Закон как основной источник права

 


 


Закон как основной источник права

 

Содержание

 

          ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

    1   ВИДЫ И ИЕРАРХИЯ ЗАКОНОВ………………………………….…...7

1.1   Основной закон государства……………………………………….……7

1.2    Федеральные конституционные законы………………………….…...13

1.3    Законы субъектов федерации…………………………………………..18

    2.   ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС…………………………….……25

2.1.   Процедура принятия закона……………………………………….…..25

2.2.    Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..28

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...39

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..41

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем: важнейшей основой функционирования государства является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством закона и, прежде всего, конституционным законодательством.

Конституционное законодательство в ведущей отрасли российского права выражено в системе особых правовых источников, которые содержат нормы, регулирующие основы конституционного строя РФ, правовое положение человека и гражданина, федеративное устройство, организацию и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. Несмотря на очевидную и общепризнанную роль конституционного законодательства, как интегративной основы всей правовой системы, многие вопросы, в частности, структура конституционного законодательства, место в ней федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции, состав объектов регулирования различных источников конституционного права и ряд других вопросов являются предметом многих научных исследований.

Ведущая роль конституционного права как отрасли, обеспечивающей регулирование наиболее существенных отношений в сфере установления и реализации основ государственности, предопределяет особый интерес к характеру ее форм выражения. Сложившаяся в последние годы тенденция к преимущественному регламентированию конституционно-правовых отношений в форме федеральных конституционных законов, обусловливает их значимость в целях обеспечения единства и стабильности отечественной системы законодательства, ее гармоничности и непротиворечивости.

Высокая оценка действующей на сегодняшний момент системы конституционного законодательства отнюдь не означает признания ее «неприкосновенности», многие его элементы, в том числе и конституционные законы, представляют собой особую группу элементов системы законодательства и источников конституционного права, которые также нуждаются в совершенствовании.

Степень разработанности темы. Сложное и многогранное явление - федеральный конституционный закон - не является совершенно чем-то новым для современного отечественного правоведения, поскольку проблема источников права (а федеральный конституционный закон является одним из них) привлекала внимание исследователей, рассматривающих это сложное и многогранное явление в общетеоретическом и отраслевом планах

Системы источников права в целом и специфика отдельных из них являлись предметом исследования в работах Н.Г. Александрова, С.С.Алексеева, С.Н. Братуся, В.М. Баранова, А.И. Васильева, И.В. Воронкова, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, А.С. Пиголкина, СВ. Полениной, И.Н. Синякина, В.Н. Синюкова, Н.Н. Разумовича и других.

Вместе с тем, отсутствие комплексного монографического исследования, посвященного роли и месту конституционных законов в системе российского законодательства, обуславливает необходимость более детального изучения этой группы источников конституционного права.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с формированием и выражением норм российского конституционного права в форме федерального конституционного закона, с определением его места и роли в правовой системе Российской Федерации и выявлением оптимального предмета законодательного регулирования.

Предметом работы выступают федеральные конституционные законы как элементы системы российского законодательства, их сущностные, содержательные, формально-юридические особенности и перспективы развития.

Цель курсовой работы заключается в общетеоретическом и конституционно-правовом исследовании законов в системе российского законодательства как основных источников права, выяснение их сущности, специфических признаков, процедур принятия и порядков опубликования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие научные задачи:

-  дать понятие федеральный  конституционный закон;

- определить и проанализировать  особенности и место федеральных  конституционных законов в различных  правовых системах;

- рассмотреть основной закон государства;

- провести анализ отдельных  аспектов процедуры принятия  федеральных конституционных законов  и федеральных законов о поправках к Конституции РФ.

Методологическую основу курсовой работы составили современные методы познания: диалектический, формально-логический, социологический, сравнительно-правовой, специально-юридический, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественные изменения в ходе реализации конституционного законодательства.

Теоретическая основа исследования. Для обоснования сформулированных в курсовой работе положений использовались труды представителей различных отраслей отечественного правоведения, в которых рассматривались относящиеся к теме работы вопросы теории права, источников конституционного права, правотворчества и законодательного процесса.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВИДЫ И ИЕРАРХИЯ ЗАКОНОВ

1.1 Основной закон государства

 

Закон  - в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

- Конституция (основной закон).

Все принимаемые в России законы должны соответствовать Конституции.

Кроме того, они не должны противоречить международному праву (точнее — тем международным соглашениям, которые уже ратифицированы Россией), поскольку в конституции утверждается приматмеждународного права над российскими законами.

-Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.

В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.1

- Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.

Ни одно из принимаемых соглашений не должно противоречить Конституции РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.

- Федеральные конституционные законы.

Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах.

- Федеральные Законы (до 1991 -законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).

Принимаются по всем остальным вопросам.

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

-основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ

-законы субъектов Российской Федерации

Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства.

Более подробно остановимся на основном законе РФ - Конституции.2 

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя,  права и свободы человека и гражданина. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Термин «конституция» ( с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».

Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций  (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. 

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция  как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества,  систему государственных  органов,  устанавливает  порядок их формирования и способ функционирования,  закрепляет права и свободы  человека  и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения,  принципиальные положения и основополагающие устои общества,  политическую форму его существования,  конституция служит правовой  базой  для текущего законодательства.  

В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются  положения  конституции.  

 Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права и конституционного права зарубежных стран.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям; во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все  другие  законы  и  правовые  предписания властных  структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий  их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране  должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе  всеобщего избирательного права, и т.п.  то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Конституция регламентирует также основы социально-экономической и духовной жизни общества и его политической системы. При этом, однако, несмотря на широту ее нормативного содержания. Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, который отличался бы завершенностью или системной законченностью, ибо регулирует, причем нередко в достаточно общих чертах, лишь наиболее важные сферы общественных отношений. В ней возможны явные или скрытые пробелы, в принципе неизбежные в любой Конституции, а также действительные или мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация конституционных положений, в том числе и в процессе правоприменения, или детальное урегулирование многих сфер общественных отношений осуществляется иными правовыми средствами и способами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.

Этим обусловлена значимость толкования Конституции Российской Федерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Именно Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать объективный смысл Конституции, присущую ей функцию рационализации и стабилизации социума и ограничения государственной власти в смысле ее возможностей вторжения в сферу индивидуальной автономии личности и гражданского общества и их конкретных проявлений.

Отсюда не следует, что интерпретация Конституции не осуществляется другими субъектами права. Конституционное закрепление данного права у Конституционного суда означает лишь, что никакой иной орган государственной власти в Российской Федерации - федеральный или субъекта Российской Федерации - не может давать официального и обязательного для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений толкования Конституции Российской Федерации. Это исключительная прерогатива именно Конституционного Суда, если, конечно, не принимать во внимание гипотетическую возможность ее толкования самим конституционным законодателем - народом - на референдуме. И для конституционного права в силу недостаточной конкретности его основного источника и широты конституционных положений, допускающих различные интерпретации, толкование имеет более важное значение, чем в иных отраслях права, в которых нормирование значительно более детализировано.

Не выработано нормативного определения понятия "толкование Конституции Российской Федерации". Лишь в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" говорится о "неопределенности в понимании положений Конституции", которое преодолевается толкованием Конституционного Суда. Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений. Это можно вывести из ст. 6 Закона, согласно которой решения Суда обязательны не только для участников конституционного спора, но и иных субъектов права.

Таким образом, толкование Конституции Российской Федерации состоит в преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ее положений, в выяснении ее объективного смысла и выявлении содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу толкование Конституции есть один из способов ее конкретизации, предшествующей применению ее норм.

 

1.2 Федеральные конституционные законы

 

Федеральные конституционные законы - сравнительно новая разновидность законов в РФ. Они были официально признаны с принятием Конституции РФ 1993г.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

В советский период государства и прав высказывались предположения о том, что такого рода законы целесообразны. Предполагалось ввести в систему источников государственного (конституционного) права конституционные законы как важнейший вид источников, по своей значимости стоящий сразу вслед за Конституцией. В литературе проводилась типология законов, которые по своей природе являются конституционными; аргументировалась необходимость выделить их в самостоятельную группу актов и именовать их понятием «конституционный закон». Указывалось, что предметом регулирования таких законов являются «собственно конституционные отношения»; что эти конституционные законы были бы «своеобразным «обрамлением» Конституции и непосредственно связующим звеном между ними и остальными законами, иными правовыми актами».3

Интересно заметить, что определенный «прототип» конституционных законно выделялся еще дореволюционными исследователями. Так, М.М. Сперанский впланах государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) выделял наряду с законами государственными такжекоренные государственные законы.

К их основному предмету были отнесено три элемента: I. Права державной власти. II. Закон, возникающий из прав державной власти. III. Права подданных. Конечно, нельзя безусловно причислять коренные законы к конституционным, поскольку конституции в тот период еще не было, но принцип разделения законов разделения законодательных актов схож с современным.

Итак, действующая Конституция РФ выделяет федеральные конституционные законы. Чем вызвано необходимость существования конституционных законов? Нельзя ли урегулировать те же отношения обычными федеральными законами? Как верно замечают ученые юристы, сравнительно небольшой объем Конституции не позволяет охватить своим воздействием весь круг конституционных отношений, в том числе отношений власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем просто федеральными законами. Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава. Иначе говоря, федеральные конституционные законы, по существу, являются органическими законами, дополняющими и развивающими Конституцию Российской Федерации.

Согласно нормам Конституции РФ, федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ, законам Российской Федерации о поправках к Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы не могут вносить изменения в текст Конституции. Они могут лишь развивать конституционные положения. Как подчеркивает О.Е. Кутафин, федеральный конституционный или обычный федеральный законы не могут быть формой принятия конституционной поправки.

Федеральные конституционные законы характеризуются следующим рядом признаков, отличающим их от обычных федеральных законов:

1. Обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

2. Принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). Этот тезис не всегда находит поддержку у современных ученых. В различных работах неоднократно предлагается принятие федерального конституционного закона, по тому или иному вопросу, не предусмотренному Конституцией РФ. Так, Н.В. Витрук в Особом мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея» пишет: «Общие (основные)принципы организации и функционирования законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе которыхи принцип конституционно-правовой ответственности указанных государственных органов субъектов Российской Федерации перед федеральной властью, должны быть закреплены если не в самой Конституции Российской Федерации, то в законе самой высокой юридической силы. Реализация принципа конституционно-правовой ответственности государственных органов субъектов Российской Федерации непосредственно затрагивает, наполняет новым содержанием конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов.

Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает новые полномочия, не закрепленные непосредственно Конституцией Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия федеральных судов — Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, других участников конституционно-правовых (конституционно-уставных) отношений.

Также необходимо иметь в виду, что принятие федеральных конституционных законов особого рода предусматривается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Статьи 8, 9 названного ФКЗ закрепляют, что принятие нового субъекта в РФ осуществляется посредством Федерального конституционного закона.

3. Принимаются в более сложном порядке, нежели обычные федеральные законы;

4. Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов права вето, а лишь промульгирует и публикует их.

Из перечисленных признаков можно выделить содержательные признаки (обладают высшей юридический силой; принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ) и процедурные признаки (принимаются в сложном порядке; не распространяется право вето Президента РФ).

В иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации после Конституции РФ - акта высшей юридической силы - следуют федеральные конституционные законы. В соответствии с ч.1 ст. 108 Конституции федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Таких вопросов четырнадцать:

1) чрезвычайное положение на  всей территории РФ и в ее  отдельных местностях может вводиться  при наличии обстоятельств и  в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч.2 ст.56 и ст.88);

2) принятие в Российскую Федерацию  и образование в ее составе  нового субъекта осуществляются  в порядке, установленном федеральным  конституционным законом (ч.2 ст.65 и  ч.1 ст.137);

3) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66 и ч.1 ст.137);

4) государственные флаг, герб и  гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ч.1 ст.70);

5) Президент Российской Федерации  назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным  законом (п.в» ст.84);

6) режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (ч.3 ст.87);

7) установлена необходимость принятия  федерального конституционного  закона об уполномоченном по  правам человека в Российской  Федерации (п.д» ч.1 ст.103);

8) порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом (ч.2 ст. 114);

9) судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией  Российской Федерации и федеральным  конституционным законом (ч.З ст. 118);

10) полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч.3 ст.128);

11) Конституционное Собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 135).

Необходимо также учитывать, что Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», конкретизируя положения ч. З ст. 128 Конституции РФ, устанавливает, принятие следующих федеральных конституционных законов: о верховных судах республик, краевых (областных) судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов; о районных судах в РФ; о военных судах РФ; о федеральных арбитражных судах округа; об арбитражных судах субъектов РФ.4

 

1.3 Законы субъектов федерации

 

Постепенное развитие законодательства субъектов Российской Федерации повлекло за собой споры в научных кругах относительно его сущности. С целью более широкого представления о законодательстве субъектов Российской Федерации автором проведен анализ имеющихся в юридической литературе, законодательстве и официальных документах представлений об основных подходах к определению термина «законодательство субъекта Российской Федерации» и его основных признаках.

С целью определения понятия «законодательство субъекта Российской Федерации» стоит в первую очередь рассмотреть термин «законодательство». Необходимо отметить, что данный термин используется практически в каждом нормативном правовом акте, принимаемом (издаваемом) как на федеральном уровне, так и на уровне любого субъекта Российской Федерации. Однако сам термин «законодательство» неоднозначно понимается и в теории права, и в других научных дисциплинах, а отсутствие его единого нормативного закрепления создает трудности в правотворчестве, правоприменении и систематизации нормативно-правовых актов. Так, учеными и практиками выделяются «широкий» и «узкий» подходы в определении термина «законодательство». И в теории, и на практике в течение длительного периода функционирования командно-административной системы советское общество руководствовалось исключительно широким подходом к пониманию законодательства. В широком смысле под законодательством, как правило, понимают совокупность всех существующих и действующих нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), а также договоров и соглашений нормативного характера. В узком смысле речь идет об упорядоченной совокупности законов иных нормативно правовых актов законодательной власти. Сторонники узкой трактовки понятия «законодательства» указывают на недопустимость расширительного толкования. «Расширительная трактовка законодательства может приводить, как это уже было в истории нашего государства, к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство роли закона в жизни общества»5. Сторонники широкого подхода ссылаются на то, что термин «законодательство» в широком смысле используется в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года6, помимо этого, от широкого понимания законодательства авторитет и значение закона ничуть не уменьшается, так как его юридическая сила обеспечивается не терминологией, а четкими и ясными законодательными положениями (Например, верховенство закона по отношению к иным нормативным правовым актам). На сегодняшний день подавляющее большинство кодифицированных актов содержат «узкое» определение законодательства, то есть термин «законодательство» рассматривается как совокупность законов, а подзаконные нормативные акты (если они включены в круг источников права) закрепляются как самостоятельные источники наряду с законами.

Закон как основной источник права