Закон как приоритетная форма права. 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

 

Ростовский (г. Ростов-на-Дону) юридический  институт

(филиала)

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Теория государства и права.

 

на тему: «Закон как приоритетная форма права.»

 

 

 

 

Выполнил(а): 

студент(ка)  1  учебной  группы

1 курса заочной формы  обучения (СПО)

(срок обучения –  3 года)

 

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

доцент, кандидат юридических  наук

(должность, ученая  степень, ученое звание, фамилия,  имя, отчество)


 

Дата защиты  

 
 

Оценка

 
 

Подпись  научного руководителя

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2014

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

1.Историческое развитие понятия ’’Закон’’

1.1Характеристика закона  и его виды в РФ.

2.Понятие, признаки  и структура закона.

З 

1.2 Виды законов.

2.Закон в Российском  праве.

2.1Понятие закона в  праве.

2.2.ВИДЫ ЗАКОНОВ В  Российской Федерации.

2.3Структура закона  в Российской Федерации.

Заключение.

Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе люди  и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах-с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Отражая социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Закон служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Выбирая тему курсовой работы, нас привлекла, и заинтересовала тема «Закон как приоритетная форма  права». Моя будущая профессия на прямую связана с законом, работа юриста должна основываться на справедливых решениях, и принимать их следует, руководствуясь законом. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого законом, читая книги и статьи, мы предприняли усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. В нашей курсовой работе хотим осветить не только основной смысл, содержание того, что называется законом, но и выделить и рассмотреть основные специфические черты, структуру закона.

 

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового  государства, что, несомненно, связано  с повышением роли в государственной  и общественной жизни основного  юридического источника российского  права-закона. Закон служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Вто же время следует  отметить, что в сфере источников российского права в настоящий  момент происходят сложные, во многом стихийные и неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов. Беспорядок и произвол царят в сфере индивидуального регулирования, которое свободно попирает законодательство, включая конституционное, в еще больших масштабах, чем это было характерно для прежней, в известной мере контролируемой ситуации 70-годов.

Длительное время статус и значение закона в общественной правовой системе принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся еще в самой начальной стадии восстановления прав закона как реального, а не сугубо формального источника права. На путь этого восстановления сейчас выявился ряд проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать возрождению роли закона в отечественной правовой культуре. Для этого чтобы правильно определить и разделить эти проблемы следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена данная работа.

 

  1. Историческое развитие понятия ’’закон’’.

1.1Характеристика  закона и его виды в РФ.

Применение сравнительно-исторического подхода позволяет проследить эволюцию понятия закон и развитие связанных с ним понятий, а также более точно проанализировать роль федеральных законов в современных условиях.

Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи(18в.до н.э.), Законы Ману(1в.до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха(фараона, царя, императора и т.д.).

Опыт античных государств по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие. Только к началу 13 века созрели условия для ограничения законодательных полномочий монархической власти, когда после вооруженной борьбы со знатью английский король был вынужден подписать великую хартию вольностей (1215г.). В ней была закреплена идея верховенства парламентского закона, которая дала толчок к постепенному увеличению законодательных прерогатив будущего английского парламента. Как представителя ’’всей наций”  был не вправе вносить какие-либо поправки в действующие законы, приостанавливать действие законов, отменять их, освобождать от их исполнения.

На формирование теории закона в 17-18 вв. наибольшее влияние оказали две классические теории-разделения властей (Д. Локка, Ш.Л. де Монтескъе и др.) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя из необходимости подчиненного положения исполнительной власти по отношению к законодательной был сформулирован тезис о верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.

К концу 18-сер. 19 века идея верховенства парламента как законодательного представительного органа государственной  власти нашла реальное воплощение и  конституционное закрепление во многих европейских странах. Закон к этому времени стал пониматься как выражение общей суверенной воли всего населения страны или большинства и ему стала отводиться роль основного источника права. Так, в ст.6 Декларации прав человека и гражданина (1789г.) закреплено, что закон- это выражение общей суверенной воли граждан, которые вправе принимать участие ’’лично или через своих представителей” в его создании.

В России понятие '' закон’’ в официальных документах стало наиболее часто употребляться с начала 19 века. После учреждения Государственного Совета в 1810 году все законодательные акты должны были рассматриваться в данном органе, который являлся не столько законодательным (представительным) органом, сколько совещательным и по существу бюрократическим учреждением. Состоящим из ’’верных государю людей’’. Известно немало случаев, когда важнейшие законодательные акты могли и не рассматриваться в Государственном Совете. В соответствии со ст.53 Основных законов Российской Империи (1892г.) законы могли быть изданы в виде уложений, уставов, грамот, положений. Наказов, инструкций, манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Таким образом, до начала 20 века закон как особая форма юридического акта законодательного органа государственной власти, представляющего население всей страны, не была развита в России, практически все акты-повеления Императора рассматривались в качестве закона и имели силу закона. Вся полнота законодательной власти в то время принадлежала монарху.

В конце 19-нач. 20 в. Среди  западноевропейских ученых получила развитие т.н. дуалистическая трактовка закона. Закон стал рассматриваться не как  акт законодательного органа государства, а как акт государственной  власти вообще, содержащий нормы общего характера. Законом в формальном смысле стали охватываться любые акты, изданные либо законодательными, либо исполнительными органами государственной власти. Тем самым стала обосновываться фактической равенство и даже примат исполнительной власти над законодательной. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что закон есть норма права, общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев: Норма права составляет прямое выражение воли органов власти: Эта воля должна выразиться в установленном порядке.

Несмотря на то, что  определение субъекта издания закона некоторые русские юристы связывали  с государственной властью вообще, тем не менее наряду с этим в  трудах многих отечественных дореволюционных  юристов развивались идеи народного  представительства и ’’правильно организованной’’ законодательной власти. Именно такое понимание закона могло позволить по мнению П.Г. Виноградова, Н.М. Коркунова, В.М. Гессена и др. считать его основным и верховным источником права.

После революционного переворота и свержения монархического строя в первые годы Советской власти закон как юридическую форму нормативного акта попытались вообще исключить из системы источников права. Революционные органы принимали нормативные акты самой различной формы: декреты, постановления, инструкции, декларации, резолюции и др.

Нормативное закрепление  понятия ’’закон’’ было осуществлено только в Конституции СССР 1936 года, согласно которой акт данной формы мог быть издан Верховным Советом СССР, а в Конституции СССР 1977 года были обозначены и видовые характеристики этого понятия. Несмотря на это престиж закона в этот период был сравнительно не высоким, и всего с 1936 по 1989г. Верховным Советом СССР было принято около 90 законов. В условиях однопартийного режима деятельность представительного органа власти по существу являлась фикцией и прикрывалась видимостью демократии. Сказывалось значительное влияние Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР ( Правительства) на законодательный орган. Классический принцип разделения властей так и не был реализован в СССР; для данного периода скорее было характерно соединение властей, поскольку советы как органы государственной власти выполняли одновременно законодательные, исполнительные и контрольные функции.

В полном объеме разработка классического понимания закона как особой формы юридического акта представительного органа государственной власти в условиях реализации принципа разделения властей стало возможным в России после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Правом принимать федеральные законы по Конституции Российской Федерации обладает Государственная Дума, являющаяся одной из палат Федерального Собрания, а законы субъектов Российской Федерации принимают законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти органы избираются прямым народным голосованием в условиях многопартийности и равного доступа к занятиям депутатской деятельностью, а формирование и деятельность законодательных органов осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленного в ст.10 Конституции Российской Федерации и принципа профессионализма.

На современном этапе  понятие ’’закон’’ является ключевым в российской правовой системе, однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует. Рассматривая различные признаки закона необходимо учитывать современное его положение в системе источников права, признание за ним основной и наиболее совершенной формы выражения права, а также учет содержательных характеристик закона в рамках продекларированного Российской Федерацией курса на формирование правового государства.

Одним из первых и самых  главных признаков закона является то, что он может быть принят только органами народного представительства или непосредственно народом на референдуме. Для Российской Федерации этот признак характерен в полной мере, с той лишь разницей, что в большинстве цивилизованных стран парламентской демократии за представительным органом государственной власти признается статус высшего, с наделением права неограниченной законодательной компетенции.

Вторым очень важным признаком закона является то, что  он может быть принят в строгом  соответствии с особым порядком, установленным  в Конституции или законе. Принятие закона в соответствии со строгой законодательной процедурой характерно для большинства современных государств парламентской демократии и называется законодательным процессом.

Начальным пунктом в  законодательном процессе Российской Федерации является стадия законодательной  инициативы. Строго ограниченный круг субъектов законодательной инициативы, определенный в ч.1 ст.104 Конституции Российской Федерации обеспечивает внесение законопроектов по наиболее важным вопросам жизни страны. В дальнейшем законодательная процедура предусматривает планирование законодательной деятельности, работу над законопроектами в комитетах, комиссиях Государственной Думы а рассмотрение их в трех чтениях на пленарных заседаниях, что обеспечивает всестороннее обсуждение законопроектов, внесение предложений и поправок со стороны депутатов, фракций, государственных органов и других субъектов. Прохождение законопроекта в Государственной Думе подытоживается голосованием  по статьям или частям закона, принятия закона в целом. Федеральный закон считался принятым Государственной Думой, если за него проголосовало простое большинство от конституционного числа депутатов: 50%+1 голос ( для федеральных конституционных законов необходимо квалифицированное большинство, т.е. 2/3+1 голос).

Принятый Государственной  Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. После чего он передается на подписание Президенту Российской Федерации и опубликования в официальном печатном органе.

Особенностью рассмотренного признака закона является именно строгое и точное соблюдение процедурного порядка его принятия, что является условием легитимности принятого закона и необходимым элементом соблюдения принципа законности в законотворческой сфере, отличительной чертой закона как формы юридического акта от иных видов актов, принимаемых представительным и другими государственными властными органами Российской Федерации. Такая достаточно сложная процедура принятия федерального закона создает условия для невозможности произвольного управления делами общества и государства, сводит к минимуму опасность волюнтаризма и грубых вторжений в личную сферу со стороны властных органов.

Следующим третьим признаком  закона является то, что он обладает наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным  правовым актам. Верховенство и высшая юридическая сила закона не распространяется уже на всю совокупность источников права, как это было в советский период, когда закон являлся действительно приоритетным источником права. Поскольку в современной российской правовой системе, как уже было рассмотрено ранее, есть источники права, которые по юридической силе выше закона( например, международный договор Российской Федерации).

В части 2 статьи 4 федеральной  Конституции закреплено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Конституции Российской Федерации и федеральных законов в правовой системе, указано на высокое регулятивное значение федеральных законов на территории Российской Федерации.

 Четвертый признак  понятия закона состоит в том, что он регулирует наиболее важные, значимые и стабильные общественные отношения. Не все отношения, входящие в сферу правового регулирования, не любые отношения могут быть урегулированы законом, а только определенные отношения, которые представляют наибольший общественный интерес, наибольшую общественную ценность и важность для государства.

К особенностям закона и  отличию их от других форм нормативных  правовых актов следует таким  образом отнести их устойчивость, стабильность и относительную неизменность. Законом закрепляются принципиальные, основополагающие, устойчивые отношения, свойственные данному строю, обществу в относительно длительный, обозримый период его существования. Но это обстоятельство, отнюдь, не исключает возможности изменения закона. В исключительных случаях допускаются отдельные, частные изменения( дополнения) законов, когда обнаруживается острая потребность приведения законодательного регулирования в соответствии с требованиями жизни. Главное, чтобы такого рода исключения не стали правилом и обычной практикой, как это зачастую случается с российскими законами. Известно множество примеров из российского законотворчества, когда не успевают принять какой-нибудь федеральный закон, как в него тут же вносятся изменения и дополнения. Например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ ’’О государственных пособиях гражданам, имеющих детей’’ изменялся с 1995г. Одиннадцать раз. Таким образом, именно в законах осуществляется первичная регламентация наиболее важных для общества и государства отношений. По предметам исключительного регулирования законом границы регулирования федеральным законом ничем не могут быть ограничены, т.к. в федеральных законах по предметам их исключительного регулирования могут быть закреплены в том числе и нормы, регулирующие какие-то детали определенных видов общественных отношений. По другим предметам закон может устанавливать общие рамки и направления правового регулирования, оставляя место для регулирования подзаконными нормативными актами.  Анализ некоторых положений Конституции Российской Федерации и соответствующих федеральных законов позволяет отнести к предмету исключительного регулирования федеральным законом следующие вопросы:

-основы конституционного  строя Российской Федерации;

-основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны и возможности их ограничения, меры принуждения по отношению к человеку;

-вопросы гражданства;

-основные принципы  федеративных отношений в Российской  федерации;

-перечень сведений, составляющих  государственную тайну;

-порядок выборов Президента  Российской Федерации и депутатов  Государственной Думы, их статус, формирования Совета Федерации;

-Формирование и деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

-определение состава  и порядка деятельности Счетной палаты Российской Федерации;

-основы местного самоуправления;

-условия и порядок  пользования землей, недрами, полезными  ископаемыми;

-порядок ратификации  и денонсации международных договоров  Российской Федерации;

-ратификация и денонсация международных договоров РФ;

-правовые основы экономического, социального и экологического  развития Российской Федерации;

-вопросы юрисдикции  Российской Федерации на континентальном  шельфе и в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации;

-введение ограничений  перемещения товаров и услуг;

-выпуск государственных  займов;

-установление минимального  размера оплаты труда, продолжительности  рабочего времени, выходных и  праздничных дней, оплаты ежегодного  отпуска, способов разрешения  трудовых споров;

-правовое положение  партий и иных общественных  объединений;

-правовой статус массовой  информации;

-порядок формирования  и расходования федерального  бюджета;

-федеральные налоги  и сборы, принципы налогообложения  в Российской Федерации, основы  финансового, валютного и таможенного регулирования, денежная эмиссия;

-общие вопросы национальной  безопасности Российской Федерации,  статус и защита государственной  границы, вопросы войны и мира;

-порядок введения  режима чрезвычайного и военного  положения;

-вопросы обороны государства и оборонного производства, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

-производство ядовитых  веществ и связанные с ними  вопросы безопасности;

-производство наркотических средств и порядок их применения;

-административная и  уголовная ответственность, уголовный  процесс, оперативно-розыскная деятельность, порядок исполнения уголовных  наказаний, выдача лиц, обвиняемых  в совершении преступления, а  также передача лиц осужденных для отбывания наказания в других государствах:

-судоустройство, рассмотрение  дел с участием присяжных заседателей,  прокурорский надзор, адвокатура;

-гражданское, гражданское  процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной  собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократическое государство  представляет собой политическую организацию  власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве  современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный  источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических  революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной  власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон - высшая форма выражения  государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от «революционной теории общей воли».1

Он считал глубоко  ошибочной формулу, согласно которой, «закон есть выражение общей воли». Ибо на самом деле закон является «делом воли большинства, существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса». Именно эта воля, а не общая  воля является «законодательствующей», господствующей. Что же касается общей воли, делал вывод автор, «не воли большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля присоединения или согласия».

Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы. Исходя из этого, логичнее было бы говорить об «общей воле» в связи с выявлением специфических признаков не как о факте, а как о способности и потенциальной возможности его адекватно отражать и полностью выражать «общую волю» народа или всего общества.

В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

Чтобы убедиться в  этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, вес они  опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.

Законодательная процедура  существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Этот формальный момент выражения воли, справедливо утверждал Шершеневич, «необходим совершенно независимо от организации государственной власти». В чем заключается эта необходимость? Почему нужна законодательная процедура? Отвечая на этот вопрос, автор вполне резонно замечал: «Если в конституционных государствах граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то и при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы его подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительно волю монарха. Выраженная не в установленной форме, воля органов государственной власти не может быть признаваема за подлинную».2

В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и положений. Однако все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высшей законодательный орган, его обсуждения и утверждения, и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона. В том случае, если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговариваются в специальном Законе о референдуме.

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации  законов.

Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам  относятся прежде всего сами конституции; затем — законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Примером издания последних  может служить Закон о политических партиях Германии, издание которого предусмотрено Основным законом ФРГ 1949 года (ст. 21, п. 3); Закон о Правительстве Российской Федерации, предусмотренный статьей 14, п. 2 Конституции 1993 года, согласно которой «порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»; Закон о Конституционном Суде Италии, предусмотренный статьей 137 Конституции страны 1947 года.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и  всех других нормативно-правовых актов  не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также в силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и как политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

Закон как приоритетная форма права. 2