Закон как источник права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА»

 

Юридический факультет

Кафедра теории права и

Гражданско-правового

образования

                                                                                               

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теории права и государства

На тему: « Закон как источник права»

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Зуев А.В.

                     Студентка : Головина И. А.

Форма обучения : очная

Курс : 1

Группа : 3

 

 

                                          Санкт-Петербург

                                                     2014

План 

 

Введение…………………………………………………………………………....

 

 

Глава 1. Источники права, виды источников права…………………………

1.1. Виды источников права.....................................................................................

 1.2. Закон как нормативно-правовой акт…………………….…………………..

 Глава 2. Виды законов…………………………………………………………..

2.1. Конституция РФ………………………………………………………………

2.2. Конституционные законы…………………………………………………….

2.3. Обыкновенные законы…………………...…...……………………………....

Глава 3. Законотворчество ……………………………………………………...

3.1. Законодательный процесс в Российской федерации………………………..

3.2. Система законодательства…………………………………………………….

   

 

Заключение...............................................................................................................

 

 

Список используемой литературы и источников…………………………….    

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Время идет, но одна цель остается неизменной для каждого государства. Она заключается в регулировании порядка, в развитии норм права. С древности в каждом государстве существовала нужда в балансирах общественных отношений. Необходимость в этом выражается тем, что благосостояние государства находится в зависимости от устойчивости в обществе. Именно так и возникло право.

Право исследуют с разных точек зрения, образуя переизбыток определений о понятии права. Исследователи текущего времени, например В.С. Нерсесянц, дают такую формулировку праву: «право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу»1.

Сущность права выражена материальными, социальными и культурными требованиями к жизнедеятельности людей, их взаимоотношениями и иными способами. Она признана государством и выступает мерой поведения и деятельности.

Право и закон логически сопоставляются друг с другом как общее и частное. Закон – одна из частей права, также как и прочие нормативные предписания.

Источники права – это, прежде всего, нормы права, изданные государством. Закон – это источник права, служащий выражением государственной воли в соответствующем правовом предписании, который санкционируется государством.

Правилом поведения человека в первобытном обществе служил обычай. С развитием права произошли изменения, обычай сменился законом. В раннем праве формами правообразования служили обычное право (законы Хаммурапи, законы 12 таблиц, Русская Правда и др.), закон, эдикты магистратов и юриспруденция. Позднее закон изжил правовой обычай.

Государство устанавливает в социуме такой порядок, который управляется с помощью правовых норм. Социальные отношения регулируются законами. Закон - справедливый защитник прав и свобод, но взамен требует взаимного соблюдения.

Как уже было сказано ранее, необходимость в изучении этой темы имеет смысл, так как в наше время общественные отношения требуют постоянного законотворчества. Мы видим необъятный круг вопросов, и решить их помогает закон. Благодаря нему возможна реализация программ разных сфер (экономическая, политическая, социальная), постоянно возникающих с развитием общества. Россия взяла курс на создание правового государства, отсюда возникает надобность в постоянных обновлениях, улучшениях правовых институтов. Закон - источник правовых институтов. Он является неотъемлемым критерием правового государства, следовательно, повышается значимость закона.

Объектом нашего  исследования выступает закон, регулирующий отношения правового характера. 
Предметом исследования данной работы является анализирование  этого объекта.

  В следствии с этим,  поставлена такая цель в своем исследовании: проанализировать вопросы, касающиеся закона как источника права. Для достижения данной цели требуется изучить такие вопросы как основные задачи в курсовой работе:

  1. Изучить виды источников права;
  2. Изучить  понятие закона, понять его смысл;
  3. Рассмотреть все виды закона;
  4. Рассмотреть закон с точки зрения его как источника права;
  5. Изучить процесс законодательства;

 

Исследование  всех задач данной работы приведет к раскрытию данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Источники права, виды источников права

 

    1. Виды источников права

 

В юриспруденции выделяются формы, которых называют «источники права». Из анализа различных терминов «источник права», можно составить определение: источники права – это нормы о правах и свободах человека, а также правовые обычаи, нормативно-правовые акты, договоры, судебные прецеденты, нормы международного права, официально закрепленные и обязательно имеющие в той или иной степени юридическую силу.

 

Источник права в юриспруденции имеет несколько смыслов: материальный, юридический и идеологический. В первом случае источники права касаются отношений по поводу материальной и экономической сфер социума. Во втором смысл состоит в том, что источники права - это нормы. А в третьем случае, в смысле идеологическом, источники права показывают степень правосознания, на какой степени правовой культуры состоит данное общество.

Источники права, как виды, делятся на правовые обычаи, прецеденты, нормативные договоры, нормативно-правовые акты. Ведется дискуссия по поводу того, являются ли источником права Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

«Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда  определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" от 12 июля 1994 г. К.с. РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению, договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления: выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения»2.

Обычное право – одно из самых первых явлений в истории права человечества. В монографии Н.И. Матузова проведен анализ системы правовых отношений через обычное право. Анализ показал, что обычное право, действуя за пределами правовой сферы, регулирует общественные отношения на основе таких видов правового обычая как нравственность, обычаи, традиции. Автор говорит о том, что « общесоциальных возможностей – великое множество, из них состоит сама жизнь, а правовых гораздо меньше и они имеют свою специфику»3.

«Правового обычай – это систематически применяемое, привычное, имеющее случайную природу образования правило поведения, предусматривающее устойчивый порядок действий, сложившийся в результате продолжительной практики осуществления подобных действий и санкционированный государством»4.

Следующий источник права – это судебный прецедент. 
Судебный прецедент – это судебное решение либо постановление, в дальнейшем являющимся эталоном, образцом для разрешения судебных споров. Этот источник права также известен человеку с древности. Им уже пользовались в таких древнейших государствах как Вавилон, Древний Египет, Древний Рим и другие. Уже тогда составлялись сборники законов на основе различных судебных практик. Древний Рим использовал устные заявления, а именно эдикты. В средние века прецедентное право более всего было развито в Англии, получившее со временем название «общее право». Сейчас же судебный прецедент также используется в странах англо-саксонской правовой семьи.

Для того чтобы лучше узнать, как работает судебный прецедент на практике, мною было изучено дело « Донахью против Стивенсона»5, в  котором разбиралось дело о пивной улитке. Его разбирали судьи, основываясь на недавно рассмотренном ими деле о дохлой мышке.

В России судебный прецедент не является официальным источником права, но все же используется в некоторых судебных разбирательствах для разрешения каких-либо споров.

Непосредственно из определений о нормативном договоре, формулируется общее: нормативный договор – это соглашение, которое вмещает в себя нормы права, между двумя и более лицами с обязательным участием уполномоченных государственных органов.

 

Нормативный договор распространен во многих областях права. Он может быть внутригосударственным и международным. Международные договоры впоследствии делятся на договоры между государствами, договоры между правительствами государств и на межведомственные договоры государств.

 

Часто нормативный договор является  правовой основой для издания различных административных актов и других действий в юридической сфере. М.И. Байтин считает, что «значительное возрастание доли договорных норм в общем числе норм современного российского права становится одной из его достопримечательных черт, отражающих процессы дальнейшего развития федерального устройства государства, расширения сфер действия частноправового метода в гражданском обществе, углубления демократизма права и правового регулирования в целом»6.

В подтверждение его слов, можно привести множество примеров с частым применением указанных выше договоров в России. К примеру, 31 марта 1992 г. был заключен «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»7, в котором говорится о разграничении госсобственности, принципах бюджетной системы и налогообложения, о границах краев и областей и т.п.

 

Для заключения нормативных договоров существует обязательная процедура с последовательным рассмотрением всех нюансов, связанных с их заключением. Отказ или изменение условий договора в одностороннем порядке не осуществляется. Нормативный договор всегда общеобязателен, публичен, формален и общедоступен.

«Нормативно-правовой акт – это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений»8.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации также дает определение нормативно-правовому акту, определяя его значимость: « правовыми актами являются принятые органами власти, организациями, должностными лицами решения, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, т.е. устанавливать правовые нормы (правила правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или  прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, а также индивидуальный характер, т.е. устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц»9.

Нормативно-правовой акт как источник права занимает особое место. Это отмечено и в Конституции Российской Федерации. Так, например, в ст. 15 п.1.: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»10.

Ведущее место нормативных правовых актов в российской системе права объясняется, прежде всего,  с его письменным закреплением, признаваемым естественным или обычным путем формирования.

Нормативные правовые акты действуют во времени, пространстве и по кругу лиц. Нормативные правовые акты по содержанию делятся на отраслевые и комплексные нормативные акты. По объему и характеру действия  на акты общего, ограниченного и исключительного действий. По субъектам государственного правотворчества на акты законодательной, исполнительной и судебной властей.  По федеративному устройству государства на акты представительных органов власти федерального уровня, акты субъектов Федерации и на локальные нормативно-правовые акты. И, наконец,  по порядку принятия и юридической силе делятся на законы и  подзаконные акты.

«Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов. В Российской Федерации  на федеральном уровне к подзаконным актам относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти, а также постановления палат Федерального Собрания, решения судов и арбитражных судов»11.

«Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал»12.

Итак, стало понятно, что источники права - это способы контроля над обществом. Каждый источник имеет свои особенности, тем самым занимая лишь свою, отдельную часть в управлении. Каждый источник обладает разным уровнем юридической силы и способен воздействовать только в определенных случаях.

 

 

 

 

    1. Закон как нормативно-правовой акт

 

 

Закон – одна из частей системы правового государства. Он преобладает над остальными нормативными правовыми актами (высшее место в системе законодательства, высшая юридическая сила). На протяжении многих тысячелетий закон  привлекал к себе внимание  исследователей. За длительное  время накопилось огромное количество работ, связанных с изучением его природы, признаков и черт, содержания, характера, социального значения. Как самостоятельный источник права закон появился давно, заменив правовой обычай.

Первый свод законов был написан примерно в 1780 г. до н.э. Хаммурапи, царем Вавилона, тем самым отрегулировав правила поведения. Но  законы были жестоки, так как основывались на принципе Талиона, т.е. «око за око, зуб за зуб». В Древнем Риме, во времена его расцвета, законы значительно видоизменились. Многие из них сохранились до наших дней и отразились на современном законодательстве. В средние века отношения между людьми чаще всего регулировались церковью, и законы опять прошли процесс изменений, став канонами. Позже, после 12 века, как было сказано ранее, с развитием гражданского общества в Европе появилась иная система законодательства, основанная на римском праве, которая пустила  в развитие свои ветви гражданского, общего и международного права. С годами законы начали регулировать отношения между государствами. Пройдя такой огромный путь развития, законы существенно поменялись, начав учитывать множество нюансов.

Сейчас закон понимается в 2 смыслах. В узком смысле закон – это нормативно-правовой акт, принимающийся законодательными органами в особом порядке, служащий регулятором общественных отношений и мерой государственного принуждения. В широком же смысле закон – это нормативно-правовой акт, который действует в рамках определенной правовой системы.

Что касается законов в Российской Федерации, то они делятся по принципу юридической силы на Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы и на законы субъектов Федерации.

«Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества»13.

В главе первой Конституции Российской Федерации указывается значимость конституции и федеральных законов: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»14.

В своей работе Щеголев Игорь Борисович  обращает внимание на место федеральных конституционных законов в системе современного российского законодательства: «Многообразие подходов к пониманию конституционного закона обусловлено тем, что в каждой правовой  системе  существуют большое разнообразие форм или источников права, которые имеют различную значимость и выполняют разную регулятивную роль. В этой связи важное значение приобретают определение места конституционных законов в системе источников конституционного права»15.

В указе Президента Российской Федерации « Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» в положении о нормативной правовой базе региональной политики сказано, что «законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Конституция Российской Федерации создает для этого необходимые предпосылки, являясь основой для разработки механизма регулирования федеративных отношений»16, тем самым обрисовав значимость законов субъектов Российской Федерации.

Особый порядок принятия означает, что в Российской Федерации законы принимаются только парламентским путем или путем референдума.

 

На основании этого, можно сделать такой вывод, что закон – высшая форма выражения воли народа, его суверенитета. Он дает единство правовому регулированию. Нормы в актах других органов базируются на нормах закона, являются его производными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды законов

 

2.1. Конституция РФ

 

Термин «Конституция» возник еще в древнем Риме, где использовался для обозначения указов императоров. В современном же  осмыслении, Конституции возникли вследствие борьбы против феодализма. Первая Конституция возникла в 1787 году в США.

Чикалов А.Д. говорит о том, что « в науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции Конституции. Юридическая функция –  является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы. Политическая функция – устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства. Идеологическая – проявляется в способности Конституции  оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей»17.

Существует 3 вида Конституций: консолидированные, неконсолидированные и комбинированные.

Консолидированная Конституция - это акт, принятый как основной закон. К таким относится Конституция 1993 года.

Неконсолидированная Конституция – это ряд законов, принятых в разное время, но отвечающих условиям принятия и изменения. Такие виды Конституций существуют во Франции, Израиле.

Комбинированная Конституция – это законы, судебные прецеденты и конституционные обычаи. Комбинированная Конституция встречается в Великобритании.

Дав старт первыми декретами, законодательство России испытало довольно длительный процесс эволюции: с 1918 по 1993 год. Отличие современной Конституции Российской Федерации, в том, что она является никак иначе как основным законом. Конституция занимает верховенство в системе права России. Ее положения – первоначальны. Все остальные акты должны обязательно соответствовать Конституции,  а «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, не соответствующими Конституции, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению»18. Она занимает отдельное место в функционировании общества, являясь основным критерием демократического порядка. Конституция Российской Федерации - регулятор отношений между гражданином, обществом и государством. Также она фиксирует конституционный строй и его основы. Одной из особенностей Конституции Российской Федерации является ее отношение к федеративному устройству России. Она определяет статус субъектов Российской Федерации.

Конституция включает в себя 3 части. Преамбула - это вводная часть, не имеющая в себе никаких норм права, но является значимой, так как в ней объясняется возникновение Конституции. Раздел 1 - это 9 глав. Она фигурирует как основная часть Конституции. Раздел 2 состоит из заключительных положений.

Главами, заключающими в себя основную концепцию, являются с 1 по 3. В первой главе с наименованием « Основы конституционного строя» обсуждаются принципы деятельности государства. Во второй главе « Права и свободы человека и гражданина» речь идет о правах и свободах. Третья глава « Федеративное устройство» раскрывает принципы устройства государства. Остальные главы отдают приоритет темам о системе власти государства и о статусе местного самоуправления.

 

В каждой стране спустя какое-то время Конституция терпит необходимые видоизменения. О.Е. Кутафин считал, что Конституция РФ нуждается корректировке. По его мнению, Конституция  была принята словно «только для того, чтобы создать видимость наличия в стране новой Конституции»19.

 

 Исходя из ст.  134 Конституции Российской Федерации, предложения о поправках и пересмотре положений вправе могут быть выдвинуты Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России, Законодательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов (не менее 1/5 членов от каждой из палат). Процедура изменений и дополнений в Конституции РФ является достаточно трудной. Не во все главы Конституции можно внести изменения.

 

В части 1 статье 135 упомянуто, что положения глав 1-2, 9 не подлежат к пересмотру. Часть 2 статья 135 просвещает нас о компетенции Конституционного Собрания. Согласно ей, если Конституционное Собрание не удостоверяет неизменность Конституции, то 2/3 голосов членов Конституционного Собрания принимается проект новой Конституции. Она

будет являться принятой в случае того, если избиратели за нее отдали больше половины голосов ( но при участии более половины избирателей). Порядок внесения изменений и поправок в положения 1-2,9 глав изложен в законах федерального значения "О Конституционном Собрании" и "О референдуме Российской Федерации". Парламент совместно с субъектами Федерации могут вносить поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации. О порядке поправок к этим главам обсуждается в статье 136 Конституции и в Федеральном законе "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Об изменениях в статье 65 Конституции освящено в статье 137 Конституции и в Федеральном законе "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

С принятием конституции в 1993 году стало положено начало иному этапу. Это первая конституция в истории нашей страны, признающая права и свободы человека, демократизирующая публичную власть. Главная проблема на наши дни - это полноценная реализация потенциала Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Конституционные законы

 

В 1993 году, вместе с принятием новой Конституции, получил официальное признание федеральный конституционный закон. Такой вид законов делится на:

  1. федеральные конституционные законы о поправках к Конституции
  2. иные

В  статье 136 Конституции РФ описывается принятие федеральных конституционных законов о поправках к Конституции: «Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации»20.

Иные федеральные конституционные законы отличаются от федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ, первые стоят ниже рангом вторых по юридической силе.

В Российской Федерации конституционные законы «это федеральные законы, принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ. Однозначного понятия конституционного закона в конституционной практике нет. Общепризнанно, что по своему юридическому значению конституционным является закон, отличающийся особой "близостью" (юридическим родством) с Конституцией страны, либо заменяющий Конституцию. В этом случае один или несколько конституционных законов есть то, что принято именовать юридической Конституцией. Иногда поэтому (как это характерно для Австрии) Конституция именуется федеральным конституционным законом. В иных случаях конституционными именуют законы, которые радикально изменяют Основной закон страны, к примеру, территориальное устройство государства, форму правления и т.д. Конституционный закон в этом случае признается составной частью Конституции»21.

В статье 108 пункте 2 Конституции РФ сказано, что «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию»22. Президент не может запретить федеральный конституционный закон.

Итак, федеральный конституционный закон - это закон, который принимается большим количеством голосов Федерального Собрания РФ и имеет высшую юридическую силу, если проводить аналогию с другими правовыми актами, уступая лишь Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Обыкновенные  законы

Федеральные (обычные) законы отличаются своей многочисленностью. Они обладают  юридической силой, но уступают по юридической силе Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Однако тем самым создается гарантия единства системы законодательства. Федеральные (обычные) законы также имеют свои приоритеты перед иными нормативно-правовыми актами. Об этих приоритетах упомянуто в п.2. ст.4 Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»23.

Закон как источник права