Заключительные стадии законодательного процесса

Введение……………………………………………………………………….

4

1 Понятие законодательного процесса………………………………………

6

2 Порядок рассмотрение законопроекта в Парламенте……………………

10

           2.1 Порядок рассмотрения и принятия законопроекта в Палате          представителей………………………………………………………………...

 

10

           2.2 Стадия рассмотрения и одобрения в Совете Республики……….

14

3 Заключительные стадии законодательного процесса…………………….

20

           3.1 Стадия подписание закона Президентом………………………...

20

           3.2 Стадия опубликование Закона и вступление его в силу………….

25

Заключение……………………………………………………………………

29

Литература………………………………………………………………………

31

   
   




Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным признаком любого современного государства является наличие максимально ясного и простого, детального и качественного законодательства, закрепляющего основы построения и функционирования государства и общества. В мире нет двух одинаковых стран, так как для каждого государства характерны свои традиции, своя культура, свой уровень политического, экономического, социального и духовного развития. В этом смысле законы, принимаемые от имени народа, выражают дух нации, являются гарантией суверенитета и независимости государства. Вот почему так важна роль национального законодательства в формировании престижа страны и ее значимости на мировой арене.

Актуальность моей работы заключается в том, что круг общественных отношений, неурегулированных правом, достаточно широк. Данное обстоятельство влечет за собой нерешенность многих социальных, политических, экономических и иных проблем, актуальность которых ни у кого не вызывает сомнения. При этом необходимо вести речь  не только о модернизации и корректировке действующего законодательства, но и о разработке новых правовых институтов, отвечающих веяниям времени.

Цель моей работы – провести анализ развития законодательного процесса в Республике Беларусь, оценить его современное состояние, обобщить действующее по этому вопросу законодательство, рассмотреть методику законодательного процесса и законодательную технику, проанализировать теоретические основы законодательного процесса, а также выявить основные проблемы на пути совершенствования законодательного процесса.

Задачами курсовой работы являются:

- раскрыть  понятие законодательного процесса;

- рассмотреть  стадии законодательного процесса;

- более  детально рассмотреть законодательный  процесс в Республике Беларусь;

- изучить  стадии законодательного процесса  в Республике Беларусь.

В ходе исследований будет сделана попытка обобщить все имеющие наработки в области законопроектной деятельности на сегодняшний день, системно изложить ее нынешнее состояние.

В написании работы была использована учебная литература под авторством Демичева Д.М, Василевича Г.А., Тихомирова, Ю.А., Пиголкина,А.С., Вишневского М. И., Горбатока Н.А., Кучинского В.А., Кивеля В.Н. Правовую основу законодательного процесса в Республике Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Закон Республики Беларусь «О национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О палате представителей».

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются понятия о законотворческом процесса. Во второй главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. В третьей главе отражены заключительные стадии законодательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие законодательного процесса

 

Создание закона предполагает наличие определенной процедуры, стадий, т.е. существование определенного законодательного процесса. Понятие законодательного процесса призвано:

1)Установить систему взаимосвязанный институтов, обеспечивающих содержательную подготовку законов;

2)Закрепить стабильные демократические формы выражения и использования общественного мнения, народного волеизъявления;

3)Отразить применение различных форм деятельности высших органов государственной власти в процессе принятия законов.

Законодательный процесс является составной частью правотворчества, которое состоит в том, чтобы принимать, изменять или отменять общие правовые нормы. [ 1, с.636]

Законодательный процесс–это юридически установленный порядок последовательных, логически сменяющих друг друга организационных действий (стадий) по разработке и принятию законов. Законодательный процесс –важнейшая сторона функционирования парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс –это основа всего процесса правотворчества. [ 1,с.637]

В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. По мнению некоторых авторов, существует две основные стадии: предварительное формулирование воли законодательной власти и функциональное возведение этой воли в закон, закрепление ее в нормах права. [2,с.5-8 ] Другие выделяют следующие основные стадии (этапы) законотворческого процесса: законодательная инициатива, подготовка проекта закона и его предварительное рассмотрение, обсуждение проекта закона в законодательном органе в первом чтении; обсуждение проекта закона в законодательном органе во втором чтении; голосование по проекту закона и его принятие, опубликование закона[3,с.104].

Третьи выделяют шесть стадий такого процесса:

1) прогнозирование и планирование  законодательства;

2) внесение предложений об изменении  законов;

3) разработка концепции закона  и подготовка законопроекта;

4) специальное и общественное  обсуждение проекта закона;

5)рассмотрение и принятие закона;  
6) опубликование закона и вступление его в силу.[4,с.181]

По мнению же Г.А.Василевича, с которым следует согласиться, законодательный процесс состоит из следующих стадий:

1) прогнозирование и планирование  развития законодательства;

2) законодательная инициатива;

3) предварительное рассмотрение  проектов 

4) рассмотрение проекта на заседании  Палаты представителей;

5) принятие закона;

6) рассмотрение Советом Республики  принятых проектов законов;

7) подписание и обнародование  закона [1,с.640-671].

В целях данной работы представляется правильным выделить следующие стадии законодательного процесса, отражающие специфику подготовки и рассмотрения законопроектов в Национальном собрании Республики Беларусь:

1) законодательная инициатива.Право законодательной инициативы–это закрепленное в Конституции или законах правомочие государственного органа или депутата парламента вносить законопроекты непосредственно в законодательный орган, который, в свою очередь, обязан принять и рассмотреть его[5,с.482];

2) рассмотрение законопроекта в Палате представителей.В Республике Беларусь рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях. Регламентом Палаты Представителей предусмотрена возможность рассмотрения законопроекта и в одном чтении. Текст проекта закона, подготовленного к первому чтению и включенного в повестку дня сессии, материалы к нему, заключение головной комиссии по проекту направляются Секретариатом Палаты представителей депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, а также заинтересованным органам не позднее, чем за три дня до его рассмотрения в первом чтении, если иное не предусмотрено Регламентом [6,ст.25];

3) рассмотрение Советом Республики принятых законов.В случае, если при повторном рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь (далее Президент), он принят в новой редакции, то законопроект рассматривается Советом Республики как вновь принятый. При повторном рассмотрении закона, возвращенного Президентом и принятого Палатой представителей в ранее принятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции, открыть обсуждение по закону. По окончании обсуждения председательствующий на заседании Совета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством Совета Республики. Но если при повторном рассмотрении закона за его одобрение проголосовало менее двух третей от полного состава Совета Республики, закон считается отклоненным Советом Республики. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, вместе с текстом постановления Совета Республики в десятидневный срок представляется Президенту на подпись. Председатель Совета Республики удостоверяет своей подписью аутентичность принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики закона, направляемого на подпись Президенту [7,ст.59];

4)подписание и опубликование закона.Следующим и завершающим этапом законодательного процесса является подписание и опубликование закона. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. В таких случаях законопроект заново рассматривается на очередной сессии Палаты представителей [9,ст.11].

5)контроль принимаемого закона на предмет соответствия с Конституцией Республики Беларусь.Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения  соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом [15,ст.1].

Законодательный процесс представляет особый вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. Сущность законодательного процесса составляет, как отмечалось, формирование государственной воли, выступающей содержанием правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Порядок рассмотрения законопроекта в Парламенте

 

2.1 Порядок рассмотрения законопроекта в Палате представителей

 

Обсуждение (рассмотрение) законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) считается чтением.

В Республике Беларусь рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях. Регламентом Палаты Представителей предусмотрена возможность рассмотрения законопроекта и в одном чтении. [6,ст.197 ]

Текст проекта закона, подготовленного к первому чтению и включенного в повестку дня сессии, материалы к нему, заключение головной комиссии по проекту направляются Секретариатом Палаты представителей депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, а также заинтересованным органам не позднее, чем за три дня до его рассмотрения в первом чтении, если иное не предусмотрено Регламентом.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении Палата представителей заслушивает доклад субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклад головной комиссии.

При рассмотрении в первом чтении обсуждаются концепция, направленность и структура законопроекта, основные институты и целесообразность принятия закона. При наличии альтернативных проектов. Палата представителей решает, какой проект принимается за основу для подготовки ко второму чтению.

По результатам обсуждения Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей [6, ст.139].

Если по результатам голосования законопроект не принят Палатой представителей, Палата представителей может принять решение об отклонении законопроекта. Решение об отклонении законопроекта считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

В случае принятия такого решения рассмотрение данного законопроекта возможно лишь после его повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый законопроект.

Если решение об отклонении законопроекта не было принято либо, если предложение об отклонении законопроекта не вносилось, он направляется на доработку в соответствующую комиссию, о чем делается протокольная запись. Палата представителей может расширить число комиссий для доработки законопроекта или поручить доработать его специальной комиссии. После доработки законопроект рассматривается вновь в первом чтении [11,ст.146].

Если в ходе первого чтения Палата представителей признает представленный проект не требующим поправок, он по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в постоянных комиссиях.

После принятия законопроекта в первом чтении Палата представителей передает его на доработку в ту же или другую комиссию, либо расширяет число комиссий, либо поручает доработку законопроекта специальной комиссии, устанавливает сроки для доработки и представления проекта ко второму чтению. По решению Палаты представителей законопроект может направляться для внесения предложений и замечаний Президенту Республики Беларусь, в Совет Республики, Совет Министров и другим государственным органам. Если при доработке проекта ко второму чтению изменяется концепция проекта, Палата представителей по предложению головной комиссии может принять решение об отмене ранее принятого постановления и о повторном рассмотрении проекта в первом чтении. Такое решение оформляется постановлением Палаты представителей. Повторное рассмотрение проекта в первом чтении осуществляется в соответствии с Регламентом [6,ст.144].

Так же по решению Палаты представителей законопроект между первым и вторым чтением может быть вынесен на народное обсуждение.

Законопроект, принятый Палатой представителей в первом чтении, рассматривается в постоянных комиссиях Палаты представителей с целью его дополнения и подготовки поправок к нему. Для проведения этой работы в постоянных комиссиях головная комиссия устанавливает срок, который должен быть не менее десяти дней, если иное не предусмотрено Регламентом.

Замечания и предложения, оформленные как письменные поправки к законопроекту, представляются в головную комиссию, определенную Палатой представителей для доработки законопроекта. Замечания и предложения должны быть четко сформулированы.

Одновременно с направлением в комиссии данный законопроект представляется головной комиссией для проведения правовой экспертизы в управлении Секретариата Палаты представителей, осуществляющем экспертно-правовую деятельность. Срок для проведения правовой экспертизы предоставляется не менее десяти дней, если иное не предусмотрено Регламентом [6, ст.126].

Экспертное заключение рассматривается головной комиссией. Содержащиеся в нем замечания и предложения могут включаться в проект головной комиссией. В случае отклонения замечаний и предложений головной комиссией экспертное заключение прилагается к законопроекту для сведения депутатов Палаты представителей [6, ст.36].

Головная комиссия рассматривает внесенные поправки и готовит проект ко второму чтению.

Изменения и дополнения, вносимые в законопроект, направляются головной комиссией Президенту, на заключение в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте и согласовываются с субъектом права законодательной инициативы, внесшим данный проект закона.

Внесение изменений и дополнений в законопроект, за исключением изменений и дополнений, которые носят технический характер, без направления на заключение и согласования не допускается [6, ст.131].

Согласование с субъектом права законодательной инициативы изменений и дополнений, вносимых в законопроект в Палате представителей, означает направление законопроекта с этими изменениями и дополнениями соответствующему субъекту права законодательной инициативы. При этом проект закона считается прошедшим согласование, если:

  • получен письменный ответ от этого субъекта или его уполномоченного представителя независимо от его согласия с внесенными изменениями и дополнениями;
  • в десятидневный срок со дня получения законопроекта из Палаты представителей субъектом права законодательной инициативы не представлена информация о согласовании либо просьба о продлении срока согласования с обоснованием необходимости такого продления;
  • Председателем Палаты представителей или его заместителем отказано в продлении срока согласования [11, ст.140].

В случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в законопроект лишь с согласия Президента либо по его поручению –Совета Министров Республики Беларусь (далее Совет Министров).

Депутаты Палаты представителей и другие субъекты права законодательной инициативы вправе уточнять текст своих поправок в ходе обсуждения законопроекта в комиссиях, которым поручена доработка законопроекта.

Согласованные поправки к законопроекту, получившие одобрение головной комиссии, включаются в текст законопроекта. Согласованные поправки к законопроекту, не получившие одобрения головной комиссии, прилагаются к новой редакции проекта в форме таблицы для рассмотрения Палатой представителей.

Законопроект, подготовленный для рассмотрения во втором чтении, должен быть завизирован председателем головной комиссии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих экспертно-правовую и редакционную деятельность, а при их отсутствии –их заместителями. При несогласии с положениями проекта визирование производится с приложением соответствующих замечаний и предложений. Срок для визирования должен быть не менее трех дней, если иное не предусмотрено Регламентом [11, ст.159].

Доработанный законопроект по решению Совета Палаты представителей предлагается для включения его в повестку дня сессии.

Подготовленный для рассмотрения во втором чтении законопроект должен быть направлен головной комиссией депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее, чем за семь дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении, если иное не предусмотрено Регламентом. Проект направляется с указанием количества принятых поправок и приложением таблицы отклоненных поправок.

Необходимо отметить, что на данной стадии в законодательном процессе принимают участие комиссии (постоянные и временные), целью которых является, как уже отмечалось выше, доработка законопроекта (дополнение и подготовка поправок, которые представляются в виде письменных замечаний и предложений) и подготовка его ко второму чтению.

Таким образом, после проработки проекта закона в комиссиях, подготовленный для рассмотрения во втором чтении, законопроект с заключением головной комиссии должен быть направлен депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее, чем за семь дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении, если иное не предусмотрено Регламентом. Проект направляется с указанием количества принятых поправок и приложением таблицы отклоненных поправок. [11,ст.142]

При рассмотрении проекта закона во втором чтении выступает председатель головной комиссии, его заместитель либо член головной комиссии.

Обсуждение законопроекта во втором чтении начинается с его наименования, затем обсуждается преамбула. Далее по решению Палаты представителей законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам, по иным структурным частям проекта или в целом. Во время обсуждения возможно принятие решения о возвращении отдельных частей или законопроекта в целом на доработку (ст.146 Регламента).

Голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям проекта. Если по нескольким следующим подряд статьям главы, главам, разделам не имеется замечаний и предложений, то голосование может проводиться одновременно по этим статьям, главам, разделам.

Поправки, не принятые комиссией, голосуются при обсуждении соответствующей статьи, главы, раздела, иной структурной части проекта.

На голосование ставятся только поправки депутатов Палаты представителей и других субъектов права законодательной инициативы, представленные в письменной форме и рассмотренные головной комиссией. Для обоснования поправки слово предоставляется депутату Палаты представителей либо другим субъектам права законодательной инициативы или их представителям.

Каждая поправка обсуждается, и голосование по ней проводится отдельно. Вначале ставится на голосование поправка, затем, если решение не принято, –статья в редакции, предложенной комиссией. Если внесено несколько поправок по одной статье проекта, то вначале обсуждается и выносится на голосование та из них, принятие или отклонение которой позволит решить вопрос о других поправках [11,ст.146]. В том случае, если поправки субъектов права законодательной инициативы внесены непосредственно в ходе обсуждения законопроекта во втором чтении, и такие поправки не носят технического характера, председательствующий может перенести рассмотрение законопроекта на более поздний срок. Указанные поправки направляются головной комиссией Президенту, на заключение в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте и на согласование. По согласованным поправкам головная комиссия дает свое заключение.

Согласованные и одобренные головной комиссией поправки, а также поправки, которые были согласованы в установленном порядке, но не были одобрены головной комиссией, представляются на рассмотрение Палаты представителей.

Если депутат Палаты представителей, другой субъект права законодательной инициативы, внесший поправку, не согласен с заключением комиссии по согласованной поправке, ему предоставляется слово. Обсуждение по поправкам в этих случаях не открывается.

После того как проведено голосование по всем статьям, главам, разделам или иным структурным частям проекта, а также по всем поправкам, головная комиссия направляет проект закона с принятыми поправками, включенными в текст, Президенту для информации [6, ст.148].

Если после направления Президенту по законопроекту не имеется замечаний и предложений, то Палата представителей может принять решение о голосовании по законопроекту в целом (включая название и преамбулу). Голосование по проекту закона в целом проводится Палатой представителей не ранее, чем через десять дней после направления законопроекта Президенту либо по согласованию с Президентом в более ранние сроки [6, ст.149]. В том случае, если от Президента  до голосования по законопроекту в целом поступят поправки, то они рассматриваются в порядке, предусмотренном Регламентом. Так после принятия поправок Президента головная комиссия должна сделать заключение об отсутствии в проекте внутренних противоречий. После заслушивания заключения головной комиссии голосование в целом по проекту проводится без обсуждения.

Конституцией предусмотрено, что по требованию Президента либо с согласия Правительства Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенные Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. Но такое требование может быть выдвинуто Президентом либо Правительством до рассмотрения законопроекта Палатой представителей или на любом этапе рассмотрения, но до принятия законопроекта в целом во втором чтении.

В результате второго чтения Палатой представителей может быть принято решение о (об):

  • принятии проекта закона;
  • отклонении проекта закона;
  • повторном рассмотрении проекта закона в первом чтении (если изменяется концепция законопроекта);
  • вынесение законопроекта на референдум. Указанное решение оформляется постановлением Палаты представителей.[6,ст.150]

Законопроект считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией. Необходимо отметить, в соответствии с Конституцией проекты программных законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республике Беларусь считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Если по результатам голосования законопроект не принят Палатой представителей. Палата представителей может принять решение об отклонении законопроекта. Решение об отклонении законопроекта считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Заключительные стадии законодательного процесса