Закон как источник конституционного права Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Конституционное (государственное) право России».

на тему: Закон как источник конституционного права Российской Федерации.

 

 

 

                                                          Выполнил

                                                          Студент: Жаворонков Роман Евгеньевич

                                                          Специальность: Юриспруденция

                                                          Группа: ЗБЮ-13 ГПД

                                                          Руководитель работы: Кудряшов К.В.

                                                          Работа защищена с оценкой:____________

 

 

 

 

Ставрополь,2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

негосударственное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«северо-кавказский гуманитарно-технический институт»

 

 

«Утверждаю»

Зав. кафедрой  

                                                  подпись          инициалы, фамилия

«_____» 20_____ г.

 

ЗАДАНИЕ

На выполнение курсовой работы по дисциплине: Конституционное (государственное) право России.

На тему: Закон как источник конституционного права Российской Федерации. Студенту         1     курса ЗБЮ-13 ГПД группы Юриспруденция специальности

Ф.И.О.(полностью)   Жаворонков Роман Евгеньевич

 

ПЛАН

Введение

1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской федерации.

2. Международные правовые акты – источники конституционного права России.

3. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России.

4. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

Дата выдачи задания  

Дата сдачи курсовой работы 

Руководитель курсовой работы 

Курсовую работу выполнил студент (подпись) 

Курсовая работа на тему «Закон как источник конституционного права Российской Федерации». Работа состоит из четырех частей, в которых раскрывается вопрос о различных источниках конституционного права Российской Федерации и о их особенностях.     Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Цель исследования - комплексное структурно-логическое исследование и изучение основных источников конституционного права России как отрасли права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...……………………………………………………………………...…...51. Понятие и виды основных источников конституционного Российской Федерации……………………………………………………………...…..………..72. Международные правовые акты – источники конституционного права России…………………………………………...………………………………….123.Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России……………………………………………………………………….15  4.Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России…………………………………………………………….………………...25Заключение……..………………………………………………………………….28Список использованных источников……………….…………………...……….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.            Нахождение баланса власти и свободы составляет главный и деликатный смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.  Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования конституционного права как отрасли права Российской Федерации.

Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующие отношения конституционного характера.

Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.

В связи с поставленной целью определились следующие задачи:

1. Дать понятие конституционного  права Российской Федерации и  выделить основные виды его  источников.

2. Определить место и  роль международных правовых  актов в системе источников  конституционного права Российской  Федерации.

3. Проанализировать роль  закона как основного источника  конституционного права Российской  Федерации.

4. Проанализировать роль  нормативно правовых актов субъектов  Российской Федерации и местных  органов самоуправления как источников  конституционного права России.        Тема курсовой работы очень актуальна для нашего времени. Проработанность данной темы не высокая. В работе использовались учебники, труды таких ученых как Баглай М.В. , Козлова Е.И., Кутафин О.Е. , программу "Гарант".

В процессе исследования были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ , Федеральные конституционные законы (ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" , "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" ), регламенты палат Федерального Собрания РФ.     Структуру работы составляют четыре параграфа, введение и заключение.

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Сложность и многообразие конституционных норм обуславливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источниками конституционного права принято понимать «форму существования общих правил поведения (внешнюю форму их выражения), регулирующую отношения конституционного характера»[1].

Если рассматривать конституционное право как отрасль права, то под этим термином понимается упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Следовательно, источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе образуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутри федеральные), правовые обычаи. Все они хранят правовые предписания. Признание нормативного правового акта источником конституционного права влечет за собой важные юридические последствия.

Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е характеризовали систему источников конституционного права следующими признаками[2]:

1.Множественностью форм  выражения правовых норм

2.Иерархической соподчиненностью

3.Изменением соотношения  внутригосударственного и международного  права

4.Приоритетом закона

5.Стабильностью по отношению  к другим источникам права

Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей юридической силой. Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости. К этому виду источников конституционного права как отрасли права России мы можем отнести Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.

Основной массив источников конституционного права все же составляют законы. Закон – это «нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения». Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различаю законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции Российской Федерации, обычные федеральные.

Баглай М.В. классифицирует законы по следующим основаниям:

1.по юридической важности (законы, подзаконные акты)

2.по органам, принимающим  нормативный акт (подзаконные, исполнительные)

3.по форме акта (закон, указ, постановление, распоряжение…)

4.по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)

Законы субъектов Российской Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и распространяются только на их территории.

Субъекты Российской Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы.

Нормы конституционного права могут содержаться и в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.

Законы являются лишь небольшой частью всего принимаемого в государстве объема правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.

К подзаконным актам относятся:

1. Указы и распоряжения  Президента Российской Федерации

2. Постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации

3. Акты федеральных органов  исполнительной власти

4. Акты исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации

5. Акты органов местного  самоуправления (уставы муниципальных  образований, регламенты представительных  органов на местах

Нормативные правовые акты имеют временные и территориальные пределы их действия, а также различается их функционирование по кругу лиц.

Моментом начала действия нормативного правового акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. В Российской Федерации этот срок составляет десять дней. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Нормативный правовой акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным правовым актом либо пока не истечет срок его действия.

Законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты действуют на всей территории России, либо на ее части указанной в них. По общему правилу действия нормативных правовых актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Российской Федерации в целом, нормативные правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации – в рамках их территориальных границ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления – в пределах административных границ данного муниципального образования.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан Российской Федерации, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных граждан). В отдельных случаях принимаются специальные нормативные правовые акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).

Нормы конституционного права, служащие источником данной отрасли права, содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор - это «соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения». Различают международные и внутри федеральные договора. Согласно конституционным нормам источником отрасли конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.

К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции Российской Федерации, и аналогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации. Эти органы действуют в небольшом числе субъектов Российской Федерации.

Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации по представленной кандидатуре.

Исходя их вышеизложенного определяем, что:

1. Источники конституционного  права – это факторы, на основе  которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование  отношений конституционного характера.

2. Юридическими источниками  конституционного права являются  нормативные правовые акты, посредством  которых устанавливаются и получают  юридическую силу конституционно-правовые  нормы.

3. Существует особый порядок  не только принятия нормативных

правовых актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

4. Нормативные правовые  акты, являющиеся источниками конституционного  права, многообразны и делятся  на виды.

5. Закрепление конституционно-правовой  нормы в нормативном правовом  акте подчинено объективным реалиям  и сложившимся на данный момент  общественным отношениям, что придает  норме высокий уровень юридической  значимости.

6. Закрепление конституционно-правовой  нормы в законе зависит от  размера территории, на которую  распространяется данная норма, от установленного порядка разграничения  компетенции органов, принимающих  конституционно-правовые нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ – ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ.

 

В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.

Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы, тем самым становятся еще одним источником конституционного права.

1.Под общепризнанными  нормами в международной практике  понимаются нормы, которые «признаны  достаточно представительным большинством  государств. Форма их существования  – международный обычай и международный  договор.

2.Принципы носят универсальный  характер, поскольку составляют  фундамент мирового правопорядка. Они охватывают как традиционные, так и новые области международных  отношений, определяя направленность  и характер международно-правового  регулирования в целом. Отсылка  к международным договорам и  общепризнанным нормам международного  права содержится и в ряде  других конституционных статей. Так, гл.2 "Права и свободы человека  и гражданина" открывается положением  о том, что в Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права  и в соответствии с настоящей  Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17). В этой же главе отсылка  к международным содержится также  в ст.62 и ст.63, регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В Российской Федерации вопросы договорной деятельности наряду с нормами международного права регламентируются специальным законом «О международных договорах Российской Федерации». Под международным договором, являющимся источником конституционного права, понимается соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.

Приоритет международных норм действует только в отношении обычных законов, а не конституционных норм. Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции Российской Федерации. Если же такой договор заключен, то действуют конституционные нормы, иначе это было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета.

Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод[3], соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) и др.

Как уже говорилось выше о видах источников конституционного права как отрасли права, существуют также и «внутри федеральные» договоры. К группе внутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия Конституции Российской Федерации Федеративного договора действуют опять же нормы Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определяем:

1.Признание – ратификация  Российской Федерации международных  договоров означает принятие  российским законодательством международной  правовой нормы в качестве  источника конституционного права.

2.Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение  и приостановление действия международных  договоров, закрепленные в виде  нормативных правовых актов также  являются источниками конституционного  права как отрасли права.

3.К числу источников  конституционного права относятся  правовые акты, принимаемые Содружеством  Независимых Государств, одним из  членов которого является Российская  Федерация, а также Договор о  создании Союзного государства  Российской Федерации и Республики  Беларусь и акты других объединений  части государств СНГ и Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ.

 

Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана.

В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения, поделенные на две группы:

I. Группа – законодательные акты Российской Федерации:

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Федеральные конституционные  законы.

3. Федеральные законы  и законы Российской Федерации, законы РСФСР.

II. Группа – подзаконные  акты Российской Федерации:

1. Указы и распоряжения  Президента Российской Федерации.

2. Постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации.

3. Распоряжения, инструкции, приказы и другие нормативные  правовые акты законодательной, исполнительной и судебной власти  на общефедеральном уровне.

III. Группа – судебные  решения.

Конституция как источник конституционного права имеет первостепенное значение. Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г.

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Осуществление конституционных норм в качестве источника конституционного права протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией Российской Федерации). "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Исполнение конституционных норм (в отличие от соблюдения) предполагает активную деятельность субъектов, требуемую нормами Конституции Российской Федерации и направленную на достижение выдвинутых ею задач и целей: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции Российской Федерации). В ней установлены три способа исполнения:

1. Все субъекты права  обязаны точно и единообразно  исполнять Конституцию Российской  Федерации и законы Российской  Федерации

2. Государство обязано  исполнять международные договоры  Российской Федерации

3. Граждане обязаны исполнять  свои конституционные обязанности

Использование связано с процессом реализации конституционных прав и свобод, т.е. субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права данным источником. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации); "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации).

Применение конституционных норм в качестве основного источника конституционного права предполагает властное вмешательство государства, его органов и других субъектов в реализацию непосредственно Конституции Российской Федерации. Выделяют три способа применения конституционных норм[4]:

1. Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами  норм Конституции Российской  Федерации

2. Применение норм Конституции  Российской Федерации совместно  с иными нормами права

3. Использование конституционных  норм для мотивировки судебных  актов и толкования других  правовых норм.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации и служащие также источниками конституционного права.

Второй вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:

1. Развивают и дополняют  Конституцию Российской Федерации

2. Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией  Российской Федерации

3. Обладают большей юридической  силой, чем обычный закон

4. Подготавливаются в  особом сложном порядке

5. Не могут быть отклонены  Президентом Российской Федерации.

По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам").

На сегодняшний день у нас действуют 22 федеральных конституционных закона. Таким образом, законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральные конституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и другие ФКЗ. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.

Закон как источник конституционного права Российской Федерации