Cтратегии конкурентоспособности организации

                                                 Актуальность:

В современных условиях становления  рыночных отношений, формирования конкурентной среды, непосредственного взаимодействия российских и зарубежных производителей проблема конкурентоспособности хозяйствующих  субъектов стала стратегическим ресурсом экономики России.

Оценка конкурентоспособности  необходима самому предприятию для  разработки и корректировки стратегии, оценки возможностей выхода на новые  рынки, перспективности организации  нового производства, выявлении конкурентных преимуществ, привлечения деловых  партнеров, иностранных инвесторов для создания совместных предприятий  и промышленной кооперации, формирования положительного имиджа, чем и обусловлен выбор данной темы курсовой работы.

Актуальность темы курсового проекта обусловлена возникновением в мировой экономике нового конкурентного пространства, несущего черты глобализации, обладающего значительной неопределенностью и характеризующегося высокими рисками для хозяйствующих субъектов. Одним из следствий этого стало появление новых потребностей организаций, таких как потребность в долговременном и стабильном взаимодействии в духе сотрудничества как с другими организациями, например, поставщиками, потребителями, дилерами, инвесторами, так и с собственным персоналом. Стремление к долговременным, устойчивым деловым отношениям может стать источником конкурентного преимущества предприятия, фактором эффективности его деятельности. Подобные отношения увеличивают экономическую устойчивость всех организаций-участников взаимодействия, что особенно актуально в условиях рецессии.

Цель курсового проекта - разработка стратегии конкурентоспособности организации в условиях влияния окружающей среды.

В соответствии с определенной целью курсового проекта были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить сущность конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта;

- выделить методы и  показатели оценки конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта;

- рассмотреть и проанализировать  отношения сотрудничества во  взаимосвязи с факторами повышения  конкурентоспособности с теоретической  точки зрения как путь повышения  конкурентоспособности в новых  условиях экономического развития  страны;

- дать организационно-экономическую  характеристику организации и  проанализировать эффективность  финансово-хозяйственной деятельности;

- проанализировать конкурентоспособность  и оценить перспективы сотрудничества  организации;

- разработать рекомендации  по укреплению конкурентной позиции  организации и дать им экономическую  интерпретацию.

Объект исследования – сеть ювелирных салонов «Адамас».

Предмет исследования управление отношениями сотрудничества в обеспечении конкурентоспособности организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции конкуренции и конкурентоспособности, теория систем, работы отечественных и зарубежных специалистов в области взаимодействия организаций. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции, индукции, методы сравнения и группировок, системный и процессный подходы, приемы логического моделирования, методы наблюдения и сопоставления, методы статистического анализа, социологического исследования, тестирования и экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, правительственные документы, относящиеся к развитию предпринимательской деятельности, партнерских отношений и отношений сотрудничества, а также данные о конкурентоспособности организаций Института экономики переходного периода, материалы государственной статистики, российских информационных агентств, периодической печати, материалы научно-практических конференций, а также бухгалтерская отчетность организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                   Основное содержание:

С завершением  бескомпромиссного противостояния двух общественно-экономических систем эпицентр соревнования России с передовыми странами Запада из области идеологии, как известно, переместился в сферу  экономики, вылившись в жесткую  конкурентную борьбу. Эта борьба имеет  тенденцию к усилению как на нашем  внутреннем рынке – между отечественными производителями и их иностранными конкурентами, так и на внешнем  – между отдельными предприятиями  и фирмами .

В самом  широком смысле конкурентоспособность  означает возможность выигрыша в  соревновании. Применительно к экономической  сфере конкурентоспособность в  наиболее общем виде – обладание  свойствами, создающими преимущество для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к  различным по природе объектам –  видам продукции, предприятиям и  организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения  и комплексы, к отдельным странам  или их группировкам (региональным, политическим, этнокультурным), выступающим  в качестве субъектов конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность фирмы – это сложное многоаспектное понятие, означающее способность предприятия занять и удержать позицию на конкретном рынке (рынках) в рассматриваемый период при конкуренции с другими фирмами. В рыночной экономике именно она является решающим фактором коммерческого успеха предприятия.

 

Конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие и трактуется весьма не однозначно, существует множество определений конкурентоспособности фирмы. Приведем некоторые из них.

 

Таблица 1.1  - Определения конкурентоспособности фирмы

Понятие

Определение

Автор

Конкурентоспособность фирмы

это комплексная социально-экономическая  характеристика  фирмы за определенный промежуток времени в условиях конкретного  рынка, отражающего уровень его  превосходства по отношению к  реальным конкурентам по двум составляющим – рыночной и ресурсной

Азоев Г.Л [7, с. 12]

ее способность вести эффективную  организационно-сбытовую деятельность и тем самым противостоять  конкурентам. Критерием эффективности  этой деятельности может служить  прибыль или другие коммерческие показатели

А.Печенкин

В.Фомин [46, с. 8]

относительная характеристика, которая  выражает отличия развития данной фирмы  от развития конкретных фирм по степени  удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности организационно-сбытовой деятельности

Максимова И. [39, с.33]

характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции

Юданов А.Ю. [63, с.12]

способность функционировать эффективно или же предоставлять потребителю  конкурентоспособные товары и услуги.

Кротков А.М. [33, с.19]

способность выдерживать конкуренцию  по сравнению с аналогичными объектами  на рынке

Фатхутдинов Р.А [58, с. 19]

характеризуется ее потенциальными возможностями  обеспечивать доходность своего бизнеса  в долгосрочной перспективе 

Игольников Г. [27, с. 108]


 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам, к формам.

Понятие стратегические конкурентные преимущества включает в себя определенный набор задач, а так же искусство планирования конкуренции на предприятии, ее значимость и принятие оперативных решений по ее эффективности.

 

Одновременно внешняя среда  характеризуется: взаимосвязанностью факторов (уровнем силы, с которой  изменение одного фактора воздействует на другие факторы); сложностью внешней  среды (числом факторов, на которые  фирмы обязана реагировать); подвижностью среды (скоростью, с которой происходят изменения в окружении); неопределенностью  среды (функцией количества информации, которой располагает организация  по поводу конкретного фактора, а  также функцией уверенности в  этой информации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3 - Микроэкономические условия  обеспечения конкурентоспособности  предприятия

Факторы микросреды

Показатели (операции), факторы микросреды

1. Поставщики 

(вход системы) 

1.1. Интегральный показатель качества  поступающего сырья (по видам)  и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих  изделий, оснастки, запасных частей  и т.д.

1.3. Интегральный показатель качества  информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный показатель качества  нормативно-методической и технико-экономической  документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель качества  подготовки специалистов, поступающих  на фирму

1.6. Прогноз изменения условий  поставок

2. Потребители

(выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения параметров  рынка по объему и ассортименту  товаров

2.3. Прогноз изменения доходов  потребителей

2.4. Прогноз изменения состава  и значений признаков сегментации  рынка внутри страны и в  мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности  товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического  уровня производства основных  конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности  и удельной цены товаров основных  конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной стратегии  основных конкурентов

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к фирме и  ее товару финансовых кругов  региона (страны), средств массовой  информации, государственных и муниципальных  учреждений, гражданской группы  содействия, общественных организаций  и др.

4.2. Разработка мероприятий по  улучшению отношений с контактной  аудиторией

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и стратегии  торговых посредников и уточнение  совместно с ними стратегии  маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание контактов с агентствами  по оказанию маркетинговых услуг  (рекламные агентства, консалтинговые  фирмы, фирмы маркетинговых исследований  и др.)

5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми  учреждениями

6.Законодательство по налоговой  системе и внешнеэкономической  деятельности

6.1. Формирование банка данных  по налоговой системе и внешнеэкономической  деятельности

6.2. Анализ влияния ставок налогов,  таможенных пошлин, квот, лицензий  и других показателей на эффективность  работы фирмы

6.3. Подготовка предложений по  совершенствованию законодательства  по налоговой системе и внешнеэкономической  деятельности


 

 

Рисунок 1.1. Критерии конкурентоспособности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение:

Анализ теоретических проблем  конкурентоспособности предприятия  позволил сделать следующие выводы:

  1. В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в наиболее общем виде – обладание свойствами, создающими преимущество для субъекта.
  2. Конкурентоспособность фирмы - ее способность вести эффективную организационно-сбытовую деятельность и тем самым противостоять конкурентам.
  3. Конкурентная позиция – сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента. Таким образом, определение собственной конкурентной позиции представляет собой первое исходное действие конкурентного анализа.
  4. От уровня политических, технических, социально-экономических и других факторов развития региона и страны зависит эффективность функционирования фирмы, т.к. она является компонентом региона (страны) как глобальной по отношению к ней системы. Одни факторы макросреды, например, налоговая система, внешнеэкономическая политика и др., влияют на эффективность функционирования фирмы напрямую, другие – косвенно. Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.
  5. Оценка конкурентоспособности фирмы является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Проведение оценки преследует цель: определить положение фирмы на рынке. Совершенно очевидно, что достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
  6. Внешне конкурентоспособность фирмы проявляется как его платежеспособность, финансовая устойчивость. Для ее оценки так же могут быть использованы методики финансового анализа.
  7. Одним из важных разделов исследований фирмы является определение потенциальных возможностей фирмы, осуществляющих свою деятельность на рынке. Конкурентное преимущество фирмы - превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом; основываться на ценовых и неценовых факторах; они могут быть долго-, средне- и краткосрочными; устойчивыми и нестабильными и т.д.
  8. Стратегия конкуренции компании включает в себя подходы компании к бизнесу и инициативы, которые она использует для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления своей позиции на рынке. Конкурентная стратегия компании обычно предусматривает как наступательные, так и оборонительные действия, предпринимаемые в зависимости от ситуации на рынке. Кроме этого, конкурентная стратегия предусматривает краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на ситуацию и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкурентные возможности компании и её позиция на рынке.
  9. Сотрудничество играет все большую роль в современной экономике в условиях глобализации, усиления корпоративных связей. Установление долговременных, устойчивых деловых отношений становится источником   конкурентного   преимущества   организации.   В   условиях   кризиса,   при необходимости своевременного  создания  антикризисного  потенциала  организации, сотрудничество  позволяет получать доступ  к новым ресурсам,  и,  таким образом, способствует    созданию    дополнительных    резервов,    повышающих    устойчивость организации во внешней среде.

Для определения конкурентных преимуществ  и разработки конкурентной стратегии  необходимо сначала провести анализ деятельности предприятия и оценить  его конкурентоспособность, что  и будет сделано автором во второй главе курсовой работы.

 


Cтратегии конкурентоспособности организации