Закон как источник права. 2
Курсовая
работа
По
теории государства и права
На
тему:
Закон
как источник права
Оглавление
Введение
Глава
1. Понятие, признаки и виды законов
1.1
Понятие закона и его признаки
1.2
Виды законов
1.3
Юридическая сила закона
Глава
2. Законодательный процесс
2.1
Стадии законодательного
2.2
Субъекты законодательной
Глава
3. Соотношение закона и законодательства
3.1
Понятие законодательства в
3.2
Понятие и виды подзаконных
актов
3.3
Соотношение закона и
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Испокон
веков в любом государстве
возникала необходимость
Исторически
закон пришел на смену правовому
обычаю (законы Хаммурапи в древнем
Вавилоне, законы XII таблиц в древнем
Риме, Русская Правда на Руси и др.).
Каждое
государство устанавливает в
общественных отношениях определенный
порядок, который формулируется
в правовых нормах, образующих правовое
поле, охватывающее большинство сфер
человеческой деятельности. Человек
постоянно соприкасается с
По
мере стремительного развития и усложнения
социальных отношений государство
расширяет границы своего регулирующего
воздействия.
Актуальность
выбранной темы заключается в
том, что в настоящее время
общественные отношения, быстро меняющиеся
в постиндустриальном обществе, требуют
интенсивного законотворчества. В условиях
политических и экономических реформ,
проводимых в России, проявляются
не только проблемы обновления, улучшения
законодательства, но и возникает
широкий круг вопросов, неурегулированных
правом, без которых невозможно реализовать
новые экономические и
Существует
множество видов форм (источников
права), но на протяжении столетий закон
является важнейшим основанием, где
содержатся правовые нормы и откуда берутся
сведения о содержании этих правовых норм.
Многозначность этого понятия (форма права,
источник права) проявляется в том, что
принято выделять источник:
1)
В материальном смысле (общественные
отношения, формы
2)
В идеологическом смысле (материалы
откуда мы познаем право)
3)
В формально-юридическом смысле
(причины юридической
Именно
в формально-юридическом смысле
мы можем употреблять понятия
«форма» и «источник» вместе.
Проблема
закона как источника права в
условиях современной России имеет
не только теоретическую, но и практическую
значимость. Нарушения законности,
прав и свобод граждан, имевшие место
в не столь далеком прошлом, явились,
в том числе, и следствием отступления
от принципа верховенства закона. Создавая
законы, неспособные прижиться в
обществе, противоречащие друг другу
и общественной системе в целом,
государственная власть ослабляет
свой авторитет, снижает степень
общественного доверия.
Не
менее важным является сам процесс
законотворчества, начиная от выработки
первоначальной концепции правового
акта, разработки проекта и его
обсуждения с учетом мнений и интересов
различных социальных групп, адаптации
в существующую правовую систему, до
практического применения правового
акта.
В
результате правотворческой деятельности
государства воля законодателя находит
свое выражение в правовом акте и
становится обязательной для исполнения.
Из года в год количество принимаемых
законов в Российской Федерации увеличивается,
но не обеспечивается необходимым качеством
(только за 10 лет (1994-2002) вступили в действие
свыше 1200 федеральных законов, принятых
Государственной Думой. В этом числе -
13 кодексов РФ: Налоговый Бюджетный кодекс,
части первая и вторая Гражданского кодекса,
Семейный кодекс, Уголовный, Уголовно-исполнительный,
части первая и вторая Налогового кодекса,
Уголовный, Арбитражный процессуальный
кодекс, Водный кодекс, Воздушный кодекс,
Градостроительный кодекс, Кодекс торгового
мореплавания, Кодекс внутреннего водного
транспорта, и Лесной кодекс (Приложение
1). Эта внушительная цифра - главное свидетельство
того, что заложенная в Конституции схема
законотворчества вполне работоспособна.
Но сохраняется практика «заплатного
законодательства», остается очень много
отсылочных норм в законах. На данный момент
остро стоит вопрос о том, насколько широк
круг вопросов, неурегулированных правом,
без которых невозможно осуществить регулирование
новых отношений, выдвигаемых жизнью.
Для того чтобы правильно определить и
оценить эти проблемы следует обратиться,
прежде всего, к рассмотрению основных
вопросов теории закона, чему и посвящена
данная работа.
Цель
данной работы - осветить существующие
в юриспруденции подходы к
пониманию закона как источника
права. В первой главе рассматриваются
понятия, признаки и виды законов, их
юридическая сила и место в система
нормативных актов. Во второй главе подвергается
анализу законодательный процесс: осуществление
законодательной инициативы, рассмотрение
законопроектов, особенности принятие
и прохождения законов и других нормативно-правовых
актов вплоть до их введения в действие.
В третьей разбираются соотношение закона
и законодательства: понятие законодательства
в широком смысле, понятие, виды и признаки
подзаконного акта и его соотношение с
законом. В заключении подводятся итоги
проделанной работы.
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ
1.1
Понятие закона и его признаки
Для
того чтобы успешно выполнять
свои функции, право должно иметь
внешнее выражение. Такой формой,
с помощью которой воля становится
правовой нормой, обозначают термином
«источник права». Закон как источник
права известен с древнейших времен.
В Древнем Риме уже в 5 веке до
н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который
являлся кодификацией римского национального
права.
И
до сих пор, на протяжении длительного
времени закон как форма (источник)
права привлекает к себе внимание
многих правоведов. Предпринимались огромные
усилия для изучения его природы, признаков,
видов, характера, социальной роли и назначения.
Вместе с появление государства появлялась
и необходимость в законах, которые бы
регулировали наиболее важные общественные
отношения и подкреплялись силой государственного
принуждения.
Закон
вместе с обществом и государством
находится в постоянном формировании
и развитии, дополняется и изменяется.
Вырабатываются и формируются взгляды
о нем, о его отдельных
В
узком значении слова «закон - это
нормативно-правовой акт, принимаемый
высшим представительным органом государства
в особом законодательном порядке,
обладающий высшей юридической силой
и регулирующий наиболее важных общественные
отношения с точки зрения интересов
и потребностей населения страны»
Хропанюк Г.Ф. Указ. Соч. стр. 381.. Или: «в
юридическом смысле закон - это нормативный
акт, принимаемый в особом порядке, обладающий
после Конституции наибольшей юридической
силой и направленный на регулирование
наиболее важных общественных отношений»
Общая теория права / Отв. Ред. А.С.Пиголкин
С. 181 Г.Ф. Шершеневич писал, что закон -
это «норма права, исходящая непосредственно
от государственной власти в установленном
заранее порядке» Шершеневич Г.Ф. Указ.
Соч. С. 381.. На современном этапе закон
представляют следующие дефиниции: закон
- это «принятый в особом порядке первичный
правовой акт» по основным вопросам жизни
государства, «непосредственно выражающий
общую государственную волю и обладающий
высшей юридической силой» Алексеев С.С.
Общая теория права. Т. II. М., 1982. С. 219.. Иногда
же закон рассматривается в более широком
смысле - как синоним понятия законодательства.
В этом случае под законом подразумевают
всю совокупность берущих основу от государства
в лице всех его законодательных органов
нормативно-правовых актов,.
Признаки
закона:
1)
Принимается только органом
2)
Регулирует основные, наиболее значимые
общественные отношения;
3)
Включает максимально общие,
4)
Имеет особые процедуры
5)
В идеале должен выражать волю
и интересы всего общества
или народа
6)
Обладает верховенством в
(является
основной, базовой формой права
и обладает высшей юридической
силой среди всех прочих
Именно
эти характеристики выделяют закон
из остальных нормативно-правовых актов,
придавая ему качество верховенства.
Верховенство
закона в свою очередь означает:
Ш
в случае каких-либо расхождений между
нормативными актами действует именно
закон, как акт большей юридической силы;
Ш
никто не вправе отменить или изменить
закон кроме самого органа, его издавшего.
Ш
все остальные правовые акты должны быть
основаны на законах, соответствовать
им, не противоречить;
Ш
законы не подлежат утверждению (одобрению,
санкционированию) со стороны какого-либо
исполнительного, судебного или иного
органа;
1.2
Виды законов
Хотя
законы схожи между собой по месту
и роли в системе права, способу
принятия, юридической силе, тем
не менее, они значительно отличаются
друг от друга. Что позволяет нам
классифицировать их по определенным
видам. Существует несколько критериев
классификации законов.
В
зависимости от значимости содержащихся
в них норм в Российской Федерации
различают конституционные и
обыкновенные законы, или текущие. К
первым причисляют, прежде всего, сами
конституции и законы, благодаря
которым могут вноситься
Конституция
- «это основной закон государства (Республики
в составе федерации), основополагающий
учредительный политико-
ь
Принимается народом (или от имени народа)
12
декабря 1993 г. было проведено
всенародное голосование, в
ь
Имеет учредительный характер
В
Конституции РФ воплощена учредительная
власть народа, который является единственным
источником власти и носителем суверенитета.
Смысл учредительной власти состоит
вправе утверждать основы общественного
и государственного устройства.
ь
Обладает высшей юридической силой
Об
этом прямо сказано в ст. 15 Основного
закона России. Кроме того, в ней
подтверждается тот факт, что Конституция
РФ применяется на всей территории
Российской Федерации и имеет
прямое действие. Все остальные законы
и иные правовые акты, обладающие меньше
юридической сило, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции.
ь
Является основной для всех иных источников
права
Особенностью
Конституции РФ, в отличие от иных
нормативно-правовых актов, является ее
распространенность на все сферы
жизни общества -- политическую, экономическую,
социальную, духовную и др., в рамках которых
она регулирует базовые, фундаментальные
основы общественных отношений.
ь
Имеет прямое действие и всеохватывающий
характер
Это
объясняется тем, что принципы и
положения Конституции РФ играют
наставляющую роль для всей системы
законодательства и системы права.
Конституция устанавливает и
регулирует, какие основные акты принимают
различные органы, их наименования,
режим и процедуру принятия законов,
их юридическую силу.
ь
Отличается особым порядком охраны, принятия
и пересмотра ее положений, а также специально
процедурой внесения поправок
Конституции
Российской Федерации задействована
вся система органов
ь
Конституцию РФ отличает и специальный,
усложненный порядок внесения поправок
и пересмотра ее содержания.
Как
явствует из Конституции РФ, она
может быть подвергнута пересмотру,
а также в нее могут быть
внесены отдельные поправки. Пересмотру
подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й
глав Конституции России, но они
не могут быть пересмотрены Федеральным
Собранием Российской Федерации. Внесение
же поправок направлено на изменение
гл. 3-8 Конституции РФ, что входит
в компетенцию российского
Право
на внесение предложений о пересмотре
и поправках положений
·
Президент РФ
·
Правительство РФ;
·
Совет Федерации
·
Государственная Дума;
·
Законодательные (представительные) органы
субъектов РФ
·
Группа численностью не менее '/5 членов
Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы.
Только
если речь идет о пересмотре положений
глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано
3/5 голосов от общего числа членов
Федерального собрания (Совета Федерации
и депутатов Государственной
Думы) То Конституционное Собрание,
в свою очередь, либо подтверждает Низменность
Конституции, либо предлагает и разрабатывает
проект новой Конституции. Который
принимается Конституционным Собранием
2/3 голосов или выносится на всенародное
голосование. В последнем случае Конституция
принимается, если за нее проголосуй более
половины избирателей, принявших участие
в голосовании притом, что в нем участвовало
более половины избирателей
Такой
порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции
РФ призван обеспечить стабильность
конституционного строя и защиту
прав и свобод граждан России.
Предложение
о поправке к Конституции должно
содержать либо текст новой статьи
(части или пункта статьи) Конституции
РФ, либо текст новой редакции статьи,
либо положение об исключении статьи
из Конституции РФ. Данное предложение
вносится в Государственную Думу.
Рассмотрение
Государственной Думой проекта
закона о поправке к Конституции
осуществляется в трех чтениях. За его
принятие должно проголосовать не менее
2/3 от общего числа депутатов
После
того как законодательные органы
не менее чем 2/3 субъектов Российской
Федерации одобрят данный закон,
он направляется Президенту РФ для
подписания и официального опубликования.
По
своей структуре Конституция
РФ состоит из двух разделов преамбулы.
Первый
раздел Конституции России включает
девять глав.
1.
Основы конституционного строя
(ст. 1 -- 16).
2.
Права и свободы человека и
гражданина (ст. 17--64).
3.
Федеративное устройство (ст. 65--79).
4.
Президент Российской
5.
Федеральное Собрание (ст. 94-109).
5
Правительство Российской
7
Судебная власть (ст. 118-129).
8
Местное самоуправление (ст. 130-133).
9
Конституционные поправки и
Второй
раздел Конституции России включает
заключительные переходные положения:
о ее введении в действие и соответственно
прекращении действия прежней Конституции;
о соотношении Конституции и
Федеративного соглашения; о порядке
использования законов и иных
нормативных правовых актов, действовавших
до вступления в силу настоящей Конституции.
К
числу конституционных законов
причисляют, прежде всего, законы, вносящие
изменения и дополнения в Конституцию,
а также законы, необходимость
издания которых предусмотрена
конституцией. Вследствие этого для
их принятия необходимо как минимум
квалифицированное большинство
голосов - не менее 2/3 от голосов депутатов
парламента. Для конституционных
законов определена более сложная
процедура их прохождения и принятия
в парламенте по сравнению с простыми
законами. В статье 108 Конституции
РФ сказано, что на принятый конституционный
закон невозможно наложение вето
Президента.
Обыкновенные
законы - это акты текущего законодательства,
посвященные различным сторонам
жизни общества: политической, экономической,
духовной, социальной, жизни общества.
Как и все остальные законы,
они обладают высшей юридической
силой, но не могут противоречить
Конституции и конституционным
законам. Так обеспечивается целостность
всей законодательной системы и
последовательное проведение в ней
базовых политических и правовых
начал, которые сформулированы в
Конституции и конституционных
законах. Основная задача специального
органа правосудия - Конституционного
Суда - заключается в том, чтобы
обеспечивать строгое соответствие
Конституции Российской Федерации
всех законов, и других нормативных
- юридических актов и тем самым
претворение в жизнь во всех актах
конституционных начал законов
Обыкновенные
законы делят на две основные группы:
кодификационные и текущие. К
кодификационным относятся
Россия
является федеративным государством,
поэтому существует деление законов
на федеральные и законы субъектов
Федерации. Федеральные законы функционируют
на территории всей страны. Федеральный
закон обладает большей юридической
силой, чем субъект Федерации, и
в случае их разногласия применяется
федеральный закон. Федеральные
законы регулируют вопросы статуса
государственных органов, объединений
граждан, категорий населения, демократических
институтов. Например, Федеральный
закон «О прокуратуре Российской
Федерации» Собрание законодательства
Российской Федерации от 20 ноября 1995
г. № 47. Ст. 4472. С изм. и доп. опубликован
СЗ РФ от 1 января 2001 г. № 1. Ст. 2..
а)
федеральные законы принимаются
парламентом - Федеральным Собранием
- и имеют силу на всей территорию
Российской Федерации,
б)
законы субъектов Федерации (законы
краев, республиканские законы, законы
областей, автономных округов и областей)
Они принимаются в соответствии
с разделением компетенции
Еще
одно деление закона - по отраслям права,
оно имеет важное значение. В связи с этим
следует разграничивать отраслевые законы.
Наиболее значительную роль в законодательной
системе (после конституционных законов)
исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные
законы; административные законы, уголовные
законы; законы о труде , земельные законы;
гражданские законы; финансово-кредитные
законы; природоохранительные законы,
законы по социальному обеспечению;;. Наряду
с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые
законы, в которых содержатся нормы сразу
нескольких отраслей права (например,
нормы гражданского права, законы о здравоохранении,
в которых есть нормы административного
и других отраслей права.
Законы
как основные, главенствующие нормативно-правовые
акты очень тесно связаны и
взаимодействуют с другими
Например
- законодательство России. Правительство
Российской Федерации издает постановления,
которые влияют на законы и развитие
в них содержащихся положений. Они
принимаются наиболее важным вопросам
социального, хозяйственного и культурного
строительства. В случае противоречия
постановлений и распоряжений Правительства
Конституции Российской Федерации,
федеральным законам и Указам
Президента они «могут быть отменены
Президентом Российской Федерации».
В рамках действующей Конституции
и федеральных законов издаются
также Указы Президента Российской
Федерации, содержащие в себе правила
всеобщего характера. Вместе с распоряжениями
Президента имеющими индивидуальный характер,
указы, согласно Конституции, обязательны
для воплощения в жизнь на всей территории
Российской Федерации». Они издаются по
вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции
Президента Российской Федерации (ст.
.80--89).
Вместе
с перечисленными нормативно-правовыми
актами на основе действующих законов
издаются и другие аналогичные им
по своему характеру акты. Это акты
центральных органов
- Закон как источник права
- Закон как источник права
- Закон как источник права
- Закон как источник права
- Закон как источник права
- Закон как источник права
- Закон как источник права
- Закон и справедливость: диалектика взаимодействия в современном обществе
- Закони та підзаконні нормативно-правові акти
- Закони ХІІ таблиць у Римі та інші ранні джерела права
- Закон как ведущий источник права
- Закон как источник в романо-германской правовой семье
- Закон как источник конституционного права
- Закон как источник конституционного права Российской Федерации