Закон и право. 2




МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРТВА И ПРАВА

на тему «ЗАКОН И ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

Студентки группы 4-5

Танаевой Ольги Геннадьевны ___________

Руководитель_________________________

_____________________________________

 

 

 

МОСКВА – 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение------------------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАКОНА

    1. Понятие и признаки законов------------------------------------------------------ -5

1.2. Виды законов в Российской Федерации.------------------------------------------- 7

2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ  «ПРАВО» И «ЗАКОН»

2.1. Понятие права---------------------------------------------------------------------------- 15

2.2. Основные характеристики права согласно либертально-юридическому подходу--------------------------------------------------------------------------------------- 17

2.3. Понятие  правового закона------------------------------------------------------------ 27

Заключение--- ----------------------------------------------------------------------------------- 28

Список использованной литературы------------------------------------------------------- 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термины «закон» и  «право» являются основополагающими в теории права. Изучению содержаний этих понятий посвящались труды ученых с древних времен. Несмотря на свою долгую историю, в юридической науке до сих пор нет единообразного понимания понятия «закон». Между учеными-юристами ведутся дискуссии и споры о соотношении закона и права, закона и других источников права.

Актуальностью названных проблем и обусловлена тема настоящей курсовой работы. Цель работы – исследовать теоретические аспекты понятий «закон» и «право».

Изложенная цель настоящей работы ставит перед автором следующие задачи:

 

- дать понятие закона  в контексте современных концепций  юридической науки;

 

- охарактеризовать признаки  и виды законов;

 

- рассмотреть соотношение  понятий "закон" и "право".

 

         Важность проблемы соотношения права и закона обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством, имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему.

Успешность выполнения поставленных задач в наибольшей степени зависит от выбранных  методов исследования. В работе использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы, обобщение научных  взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, сравнение.

         Для написания работы использовались действующее законодательство, научные труды, учебная литература, научные публикации в газетах и журналах, информация с сайтов Интернета.

         Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Курсовая работа состоит  из введения, 2-х глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАКОНА

1.1. Понятие и признаки законов.

Закон – это основной источник права в большинстве  стран мира. Поскольку Россия традиционно  относится к государствам романо-германской правовой семьи, то и в нашей стране закон занимает ведущее место среди источников права.

Закон - в политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. Закон в человеческом обществе контрастен и варьируется в зависимости от вероисповедания, поклонения и самобытности человека в его организации жизни. 

Закон - это общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения.  В человеческом обществе закон устанавливает формальный режим, который упорядочивает виды человеческой деятельности и человеческие отношения путём систематического применения силы со стороны политически организованного общества.

Законы принимаются с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти - Парламентом, Конгрессом, Верховным Советом, и т.д. Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни.

По содержанию закон регулирует наиболее важные общественные отношения. Закон должен непосредственно выражать интересы общества, государства, коллектива и личности, обеспечивая их прямую защиту путем введения как демократических решений, демократических диалогов и действий, так и демократических процедур разрешения конфликтов, охраны прав и законных интересов.

Законодательство - это  вся совокупность законов, действующих  в стране. Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных

актов под термином "законодательство" понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правонормы (например,

нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время  нормативные указы Президента, (а  также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области,

имеют близкую к закону юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды законов в Российской Федерации.

            Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов.

            Законы подразделяются на:

а) Конституция РФ, конституционные (органические);

б) обыкновенные.

Основным законом РФ является Конституция. Это основополагающий учредительный юридический акт страны, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации  в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного  строя.

2. Права и свободы  человека, и гражданина..

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской  Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской  Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки  и пересмотр Конституции.

  В особом (втором) разделе Конституции РФ содержатся заключительные и переходные положения.

          Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление,  учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важные стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с

внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и

действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями  были Конституции Франции и Польши 1791 г.

             Конституция – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона  (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства, Конституция является центром всего правового процесса, она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

Как Основной Закон государства  и общества Конституция, в отличие  от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.

       Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

        Конституция РФ ст.15:

1) Конституция Российской  Федерации имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2) Органы государственной  власти, органы местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция обладает высшей юридической силой, все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью, это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

     Конституция  РФ гл.9. ст.135:

1. Положение глав 1, 2, 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

      2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосами от общего числа совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.

3. Конституционное Собрание либо под неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть, принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его

членов или вынесен на всенародное  голосование. В по случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей от более чем 50% всех принявших участие в голосовании.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации  принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).  

К числу конституционных  законов относят, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером могут послужить законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией могут издаваться федеральные конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

           Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции РФ всех законов, иных нормативно - юридических актов. Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс (от лат. сборник, список) - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

     Кодификация  – наиболее сложная и совершенная  форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целостность, устойчивость придают этим актам особый правовой колорит и юридическую силу. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено.

В федеративном государстве, каким является Россия, различают законы

федеральные и законы субъектов Федерации:

а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию Российской Федерации. Например, Федеральный закон «О милиции» Ст.1. «Милиция в РСФСР это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы

граждан, собственность, интересы общества и государства  от преступных и иных

противоправных посягательств  и наделённых правом применения мер  принуждения. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РСФСР».

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Важное значение имеет  деление законов по отраслям права. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы, гражданские законы, брачно-семейные законы, уголовные законы, земельные законы, финансово-кредитные законы, законы о труде, закон по социальному обеспечению, процессуальные законы, природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского права).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВО» И «ЗАКОН»

2.1. Понятие права

К сожалению, в современной  теории права нет единого понимания  сущности права, это обусловлено, прежде всего,  многообразием проявления его в обществе, невозможностью определить ее эмпирическими принципами, а также различными методологическими основаниями подходами исследователей различных школ.  Вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем.  Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы.

Право - в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. Внутри своей системы право различается по отраслям, каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования и обладает своими специфическими чертами. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные характеристики права согласно либертально-юридическому подходу

Все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права, можно разделить на три группы: отождествляющие сущность закона и права; рассматривающие сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика человека и так далее); рассматривающие сущность права как явление самостоятельное и не определяемое сущностями других явлений и процессов. К первой группе относятся легизм и нормативизм, ко второй группе концепции исторической, психологической, социологической, марксисткой школы, к третьей либертально-юридическая (или просто юридическая) концепция права.

Либертально-юридический  подход рассматривает сущность права  как категорию самостоятельную, и ее признаки, независящие относительно исторического развития, как-то всеобщность, формальное равенство, свобода, справедливость, общеобязательность.

Основанием правового  уравнения различных людей является свобода индивидов  в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом состоит специфика правового равенства и права вообще. Правовое равенство в свободе как равная мера свобода означает и требование соразмерности, эквивалентности в отношениях между свободными индивидами как субъектами права. Правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, общей норме равной мере. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принципы правового равенства не распространяются, например, рабы в Риме. Формальное (правовое) равенство - это то, что отрицается фактическим равенством. Однако, если рассматривать фактическое равенство, то оказывается, что оно существует рационально только как отрицание. В качестве утверждения – это иррациональная, вербальная конструкция, подразумевающая нечто иное, чем равенство. Именно благодаря своей формальности равенство может стать и реально становится средством, способом, принципом регуляции фактического, формальным своеобразным и формализованным измерителем всей фактической действительности. Так обстоит дело и с формально-юридическим равенством. Принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющимся содержанием. В целом историческая эволюция содержания объема, сферы действия принципа формального равенства не отвергает, а наоборот, подкрепляет значение данного принципа в качестве отличительной особенности права в его соотношении с другими социальными регуляторами. С учетом этого можно сказать, что право- это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Право как форма регуляции отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает и не может уничтожать исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные формальные в формально определенные неравные права свободных, независимых друг от друга личностей. В этом по существу состоят специфика и смысл, границы (и ограниченность) и ценность правовой формы опосредования, регуляция и опосредования общественных отношений.

С принципом формального  равенства связано понимание права как формы общественных отношений. Специфика правовой формальности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных отношений независимых отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы и взаимоотношений и одновременно их одинаково равная подчиненность общей норме определяют иным и существо правовой формы бытия и выражения свободы.

Для всех тех, чьи отношения  опосредуемые правовой формой, - как бы ни узок этот правовой круг, - право выступает как всеобщая форма, как общезначимый и равный для всех этих лиц, различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественным положению. В целом всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений, масштаба и меры, а именно меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового эта формальность - внутренне необходимое, а случайное свойство всякого права. Форма здесь не внешняя оболочка. Она содержательна и точно и адекватно выражает суть опосредуемой данной формы (то есть охватываемых и регулируемых правом) отношений меру свободы индивидов по единому масштабу. Своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет, отмеряет и оформляет именно свободу индивида в человеческих взаимоотношений - в действиях, поступках, словом, во внешнем поведении  людей. Дозволения и запреты права как раз и предоставляют собой нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытие людей, пределы доступной свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени человеческого развития.

Свобода индивидов и  свобода их воли - понятия идентичные. Воля в праве - свободная воля, которая соответствует всем сущностным характеристикам права и тем самым отлична от произвольной воли и противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право- это форма свободы людей, то есть свобода их воли. Этот волевой момент (в той или иной, верной   или неверной интерпретации) присутствует в различных определениях и характеристиках права в качестве воле установленных положениях, выражения общей воли, классовой воли. Какой-то другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество пока еще не изобрело. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода без всеобщего масштаба и единой меры, свобода без равенства - это идеология элитарных привилегий, а равенство без свободы - идеология рабов и угнетенных масс. Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях).

Можно сказать, что историческое развитие свободы и права в  человеческих

отношениях предоставляет  собой прогресс равенства людей в качестве формального (правового) равенства - первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуются в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопорядка.

Понимание права как равенства включает в себя с необходимостью и справедливость. В контексте различия права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внутри правовая. Поэтому всегда уместен вопрос о справедливости и несправедливости закона - это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствие и несоответствие праву. И по смыслу, и по этимологии справедливость (iustitia) восходит к праву (ius) и обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость. Внутреннее единство справедливости и правового равенства (общеобязательности и одинаковости его требований в отношение всех, включая и носителей власти, устанавливающих определенные правоотношение) и выражение соразмерности и эквивалента, зафиксирован в традиционном естественно-правовом определении справедливости как воздаяния равным за равное, что является наиболее важным аспектом справедливости и равенства.

В обобщенном виде можно  сказать, что справедливость это  самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем правовая оценка всего остального вне правового. С позиции правовой всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства, свободы и справедливости), в равной мере значимой для всех, независимо от их моральной, религиозных, социальных, политических и иных различий, позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представлениями в них особыми потребностями, требованиями и так далее - лишь особенные в общем, пространстве бытия и действия права и правовой справедливости. Специфические объекты, а не субъекты справедливой регуляции. Право (и правовой закон) не отражает, конечно, все эти особенные интересы и притязания, и они должны найти в нем свое надлежащее (то есть справедливое) признание, удовлетворение и защиту. А это возможно только потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принципы правовой регуляции) не сливаются с самими этими притязаниями и не являются нормативным выражением и характеристикой какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив справедливость, представляя всеобщее правовое начало, возвышается над всем этим партикуляризмом, взвешивает (на единых весах правовой регуляции и правосудия, посредством общего масштаба права) и оценивает их формально равным и одинаково справедливым для всех мерилом.  Собственно этот момент различия или отождествления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать юридическим и легистким.