Закон как источник права. Понятия и классификация

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 

 

Глава 1. Закон в системе  источников права.

 

1.1. Система источников  права.

 

1.2. Понятие и признаки  закона.

 

1.3. Общие особенности  разработки и принятия закона.

 

Глава 2. Виды законов.

 

2.1. Общая характеристика  законов.

 

2.2. Характеристика видов законов, классифицированных по юридической силе.

 

2.3. Характеристика видов  законов, классифицированных по  качественным признакам. 

 

Заключение 

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На любом этапе развития, общество нуждается в урегулировании, упорядочивании отношений и взаимодействий составляющих данного общества. Регулятором общественных отношений  является совокупность определённых норм, устанавливающих определенность в действиях субъектов общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности.

В первоначальном виде, когда  общественные отношения только зарождались - возникали такие примитивные общественные системы, как род, община, племя. На этапе первобытного общества, регуляторами общественных отношений, являлись обычаи, традиции, обряды и др. Они основывались на естественно-природной необходимости человека, в результате многократно повторения поведения в течение длительного времени. В условиях племенного равенства, общественной собственности, интересы племени в целом были первоочередными, поэтому обычаи и традиции данного социума являлись основами, которыми каждый представитель общества должен был руководствоваться в своем поведении и быту.

Но не последнее место  как в первобытном обществе, таки в современном, занимают религиозные  нормы. На определенном этапе развития социума              они в разной степени влияли на устой, нравы общества и регламентировали поведение и образ жизни людей данного общества.

По мере усложнения общественных отношений, развития общества, по мере его увеличения в количестве и пространстве, становиться необходимостью усовершенствование регуляторов общественных отношений.

В связи с этим, ведущее место в регулировании общественных отношений стали занимать нормы права. Несмотря на ведущее значение норм права                 в механизме регулирования общественных отношений, в основе права лежат потребности и интересы человека и общества, которые складывались                     на протяжении многих столетий и отражаются в традициях, обычаях и канонах морали данного общества. Но главное отличие права от других регуляторов социальных отношений – это установление, гарантия соблюдения норм права, обеспечивается силой государственного принуждения и убеждения.

На сегодняшний день существует немало форм (источников) права.                     К ним относятся нормативные акты, правовые обычаи, правовые прецеденты, аналогия закона и т.д.

Но из всех вышеперечисленных видов стоит выделить нормативные акты, это самая значимая и самая разнообразная группа источников права.

Венцом в иерархичной системе нормативных актов является закон.                 На сегодняшний день, место закона в механизме, регулирующем общественные отношения особенно значимо. Это обусловлено тем, что мир стремительно прогрессирует, развивается, следовательно, возникают новые взаимоотношения между людьми и обществом, нуждающиеся в государственном урегулировании.           В частности в России развивается тенденция к реформированию                               и модернизированию многих сфер общества, в том числе экономических                   и политических. Из чего вытекает потребность к интенсивному законотворчеству. Но не всегда результатом законотворчества является закон, способный эффективно действовать на практике применения. Зачастую принятые законы нуждаются в поправках и дополнениях, так как происходит коллизия законов и их неверное правоприменение. Тем временем вследствие таких недостатков, процветает мошенничество, коррупция и другие негативные последствия. Поэтому остро встаёт вопрос о совершенствовании законодательно процесса и формы реализации права. Но для правильной оценки современных проблем законотворчества, а также возможных вариантов решения данного вопроса, следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему, и посвящена данная работа.

Исходя из этого, автор, считает актуальным для рассмотрения вопрос                о сущности закона, его видах, процессе законотворчества.

Цель данной работы –  раскрыть значение закона как источника  права.

Задача работы – анализ системы источников права в целом, истолкование понятия и признаков  закона в частности, освещение законодательного процесса, рассмотрение различных характеристик законов и обобщение проанализированной темы в заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЗАКОН В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

 

    1. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

 

Система права - это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Термин система права имеет греческие корни                        и означает целое, состоящее из частей. Для системы права характерны следующие признаки:

1) Она складывается  в соответствии с теми общественными  отношениями, которые объективно  возникают между людьми и требуют опосредованности права или урегулирования.

2) Она состоит из  норм, правовых институтов, субинститутов, отраслей и подотраслей. Нормы права являются первичным элементом системы права.              Из норм права слагаются более крупные образования. Юридическая норма имеет свою внутреннюю связь между структурными элементами. Благодаря этому, она является регулятором конкретных общественных отношений. Норма права обладает и внешними связями.

Система права формируется  и функционирует на основе общих  объективных закономерностей. Система  права это сложное и развивающееся  социальное явление, которое отражает и закрепляет закономерности общественной жизни в нормативной форме.

Источниками права в  России являются законы и подзаконные  акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные  нормативные договоры, акты органов  конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно:              и как деятельность государства по созданию правовых предписаний,                      и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения.

В правоведении различают  следующие виды источников права:

1. Источник права в  материальном смысле.

2. Источник права в  идеальном смысле.

3. Источник права в  специальном юридическом смысле.

Материальные источники  коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.

Таким образом, источник права - это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности           и т.п.

Однако общественные потребности должны быть осознаны                                  и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле. Таким образом, источником права в идеальном смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.

Названные три источника  лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразней.              Она объединяет и экономические, и политические, и социальные,                              и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

Одни из них находятся  вне правовой системы, другие - внутри ее, обеспечивая правовой системе внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли              и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например,                        в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе и т.п. Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.

Под источником (формой) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Источник (форма) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится                       до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие источники (формы) права:

 

1. Нормативный правовой акт

2. Судебный прецедент

3. Правовой обычай

4. Принцип права

5. Правовая доктрина

6. Нормативный договор

7. Деловое обыкновение

Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

 

1) Они исходят только от государственных органов, специально                            на то уполномоченных;

2) существует особый  порядок их принятия;

3) используется писаная  форма и оформление в специальном  виде;

4) иерархическая подчиненность,  основанная на различной юридической силе отдельных актов;

5) содержание нормативных  правовых актов составляют нормы  права.

 

Нормативные правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативные правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию                    и действию предъявляются особые требования.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической  силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается законодательными органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс). Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие).

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Законность таких актов проверяется                в судебном порядке.

Все другие источники (формы) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Правовой обычай - обычай, включённый государством в систему правовых норм и признаваемый источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи делового оборота. Несмотря на прямое указание правоприменения обычая делового оборота в Гражданском кодексе, многие авторы не относят его к источникам права.

Нормативный договор представляет собой соглашение, как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть,                        из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией                       и её субъектами.

Судебный прецедент - решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становится источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права     в системе римского права.

 

1.2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА

 

Закон вместе с обществом  и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется  и изменяется. Вырабатываются                     и формируются взгляды о нем, о его отдельных характеристиках и чертах.                 В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем суждения.                  За многие столетия выработалось определенное представление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все,                          и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.

В узком значении слова закон – это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой                           и регулирующий наиболее важных общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

1. Принимается только органом законодательной власти – парламентом (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом – в США, Избранной Радой на Украине), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума в строго установленном порядке;

2. Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения;

3. Включает максимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативными правовыми актами;

4. Имеет особые процедуры принятия, дополнения, изменения и отмены               в особом законодательном порядке;

5. В идеале должен выражать волю и интересы всего общества или народа;

6. Обладает верховенством в романо-германских правовых системах (является основной, базовой формой права и обладает высшей юридической силой среди всех прочих источников права). Все остальные подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.

Именно эти характеристики выделяют закон из остальных нормативных правовых актов, придавая ему качество верховенства.

Верховенство закона в свою очередь означает:

- в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;

- никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа,                его издавшего.

- все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;

- законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию)                 со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;

 

    1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ 

РАЗРАБОТНКИ И ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

 

Законодательный процесс  – установленные порядок прохождение проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу, существенная составная часть всего правотворческого процесса. Законодательная процедура в каждой стране имеет свои особенности, собственно принятие законов характеризует этот процесс в целом. Но везде такой процесс регулируется и закрепляется                в конституциях, а также в специальных регламентах, текущих законах, положениях, устанавливающий порядок законодательной деятельности аппарата государства. Кроме законов в правотворчестве существуют подзаконные правовые обычаи, нормативные акты, юридические прецеденты. Вся законодательная процедура строго регламентирована и состоит                          из совокупности юридически зафиксированных правил, регулирующих принятие законов, порядок подготовки и их опубликования.

Законотворчество – неоднородный, сложный процесс, включающий в себя несколько стадии:

- Законодательная инициатива;

- Обсуждение законопроекта

- Принятие закона;

- Опубликование закона.

В соответствии с регламентом  Государственной Думы и статьей 105 Конституции РФ законопроект начинает рассматриваться Государственной Думой РФ. Законопроект обычно рассматривается в 3-ех чтениях (но есть исключение, например проект федерального бюджета - подвергается рассмотрению в 4-ёх чтениях). В 1-ом чтении при рассмотрении проекта анализируется концепция закона, оценивается практическая и жизненная значимость, актуальность и практическое применение, соответствие                      его основного положения Конституции РФ, Затем, уже после 1-ого чтения есть возможность внесение поправок и дополнений к законопроекту. Законопроект может быть вынесен на всенародное обсуждение Государственной Думой.                По вопросам же совместного ведения субъектов РФ и РФ после его принятия          в 1-ом чтении адресуются в законодательные органы субъектов РФ                       для внесения в них (в месячный срок) предложений и замечаний, во время всего этого срока законопроект не может быть принят и рассмотрен во 2-ом чтении. Во 2-ом чтении нижняя палата парламента рассматривает законопроект, дополнения и поправки к нему. Затем осуществляется редакционная поправка законопроекта и устранение всех противоречий. В 3-ем чтении закон принимается уже в окончательной редакции. Федеральные законы (установлено Конституцией РФ) принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральные законы, принятые нижней палатой парламента в течение 5 дней передаются Совету Федерации                          на рассмотрение.

В верхнюю палату парламента вместе с принятым законопроектом отправляют также сопровождающие материалы: например, стенограмму заседания Государственной Думы по этому вопросу и иные документы, переданные субъектом права законодательной инициативы при внесении этого законопроекта в Думу. К бюджетным, финансовым, налоговым законопроектам обязательно прилагается заключение данное правительством. Отсутствие такого заключения может выступить основанием для отклонения законопроекта Советом Федерации.

Секретариат председателя Совета Федерации, зарегистрировав федеральный закон, поступивший из нижней платы парламента, направляет его членам Совета Федерации. Остальные официальные документы, сопровождающие данный федеральный закон, тоже регистрируются и принимаются на рассмотрение на заседании Совета Федерации совместно с соответствующим законом.

Затем Председатель Совета Федерации (иногда может быть и заместитель  Председателя Совета Федерации) определяет комитет, который будет нести  ответственность за рассмотрение этого  законопроекта. Один комитет выполняет  роль ведущего, хотя может рассматриваться несколькими комитетами.

В Совете Федерации обязаны рассмотреть  федеральный закон, который поступил из Государственной Думы, в течение 14-и дней (предусмотрено ч. 4 ст. 105 Конституции РФ). На 1-ом этапе с документом проводится основная работа на комитетском уровне. Комитет, который назначен ведущим в Совете Федерации, обобщает, получает и рассматривает поступившие предложения, замечания и дополнения на собственном заседании.

Рассмотрение законопроекта, принятого  нижней палатой, проводится открыто и гласно. На заседание комитета могут присутствовать и приглашаться широкий круг лиц (например, ученые, представители СМИ, инициаторы законопроекта, специалисты-эксперты, сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации ученые, которые могут предоставить письменной или в устной форме справку правового характера по разбираемому федеральному закону).

По итогам такой комитетской  работы делается заключение по принятому  нижней палатой парламента федерального закона, которое проводится путем открытого голосования, для принятия требуется большинство голосов от всего числа членов комитета.

Затем, после всей этой процедуры  федеральный закон рассматривается               на заседании Совета Федерации. Перед началом всех заседаний верхней палаты парламента проходит регистрация членов Совета Федерации (необходимо, чтобы на рассмотрении присутствовало больше половины от числа членов Совета Федерации). Также возможна дополнительная регистрация перед каждым голосованием.

Раздельное заседание  палат парламента не означает их изолированности друг от друга. На заседаниях Совета Федерации могут присутствовать депутаты Государственной Думы (представители Совета Федерации вправе присутствовать на заседании нижней палаты). Возможность участия представителей общественных организаций, государственных органов, различных организаций, научных учреждений, ученых и независимых экспертов-специалистов очень важно. Благодаря этому можно получить необходимые сведенья, провести более детальное обсуждение закона, сделать необходимые заключения по рассматриваемому закону, принятого нижней палатой парламента. Во время экспертной работы можно выявить недостатки          и пробелы в законе. Поэтому в Совете Федерации происходит сортировка, принятых Государственной Думой законов с участием представителей различных слоев общества и учетом мнений регионов. 

Федеральные законы рассматриваются  в соответствии с Регламентом Совета Федерации и Конституцией РФ (ст. 105, ст. 106). Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам валютного, таможенного, финансового, кредитного регулирования, вопросы, касающиеся федерального бюджета, денонсации и ратификации международных договоров РФ, эмиссии денег, вопросы войны и мира, а также статуса и защиты границы государства. Верхняя палата парламента обязана рассмотреть федеральный закон, принятый Государственной Думой, в течение 14 дней. Если же Федеральный закон остается не рассмотренным в течение этого времени, он считается принятым верхней палатой парламента. Одобренный федеральный закон Советом Федерации передается Председателем Совета Федерации для подписания                  и опубликования Президенту РФ.

Если Федеральный закон отклоняется  Советом Федерации палаты парламента могут создать специальную согласительную комиссию, которая образуется из представителей обоих палат на паритетных началах, стремясь создать согласованную вариацию законопроекта. Государственная Дума может не согласиться с решением верхней палаты и рассмотреть закон в его ранее принятой редакции или повторно федеральный закон в новой редакции.              Для принятия закона необходимо не менее двух третий голосов от общего числа членов Государственной Думы.

К конституционной обязанности  Президента РФ относится подписание             и обнародование федерального закона, после его принятие двумя палатами парламента. В течение 5 дней, после принятия закона Советом Федерации             он направляется президенту. Точно таким же порядком направляются федеральные законы, принятые Государственной Думой законы,                                но не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней.

Столько же времени отводится президенту для подписания и обнародования  федерального закона, принятого парламентом. За это время Глава государства может ознакомиться с содержанием закона, привлекая специалистов и ученых, Администрацию Президента в случае необходимости. Вместе с тем у Главы государства есть возможность отклонить закон, вернув палаты парламента к его повторному рассмотрению, для его усовершенствования и устранения замечаний.

Глава государства может  указать на обстоятельства, препятствующие,            по его мнению, подписанию документа, предлагая свои предложения                      и замечания, касаемо отдельных глав, статей, пунктов или частей, отдельных разделов и или в целом на федеральный закон. Президент может вернуть закон, воздерживаясь от комментариев по его содержанию. Это может произойти               в тех случаях, когда был нарушен процесс принятия федерального закона.

Верхняя и нижняя палата снова рассматривают данный закон,                        если президент отклонит федеральный закон в течение 14 дней.

Такой вариант отклонения получил название отлагательного вето Президента Российской Федерации. В мировой практике такая процедура известна, и эффективность ее не нуждается в доказательствах. Фактически отлагательное вето означает право Главы государства на возвращение переданного ему на подпись федерального закона для повторного рассмотрения в палатах парламента. Президент оценивает закон на законченность, качественность, актуальность, комплексность. У главы государства есть                 14 дней, чтобы ознакомится с законом, подписать его и обнародовать. Нельзя сказать большой это или маленький срок, так как законы по своему объему        не равноценны (например, уголовный кодекс – довольно большой закон, требует большего времени для ознакомления и анализа, чем федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»). Иногда президенту могут поступить несколько федеральных законов,                      но Конституция не предусматривает увеличения срока на размышления.

Закон подписывается  президентом после всех проверок и экспертиз. После этого новый законодательный акт отправляется для обнародования                           в официальные издания (например «Российская газета»). Доведение закона             до всеобщего сведенья является окончательной точкой законодательного процесса. Этот процесс очень важен, так как опубликование позволяет ознакомиться с содержание федерального закона, который вступает на всей территории России в течение 10 дней после его печати в официальном издании. По Конституции РФ неопубликованные законы в России не применяются.

В заключение отметим, что  законодательный процесс – это  процесс рассмотрения, принятия, одобрения  и обнародования законов (в РФ тремя основными участниками: Государственной Думой, Советом Федерации                    и Президентом. Каждый из трех элементов может выступить противовесом остальным (Госдума может отклонить законопроект на самом начальной стадии, Совет Федерации не одобрить закон, принятый нижней палатой парламента, А Президент наложить вето на документ, принятый двумя палатами парламента). Так бывает когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет принцип или идею закона, по-своему оценивая последствия принятия такого закона. Именно этот баланс обеспечивает принятие обдуманных и взвешенных, а также устраивающих общество решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон как источник права. Понятия и классификация