Cоциальная защита населения в республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

  При формировании социальной стратегии  и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

  Чем тяжелее ситуация в той или  иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят её требуют от правительства. Сложность положения  при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих.. А это порождает новые социальные напряжения.

        Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся.

        В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.

   В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.

  Социальная  поддержка может проявляться  в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

  Вопрос  о том, кому, в каких видах и  формах, в каком объеме оказывать  социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

  Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Сущность социальной защиты

 
 

  В условиях перехода к рыночной экономике  армия безработных возрастает, что  требует проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятия.

  Социальная  политика современного государства  — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.

  Основные  направления социальной политики — защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).

  Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.

  Проблема  социальной защиты населения по-разному  решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.

  Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

  Социальную  защиту населения обеспечивают также  предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации.

   Главными средствами уменьшения неравенства  в распределении доходов и  имущества являются прогрессивный  подоходный налог и социальные расходы государства, о которых уже шла речь в предыдущих темах. Так, в Швеции, благодаря проведению соответствующей политики, стократная разница между совокупным доходом домашнего хозяйства 10 % наиболее богатого и 10 % наиболее бедного населения уменьшается в 25 раз и составляет 4:1. На перераспределение доходов и имущества в развитых странах мира официально направлена политика доходов.

  В западной экономической литературе с целью измерения дифференциации в доходах чаще всего используется кривая Лоренца (по имени американского экономиста М. Лоренца). Степень неравенства в доходах измеряется с помощью коэффициента Джини (по имени итальянского экономиста Джини). При этом используются разные подходы и принципы к пониманию проблемы справедливости. Заслуживает внимания роулсианский принцип (по имени американского философа Д. Роулса), согласно которому справедлива такая дифференциация в доходах, при которой относительное экономическое неравенство способствует достижению более высокого уровня жизни самых бедных слоев населения.

  В процессе регулирования доходов  следует добиваться оптимального соотношения между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью экономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит к значительному ослаблению, а порой, и полному разрушению действенных стимулов к труду, существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же время, чрезмерная дифференциация доходов обусловливает нарастание социальной напряженности, углубление социальных конфликтов, использование исключительно рыночных рычагов хозяйствования.

  В системе социальной защиты населения  важнейшим элементом является социальное страхование, которое включает пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада пенсионное и медицинское страхование осуществляется путем отчислений от заработной платы и прибылей в равных пропорциях.

  Страховые выплаты в случае безработицы  проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае наибольшие суммы расходов (от 50 до 70 % средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время законодательно установленного периода. В последующем суммы выплат уменьшаются. В США максимальный срок получения помощи по безработице составляет 26 недель, а величина еженедельной помощи в середине 90-х гг. составляла около 200 дол. В отдельных случаях срок предоставления помощи может быть продлен до 49 недель.

  Во  втором случае во внимание принимается период занятости, трудовой стаж, физическая способность к труду, срок предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев на протяжении 3 лет и не меньше 10 недель на протяжении последнего года перед увольнением с работы. Во Франции такими условиями являются наличие работы в течение 150 дней в году и 91 день страхования. В Великобритании принимается во внимание только уплата взносов в страховой фонд: на протяжении года их должно быть не менее 26.

  Важное  звено социальной защиты населения  — программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.

  В общенациональном масштабе современное  государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы [18, с.264].

  Политика  трудоустройства включает также меры по регулированию продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое. Исключением стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2 150 ч/г., или на 250 ч больше, чем, например, француз. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости имело место в Швеции, Франции и некоторых других странах в 70-80-е гг.

  Одним из элементов социальной защиты населения  является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется через установление в законодательном порядке минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка заключения коллективных договоров в отношении условий труда, оплаты рабочей силы, социального страхования, отпусков и т. д.

  Конечный  источник выплат по социальному страхованию  — труд наемных работников и служащих, так как он, во-первых, является источником стоимости и синергического эффекта, возникающего при взаимодействии рабочей силы со средствами производства и другими элементами производительных сил; во-вторых, создает основную часть необходимого и дополнительного продукта; в-третьих, предприниматели, относя выплаты в фонд социального страхования к издержкам производства, по существу перекладывают их на плечи потребителей.

  Последнее положение особенно наглядно демонстрирует  опыт Швеции, где социальные фонды  формируются за счет государства  и предпринимателей. При этом предприниматели  финансируют социальное страхование  в случае болезни на 85 %, народные пенсии — на 78, несчастные случаев на производстве — на 100, ежедневные льготы в случае безработицы — на 61 %. Остальные расходы на перечисленные цели берет на себя государство.

  При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жизни, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости (например, уровень производительности труда, количество безработных и др.).

  За  основу минимального уровня заработной платы берется набор товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные потребности отдельного человека или типичных семей (с одним ребенком, с двумя и др.). Этот набор в разных странах различный. В США, например, в него включают оплату за найм жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупку раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

  Размер  минимальной заработной платы в  развитых странах Запада достигает от 30 до 50 % размера средней заработной платы. Так, в США он составляет 4,5 дол. в ч. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.

  Самыми  общими критериями бедности является безработица и инфляция, уровень  которых характеризует степень  бедности. Суммарную величину этих показателей в США называют «индексом  нищеты». Так, если индекс безработицы составляет 2 %, а индекс инфляции 1 000, то «индекс нищеты» — 1 002 %.

  Основной  критерий бедности — уровень доходов  на одного человека. Общий критерий бедности — структура потребления в семьях, в частности, доля расходов на питание. В США, к примеру, к бедным относятся семьи, которые расходуют на питание треть семейного бюджета. В России в 1992 г. расходы на питание составляли в доходах большинства семей около 75%.

  Общий уровень бедности в той или  иной стране определяется показателем  доли количества бедных людей в общей  численности населения в возрасте старше 15 лет. Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума. Первый отражает удовлетворение только главных физиологических потребностей и получение основных услуг, второй включает еще и минимальные духовные и социальные запросы.

  Наиболее  точным для определения абсолютного  уровня прожиточного минимума является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в такую корзину включают на семью из двух лиц 552 позиции, из трех — 639, а из четырех — 652. Потребительская корзина для каждого типа семьи состоит из 149 позиций продовольственных товаров (или 23—27 % от общего количества позиций), с таким расчетом, чтобы структура питания обеспечивала дневную калорийность для работающих — 2 822 кал., для пенсионеров — 2 026 и для детей — 2 123. В 1988 г. уровень прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составлял 69 %.

  В Белоруссии и странах Прибалтики для вычисления прожиточного минимума пользуются показателем социального прожиточного минимума, в России и Казахстане — физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые должны обеспечивать норму калорийности 3 050 ккал для трудоспособных мужчин и 2 525 ккал для трудоспособных женщин. В России физиологический минимум был установлен в 1992 г. в объеме 19 продуктов, а минимальный потребительский бюджет — в объеме более 200 видов товаров, в том числе, 80 продуктов питания.

  Критерий  бедности тесно связан с минимальным уровнем заработной платы. Регулирование заработной платы в целом является важным элементом программы социальной защиты населения. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в государственном секторе. Социальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в государственном аппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США И других странах Запада заработная плата в государственном секторе ниже, чем в частном, но работники и служащие государственного сектора имеют значительно большие гарантии, большие социальные выплаты и др.

  Заработная  плата наемных работников регулируется с помощью коллективных и тарифных договоров. Широкий круг вопросов регулируют коллективные договоры. В них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируется продолжительность рабочего дня и отпусков, определенные гарантии условий труда, доплаты за сверхурочные работы, предоставление дополнительного питания и др. В тарифном договоре оговаривается минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня заработной платы работникам различной квалификации. Тарифный договор при участии представителей предприятий и трудящихся составляется при посредничестве государства и утверждается Министерством труда. Это является гарантией его выполнения. Во время действия тарифного договора забастовка рассматривается в качестве незаконного средства разрешения трудовых споров.

  Чрезвычайно важное звено системы социальной защиты населения — индексация денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Она практикуется во всех развитых странах с 60-х гг. Такая индексация осуществляется как на макроуровне (через принятие соответствующих законов), так и на микроуровне (через включение соответствующих статей в коллективные договоры). В 80-е гг. этот процесс начал несколько затухать, вместо индексации стало использоваться установление верхней и нижней границ роста цен и другие меры [18, с.267]. 

1.2 Критерии  оценки уровня бедности

 
 

  Подавляющее большинство известных границ бедности представлено обобщающими денежными показателями, такими как минимально допустимый семейный доход либо минимальная сумма потребительских расходов.

  По  характеру используемой информации методы установления черты бедности можно условно разделить на три группы:

  •   нормативные, опирающиеся на рекомендации экспертов (в частности, диетологов);
  • бихевиористские, базирующиеся на фактическом различии в составе потребления семей с разным уровнем жизни;
  • социологические, позволяющие получить границу бедности путем обработки результатов опроса общественного мнения.

  Принятое  разделение условно, поскольку при  построении черты бедности широко используется комбинация разных подходов, например нормативного и бихевиористского.

  Выбор метода и комбинации методов построения черты бедности зависит от поставленной цели. Научное исследование или разработка прогнозов допускает более широкое толкование бедности (относительные и комбинированные подходы), чем определение ее официальной границы, которая дает право на получение материальной помощи (преимущественно абсолютные подходы в странах с переходной экономикой).

  На  основании предложенной классификации  и с учетом таких факторов, как  состояние экономики, средний уровень жизни населения, менталитет, а также с использованием других методик исследования разные страны определяют официальную границу бедности и условия ее пересмотра. Критерии оценки бедности, используемые в современной практике, представлены в прил., табл. 18.

  В странах Европейского союза (ЕС) используются в основ ном относительные показатели бедности, тогда как в США — абсолютные. В развивающихся странах и странах с переход

  ной экономикой, которые значительно  беднее, чем развитые, применяется в основном абсолютная концепция бедности. В странах Центральной и Восточной Европы наибольшее распространение получил метод потребительской корзины. В большинстве стран СНГ, за исключением Украины, в основе построения черты бедности также лежит расчет стоимости минимального потребительского набора. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума. Для сравнительной оценки уровня бедности в странах с переходной экономикой Всемирный банк установил единый порог бедности, равный 2,15 дол. США в день на человека.

    Основная, официальная, черта бедности  строится в Беларуси на основе  бюджета прожиточного минимума. В соответствии с Законом «О  прожиточном минимуме в Республике  Беларусь» малообеспеченными признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. По данным выборочных обследований домашних хозяйств этот показатель интерпретируется как численность населения с располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума.    Проблемы формирования минимальной потребительской корзины, минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума требуют отдельного рассмотрения.      Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Потребности значительно дифференцируются в зависимости от пола и возраста потребителей, характера их занятий, места проживания, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ и услуг. Поэтому минимальный потребительский бюджет рассчитывается не на абстрактного человека или семью, а на конкретные потребительские единицы, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения (семья из четырех человек; мужчина трудоспособного возраста; женщина трудоспособного возраста; молодая семья с двумя детьми молодая семья с одним ребенком; семья пенсионеров; муж чина-пенсионер; женщина-пенсионерка; студент; студентка; дети различного возраста). В качестве минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения применяется среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек.

  Основой натурально-вещественной структуры  минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина — это научи обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в республике. При формировании потребительской корзины используется принцип ее репрезентативности, т.е. включенные в неё блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности чело века. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:

  ♦ питание (хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыба и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты);

  ♦  одежда, белье, обувь;

  ♦  лекарства, предметы санитарии и  гигиены;

  ♦   мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственно го назначения;

  ♦  жилье и коммунальные услуги;

  ♦   культурно-просветительные мероприятия  и отдых;

  ♦  бытовые услуги, транспорт, связь;

  ♦  содержание детей в дошкольных учреждениях;

  ♦  обязательные взносы и платежи [2, с.70].

  В международной практике при формировании минимума материальной обеспеченности, как отмечалось, используются различные методы:

  • статистический (минимальный бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10—20 % самых малоимущих граждан страны);
  • нормативный (на основе определения минимальных общественно необходимых норм потребления материальных

  благ  и услуг);

  • комбинированный, или нормативно-статистический (питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах);
  • метод самооценки (на основе данных специальных обследований и опросов населения о необходимом минимальном доходе);
  • субъективный (по экспертной оценке респондентов);
  • ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить минимальную потребительскую корзину).

  В Республике Беларусь формирование минимальных потребительских бюджетов осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.

  Нормативный метод предполагает, что профилирующие  учреждения и организации на основании исследований определяют состав товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, разрабатывают нормы и нормативы потребления с учетом особенностей половозрастных групп населения. При этом вначале обосновываются нормы потребления (например, для продовольственных товаров — по химическому составу и энергетической ценности), а затем определяется соответствующий им набор товаров и услуг. В случае отсутствия норм на отдельные составляющие последние определяются статистическим методом, который основывается на анализе фактического потребления населением товаров (услуг) и соответствующей структуры денежных расходов населения исходя из данных обследования домашних хозяйств.

  Законом предусмотрен пересмотр структуры  и состава потребительских корзин с учетом социально-экономического развития и изменений в нормах потребления Министерством труда Республики Беларусь с участием профсоюзов, объединений потребителей и других общественных объединений не реже одного раза в 5 лет.

  Для стоимостной оценки потребительских корзин используются средние цены на товары и услуги с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке. В случае отсутствия товара в каком-либо виде торговли учитываются цены, по которым его можно приобрести в альтернативных видах торговли.

  Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

  Минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной экономики установление критериев и норм социальной защиты в тесной привязке к минимальному потребительскому бюджету весьма проблематично и нереально, поскольку государство не располагает для этого необходимыми экономическими возможностями. Низким экономическим возможностям государства больше соответствует такой важнейший норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.

  Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Cоциальная защита населения в республике Беларусь