Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности

Балтийская  государственная  академия рыбопромыслового флота 

Кафедра “Менеджмента” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине “Статистика” на тему:

“ Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности ” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы У-22

___________________ 

                                                                                                   Проверил:___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград - 2003

 

   

 

    Введение

  Современные тенденции мирового развития связаны  с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития — информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.

   Само  понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно определяют параметры экономического роста. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне в ведущих индустриальных странах приходится в среднем более половины валового внутреннего продукта; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.

   Меры  по реформированию российской статистики, предпринятые в 1993—1999 гг., способствовали не только качественному совершенствованию ряда традиционных ее разделов, но и появлению совершенно новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны в современных условиях и на перспективу. Среди них и статистика науки и инноваций, призванная отразить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.

   Переход российской экономики на рыночные отношения  не мог не повлиять на механизмы  функционирования науки и ее связи  с производством. Развитие науки, особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере определяется спросом со стороны отраслей и предприятий. С другой стороны, осуществление инноваций, являясь условием повышения конкурентоспособности продукции, сохранения традиционных и завоевания новых рынков сбыта, диверсификации производства и повышения его эффективности, выступает как составная часть промышленной деятельности и реализуется посредством различных форм передачи (приобретения) технологий — овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.). В то же время инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными объективными и субъективными трудностями (недостаточными финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-технической и маркетинговой информации и т.п.).

   Таким образом, анализ тенденций и прогнозирование развития как науки, так и промышленности становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на научную инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции.

   1. Теоретические основы  статистического  изучения научно-технической  и инновационной  деятельности

1.1. Система показателей  статистики науки  и инноваций.

     Непосредственная  трансформация идей в новые продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:

  • производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик;
  • технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества; пробное производство или испытания; если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультативных и др.);
  • приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования;
  • подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;
  • маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая развертывание дистрибьюторских сетей.

   Статистика  изучает количественные параметры  явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления.

   Для характеристики развития науки и инноваций в отечественной и зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики широко применяется понятие научного и инновационного потенциала. Появление данного понятия связано с необходимостью разработки такой экономической категории, которая бы отображала наиболее общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для формирования системы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения.

   Научный и инновационный потенциал рассматривается  как совокупность ресурсов научной и инновационной деятельности на определенном этапе развития общества. Неотъемлемым признаком научного и инновационного потенциала является характеристика возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющихся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования. Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ресурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.

   Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статистического анализа. Только комплексное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудовых, материальных, информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное представление о тенденциях научно-технического развития. Это даст возможность интегрировать разрозненные, иногда несопоставимые между собой показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного цикла, в целостную систему.

   Учитывая  сказанное, в составе системы  показателей научного и инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей (см. рис.).

   

   Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом:

  1. Показатели статистики науки.
    1. Показатели ресурсов науки.
      1. Показатели кадров науки.
        1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками.
        2. Показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками.
        3. Показатели подготовки научных кадров.
      2. Показатели материально-технической базы науки.
        1. Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок.
        2. Показатели движения основных фондов исследований и разработок.
        3. Показатели использования основных фондов исследований и разработок.
        4. Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.
      3. Показатели информационных ресурсов науки.
      4. Показатели финансирования исследований и разработок.
        1. Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки.
        2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.
    2. Показатели результатов научных исследований и разработок.
      1. Показатели публикационной активности.
      2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, образцы новых видов машин и оборудования и т.п.).
    3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).
  2. Показатели статистики инноваций.
    1. Показатели источников информации об инновациях.
    2. Показатели затрат на инновации.
      1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.
      2. Показатели динамики затрат на инновации.
    3. Показатели технологического обмена.
      1. Показатели приобретения технологий.
      2. Показатели передачи технологий.
    4. Показатели результатов инновационной деятельности.
      1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.
      2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия.
        1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.
        2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.
    5. Показатели инновационной активности промышленных предприятий.
  3. Статистические показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономический рост.
    1. Показатели технологической структуры экономики.
    2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологии).
    3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.
    4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.

   Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций.

1.2. Особенности статистического  изучения научной  деятельности.

     Центральное место среди различных классификаций и группировок принадлежит многомерной классификации научной деятельности по видам (фундаментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки.

     Отрасли науки — дисциплины, в которых  осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля. Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки - отрасли науки - научные специальности. Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе общей совокупности научных дисциплин как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки - естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные.

     В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с классификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост. Указанные специфические классификации и группировки статистики науки, как и некоторые другие — типы научных организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок — используются в практике статистического наблюдения в дополнение к общестатистическим классификациям. Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают возможность детального анализа структуры научного потенциала.

1.2.1. Показатели кадрового  потенциала.

     Кадры — основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний. Статистика кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки.  В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, выделяются четыре категории работников:

  • исследователи — работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий   непосредственное  руководство   исследовательским процессом;
  • техники — работники, участвующие в научных исследованиях и разработках и выполняющие технические функции. В основном техники имеют среднее специальное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания;
  • вспомогательный персонал — работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок;
  • прочий персонал — работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом.

   Статистика  учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и  разработками, по категориям персонала, уровню образования. Кроме того, численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и возрасту. Статистический анализ численности и состава кадров науки сочетается с изучением их использования, фактической занятости научной деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует определение численности работников  в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработками. Целью таких оценок является учет не только лиц, полностью занятых этим видом деятельности, но также тех, кто занят исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов, аспирантов и др.).

   Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а сумму долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах. Например, если один ученый посвящает научным исследованиям 30%, второй — 50%, третий — 70% времени, а остальное время они заняты другой деятельностью (преподаванием, управлением и т.д.), то число исследователей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а не 3, как в случае учета физических лиц. Первичным источником информации для расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками могут служить опросы ученых, в рамках которых ими проводится самооценка времени, затрачиваемого в течение типичной недели на фундаментальные, прикладные исследования, разработки, управление ими либо на другие виды деятельности. Получение информации возможно также на основе проведения выборочных обследований научных организаций и высших учебных заведений, направленных на изучение бюджета времени работников науки и профессорско-преподавательского персонала вузов. В статистике с переходом на международные стандарты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости научными исследованиями и разработками учитывается фактическая численность лиц, выполняющих их в качестве совместителей и по договорам гражданско-правового характера. На этой основе, исходя из числа отработанных ими за отчетный период человеко-дней, рассчитывается общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости.

   Особую  актуальность приобретает задача организации комплексного статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал, занятый научными исследованиями и разработками, но и научно-технические кадры в целом. Научно-технические кадры определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране и имеющих законченное образование третьей ступени в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости, отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Объектами мониторинга должны стать наличие научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность, миграция, уровень жизни научно-технических кадров, что предполагает координацию работ по статистике науки, труда и занятости, образования, населения и по другим отраслям социально-экономической статистики. Статистическое наблюдение успешно сочетается здесь с социологическими исследованиями ценностных ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации трудовой деятельности, социального статуса. Статистическое изучение подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.

1.2.2. Показатели материально-технической  базы.

     В процессе производства научных знаний ученый использует разнообразные средства (научное оборудование, приборы, вычислительную технику, испытательные стенды и т.п.) и предметы труда (материалы, реактивы и др.). Состояние средств научного производства отражает уровень развития производительных сил и самой науки, определяет перспективы ее развития, темпы и эффективность научно-технического прогресса, этим предопределяется значение статистического изучения материально-технической базы науки и ее основных элементов.

     Материально-техническая  база науки — комплекс средств и предметов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме. Она включает основные и оборотные средства научных исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.

     Задачей статистики является получение взаимосвязанной  информации, характеризующей материально-техническую базу науки и источники ее формирования как по стране в целом, так и по отдельным секторам и регионам. Статистика материально-технической базы науки опирается на классификацию ее основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г., не обеспечивает необходимой их дифференциации применительно к специфике различных видов научной деятельности. Поэтому в статистике науки предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в зависимости от степени участия в проведении научных исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.

     Развитию  методологии и методики статистического  наблюдения материально-технической базы науки способствовали единовременные обследования, проведенные в 1989 и 1992 гг. и позволившие впервые не только в отечественной, но и в мировой статистической практике получить обширную информацию, характеризующую ее состояние во взаимосвязи с показателями кадрового потенциала и финансирования научных исследований и разработок.

     В статистике разрабатываются показатели, отражающие объемы и структуру основных фондов и оборотных средств научных организаций; состав технических средств с более детальной классификацией научного оборудования и приборов, возрастную структуру и технический уровень оборудования; наличие и использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего оборудования; обеспеченность научных организаций зданиями, включая наличие собственных зданий, специально спроектированных и построенных под конкретные научные коллективы. Обобщающими характеристиками обеспеченности научных организаций основными фондами служат показатели фондо- и техновооруженности труда. Они определяются как отношение соответственно объема основных средств научных исследований и разработок к численности занятого ими персонала; стоимости машин и оборудования — к численности исследователей. Особый интерес для анализа представляют оценки вооруженности ученых приборами и вычислительной техникой.

     Важной  задачей статистики является также  изучение опытной базы науки, охватывающей совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Состояние и использование опытной базы характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Статистика учитывает общий объем выполненных работ опытной базы, включая объем опытных, экспериментальных работ, производство серийной продукции, работы по ремонту и обслуживанию оборудования опытной базы научной организации и др. Обобщающим показателем использования опытной базы науки по ее основному назначению, т.е. в целях научных исследований и разработок, является удельный вес опытных, экспериментальных работ в общем объеме работ опытных производств.

1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок.

   Ключевым  статистическим показателем финансовых ресурсов науки являются затраты на научные исследования и разработки — выраженные в денежной форме фактические расходы на выполнение научных исследований и разработок. Основное внимание в статистике уделяется учету внутренних затрат на научные исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся организации в течение отчетного года, независимо от источника финансирования. На их базе можно получить агрегированную оценку затрат на научные исследования и разработки в отрасли, регионе, секторе науки, стране в целом, устраняя при этом опасность повторного счета затрат в части, выполненной сторонними организациями по договорам. В целях сводной оценки затрат конкретной организации на исследования и разработки предусматривается также представление данных о внешних затратах на выполнение работ субподрядчиками по договорам с отчитывающейся организацией. В качестве обобщающего статистического показателя масштабов научных исследований и разработок на национальном уровне выступают валовые внутренние затраты на их выполнение на территории страны в течение отчетного года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в процентах к валовому внутреннему продукту. В составе внутренних затрат на исследования и разработки рассматриваются:

  • текущие затраты, в том числе на оплату труда работников, выполняющих научные исследования и разработки, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты, прочие текущие затраты;
  • капитальные затраты,  в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.

   Новой как в методологическом, так и  в практическом плане задачей  статистики науки в России стало  изучение целевой ориентации исследований и разработок. В условиях ограниченных финансовых ресурсов государственная научно-техническая политика предусматривает их сосредоточение на приоритетных направлениях исследований. В связи с этим в статистике используется группировка внутренних затрат на исследования и разработки по важнейшим социально-экономическим целям общества, что позволяет оценить фактически сложившиеся приоритеты в финансировании науки и сопоставить их с приоритетами научно-технической политики, формируемыми на стадии составления и исполнения федерального бюджета, а также с национальными приоритетами в целом. Классификация социально-экономических целей, применяемая в отечественной статистике науки, строится исходя из задач государственной научно-технической политики и сложившихся в России направлений финансирования научных исследований.

   Распределение работ по социально-экономическим  целям осуществляется в статистике по критерию непосредственного целевого назначения конкретных проектов научных исследований и разработок. Для уточнения состава отдельных целей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). При группировке затрат по видам продукции и услуг следует исходить из фактической отраслевой ориентации выполняемых исследований и разработок. Основным критерием здесь является назначение результатов исследований и разработок. Для использования в конкретных отраслях экономической деятельности, а именно, на развитие каких отраслей, видов продукции и услуг непосредственно направлены те или иные темы (заказы) исследований и разработок. Дополнительными ориентирами могут служить отраслевая принадлежность предприятия (организации) - заказчика и(или) предприятия, на котором намечается внедрение результатов исследований и разработок, сфера их применения (например в случае с услугами здравоохранения, образования и др.).

Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности