Заключительный этап аудиторской проверки

3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Российской Федерации, аудит – это новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы  деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.

              Возникла необходимость создания формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, которая бы включала в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с целью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности их коммерческой деятельности. Этой формой стал аудит – деятельность, направленная на снижение предпринимательского риска.

Проведение экономических реформ в России, осуществление финансово-хозяйственной деятельности на основе рыночных отношений привело к возрождению рынка ценных бумаг - важнейшего элемента финансовой системы любой развитой страны. Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) в российской системе финансовых отношений, несмотря на все кризисные явления, имеет большое значение, так как с его помощью привлекаются свободные денежные средства юридических и физических лиц и превращаются в реальные активы.

Предприятия и организации, не являющиеся кредитными организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, также являются активными участниками рынка ценных бумаг. Вкладывая средства в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги корпораций и уставные капиталы других организаций; а также предоставляя другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами, предприятия осуществляют финансовые вложения.

Таким образом, основная цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы сформировать механизм для привлечения в экономику инвестиций путем построения взаимоотношений между теми, кто испытывает потребность в средствах, и теми, кто хочет инвестировать избыточный доход.

Учитывая исключительную важность этой отрасли для развития и стабилизации российской экономики, рынок ценных бумаг на сегодняшний день рассматривается как область интенсивного контроля и регулирования со стороны государственных органов. Одной из форм контроля выступает бухгалтерский финансовый учет, а применительно к данной курсовой работе аудиторская проверка  учета финансовых вложений.

Актуальность данной курсовой работы является изучение теории и практики аудиторской проверки учета финансовых вложений на предприятиях.

Главной задачей данной курсовой работы является изучение теоретической базы аудиторской проверки учета финансовых вложений и последующее ее применение на практике. Для достижения данной цели, поставленные следующие задачи:

1 Обращение экономического субъекта в аудиторскую организацию. Составление письма- обязательства

2 Понимание деятельности экономического субъекта

3 Договор на проведение аудита

4 Основные законодательно-нормативные документы, регулирующие аудиторскую проверку учета финансовых вложений

5 Цели и источники информации для проверки учета финансовых вложений

6   Планирование аудиторской проверки учета финансовых вложений и

общий план аудита

7 Оценка способности экономического субъекта продолжать свою деятельность

1 Подготовительный этап  аудиторской проверки

1.1 Обращение экономического субъекта в аудиторскую организацию. Составление письма - обязательства

 

     Начальная стадия аудита обуславливается направлением официального обращения  к аудиторской организации экономического субъекта в целях просьбы на проведение аудиторской проверки.

В свою очередь аудиторская организация  на это обращение  направляет письмо-обязательство экономическому субъекту, которое разработано на основе стандарта.

Письмо - обязательство направляется экономическому субъекту до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении, аудиторской проверки.

   Письмо - обязательство документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении, аудиторской фирмы официальным аудитором этого экономического субъекта.

   Форма и содержание письма - обязательства аудиторской организации определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей аудиторской проверки и пожеланиями экономического субъекта об оказании дополнительных услуг, сопутствующих аудиту.

Письмо - обязательство должно содержать обязательные указания:

1 по условиям аудиторской проверки;

2 по обязательствам аудиторской организации;

3  по обязательствам экономического субъекта.

Письмо - обязательство должно содержать следующие обязательные указания по условиям аудиторской проверки:

1 об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

2 должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;

3 о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит;

4 о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

   Письмо - обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам аудиторской организации:

1 о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

2 об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

3 обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

4 о наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

    Письмо - обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам экономического субъекта:

1 об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

2 об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

3 о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (не подтверждении) ими соответствующей задолженности;

4 о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма - обязательства:

1 общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;

2 примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

3 общую характеристику применяемых методов проведения проверки;

4 условия оплаты аудита;

5 предложение об использовании услуг других аудиторов (резидентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми;

6 согласие экономического субъекта на использование результатов предшествующей аудиторской организации;

7 описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;

8 рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;

9 предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

    При повторном аудите аудиторская организация направляет письмо - обязательство экономическому субъекту лишь в случае:

1 наличия фактов неправильного понимания экономическим субъектом целей и масштаба аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта;

2 изменения условий проведения проверки, исполнительного органа экономического субъекта;

3 изменений в составе руководства;

4 значительных изменений профиля или масштабов деятельности экономического субъекта;

5 изменения законодательства, влияющие на изложенные в письме - обязательстве положения;

6 существенного изменения других положений письма - обязательства.

           Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма - обязательства нет необходимости, она вправе напомнить экономическому субъекту содержание прежнего письма - обязательства.

 

1.2 Понимание деятельности экономического субъекта

 

До начала  аудита аудиторская организация должна ознакомиться с деятельностью экономического субъекта для того, чтобы правильно оценивать хозяйственные операции и используемые методы учета.

Причины необходимости  понимания деятельности экономического  субъекта:

1        на состояние и  направление бухгалтерского учета  влияет экономическая политика предприятия (стратегия и тактика)

2        особенности  учетной политики  и ее соответствие финансовой политике (регистрационные документы, устав, учетная политика, схема документооборота)

3        правильность  применения нормативных актов

4        возможность качественного проведения аудита

5        обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской и финансовой

отчетности.

Область деятельности экономического субъекта, необходимая для понимания аудиторской организации:

1.      основная деятельность (уставная деятельность) и за  счет которой предприятие получает большую часть доходов.

2.      инвестиционная деятельность (финансовые вложения)

         Методы получения  знаний о деятельности экономического субъекта:

1        Изучение внешних экономических условий, влияющих на деятельность экономического субъекта:

2        Анализ региональных особенностей

3        Учет отраслевых особенностей

4        Знакомство с организацией  технологии производства

5        Сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте продукции  и степени автоматизации учета

6        Информация о структуре  предприятия и  его подчиненности

7        Информация о структуре капитала

8        Поставщики и покупатели

9        Маркетинговая политика

10   Деятельность экономического субъекта на рынке   ценных бумаг

11   Порядок распределения чистой прибыли

12   Обязательства организации

13   Система внутреннего контроля.

Источники получения информации:

1        Официальная публикация

2        Статистические данные

3        Нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность предприятия

4        Посещения семинаров, выставок

5        Разъяснения, получаемые от третьих лиц

6        Реестр акционеров

7        Материалы налоговых проверок

8        Осмотр здания.

  Вся информация, получаемая,  об экономическом  субъекте отражается в рабочей  документации, аудитора, заносится в файл и накапливается. Даже если эта организация не будет проводить проверку.

 

1.3 Договор на проведение аудита

 

Подготовка договора начинается после предварительного  ознакомления  с деятельностью  экономического субъекта  с деятельностью экономического  субъекта  и принятия решения о возможности  оказания аудиторских услуг.

Договор на проведение аудиторской проверки  - официальный документ, регламентирующий  взаимоотношения  клиент-аудитор. В общих чертах  он ничем  не отличается  от обычных договоров, используемых  в  предпринимательской деятельности, однако существенная  его особенность – негласный  учет интересов  третьей стороны  (потребителей информации финансовой отчетности) при составлении договора.

Лица,  подлежащие аудиту, обязаны  заключать в случаях, непосредственно предусмотренных  действующим  законодательством  РФ и нормативными актами или международными  договорами, договоры на проведение  обязательного аудита с аудиторскими организациями. Не заключение или несвоевременное заключение  договора лицом, подлежащим обязательному аудиту, следует  рассматривать как действия  в целях  уклонения от проведения  обязательного аудита.

Лица, подлежащие аудиту,  обязаны не предпринимать  каких бы то ни было действий  в целях ограничения. В тексте договора целесообразно  раскрыть следующие основные аспекты  и существенные условия:

1 предмет договора на оказание аудиторских услуг;

2 условия оказания  аудиторских услуг;

3 права  и обязанности  аудиторской организации;

4 права и обязанности экономического субъекта;

5 стоимость и порядок  оплаты аудиторских услуг;

6 ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Организация и расчет стоимости аудиторских  услуг специалистов – один из важных факторов эффективной работы аудиторской фирмы. Стоимость услуг аудитора зависит от определенного объема работ. Термин «объем аудита»  относится к аудиторским процедурам, которые считаются  необходимыми для аудита при  данных обстоятельствах.  Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо стандартов аудитор при определении объема аудита обязан принимать  во внимание  федеральные законы, другие нормативные  правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского здания и требования по подготовке заключения (Федеральный  стандарт аудита №1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской )отчетности).

Аудиторские фирмы часто включают в договор пункты о предоставлении клиенту сопутствующих аудиту услуг. При этом необходимо помнить, что часть аудиторских услуг (ведение и восстановления бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций) несовместима с проведением у экономического субъекта проверки, предусматривающей выдачу аудиторского заключения.

Отдельно в договоре предусматривается ответственность, связанная с соблюдением  конфиденциальности. Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание услуг между аудитором и лицом,  подлежащим аудиту. В этот перечень не включаются сведения, которые  в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне). Обязанность сохранять конфиденциальность  аудитор должен соблюдать и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основной этап аудиторской проверки.

2.1 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие аудиторскую проверку учета финансовых вложений

 

     При аудиторской проверке учета финансовых вложений используются следующие основные законодательные и нормативные документы:

1        Гражданский кодекс Российской Федерации;

2        Налоговый кодекс Российской Федерации;

3        Кодекс об административных правонарушениях;

4        Закон Российской Федерации  «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 2006г. (с последующими изменениями и дополнениями);

5        Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 2005г. (с последующими изменениями и дополнениями);

6        Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 2006г. (с последующими изменениями и дополнениями);

7        Федеральный закон «О переводном и простом векселе» № 48-ФЗ от 11 марта 2007г.

8        Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 34н от 26 июля 2008г. с последующими изменениями и дополнениями);

9        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2007 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 154н от 27 ноября 2007г.);

10   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 32н от 6 мая 1999г. с последующими изменениями и дополнениями);

11   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2000 «информация по сегментам» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации №11н от 27 января 2000г. с последующими изменениями и дополнениями);

12   Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 126 от 10 декабря 2002г.с последующими изменениями и дополнениями);

13   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации №105 от 22 июля 2003г. с последующими изменениями и дополнениями);

14   Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22 июля 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями);

15   План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации №94н от 31 октября 2007 г.с последующими изменениями и дополнениями);

 

2.2  Цели и источники  информации для проверки учета финансовых вложений

 

        В процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия могут осуществлять отвлечение средств в виде финансовых вложений в целях получения дохода - дивидендов, процентов и т.п.

К финансовым вложениям относят инвестиции в уставные и складочные капиталы других организаций, совместную деятельность, государственные и муниципальные ценные бумаги других организаций (облигации, векселя), предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, а так же дебиторская задолженность, приобретенная  на основании уступки права требования.

В бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от сроков отвлечения средств и их целевого назначения финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным финансовым вложениям можно отнести, например, займы, предоставленными другими экономическими субъектами на срок до 12 месяцев. Под долгосрочными вложениями (на срок более чем на 12 месяцев)  понимают вклады в уставные капиталы в совместную деятельность, затраты на приобретение ценных бумаг других экономических субъектов, паи, а так же займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок более 12 месяцев.

Основная цель аудиторской проверки учета финансовых вложений – получение подтверждения законности деятельности экономического субъекта за проверяемый период. Из этого следует, что в ходе проверки аудитор должен ответить на следующие вопросы:

1        Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы:

по оценке, учету и инвентаризации финансовых вложений;

сохранности, выбытию и реализации ценных бумаг;

учету результатов от финансовых вложений.

2   Соблюдены ли требования налогового законодательства?

              Осуществляя аудит финансовых вложений, аудиторская организация исходя из понимания деятельности аудируемого лица, должна выделить для себя основные направления проверки.

На этапе знакомства с деятельностью ЗАО «Ангара», аудиторы получили информацию о том, что данная организация осуществляет  вложения в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность, а так же предоставляет другим организациям займы на срок до и выше 1 года. В этом случае направления проверки будут выглядеть следующим образом:

1        аудит вложений в уставные капиталы других организаций;

2        аудит вложений в совместную деятельность;

3        аудит учета вложений в займы на срок более 12 месяцев и до 12 месяцев.

              Первое и второе направления связаны с проверкой оформления документов и учета финансовых вложений на срок более 12 месяцев, а третье – с проверкой учета долгосрочных и краткосрочных и долгосрочных займов, предоставленных другим организациям.

              Из анализа направлений проверки вытекают следующие задачи:

1        подтвердить правильность ведения учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

2        подтвердить правильность документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность;

3        установить правильность и своевременность получения доходов от финансовых вложений;

4        подтвердить достоверность бухгалтерской финансовой отчетности в части размера долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

              Источники информации для проверки учета финансовых  вложений можно разделить на несколько групп.

1        первичные учетные документы по учету финансовых вложений, в том числе приема – передачи  вкладов в уставные капиталы других организаций; приема-передачи вкладов в совместную деятельность; свидетельство на суммы произведенных вкладов на другие организации; приема-передачи ценных бумаг; платежные поручения и выписки банка; приходные и расходные кассовые ордера.

2        документы, устанавливающие обязательства сторон по сделкам, в том числе: учредительные документы; выписки из реестра акционеров; выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей, совета директоров и т.п.; сертификаты акций и другие ценные бумаги; договоры займа; договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества);

3        учетные регистры, в том числе Главная книга, журналы-ордера, ведомости, машинограммы (в случае применения вычислительной техники) по счетам бухгалтерского учета 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 55 «Специальные счета в банках», 91 «Прочие доходы и расходы», и т.д. Состав учетных регистров определяется формой бухгалтерского учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная и т.п.), а так же статусом экономического субъекта (например, малое предприятие). К этой группе можно отнести регистры налогового учета по налогу на прибыль.

4        формы учетной документации по инвентаризации: приказ о создании комиссии по инвентаризации; ведомости результатов инвентаризации; инвентаризационные описи ценных бумаг, бланков строгой отчетности .

5        финансовая (бухгалтерская, статистическая, налоговая) отчетность.

6        прочие, например, учетная политика, книга учета ценных бумаг и т.д.

 

2.3 Планирование  аудиторской поверки учета  финансовых  вложений, и общий план аудита

 

Вопросы по  планированию аудита рассмотрены в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного экономического субъекта. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течении первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем стандарте.

Планирование аудитором своей работы  способствует тому, чтобы важным областям  аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы  и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу  между членами  группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности экономического субъекта, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности  аудируемого лица – важная часть планирования  работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние  на финансовую отчетность.

Аудитор в праве, обсуждать отдельные разделы общего плана аудита  и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами  совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения  эффективности аудита и координации, аудиторских процедур с работой  персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку  общего плана и программы аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения  аудиторского заключения в связи с меняющимися обстоятельствами  или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

              При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

1        общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

2        особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие ,с даты предшествующего аудита;

3        общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

1        учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

2        влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

3        планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

1        ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

2        установление уровней существенности для аудита;

3        выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

1        относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

2        влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

3        существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

1        привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

2        привлечение экспертов;

3        количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

4 количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

1        возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

2        особенности договора об оказании, аудиторских услуг и требования законодательства;

3        срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

4        форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

 

2.4 Аудиторская программа, перечень аудиторских процедур

 

В соответствии с Федеральными стандартами  аудита подготовка программы аудита осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой  детальный  перечень  содержания аудиторских процедур, необходимых  для реализации плана аудита.

Аудитору необходимо составить и  документально оформить программу аудита,  определяющую  характер, временные рамки  и объем  запланированных  аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита – набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также  средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита  также, могут, включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской)  отчетности  по каждой из областей  аудита и время, запланированное  на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки  программы аудита  аудитор обязан  принимать во внимание  полученные им оценки неотъемлемого риска  и риска средств  контроля, а также  требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен  при процедурах  проверки  по существу. Временные рамки  тестов средств контроля  и процедур  проверки  по существу, координацию  любой помощи, которую  предполагается  получить  от аудируемого  лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует  учитывать  вопросы, указанные  в плане аудита.

Общий план аудита и программа аудита  по мере необходимости уточняться  и пересматриваться  в ходе аудита. В зависимости  от изменения  условий проведения  аудита и результатов аудиторских  процедур программа аудита может пересматриваться.  Причины и результаты  изменений отражаются  в рабочих документах. 

В программе содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать инфор­мацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объ­еме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей и т.д.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства в целях формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности).

              Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов среди внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Собирая аудиторские доказательства, с использованием аудиторских процедур по существу, аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, в целях подтверждения предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения финансовых вложений.

              Аудитор должен так же проверить соответствующие предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения финансовых вложений:

1        существование – наличие по состоянию на определенную дату финансовых вложений, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2        права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию, на определенную. Дату финансовых вложений, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3        возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, связанные с финансовыми вложениями, происшедшими в течении соответствующего периода;

4        полнота – отсутствие неотраженных в бухгалтерском учете финансовых вложений, а так же хозяйственных операций или событий, имеющих отношение к финансовым вложениям, либо нераскрытых статей учета финансовых вложений;

5        стоимостная оценка – отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности надлежащей балансовой стоимости  финансовых вложений;

6        точное измерение – точность отражение суммы хозяйственных операций с финансовыми вложениями или событий с отнесением доходов или расходов соответствующему периоду времени;

7        представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание финансовых вложений в соответствии с правилами их отражения бухгалтерской (финансовой ) отчетности

              Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки бухгалтерской отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к  одной предпосылки, например, в отношении существования основных средств, не могут компенсировать отсутствие аудиторских доказательств, относительно другой предпосылки, например, полноты. Характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависит от проверяемой предпосылки. В ходе тестов аудитор может получить доказательства, относящиеся более чем к одной предпосылке, например, проведении инспектирования (инвентаризации), финансовых вложений, он может выявить аудиторские доказательства как относительно их существования, так и относительно их стоимостной оценки.

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях предписывает следующий порядок осуществления аудиторских процедур в отношении оценки и раскрытия информации о долгосрочных финансовых вложения:

1        если сумма долгосрочных финансовых вложениях является существенной для бухгалтерской отчетности, аудитор должен получить достаточные

2        надлежащие аудиторские доказательства оценки таких финансовых вложений и раскрытия аудируемым лицом информации о них;

3        аудиторские процедуры, выполняемые в ходе проверки долгосрочных финансовых вложений, как правило, включают в себя рассмотрение доказательств возможности их отражении в составе внеоборотных активов, обсуждение с руководством аудируемого лица намерений сохранения их на бухгалтерском балансе аудируемого лица, а так же получение официальных письменных заявлений по указанному вопросу.

При аудиторской проверке финансовых вложений необходимо учитывать, что для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений согласно ПБУ 19/02 необходимы единовременное выполнение следующих условий:

1        наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

2        переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности);

3        способность приносить организациям экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо приростов их стоимости в виде разницы между ценной продажи финансового вложения и его покупной стоимости в результате  его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.

При проверке следует учесть, что к финансовым вложениям не относятся:

1        собственные акции, выкупленные  акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

2        векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

3        вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода;

4        драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Заключительный этап аудиторской проверки

3.1 Оценка способности экономического субъекта продолжать свою деятельность

 

    Допущение о непрерывности деятельности является основным принципом подготовки бухгалтерской отчетности. В соответствии с допущением о непрерывности деятельности экономический субъект обычно рассматривается, как продолжающий осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в обозримом будущем и не имеющий намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов в соответствии с законами и нормативными актами. Соответственно, активы и обязательства учитываются на том основании, что экономический субъект может выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

Действующее законодательство по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности содержит требование о том, чтобы экономический субъект проводил специальную оценку способности продолжать свою непрерывную деятельность, а также требования в отношении подлежащих рассмотрению событий и условий, которые должны быть раскрыты в связи с допущением о непрерывности деятельности.

Принципы подготовки бухгалтерской отчетности могут не содержать выраженного в явной форме требования, чтобы руководство делало конкретную оценку способности предприятия продолжать свою непрерывную деятельность.

Тем не менее, поскольку допущение о непрерывности деятельности является одним из основных принципов подготовки бухгалтерской отчетности, обязанность экономического субъекта заключается в том, чтобы оценить способность продолжать свою непрерывную деятельность, даже если общепризнанные в данных условиях принципы подготовки бухгалтерской отчетности не предусматривают требования об этом, выраженного в явной форме.

Если предприятие исторически имеет опыт выгодных операций и свободный доступ к финансовым ресурсам, руководство может сделать свою оценку без проведения подробного анализа.

Оценка организацией допущения о непрерывности своей деятельности связана с вынесением субъективного суждения в конкретный момент времени об условных фактах хозяйственной деятельности, которые являются неопределенными на дату составления бухгалтерской отчетности. В этой связи уместными являются следующие факторы:

в общем смысле уровень неопределенности, сопряженной с результатом события или условия, значительно повышается по мере того как «отодвигаются» временные рамки суждения относительно воздействия условных фактов. По этой причине в большинстве случаев основных принципов подготовки бухгалтерской отчетности, где содержится явное требование в отношении действий организации, указывается период, применительно к которому руководство должно учитывать всю доступную информацию;

любое влияние условного факта в будущем основывается на информации, доступной в момент составления бухгалтерской отчетности. Последующие события могут вступать в противоречие с субъективным суждением, которое было разумным в момент его вынесения;

размер и сложная структура субъекта, характер и условия его деятельности, а также степень подверженности субъекта воздействию внешних факторов, — все это оказывает влияние на субъективное суждение о влиянии условных фактов.

К числу условных фактов, вызывающих сомнение в допущении непрерывности деятельности, относятся:

 

Финансовые условные факты величина чистых активов меньше величины уставного капитала;

привлеченные заемные средства, срок погашения которых приближается, при реальном отсутствии перспективы погашения или продления срока займа, или необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;

неспособность дебиторов погашать задолженность в установленные сроки;

неблагоприятные значения основных финансовых коэффициентов, характеризующих деятельность аудируемого лица;

неспособность экономического субъекта в срок производить платежи кредиторам;

неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций;

производственные условные факты увольнение основного управленческого персонала без найма должной замены;

потеря рынка сбыта, франшизы, лицензии или основного поставщика;

Значение таких событий или условий нередко улучшаются в силу действия иных факторов. Например, последствия в связи с неспособностью субъекта производить выплаты в счет погашения заемных средств могут уравновешиваться действиями организации, предусматривающими обеспечение достаточных поступлений денежных средств за сет других источников. Аналогичным образом потеря основного поставщика может быть смягчена появлением нового поставщика.

Аудитор обязан проанализировать совокупность факторов, оказывающих и (или) способных оказать влияние на возможность экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12месяцев, следующих за отчетным периодом.

Аудитор не может предсказывать будущие события или условия, которые могут обусловить прекращение предприятием его непрерывной деятельности. Соответственно, отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний об условных факторах, касающихся непрерывности деятельности не может рассматриваться, как гарантия способности субъекта продолжать свою деятельность непрерывно.

При планировании, аудита аудитор должен проанализировать, существуют ли какие-либо события или условия, которые обусловливают значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно.

В ходе аудита аудитор должен внимательно следить за доказательствами существования условных факторов, которые обусловливают значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно.

В случае выявления таких условий или событий аудитор должен рассмотреть вопрос о том, влияют ли такие факторы на проведенную аудитором оценку составляющих аудиторского риска.

Аудитор рассматривает условные факты, касающиеся допущения непрерывности деятельности, в ходе планирования, поскольку такое рассмотрение позволяет более своевременно обсудить эти вопросы с руководством экономического субъекта, а также в ходе всего процесса проведения аудита.

В некоторых случаях экономический субъект мог уже сам провести предварительную оценку в период проведения первоначальных этапов аудита. Если это так, то аудитор проверяет такую оценку с целью выяснения, выявило ли руководство какие-либо условные факты и связанные с этим планы.

Если экономический субъект еще не проводил предварительной оценки непрерывности деятельности, то аудитор запрашивает у субъекта, существуют ли какие-либо финансовые, производственные и другие условные факты. Аудитор может обратиться к организации с просьбой произвести оценку, в особенности в тех случаях, когда аудитор уже выявил условные факты, касающиеся допущения непрерывности деятельности. Он анализирует последствия выявленных условных фактов и их влияние на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.

Оценка аудируемым лицом своей способности непрерывно осуществлять свою деятельность является основным элементом при анализе аудитором допущения о непрерывности деятельности.

При анализе оценки аудируемого лица аудитор рассматривает процедуру, посредством которой руководство выносило свою оценку, допущения, обосновывающие такую оценку, и планы руководства в отношении будущих действий. Аудитор рассматривает, учитывалась ли при вынесении оценки вся информация, о которой стало известно аудитору в результате проведения аудита.

Аудитор должен запросить у субъекта информацию о том, известно ли ему о каких-либо событиях или условиях, которые выходят за рамки периода, охватываемого оценкой, и которые могут обусловливать значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно.

Поскольку степень неопределенности, связанной с последствиями каких-либо условных фактов, повышается по мере отдаленности такого факта, постольку аудитор должен рассматривать вопрос о целесообразности дополнительных действий только в том случае, если признаки проблем, связанных с допущением непрерывности деятельности предприятия, являются значительными. Аудитор вправе попросить организацию оценить потенциальную значимость условных фактов с точки зрения их влияния на возможность непрерывности деятельности.
Аудитор не обязан разрабатывать процедуры (за исключением запроса организации) с целью проверки признаков наличия условных фактов, которые обусловливают значительные сомнения в способности субъекта продолжать свою деятельность непрерывно и которые выходят за рамки периода, оцениваемого экономическим субъектом.

В случае выявления условных фактов, которые обусловливают значительные сомнения в способности экономического субъекта продолжать свою деятельность непрерывно, аудитор должен:

проверить планы организации в отношении будущей деятельности на основе ее оценки допущения о непрерывности деятельности;

путем проведения необходимых аудиторских процедур собрать достоверные аудиторские доказательства в целях подтверждения или опровержения наличия факторов существенной неопределенности, в том числе рассмотреть последствия любых планов организации и иных факторов;

попросить организацию представить в письменном виде информацию, касающуюся ее планов о деятельности в будущем.

 

3.2 Типичные ошибки

 

   При организации учета финансовых вложений могут возникнуть различные  ошибки и упрощения. Наиболее распространены среди них следующие :

1        отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения;

2        документы оформляются с нарушением установленных требований;

3        в состав финансовых вложений включаются собственные акции, выкупленные у акционеров, и векселя, полученные от векселедателей за отпущенные товары, основные средства и др.

4        имеются исправления записей в документах, которые проводятся без необходимых оснований;

5        отсутствуют подлинники или заверенные в соответствии  с законодательством документы;

6        имеются фиктивные документы и операции;

7        допускается некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;

8        не соблюдается тождественность данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;

9        не отражаются в учете свершившиеся операции;

10   не совпадают данные синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

11   не проводится в установленных законодательством случаях инвентаризация финансовых вложений;

12   неправильно формируется налогооблагаемая база по налогу на прибыль;

13   не исполняются требования законодательных  и нормативных документов.

 

3.3 Оценка результатов аудиторской проверки.

Аудиторское заключение

 

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме. Мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации, аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Существенность в аудите".

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО УЧЕТУ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Адресат _____________________________________________________________

Аудитор_____________________________________________________________

Наименование:

Место нахождения: ___________________________________________________

                                                                 (индекс, город, улица, номер дома и др.)

Государственная регистрация: __________________________________________

____________________________________________________________________

(номер и дата регистрационного свидетельства)

Лицензия: ___________________________________________________________

(номер, дата, наименование органов, предоставивших аудируемому лицу

________________________________________________________________________________

лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности, срок их действия)

Является членом _____________________________________________________

                                (указать наименование аккредитованного профессионального

____________________________________________________________________

аудиторского объединения)

Аудируемое лицо______________________________________________________________

Наименование: _______________________________________________________

Место нахождения: ___________________________________________________

                                                                 (индекс, город, улица, номер дома и др.)

Государственная регистрация: __________________________________________

____________________________________________________________________

(номер и дата регистрационного свидетельства)

Лицензия (если имеется):_______________________________________________

(номер, дата, наименование органов, предоставивших аудируемому

________________________________________________________________________________лицу лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности, срок их действия)

 

                                               

Мы провели аудиторскую проверку правильности ведения учета финансовых вложений и достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности в части размера долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений ЗАО "Ангара" за период с 1 января по 31 декабря 2011г. включительно.

Ответственность за подготовку и представление всей необходимой документации для проверки несет исполнительный орган ЗАО «Ангара».

Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета финансовых вложений законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.

Мы провели аудит в соответствии с:

1        Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

2        Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2010 N 532)

3        Внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Институтом профессиональных бухгалтеров России;

4        Правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

5        Нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что порядок учета финансовых вложений не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели, и раскрытие  информации о финансово-хозяйственной деятельности. Оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при учете финансовых вложений, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку всей представленной документации по учету финансовых вложений. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности порядка ведения учета финансовых вложений в соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность ЗАО «Ангара» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2010г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2011г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части учета финансовых вложений.

«    »______________2011 г.

 

Руководитель ООО «Байкал-Аудит»

Директор  _________________________О.А. Попова        

                                            (подпись)

Руководитель аудиторской проверки _________________________О.А. Попова

________________________________________________________________________________

(подпись, номер, тип квалификационного аттестата и срок его действия)

 

М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является понятие аудита.

Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности – учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много.

В рамках данной курсовой работы рассмотрен вопрос аудиторской проверки  учета финансовых вложений.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут осуществлять отвлечение, средств в виде финансовых вложений, что является одной из главных областей учета в целях получения предприятием дохода - дивидендов, процентов и т.п. Поэтому так важно, чтобы в учете финансовых вложений не было ошибок.

При аудите учета финансовых вложений необходимо в первую очередь обратить внимание на правильность оформления первичных документов, их соответствие установленным требованиям.

Наиболее часто встречаются ошибки, связанные с отсутствием документов, подтверждающих фактические финансовые вложения, допускается некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете, не соблюдается тождественность данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности и многое другое.

Ошибки в учете финансовых вложений, выявленные при аудиторской проверке должны быть немедленно устранены предприятием, иначе последуют  искажения  бухгалтерской финансовой  отчетности.

После завершения проверки аудитор предоставляет руководству организации, аудиторское заключение, которое выражает независимое мнение о деятельности экономического субъекта. И только от организации бухгалтерского учета и своевременных разъяснений всех вопросов, возникающих у аудитора, зависит, какое это будет заключение: безусловно, положительное или модифицированное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1        Гражданский кодекс Российской Федерации;

2        Налоговый кодекс Российской Федерации;

3        Кодекс об административных правонарушениях;

4        Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 2008г.(с последующими изменениями и дополнениями);

5        Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2009 г. № 119-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)

6        Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 2009г. (с последующими изменениями и дополнениями);

7        Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 2010г. (с последующими изменениями и дополнениями);

8        Федеральный закон «О переводном и простом векселе» № 48-ФЗ от 11 марта 2010г.

9        Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 34н от 26 июля 2009г. с последующими изменениями и дополнениями);

10   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 154н от 27 ноября 2010г.);

11   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/09 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 43н от 6 июля 2009 с последующими изменениями и дополнениями);

12   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/09 «Доходы организации» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 32н от 6 мая 2009г. с последующими изменениями и дополнениями);

13   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2009 «информация по сегментам» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации №11н от 27 января 2009г. с последующими изменениями и дополнениями);

14   Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 19/10 «Учет финансовых вложений» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 126 от 10 декабря 2010г.с последующими изменениями и дополнениями);

15   Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 20/09 «Информация об участии в совместной деятельности» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации №105н от 22 июля 2009г. с последующими изменениями и дополнениями);

16   Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22 июля 2010 г. (с последующими изменениями и дополнениями);

17   Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» № 49 от 13 июня 2009г.

18   План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации №94н от 31 октября 2010 г.с последующими изменениями и дополнениями);

19   Аудит в России. Законодательство. Стандарты. — М.: Изд-во “Инвест Фонд”, 2010 г.

20 Подольский В.И., Аудит, 4-е изд., перераб. и доп. 2011 г.

21 Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - изд. 6-е, перераб. и доп. 2011 г.

22   итецкий В.В., Кудрявцев Н.Н. Аудит предприятия. Методология аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: учебное пособие. – М.: Дело, 2010 г.

23   Рабинович А.М. Ценные бумаги: новое в учете и налогообложении. – М: Бератор-Пресс, 2010 г.

24   Мордовкин А.В., Федотов А.В. Учет операций с ценными бумагами и векселями, 2011 г.

25   Муравицкая Н.К. Учет операций с векселями 2011 г.