Закон, как источник права



 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская правовая академия Минюста  России»

Северный филиал

 

Юридический факультет

 

 

 

 

                           

 

                                           Курсовая работа

                Предмет: Теория государства и  права

               Тема: Закон как источник права

 

 

 

 

                                          Выполнила: студентка 1 курса, группы 111

                                                            Заочного отделения,

                                                            Давыдкова Анастасия Викторовна.

                                                            Проверил: Преподаватель Петров  Евгений 

                                                            Евгеньевич

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Петрозаводск 2012

 

                                                     Содержание

 

Введение……………………………………………………………...……..…..3

Глава 1 Теоретические  аспекты понятия закона как источника права…….6

    1. Закон как источник права………………………………………..…6
    2. Применение законодательства……………………………………15

Глава 2  Законодательство и законотворческий процесс…………………..17

          2.1 Закон и законодательство……………………………………….…17

          2.2 Этапы  законодательного процесса в Российской Федерации…..22

Заключение…………………………………………...…………………..........30 
Список использованных источников и литературы……………...……...….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

 

         Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов1.

Необходимость построения такой системы законотворчества, которая позволяла бы реально обеспечить права и законные интересы личности, определена государством как приоритетная задача2. Казалось бы, все не столь печально: ведь законодательство содержит и перечень определенных прав личности и целый ряд гарантий, направленных на их обеспечение3. И все же сопоставление российского законодательства и норм различных международных документов свидетельствует не столько об отставании национального законодательства от международно-признанных стандартов, сколько об отсутствии действенного механизма обеспечения закрепленных в законе прав. Не раз уже высказывалась мысль о том, что подобное возможно потому, что российская законотворческая система ориентирована на удовлетворение государственно-политических интересов. В ее основе лежит преобладание обвинительных, публичных начал, инквизиционность. Следовательно, речь должна идти о создании качественно новой системы, которая была бы настолько стабильна, не зависима от политической конъюнктуры, от произвола органов и должностных лиц государства, чтобы в любое время могла обеспечить действенность механизма защиты прав и свобод личности. Делая попытку определиться в понятии механизма обеспечения прав в сфере законотворчества, прежде всего, следует оговорить структуру этого механизма. По определению, «структура», как понятие, отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств или, иначе говоря, это «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность». Не вдаваясь в глубину юридических подходов к проблеме определения означенного понятия, согласимся с тем, что в содержание его, во-первых, входит некоторое число элементов и, во-вторых, расположение этих элементов таково, что оно предполагает достаточно устойчивую связь их между собою, чем собственно и определяется целостность структурного образования. Попробуем определиться в количестве этих элементов и значимости каждого из них применительно к механизму защиты прав личности в законотворчества. Потребность в регулировании определенного круга общественных отношений возникла не одновременно с обществом4. От родоплеменных способов разрешения конфликтов, возникающих в ранней организации общества, до государственно-правовых форм обеспечения защиты общества и граждан государства таков длительный путь развития институтов законотворчества. Необходимость законотворческого порядка обеспечения разрешения конфликтной ситуации между государством и личностью, между обществом и лицом, совершившим преступное деяние, вопреки его устоям, осознана на достаточно ранних ступенях развития человеческого общества. Не просто ответить на вопрос о том, являлись ли простейшие способы разрешения конфликтов внутри общества, упоминаемые историками и юристами, изучавшими историю становления и развития законотворчества, например, процессуальными формами разбирательства уголовных дел. Одно бесспорно: обществу всегда было не безразлично, каким образом будет разрешен конфликт, какой будет процедура осуждения и наказания виновного. Наглядность, гласность процедуры могла свидетельствовать о справедливости возмездия (а точнее, определенному представлению об этом, сложившемуся в обществе) либо, напротив, о несправедливости наказания. Со справедливостью возмездия всегда связывалось представление о защищенности или незащищенности человека, ставшего жертвой преступления.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы.

           Объект работы: закон.

           Предмет работы: законотворчество.

           Цель работы исследовать вопрос «Закон как источник права»

           Задачи работы:

- исследовать понятие  и  сущность закона как источника права;

- изучить действие закона.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  аспекты понятия  закона как источника права

    1. Закон как источник права

 

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Закон – это норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке. На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой»5. Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов,.

Признаки закона:

  1. Принимается только органом законодательной власти –парламентом (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом - в США, Избранной Радой на Украине ), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума в строго установленном порядке;
  2. Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения;
  3. Включает максимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами;
  4. Имеет особые процедуры принятия, дополнения, изменения и отмены в особом законодательном порядке
  5. В идеале должен выражать волю и интересы всего общества или народа
  6. Обладает верховенством в романо-германских правовых системах

(является основной, базовой формой права и обладает  высшей юридической силой среди  всех прочих источников права). Все остальные подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить)

Именно эти  характеристики выделяют закон из остальных  нормативно-правовых актов, придавая ему  качество верховенства.

Верховенство  закона в свою очередь означает:

- в случае  каких-либо расхождений между  нормативными актами действует  именно закон, как акт большей юридической силы;

-никто не  вправе отменить или изменить  закон кроме самого органа, его  издавшего6.

-все остальные  правовые акты должны быть  основаны на законах, соответствовать  им, не противоречить;

законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа.

Хотя законы схожи  между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они  значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают конституционные  и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

Конституция – «это основной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства7« Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

-Принимается  народом (или от имени народа)

12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которого был одобрен проект новой Конституции.

-Имеет учредительный  характер8

В Конституции  РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства.

-Обладает высшей  юридической силой

Об этом прямо  сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

-Является основной  для всех иных источников права

Особенностью  Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы  жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

-Имеет прямое  действие и всеохватывающий характер

Это объясняется  тем, что принципы и положения  Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция  устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.

- Отличается  особым порядком охраны, принятия  и пересмотра ее положений,  а также специально процедурой  внесения поправок

Конституции Российской Федерации задействована вся система органов государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»9. Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.

- Конституцию  РФ отличает и специальный,  усложненный порядок внесения  поправок и пересмотра ее содержания.

Как явствует из Конституции  РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Право на внесение предложений  о пересмотре и поправках положений  Конституции РФ являются:

  • Президент РФ
  • Правительство РФ;
  • Совет Федерации
  • Государственная Дума;
  • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ
  • Группа численностью не менее '/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Только если речь идет о пересмотре положений  глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) То Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает Низменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции. Который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосуй более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей

Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван  обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан  России.

Предложение о поправке к Конституции  должно содержать либо текст новой  статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной  Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в  трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как  законодательные органы не менее  чем 2/3 субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

По своей структуре  Конституция РФ состоит из двух разделов преамбулы10.

Первый раздел Конституции России включает девять глав.

1. Основы конституционного  строя (ст. 1 - 16).

2. Права и свободы  человека и гражданина (ст. 17-64).

3. Федеративное устройство (ст. 65-79).

4. Президент Российской  Федерации (ст. 80-93).

5. Федеральное Собрание (ст. 94-109).

5 Правительство Российской  Федерации (ст. 110-117).

7 Судебная власть (ст. 118-129).

8 Местное самоуправление (ст. 130-133).

9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Второй раздел Конституции  России включает заключительные переходные положения: о ее введении в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного соглашения; о порядке использования законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.

К числу конституционных  законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента11.

Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической  силой, но не могут противоречить Конституции и конституционным законам. Так обеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательное проведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в Конституции и конституционных законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов

Обыкновенные  законы делят на две основные группы: кодификационные и текущие. К  кодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы – это федеральный закон, который учреждает принципы и устанавливает общие положения урегулирования сфер общественной жизни или определенных отраслей права. Кодекс - законодательный акт, в котором совмещены на основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).

Россия является федеративным государством, поэтому существует деление законов на федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»12.

а) федеральные  законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов  Федерации (законы краев, республиканские  законы, законы областей, автономных округов  и областей) Они принимаются в  соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

Еще одно деление  закона – по отраслям права, оно  имеет важное значение. В связи  с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде , земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению;;. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права.

Законы как  основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и  взаимодействуют с другими нормативно-правовыми  актами.

Например - законодательство России. Правительство Российской Федерации издает постановления, которые влияют на законы и развитие в них содержащихся положений. Они принимаются наиболее важным вопросам социального, хозяйственного и культурного строительства. В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации». В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также Указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила всеобщего характера. Вместе с распоряжениями Президента имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, обязательны для воплощения в жизнь на всей территории Российской Федерации». Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. .80-89).

Вместе с перечисленными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и  другие аналогичные им по своему характеру  акты. Это акты центральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, ведомств, министерств) - на уровне Федерации. Республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти – это нормативно-правовые акты на уровне субъектов Федерации. К этим же актам, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации причислены уставы краев и областей, устанавливающие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

 

 

 

 

 

    1.  Применение законодательства

 

Законы  действуют  со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования13.

Согласно статье 125, Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу согласно закону «О порядке вступления в силу федеральных законов». Приговор суда вступает в силу в день вынесения кассационного определения либо по истечении срока на его кассационное обжалование, если он не был обжалован.

Пока его  виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу приговором суда, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным.

Акты или  их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, утрачивают силу законы и другие акты по решению  органов, их издавших. Некоторые документы (в особенности международные соглашения) остаются в силе на протяжении ограниченного срока и по окончании этого срока теряют силу.

«Юридическая сила –  определяется положением органа, издавшего  тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. это обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед иными актами или подчиненность им»14. Юридическая сила служит критерием классификации нормативно-правовых актов, их подразделения на два основных группы: законы и подзаконные нормативные акты. В каждой правовой системе определяется иерархия в зависимости от юридической силы, т.е. жесткая система соподчиненности нормативных актов. Издаваемые местного государственного управления и органами местного самоуправления нормативные акты находятся в низу иерархии. Вверху ее находятся издаваемые высшими органами государственной власти нормативные акты (законы, статуты), которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим подзаконным актам. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет существенное значение для упорядочения процесса правоприменения и правотворчества, для формирования и поддержания режима законности и конституционности15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Законодательство и законотворческий процесс

          2.1 Закон и законодательство

 

  Законодательство - внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это: 1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов - понимание законодательства в его широком значении. Такая широкая трактовка законодательства содержится в самом законодательстве. Однако, с точки зрения одного из важнейших принципов правового государства - верховенства закона в правовой системе - такое понимание законодательства, очевидно, не вполне корректно16. Но, поскольку сам законодатель в целом ряде случаев оперирует именно пониманием, с ним, по-видимому, следует считаться; 2) в более узком значении понятием «законодательство» охватываются законодательные акты (законы), нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Именно так интерпретирует содержание законодательства Федеральный закон «О порядке опубликовании и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этим Законом учрежден источник официального опубликования «Собрание Законодательства РФ», в котором и должны публиковаться означенные выше акты. 3) в специальном (собственном) значении содержанием понятия «законодательство» охватываются исключительно законы. Так в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из кодекса (ГК) и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием «иные правовые акты» (п. 3 - 6 ст. 3 ГК); акты федеральных министерств и ведомств составляет понятие «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».

Самая распространенная форма изложения закона в обособленном, отдельном письменном акте, но нормативно–правовые акты могут существовать и в виде кодексов (от латинского - списки, сборники). Эти сборники обычно объединены по единому предмету регулирования (например, уголовный, гражданский, трудовой, семейный, административный).

Кодекс – «сводный законодательный  акт, в котором объединяются и  систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения»17 (целый, единый, юридически и логически неразделимый, внутренне согласованный нормативный акт).

Весь нормативный материал приведен в целостную систему, согласован и разделен по главам и разделам. Поэтому кодексы относят к  более высокому уровню законодательства. Каждый кодекс юридически регулируют те или иные группы отношений, имея при этом общие принципы, правоохранительные нормы, регулятивные институты для урегулирования различных отношений. В «общей части» кодекса зачастую закреплены общие начала данной ветви законодательства, исходные принципы и нормы. На основе отраслевых кодексов все иные нормативные акты и законы этой отрасли подстраиваются под него.

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Такое разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Подзаконный акт – это «один  из видов нормативно – правового  акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положения  принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слове населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов»18.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения власти. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать «свои» правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты (акты однократного действия, адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения суда и т.п.

В современной России к подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня относятся:

1) нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;

2) нормативные указы главы государства - Президента Российской Федерации;

3) нормативные постановления Правительства Российской Федерации;

4) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

5) нормативные правовые акты иных ведомств Российской Федерации.

Ни в Конституции Российской Федерации, ни в действующих федеральных законах не закреплено понятия подзаконного нормативного правового акта. Хотя оно активно используется и в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, и в указах Президента, и в научной литературе. Суммируя выработанные юридической практикой и наукой положения, можно придти к выводу, что подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Закон, как источник права