Закон как норма правового акта



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт права и  предпринимательства

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА»

 

на тему № 11:

 

«ЗАКОН КАК НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ»

 

 

Выполнил студент I курса ИПиП АГТУ

на базе с/о спец.021100

 

Проверил   засл. деят. науки РФ,

д.ю.н., проф. В.М. Корельский

 

 

 

Архангельск

2005

 

ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

  1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ……………………..4

 

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА………………………………………..9

 

  1. ВИДЫ ЗАКОНОВ……………………………………………………….......11

3.1 Конституция РФ…………………………………………………..12

3.2 Конституционные законы………………………………………..13

3.3 Федеральные законы……………………………………………...15

3.4 Законы субъектов РФ…………………………………………….15

 

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ…………………………………17

4.1 Понятие правотворчества  и его значение……………………….17

4.2 Принципы правотворчества………………………………….......18

4.3 Принципы правотворчества в Архангельской области………...19

4.4 Виды правотворчества……………………………………………20

4.5 Этапы законодательного процесса в РФ…………………….......21

4.6 Законодательный процесс  в Архангельской области……..........23

 

  1. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ

В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ……………………………………………………..25

5.1 Порядок опубликования  и вступления в силу

федеральных законов РФ ……………………………………………25

5.2 Порядок опубликования и вступления  в силу

законов Архангельской области ……………………………….........26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

 

ЗАДАНИЕ……………………………………………………………………….31

 

ВВЕДЕНИЕ

«Государство - сложное  и исторически развивающееся  общественно политическое явление. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных».1

Понятие «источника права» существует много веков. Если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. В большинстве современных государств главным источником права и особое место среди нормативных правовых актов занимает закон. Ещё Платон заметил: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах». При этом речь идет о справедливых законах – «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.

Сегодня закону уделяется  особое внимание. По любому поводу считается  нужным иметь закон. Теперь закон выступает «в одежде главного стабилизатора и преобразователя государственной и общественной жизни».2

В связи с этим, избранная  тема представляет немалый интерес, поскольку «понимание закона стало примитивно-общедоступным, и оно создает массу сложностей в процессе законотворчества и особенно на стадии правоприменения»3.

Изучение темы включает в себя вопросы, раскрывающие понятие  нормативного акта как источника права; понятие закона и его признаков. Отдельные главы посвящены видам законов и порядку их опубликования и вступления в силу. Особое внимание уделено законодательному процессу в Российской Федерации.

В используемой литературе содержатся самые различные оценки и трактовки, высказываются разнообразные мнения. В целом, это даёт ключ к пониманию реальных процессов, происходящих в демократическом государстве.

 

1 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

 

Источник права – это способ выражения и воплощения юридических норм, выражающих государственную волю господствующего класса или всего общества.

В зависимости от того, как придаётся нормативный, общеобязательный характер тем или иным правовым предписаниям различают:

  1. правовой обычай;
  2. нормативно-правовой акт;
  3. прецедент;
  4. договор нормативного содержания.

В Российской Федерации, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт, под которым понимается властное предписание государства, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс и др.). 4

Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Они характеризуется следующими чертами:

  • содержат общеобязательные правила поведения, то есть нормы права;
  • односторонне обязательны для тех, на кого рассчитан;
  • обладают соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами;
  • характеризуются неконкретностью адресата;
  • являются результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.5

По сравнению с другими  источниками права нормативный  акт имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы;
  • систематизирован (легко осуществляется поиск нужного документа);
  • точно фиксирует содержание правовых норм;
  • дифференцирован, так как механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
  • иерархизирован (при ведущей роли конституции государства), так как эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении от вышестоящих и не могут им противоречить;
  • конкретизирован по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определённых пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц (рисунок 1).6

По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы. 7

Особенность системы нормативно-правовых актов:

  • они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой;
  • эта форма связи определяется их юридической силой;
  • место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства выражается в их наименовании (Конституция, закон и др.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

    • различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативными актами;
    • различиями в юридической природе или в юридической силе;
    • различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. 8

Итак, важно подчеркнуть, что нормативный правовой акт  – это, прежде всего, доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Сегодня в ходе общественного развития государство активно осуществляет  правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативных актов по широкому кругу вопросов.

 

 

Рисунок 1. Действие нормативно-правовых актов.


 

 

В связи с этим, для создания стройной системы законов, к которой  стремились во все времена юристы того или иного общества, обладающей качеством полноты, существует систематизация законодательства, под которой понимается «целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения».9

Юридической науке известны три вида систематизации нормативно-правовых актов:

  1. инкорпорация;
  2. кодификация;
  3. консолидация.

Их характеристика представлена на рисунке 2.


 



 



 

 






 

 

 

Рисунок 2. Способы систематизации законодательства.

 

Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю переработку законодательства. Наиболее распространенная форма – кодексы. Помимо их кодификация включает разработку Основ законодательства, уставов, регламентов, положений (например, положения о министерствах и ведомствах и другие).

«Кодификация призвана в переходных условиях придать правовой материи новую ценностную ориентацию, соответствующую целям переходного периода. И в этом смысле ее значение исключительно важно».10

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников законодательства уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 года было признано необходимым осуществить подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации как официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов.

Консолидация права представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Данный вид обнаруживает себя в переходный период в издании так называемых крупноблочных законодательных актов.

Следовательно, систематизация законодательства в переходных условиях должна носить довольно избирательный, дифференцированный характер с учетом повышенного динамизма правового регулирования.

Итак, обобщая вышесказанное  в данной главе, важно подчеркнуть, что нормативный акт – это, прежде всего, доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Сегодня, как никогда ранее, исследование вопросов, связанных с пределом действия и систематизацией нормативно-правовых актов, важно не только в теоретическом, но  и  практическом отношении. Значение этих вопросов необходимо для повышения эффективности и результативности нормативно-правовых актов, а также всей системы законодательства  в целом.

 

2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА

 

Закон как нормативно-правовой акт занимает важное место среди  источников права, классификация которых  представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Виды источников права

 

Закон является главным  источником социалистического и  постсоциалистического права. В силу этого в отечественной юридической литературе на всех этапах развития общества и государства ему неизменно уделялось повышенное внимание. Вместе с тем принималось во внимание то, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своём развитии институтом, что он постоянно изменяется и развивается.11

Демократическое государство  представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон.

Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», означавшее границу, предел чего-либо. 12

В современной юридической  науке: закон – это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путём референдума, обладающий высшей юридической силой.13

Среди характерных признаков закона как ведущего источника права можно выделить следующие:

  • закон – это юридический документ, содержащий нормы права;
  • является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (например, парламента) или всего народа;
  • регулирует значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе;
  • обладает высшей юридической силой (невозможность его отмены другим органом; содержанию закона не должны противоречить все иные документы);
  • является фундаментальным юридическим документом. Служит базой, ориентиром нормотворческой деятельности государственных органов, судов.

«Степень соблюдения прав человека в законе является критерием  качества самого закона, показателем его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу»14.

В РФ законы являются «высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества»15. Этим и обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гумманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Действие законов РФ на территории всех субъектов является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории страны.

Итак, можно сделать вывод: чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах, при чем именно в таких законах, содержание которых должно быть правовым, то есть соответствовать неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека.

 

3 ВИДЫ ЗАКОНОВ

 

Законы РФ можно подразделить по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

  • принятые на референдуме;
  • принятые Федеральным Собранием Российской Федерации;
  • законы субъектов Российской Федерации.

Путём референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации. Федеральные законы делятся на: федеральные конституционные и просто федеральные законы.16

Прежде всего, это Основной закон (Конституция РФ); Законы о поправках к Конституции РФ, имеющие доминирующее значение по сравнению с федеральными конституционными законами, издание которых предусмотрено Конституцией в развитие определенных конституционных положений.

«Особое место занимают законы, принимаемые путем референдума (референдарные законы). Во многих зарубежных странах они по своей юридической силе ставятся выше обыкновенных законов: их нельзя отменить и изменить обыкновенным законом, но бывает и иначе».17

Классификация законов  представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Классификация законов.18

 

3.1 Конституция РФ

Основой всего законодательства России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г., которая состоит из 137 статей, содержащих нормы, относящиеся к различным отраслям права. Она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Слово «конституция» возникло на определенном этапе развития государственности. Этот термин происходит от латинского слова constitutio, что значит “устанавливаю”, и “утверждаю”.

Современная российская федеральная Конституция – это  учредительный акт федеративного государства. Это означает, что «в нем реализуется учредительная власть народа, который на референдуме 12 декабря 1993 года в юридических формах определил способ своего бытия».19

Конституция характеризует  специфику объекта регулирования (основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни и правового статуса личности), а также место в правовой системе как юридической базы правотворчества и правосознания.

Конституция - это закон, обладающий высшей юридической силой (все остальные правовые акты должны ей соответствовать). Верховенство Конституции РФ как основы всего законодательства России можно определить следующим:

  • принята на референдуме в результате волеизъявления всего народа;
  • устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
  • содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
  • принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества, что призвано обеспечить тщательный учет интересов различных слоев населения, необходимую стабильность Конституции.

Социальная сущность Конституции РФ, с одной стороны, прежде всего, закрепляет волю доминирующего социального слоя, а с другой, социальный компромисс, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства. По общему правилу, Конституция – одновременно выражение союза и противоборства, соревновательности различных сил в обществе.

Конституцией закреплена федеративная форма государственного устройства страны (ст. 1). В ст.18 Конституции  записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

«Вместе с тем, в некоторых  аспектах Конституция пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст.10 и 11 не вполне состыкуются), излишние для Конституции положения (например, об Администрации Президента, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы властных полномочий».20

Но, несмотря на это, Российская Конституция 1993 года установила широкий круг новых и уточнила известные ранее права граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом; закрепляет победу тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной рыночной экономике, политическом и идеологическом плюрализме в обществе, в демократическом, социальном, светском и правовом государстве. Все это говорит о многократном возрастании роли и значения правосудия в нашей стране.

 

3.2 Конституционные  законы

По юридической силе эти законы занимают самое высокое место, сразу же после Конституции. Для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 голосов депутатов Госдумы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания). В отличие от этого, например, Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

После принятия Конституции  РФ 1993 года, закрепившей основы рыночной экономики, новую политическую систему и новый федерализм, было принято Парламентом несколько федеральных конституционных законов (о референдуме, о судебной системе, о Конституционном, Арбитражных судах, о Правительстве РФ).

Можно выделить следующие существенные черты этого типа законов:

  • развивают и дополняют Конституцию РФ (ст.108 Конституции РФ);
  • содержание актов, вызванное близостью к Конституции, приводит к наделению их большей юридической силой, чем обычные законы;
  • подготавливаются специальным, более усложненным, длительным по времени порядком, чем обычные законы;
  • не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение.

Кроме того, важно подчеркнуть, что «введение в правовую систему  федеральных конституционных законов и их обособление, активизация законотворческого процесса Федерального Собрания РФ позволит существенно повысить эффективность и стабильность правового регулирования, и все это будет способствовать укреплению российской государственности».21

Однако важно отметить, что развитие федерального конституционного законодательства характеризовалось и некоторыми негативными явлениями.

Во-первых, оно не сумело использовать правовые средства для преодоления рассогласованности ветвей государственной власти. Конституционное законодательство не обеспечивало их баланса, оно закрепляло доминирование исполнительной власти. Парламент, Государственная Дума часто, а Совет Федерации нередко находились в конфронтации с Президентом РФ, обе палаты парламента не всегда действовали согласованно. Федеральное Собрание не хотело принимать проекты ряда принципиальных законов, представляемых Президентом, Президент часто налагал вето на принятые законы, иногда подолгу не подписывал их, оставляя «без рассмотрения». Многие важные вопросы, для регулирования которых необходим закон, Президент из-за сопротивления Думы регулировал своими указами. Если затем принимался закон по данному вопросу, указ утрачивал силу. Таким же образом поступало и Правительство РФ.

Во-вторых, многие важнейшие законы не были подготовлены или не были приняты.

Так, первыми приоритетными  областями стали повышение жизненного уровня населения (законы о повышении МРОТ, о социальных фондах), реформирование федеральных отношений (законы о новом порядке формирования Совета Федерации, об ответственности законодательных органов и глав администрации субъектов РФ, за нарушение Конституции РФ и ФЗ, что устанавливается только судом), укрепление вертикали власти и другие.

 

3.3 Федеральные  законы

Федеральные законы регулируют важные сферы общественных отношений. В соответствии со ст.105 Конституции РФ они принимаются Государственной Думой. Для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс один голос). Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются в течение пяти дней на рассмотрение в Совет Федерации.

Обязательному рассмотрению (ст.106 Конституции РФ) в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  1. федерального бюджета;
  2. федеральных налогов и сборов;
  3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  4. ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  5. статуса и защиты государственной границы РФ;
  6. войны и мира.

Принятый федеральный  закон передается Президенту РФ для подписания и обнародования.

 

3.4 Законы  субъектов РФ

Субъекты Федерации  в соответствии с Конституцией РФ по вопросам своего ведения «осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов».22

Такие законы не могут  противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации правового режима на территории всего государства. Однако требование соответствия все же нарушается.

Итак, необходимо отметить, что соотношение федерального и  регионального законодательства – проблема актуальнейшая на конец прошлого и начала настоящего веков, особенно в свете президентской программы укрепления дисциплины в стране, создания единого правового поля.

Субъекты РФ по предметам  совместного ведения (ст.72 Конституции) не наделены всей полнотой государственной власти, а по предметам собственного ведения (ст.73 Конституции РФ), хотя и обладают всей полнотой государственной власти, не являются суверенными государствами. Их компетенция производна от Конституции РФ и федеральных законов.

В заключение данной главы, мы видим, что среди всех видов  законов главенствующее место занимает Конституция РФ как основное организующее ядро правовой системы, обеспечивающая сбалансированность и согласованность всех её элементов. Она является итогом, вершиной в развитии законодательных работ в стране, воплощает достижения правовой теории и практики на конкретном этапе.

Закон как норма правового акта