Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности
Балтийская
государственная
академия рыбопромыслового
флота
Кафедра
“Менеджмента”
Курсовая работа по дисциплине “Статистика” на тему:
“
Cтатистическое изучение
научно-технической
и инновационной деятельности
”
Выполнил: студент группы У-22
___________________
Калининград - 2003
Введение
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития — информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.
Само понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно определяют параметры экономического роста. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне в ведущих индустриальных странах приходится в среднем более половины валового внутреннего продукта; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.
Меры
по реформированию российской статистики,
предпринятые в 1993—1999 гг., способствовали
не только качественному
Переход российской экономики на рыночные отношения не мог не повлиять на механизмы функционирования науки и ее связи с производством. Развитие науки, особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере определяется спросом со стороны отраслей и предприятий. С другой стороны, осуществление инноваций, являясь условием повышения конкурентоспособности продукции, сохранения традиционных и завоевания новых рынков сбыта, диверсификации производства и повышения его эффективности, выступает как составная часть промышленной деятельности и реализуется посредством различных форм передачи (приобретения) технологий — овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.). В то же время инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными объективными и субъективными трудностями (недостаточными финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-технической и маркетинговой информации и т.п.).
Таким образом, анализ тенденций и прогнозирование развития как науки, так и промышленности становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на научную инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции.
1. Теоретические основы статистического изучения научно-технической и инновационной деятельности
1.1. Система показателей статистики науки и инноваций.
Непосредственная трансформация идей в новые продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:
- производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик;
- технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества; пробное производство или испытания; если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультативных и др.);
- приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования;
- подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;
- маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая развертывание дистрибьюторских сетей.
Статистика изучает количественные параметры явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления.
Для характеристики развития науки и инноваций в отечественной и зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики широко применяется понятие научного и инновационного потенциала. Появление данного понятия связано с необходимостью разработки такой экономической категории, которая бы отображала наиболее общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для формирования системы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения.
Научный
и инновационный потенциал
Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статистического анализа. Только комплексное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудовых, материальных, информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное представление о тенденциях научно-технического развития. Это даст возможность интегрировать разрозненные, иногда несопоставимые между собой показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного цикла, в целостную систему.
Учитывая сказанное, в составе системы показателей научного и инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей (см. рис.).
Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом:
- Показатели статистики науки.
- Показатели ресурсов науки.
- Показатели кадров науки.
- Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками.
- Показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками.
- Показатели подготовки научных кадров.
- Показатели материально-технической базы науки.
- Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок.
- Показатели движения основных фондов исследований и разработок.
- Показатели использования основных фондов исследований и разработок.
- Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.
- Показатели информационных ресурсов науки.
- Показатели финансирования исследований и разработок.
- Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки.
- Показатели динамики затрат на исследования и разработки.
- Показатели результатов научных исследований и разработок.
- Показатели публикационной активности.
- Показатели создания технологий (патенты, лицензии, образцы новых видов машин и оборудования и т.п.).
- Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).
- Показатели статистики инноваций.
- Показатели источников информации об инновациях.
- Показатели затрат на инновации.
- Показатели объема и структуры затрат на инновации.
- Показатели динамики затрат на инновации.
- Показатели технологического обмена.
- Показатели приобретения технологий.
- Показатели передачи технологий.
- Показатели результатов инновационной деятельности.
- Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.
- Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия.
- Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.
- Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.
- Показатели инновационной активности промышленных предприятий.
- Статистические показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономический рост.
- Показатели технологической структуры экономики.
- Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологии).
- Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.
- Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.
Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций.
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности.
Центральное
место среди различных
Отрасли науки — дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля. Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки - отрасли науки - научные специальности. Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе общей совокупности научных дисциплин как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки - естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные.
В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с классификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост. Указанные специфические классификации и группировки статистики науки, как и некоторые другие — типы научных организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок — используются в практике статистического наблюдения в дополнение к общестатистическим классификациям. Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают возможность детального анализа структуры научного потенциала.
1.2.1. Показатели кадрового потенциала.
Кадры — основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний. Статистика кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки. В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, выделяются четыре категории работников:
- исследователи — работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом;
- техники — работники, участвующие в научных исследованиях и разработках и выполняющие технические функции. В основном техники имеют среднее специальное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания;
- вспомогательный персонал — работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок;
- прочий персонал — работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом.
Статистика
учитывает численность
Численность
персонала, занятого научными исследованиями
и разработками, в эквиваленте полной
занятости отражает не количество выполняющих
их физических лиц, а сумму долей времени,
фактически затраченного на эту работу,
и измеряется в человеко-годах. Например,
если один ученый посвящает научным исследованиям
30%, второй — 50%, третий — 70% времени, а остальное
время они заняты другой деятельностью
(преподаванием, управлением и т.д.), то
число исследователей в эквиваленте полной
занятости составит 1,5 человеко-года, а
не 3, как в случае учета физических лиц.
Первичным источником информации для
расчета эквивалента полной занятости
научными исследованиями и разработками
могут служить опросы ученых, в рамках
которых ими проводится самооценка времени,
затрачиваемого в течение типичной недели
на фундаментальные, прикладные исследования,
разработки, управление ими либо на другие
виды деятельности. Получение информации
возможно также на основе проведения выборочных
обследований научных организаций и высших
учебных заведений, направленных на изучение
бюджета времени работников науки и профессорско-
Особую актуальность приобретает задача организации комплексного статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал, занятый научными исследованиями и разработками, но и научно-технические кадры в целом. Научно-технические кадры определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране и имеющих законченное образование третьей ступени в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости, отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Объектами мониторинга должны стать наличие научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность, миграция, уровень жизни научно-технических кадров, что предполагает координацию работ по статистике науки, труда и занятости, образования, населения и по другим отраслям социально-экономической статистики. Статистическое наблюдение успешно сочетается здесь с социологическими исследованиями ценностных ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации трудовой деятельности, социального статуса. Статистическое изучение подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.
1.2.2.
Показатели материально- технической
базы.
В процессе производства научных знаний ученый использует разнообразные средства (научное оборудование, приборы, вычислительную технику, испытательные стенды и т.п.) и предметы труда (материалы, реактивы и др.). Состояние средств научного производства отражает уровень развития производительных сил и самой науки, определяет перспективы ее развития, темпы и эффективность научно-технического прогресса, этим предопределяется значение статистического изучения материально-технической базы науки и ее основных элементов.
Материально-техническая база науки — комплекс средств и предметов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме. Она включает основные и оборотные средства научных исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.
Задачей статистики является получение взаимосвязанной информации, характеризующей материально-техническую базу науки и источники ее формирования как по стране в целом, так и по отдельным секторам и регионам. Статистика материально-технической базы науки опирается на классификацию ее основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г., не обеспечивает необходимой их дифференциации применительно к специфике различных видов научной деятельности. Поэтому в статистике науки предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в зависимости от степени участия в проведении научных исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.
Развитию методологии и методики статистического наблюдения материально-технической базы науки способствовали единовременные обследования, проведенные в 1989 и 1992 гг. и позволившие впервые не только в отечественной, но и в мировой статистической практике получить обширную информацию, характеризующую ее состояние во взаимосвязи с показателями кадрового потенциала и финансирования научных исследований и разработок.
В статистике разрабатываются показатели, отражающие объемы и структуру основных фондов и оборотных средств научных организаций; состав технических средств с более детальной классификацией научного оборудования и приборов, возрастную структуру и технический уровень оборудования; наличие и использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего оборудования; обеспеченность научных организаций зданиями, включая наличие собственных зданий, специально спроектированных и построенных под конкретные научные коллективы. Обобщающими характеристиками обеспеченности научных организаций основными фондами служат показатели фондо- и техновооруженности труда. Они определяются как отношение соответственно объема основных средств научных исследований и разработок к численности занятого ими персонала; стоимости машин и оборудования — к численности исследователей. Особый интерес для анализа представляют оценки вооруженности ученых приборами и вычислительной техникой.
Важной задачей статистики является также изучение опытной базы науки, охватывающей совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Состояние и использование опытной базы характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Статистика учитывает общий объем выполненных работ опытной базы, включая объем опытных, экспериментальных работ, производство серийной продукции, работы по ремонту и обслуживанию оборудования опытной базы научной организации и др. Обобщающим показателем использования опытной базы науки по ее основному назначению, т.е. в целях научных исследований и разработок, является удельный вес опытных, экспериментальных работ в общем объеме работ опытных производств.
1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок.
Ключевым статистическим показателем финансовых ресурсов науки являются затраты на научные исследования и разработки — выраженные в денежной форме фактические расходы на выполнение научных исследований и разработок. Основное внимание в статистике уделяется учету внутренних затрат на научные исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся организации в течение отчетного года, независимо от источника финансирования. На их базе можно получить агрегированную оценку затрат на научные исследования и разработки в отрасли, регионе, секторе науки, стране в целом, устраняя при этом опасность повторного счета затрат в части, выполненной сторонними организациями по договорам. В целях сводной оценки затрат конкретной организации на исследования и разработки предусматривается также представление данных о внешних затратах на выполнение работ субподрядчиками по договорам с отчитывающейся организацией. В качестве обобщающего статистического показателя масштабов научных исследований и разработок на национальном уровне выступают валовые внутренние затраты на их выполнение на территории страны в течение отчетного года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в процентах к валовому внутреннему продукту. В составе внутренних затрат на исследования и разработки рассматриваются:
- текущие затраты, в том числе на оплату труда работников, выполняющих научные исследования и разработки, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты, прочие текущие затраты;
- капитальные затраты, в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.
Новой как в методологическом, так и в практическом плане задачей статистики науки в России стало изучение целевой ориентации исследований и разработок. В условиях ограниченных финансовых ресурсов государственная научно-техническая политика предусматривает их сосредоточение на приоритетных направлениях исследований. В связи с этим в статистике используется группировка внутренних затрат на исследования и разработки по важнейшим социально-экономическим целям общества, что позволяет оценить фактически сложившиеся приоритеты в финансировании науки и сопоставить их с приоритетами научно-технической политики, формируемыми на стадии составления и исполнения федерального бюджета, а также с национальными приоритетами в целом. Классификация социально-экономических целей, применяемая в отечественной статистике науки, строится исходя из задач государственной научно-технической политики и сложившихся в России направлений финансирования научных исследований.
Распределение работ по социально-экономическим целям осуществляется в статистике по критерию непосредственного целевого назначения конкретных проектов научных исследований и разработок. Для уточнения состава отдельных целей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). При группировке затрат по видам продукции и услуг следует исходить из фактической отраслевой ориентации выполняемых исследований и разработок. Основным критерием здесь является назначение результатов исследований и разработок. Для использования в конкретных отраслях экономической деятельности, а именно, на развитие каких отраслей, видов продукции и услуг непосредственно направлены те или иные темы (заказы) исследований и разработок. Дополнительными ориентирами могут служить отраслевая принадлежность предприятия (организации) - заказчика и(или) предприятия, на котором намечается внедрение результатов исследований и разработок, сфера их применения (например в случае с услугами здравоохранения, образования и др.).
- Cтатистическое изучение розничной торговли
- Cтаттеве виховання дітей
- Cтатутний капітал підприємства: формування та облік
- Cтили и специфика управления гостиничным предприятием
- Cтилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста
- Cтратегии конкурентоспособности организации
- Cтратегическое планирование на предприятии: на примере ОАО «НК Роснефть»
- Cравнительная характеристика экономических районов Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского
- Cравнительно правовая характеристика института вещественных доказательств в Украине и других странах
- Cравнительный анализ западной и российской рекламы гостиниц
- Cредства выражения категории модальности в английском языке
- Cредства привлечения внимания в газетных заголовках
- Cредство повышения пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных станций
- Cтатистико-экономический анализ уровня производства себестоимости зерна в сельскохозяйственных предприятиях