и я).3

    Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова persona – маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов, и как совокупность собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке.

    Аристотель  писал, что душа есть начало живых  существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи – через посредство души – живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души, свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р.Декарта. Некартезианская парадигма не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние.4

    По  определению философского энциклопедического словаря, личность представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами литературоведа, языковеда и философа М.М.Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект, и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).5

    Коммуникативное поведение человечества также состоит из общих моментов в поведении отдельных личностей. Существуют только отдельные индивиды, коммуникативное поведение которых составляет единый язык. Но и в поведении индивида отражаются свойства природной и социальной (в том числе коммуникативной) среды. В некартезианской парадигме говорится также о воплощении  природных и общественных структур в отдельном индивиде. Своеобразие формальных и стилистических характеристик речи отдельного носителя данного языка называют идиолектом.6

    Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы – будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник).

    В зависимости от способа использования  своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу. Человек  всегда невольно «подстраивается» под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляет метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Один из параметров «на контроле» у коммуникатора – тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности