Cпецифика детского досуга

Москва 2010

Содержание

 

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье

§ 1. Сущность досуговой деятельности

§ 2. Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников

§ 3. Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы ее организации

§ 4. Семья как ведущий фактор в организации досуга младших дошкольников

Заключение

Список литературы

Введение

 

Досуг - свободное время от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг - показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг - средство всестороннего развития личности человека.

Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.

Важную роль в организации досуговой деятельности детей играют родители, семья в целом. Культурный уровень родителей определяет уровень культурного развития детей, их желания и интересы, что в значительной мере влияет на организацию досуговой деятельности.

Но в современном обществе, родители чаще заняты карьерой, чем своими детьми, что является причиной "брошенности" детей. Ребенка оставляют в лучшем случае у бабушек, или нанимают специализированный персонал. Но это не приводит ни к чему хорошему. В обоих случаях "сиделки" не смогут заменить родителей: в первом случае, несмотря на то, что ребенок хорошо знаком с бабушкой, разница в два поколения, устаревшие методы воспитания могут повлиять на успешную социализацию в обществе; оставляя же ребенка с гувернанткой, родители рискуют нанести ему серьезную психологическую травму (незнакомый человек).

К сожалению, родители вовремя не понимают всей серьезности данной проблемы. И в будущем это приводит к возникновению чувства вины перед своими детьми, и внутренней обиды на родителей.

Тема детского досуга широко освещена в исследованиях отечественных педагогов и психологов: H. A. Ветлугиной, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, A. C. Макаренко, Н.П. Сакулиной, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др. Но роль семьи в организации досуговой деятельности ребенка остается малоисследованной, что вызывает потребность в изучении данной сферы.

Объект исследования: Досуговая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Роль семьи в организации досуговой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление роли семьи в организации досуговой деятельности ребенка

Задачи:

.Проанализировать литературу  по проблеме исследования.

2.Рассмотреть особенности  организации досуговой деятельности  детей младшего дошкольного возраста.

.Выявить специфику организации  досуговой деятельности ребенка  младшего дошкольного возраста.

.Рассмотреть виды и  способы организации досуговой  деятельности младших дошкольников.

.Выявить потенциал семьи  в организации досуговой деятельности  младших дошкольников.

досуг младший школьник семья

Глава 1. Научно-теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье

 

§ 1. Сущность досуговой деятельности

 

Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). [14]

Проблема досуга остро встала во время первоначальной стадии развития капитализма. Следствием длительного рабочего дня было почти полное отсутствие досуга у низших классов общества. Одержимость производством, конкуренция, отсутствие правового регулирования навязывали ритм труда, не оставлявший времени для досуга - ведь едва хватало времени даже на психологический отдых. К тому же неоспоримым результатом разделения труда, монотонности производственных задач стало разрушительное воздействие такого труда на человеческую психику. Тогда досуг становится необходимым, существенно важным для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде. Некоторые социологи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными.

Досуг - это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Но речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство самовыражения человеческой личности. [16]

Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: что хочу, то и делаю. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

В настоящее время в рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято вычленять активные и пассивные формы проведения досуга. В первом случае - это деятельностные разновидности досуга.

Во втором случае - это пассивное потребление различных культурных мероприятий и - особенно во второй половине 20 в. - потребление продукции средств массовой коммуникации.

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

.учёба и самообразование  в широком смысле слова;

2.различные формы любительской  и общественной деятельности;

.общение с другими людьми;

.пассивный отдых.

Таким образом, исходя из данного разделения, можно выделить множество форм организации досуговой деятельности.

Например, первая группа представляет собой различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет и т.д.

Ко второй группе можно отнести формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.

Третья группа включает в себя различные занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.).

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом.

Условно исследовательские подходы можно разделить на три группы. Представители первой (в основном, экономисты) рассматривают свободное время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР. поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и Роли свободного времени в повышении культурно-технического уровня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Вторая группа (этнографы, психологи и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем развитии человека. А свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся:

этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций;

психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени;

педагогика связывает с ним вопросы воспитания.

Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики.

Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно - возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга.

В диалектической концепции К. Маркса свободное время предстает как сфера свободной деятельности, "не определяемой подобно труду под давлением той внешней цели. осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью". К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию.

Маркс определил досуг как "последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие", а свободное время как время, "представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности."

Из этих определений вытекают два методологических принципа:

I. В основе понятийного  смысла термина "досуг" лежит  понятие "свободного времени" как пространства досуга

II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры "творческих  сил". [2]

Сегодня в энциклопедиях и справочниках досуг и свободное время" между собой уравнивают.

В Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как досужий - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие "досуг" означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время. [15]

Большая советская Энциклопедия дает такое определение: Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. [14]

Энциклопедия социологии определяет досуг как систему различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях. [18]

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [1].

Исходя из данных подходов к пониманию досуговой деятельности, можно выделить основные функции досуга:

.функции восстановления  сил человека, поглощаемых сферой  труда и иных непреложных занятий;

2.функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т.п.) и физического развития человека.

Вторая принимает все большее значение.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно - организованный.

Таким образом, можно говорить о деятельном, временном делении досуга, типе досуга в зависимости от места проведения, а так же в зависимости от количества принимаемых в нем участие людей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

.Не существует единого  подхода к пониманию сущности  досуга. В современности существует 3 группы исследовательских подходов: экономический, психолого-педагогический  и философский.

2.В рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических  исследований существуют активные  и пассивные формы проведения  досуга.

.Досуг имеет две основные  функции: функция восстановления  сил и функция духовного и  физического развития.

.Среди множество разнообразных  типологий досуга наиболее значительными  являются разделение досуга в  зависимости от вида деятельности, времени проведения, места проведения  и количества принимаемых участие  людей.

 

§ 2. Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников

 

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма

Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) дошкольный возраст.

На границе раннего детства и младшего дошкольного возраста принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца.

При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст - пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности.

В дошкольном возрасте маленькие дети приобретают способность формировать реальные лингвистически грамотные понятия. Они начинают осознавать, что им по силам, а что - нет. Ребенок пытается обобщить свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных постепенно превращаются в логические.

Кроме того, дети овладевают речью в объеме, необходимом для выражения своих мыслей, потребностей и чувств. Речевое развитие происходит стремительными темпами, в тесном взаимодействии с когнитивным и социальным. Осваивая правила синтаксиса и расширяя свой словарный запас, дошкольники одновременно осваивают и социальные ценности, такие как вежливость и послушание, тендерные роли. В результате язык становится своеобразным мостом между младенчеством и детством: с его помощью ребенок может сообщить и объяснить свои желания, потребности и наблюдения, и благодаря этому окружающие начинают общаться с ним совсем по-другому.

Параллельно этим переменам в когнитивной и речевой сфере быстро и разительно меняются внешний облик детей, их физические возможности. Дети совершенствуются в прыжках, беге и развивают мелкую моторику, необходимую для того, чтобы писать буквы алфавита, застегивать одежду или собирать головоломки.

Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыков в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязана. По мере того как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для исследования и научения. Такая исследовательско-ориентировочная деятельность ведет, в свою очередь, к дальнейшему развитию силы и ловкости.

Младший дошкольный возраст объединяет детей третьего и четвертого года жизни. Этот период детства начинается с кризиса 3 лет, что значительно усложняет проведение как обучающих занятий, так и организованных коллективных развивающих игровых занятий с детьми этого возраста. Дети проявляют свою самостоятельность, отказываясь слушать взрослого, выполнять задания. Порой занятия сводятся к восклицаниям ребенка: "Я сам", что не дает взрослому возможности показать как правильно, помочь, исправить ошибки.

Кроме того младшее дошкольное детство характеризуется повышенной активностью детей, часто сопровождающейся дефицитом внимания. Для того чтобы привлечь внимание младшего дошкольника, необходимо его заинтересовать, выстраивать занятия так, чтобы чередовались активная деятельность с пассивной, например занятия физическим развитием с чтением книг, рисованием и т.д.

Младший дошкольный возраст - это период возникновения и развития познавательных интересов ребенка, где практическое сотрудничество со взрослым сменяется теоретическим. Теперь родитель не только взрослый, способный защитить и выполнить все желания ребенка, но и источник знаний о мире вещей и явлений.

Дети этого возраста часто задают много вопросов взрослым о природе вещей, явлений, пополняя базу знаний. Но, к сожалению, педагогическая неграмотность родителей, отсутствие терпеливости приводит к тому, что все ответы сводятся к фразе "потому что". Тем самым родитель рискует получить как отрицательную оценку своих действий, снижение авторитета, так и потерю интереса ребенка к познавательной деятельности в целом.

Педагогическая неграмотность родителей характеризуется непониманием детей, незнанием методов воспитания, ложными представлениями о воспитательном процессе, выбором несоответствующих форм взаимодействия с ребенком как в игровой, развивающей деятельности, так и в познавательной. Это может привести как к незначительным отклонениям в процессе развития ребенка, его социализации, так и к серьезным психологическим и физическим травмам.

Таким образом, можно определить следующие особенности в организации досуговой деятельности младших дошкольников:

.В связи с тем, что  данный возрастной период в  значительной мере определяет  все последующее развитие ребенка, на всем его протяжении идет  интенсивное развитие и созревание  всех систем и функций детского  организма, в организации досуговой  деятельности следует использовать  досуг как инструмент развития  ребенка.

2.При определении вида  досуговой деятельности детей  младшего дошкольного возраста  следует учитывать психологические  особенности данного возраста: кризис 3 лет, проявление повышенной самостоятельности, повышенная активность детей, дефицит  внимания.

.Для сохранения заинтересованности  детей следует чередовать активные  и пассивные формы досуга.

.В связи с возникновением  и развитием познавательных интересов  ребенка необходимо начать проводить  обучающие занятия как одну  из форм досуга.

 

§ 3. Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы ее организации

 

Существут множество форм организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста, в рамках которых решаются задачи различных воспитательных направлений:

·Нравственной воспитание

·Эстетическое воспитание

·Физическое воспитание

·Трудовое воспитание

·Интеллектуальное воспитание

·Экологическое воспитание

Частично задачи всех воспитательных направлений, перечисленных выше, решаются средствами игры.

В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста рассматривается игра.

Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей.

Советский психолог П.П. Блонский определял значение игры в жизни дошкольника как "…основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни"

Игра - это творческий процесс, в котором ребенок оперирует полученными знаниями, уточняет их и обогащает.

Игровая деятельность развивается по мере развития ребенка. Сначала это предметная игра, в которой ребенок, манипулируя различными предметами, создает игровую деятельность.

Затем игра становится ролевой. В ней младшие дошкольники сначала определяют роли, а затем осуществляют игровые действия. Роль становится центром игры, ее еденицей, а игровые действия - способом осуществления роли.

Позже игра начинает приобретать правила, определяющиеся взятой на себя ролью.

В структуре детской игры выделяются сюжет - область действительности, которая воспроизводится детьми в игре, и содержание игры - то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых. В 3-4 года сюжет возникает спонтанно, в зависимости от имеющихся предметов.

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, становится и основной формой организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П.Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П.Ф. Лесгафта,". первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться. При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался. Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни". П.Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных. [7]

П.П. Блонский выделял следующие виды деятельности, объединяющиеся термином игра:

.мнимые игры;

2.строительные игры;

.подражательные;

.драматизации;

.подвижные

.интеллектуальные.

И типичными для младшего дошкольника играми считал подражательные и строительные. [12]

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или "сюжетно-ролевыми".

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К.Д. Ушинский писал: "Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека. Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики".

В современных детских садах народные игры ("Палочка-выручалочка", "Гуси-лебеди", "У медведя во бору", "Фанты", "Краски" и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение.

Дети младшего дошкольного возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя - содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у детей складывались правильные представления, формировались положительные качества.

Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. Поэтому в руководстве играми детей 3-4 лет возможны следующие приемы: создание интереса к явлениям окружающей жизни (быт детского сада и семьи, праздники, труд взрослых), напоминание, помощь в организации игр и т.д.

Однако, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучить малыша, воспитатель может проделать с куклами и другими игрушками, причем ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь влияя на воображение и чувства ребенка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая елочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино - устроить музыкальное занятие.

Практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, дощечки, картонные коробки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробки - в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется и тем, что в этом возрасте дети сами заменяют в игре один предмет другим. Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Воспитатель должен уделять внимание ребенку, следить за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и весело.

На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки (например, на мотив известных сказок и стихов С. Маршака, К. Чуковского), дидактические и подвижные игры ("Поезд", "Автомобили", "Прятки игрушек" и др.). Основное содержание игр детей младшего дошкольного возраста можно разделить на:

·изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед);

·лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, выслушивают, дают лекарство, кормят);

·поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски - управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т.п.);

·катание в тележке и машине кукол, мишек и других игрушек;

Cпецифика детского досуга