Закон в регулировании общественных отношений

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

                                                          Кафедра гуманитарного права 
     
     
     

Абрамова  Лиора Эдуардовна

    ЗАКОН В РЕГУЛИРОВАНИИ  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    Курсовая  работа по специальности 

    «Юриспруденция»

     студентки 1-го курса очной формы обучения 
     
     
     
     
     

   
Научный  руководитель

    Сердюков  Александр Викторович 

    _______________   ______________

      

   


 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва  2009

 

Оглавление:

 
 
 
 
 

 

Введение

 

     В философской и юридической литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных  элементов, образующих структурно упорядоченное  целостное единство, тогда как  структура — это особый способ внутренней взаимосвязи элементов в системе.1 Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура — таковы отличительные признаки любой системы.2 В свою очередь структуру можно представить как строение (состав) объекта — как закон связи, систему устойчивых отношений между элементами и результат взаимодействия между элементами.3 Исходя из этого можно получить не только статичную, но и динамичную характеристику системы права и системы законодательства.

     Система права и система законодательства обладают функциональной общностью. Большинство исследователей полагают, что это однопорядковые, но не тождественные категории.4 Они являются выражением соответственно структуры содержания и формы позитивного права.5 По словам И. Н. Сенякина, «право не существует вне законодательства».6 Соответственно, система права — это такое внутреннее его строение, которое соответствует характеру регулируемых общественных отношений. Система же законодательства выступает как внешняя форма права, выражающая строение его источников.

 

1. Закон.  Понятие, виды, функции

1.1. Cистема законодательства

 

      В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных  правовых актов различной юридической  силы, которые исходя из необходимости  решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством 7.

      Вопрос  о системе законодательства как  совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и  систематизацией правового материала  в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.

      Систематизация  законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных  актов в единую, согласованную, целостную  систему.

      Под законодательством в широком  смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

      Система законодательства выступает как результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства.

      Словари понятие "законодательство" определяют по-разному: как "общность и дух  всех постановлений, законов страны"8; "совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве"9; "совокупность законов"10.

      В то же время реализация органами прокуратуры  одной из своих основных функций  заключается в надзоре за законностью - законами и указами Президента России, имеющими силу закона. В комментарии к статье 21 ("Предмет надзора") Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" говорится о том, что прокурор осуществляет надзор только за исполнением всей системы действующих законов. В их число входят: "Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации..."11.

      Зарубежный  опыт свидетельствует о следующем. Например, исходя из смысла содержания главы VII Конституции ФРГ ("Законодательство Федерации") под законодательством следует понимать совокупность нормативных правовых актов, принимаемых органами власти12.

      Конституция СССР 1977 г. ввела для законов и  иных нормативных актов высших федеральных  органов власти специальный термин, имевший родовое значение - "акты законодательства". В тексте ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. этот термин не применяется.

      В теории права законодательство принято  рассматривать в широком и  узком смыслах. В первом случае законодательство понимается как внешняя форма объективного права, включающая в себя совокупность всех видов нормативных правовых актов, действующих в государстве.

      Во  втором - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации (ранее: Верховный Совет СССР), т.е. до законов13.

      На  практике дело обстоит несколько  иначе. Это можно объяснить тем, что правовое регулирование общественных отношений нельзя разорвать на части  и рассматривать только на федеральном  или только на местном уровнях. Оно опирается на весь комплекс правовых норм сверху донизу. От самых общих (законы) до самых конкретных (ведомственных или локальных нормативных актов). Здесь просматривается определенное противоречие между позицией общей теории права с конкретными правовыми науками и правовыми реалиями общественных отношений.

      Широкое понимание термина "законодательство" - это то, что гораздо более  жизненно и что действительно  работает на практику. Мировой и  отечественный опыт свидетельствуют  о том, что развитие системы законодательства и системы права идет по пути их дальнейшей специализации, т.е. приобретает не только более предметный, но и обособленный характер. Нельзя не согласиться с точкой зрения С.Л. Зивса, справедливо считающего, что "любой ведомственный акт без каких-либо уточнений и оговорок к законодательству отнести нельзя"14.

      Государственной Думой Российской Федерации на протяжении нескольких лет (с 1996 г.) планируется  принятие Федерального закона "О  нормативных правовых актах Российской Федерации", получившего название "закон о законах". В одном из проектов предлагался компромиссный, но, с нашей точки зрения, наиболее точный вариант трактовки термина "законодательство", отражающий не только федеративное устройство Российского государства, но и четко определяющий его предмет. В дальнейшем будем придерживаться следующих подходов.

      Федеральное законодательство включает в себя Конституцию  Российской Федерации, нормативные  правовые акты федеральных органов  государственной власти и международные  договоры, участниками которых является Россия.

      Законодательство  субъектов Российской Федерации  включает в себя конституции (уставы) субъектов Российской Федерации  и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. С точки зрения соблюдения корректности научного подхода следует сразу оговориться о спорности включения в эту систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако эта проблема носит абстрактно-теоретический, но никак не практический характер.

      Федеральное законодательство совместно с законодательством  субъектов Российской Федерации  составляют законодательство Российской Федерации.

      Некоторые субъекты Федерации, не дожидаясь указаний из федерального центра, принимают собственные "законы о законах". В частности, такой закон принят в городе Москве15. Он предназначен регулировать отношения, связанные с принятием законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы. В нем даны дефиниции понятий законов города Москвы и постановлений Мосгордумы.

      Например, Устав города Москвы (ст. 9) на конституционно-правовом уровне закрепил систему правовых актов  города. Законодательство города Москвы в своей совокупности образуют только ее законы, включая обладающий высшей юридической силой Устав города. К правовым актам города как наиболее общему понятию, применяемому для определения любого принятого уполномоченным органом или должностным лицом акта, имеющего официальный характер и обязательную силу, отнесены: Устав города; иные законы; постановления Мосгордумы; договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы; соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы; акты мэра и правительства Москвы, а также органов и должностных лиц исполнительной власти города "в установленных законом случаях"16.

      В первом случае это "нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической  силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями города Москвы на референдуме города Москвы и подписываемые Мэром Москвы" (п. 1 ст. 1).

      Во  втором - "правовые акты города Москвы организационно-распорядительного  характера, принимаемые Московской городской Думой по вопросам ее компетенции и подписываемые Председателем Московской городской Думы" (п. 2 ст. 1).

      Правовую  систему Тамбовской области (выражение "законодательство" не употребляется) в соответствии с ее Уставом (ст. 12) составляют нормативные правовые акты различной юридической силы17. К правовым актам, принимаемым областной Думой, отнесены (ст. 55): Устав области; законы области; постановления и иные нормативные правовые акты областной Думы.

      Неоднозначность в подходе к этому понятию  прослеживается и при анализе структуры журнала "Вестник законодательства Российской Федерации". Он содержит следующие разделы: законы Российской Федерации; решения палат Федерального Собрания; указы Президента России; постановления Конституционного Суда РФ; решения и постановления Правительства РФ.

      Система законодательства, как и система  права, носит объективный характер. Ее содержание, в конечном счете, определяется не только материальными и социальными  условиями жизни общества. Одна из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самого государства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательства выступает не только как результат, следствие систематизации, но и как органическое свойство законодательства. Особенностью формирования законодательства Российской Федерации, позволившей ей достичь достаточно высокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранее принятых концепций18, отражающих роль и место России в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере. Например, для того, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации. Для этого потребуется принять заново или внести соответствующие изменения почти в 60 нормативных правовых актов.

      Нормы законодательства с учетом системной  взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. Их юридическая сила характеризует  внутреннюю соотносимость не только нормативных правовых актов, но и создаваемой при этом системы специальных субъектов реализации и объема их полномочий.

      В основе системы законодательства лежит  нормативный правовой акт, оформляющий  решение полномочного органа государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен - прежде всего закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт - конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.

      Системность законодательства специалистами рассматривается не только как один из основных факторов повышения его качества и результативности воздействия на регулирование общественных отношений, но и как показатель качества законотворческой работы Федерального Собрания Российской Федерации. Общие упреки к качеству системы законодательства сводятся к следующим: бессистемность, внутренняя противоречивость, излишняя множественность нормативных правовых актов19. Это же следует отнести и к характеристике системы чрезвычайного законодательства.

      Изменения, происходящие в системе законодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства. Не последнюю роль среди них играет трансформация системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования. Изменения системы обычного и чрезвычайного законодательства можно наблюдать, хотя и в разных объемах, во всех трех ее структурных образованиях: иерархической, федеративной и отраслевой.

      Право, являясь отражением жизненных реалий, находится в постоянном развитии. Государство посредством процесса нормотворчества отслеживает происходящие в обществе тенденции и с учетом собственных интересов придает им обязательный характер. Законодательство в силу своей непосредственной связи с практической деятельностью субъектов права более оперативно, нежели правовая система, путем установления обязательных правил поведения отражает постоянно происходящие процессы в общественной жизни.

      В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства. К нормативному акту применено понятие внешней формы права. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен прежде всего - закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт - конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.

      Основным  элементом системы законодательства является отрасль законодательства - системная совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

      Существуют  три основные формы систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.

      Кодификация - это наиболее совершенная форма  систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным  характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы  общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).

      Инкорпорация - это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных  актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений  в их содержание (за исключением  внесенных законодателем изменений  и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

      Консолидация - это форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в  единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание. 

1.2. Соотношение системы права с системой законодательства

 

      В теории права соотношение категорий  "система права" и "система законодательства", а также "право" и "законодательство" понимается неодинаково. Специфика права выражается в том, что это особое, обладающее объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

      Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай; нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативный характер; судебные или административные прецеденты.

      Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право  носит более естественный характер. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов20.

      В то же время, памятуя о необходимости  полного и эффективного исполнения правовых предписаний, законодатель обязан учитывать ряд разнообразных условий: политических, идеологических, экономических, религиозных, социальных, т.е. будущей "среды обитания" принимаемого нормативного правового акта.

      Процесс объединения в основных чертах национальных правовых систем, осуществляемый под  регулирующим воздействием универсальных международных организаций (в первую очередь это ООН, Совет Европы и др.) повлек за собой унификацию и законодательства, рассчитанного на действие в обычных и кризисных ситуациях. Государствам предоставляется право введения конституционных ограничений и выбор силовых методов действия. С учетом степени применяемого насилия и допускаемых государством пределов силового воздействия роль международного права в их урегулировании пропорционально возрастает.

      Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Подобное условие необходимо соблюдать и при характеристике чрезвычайного законодательства21.

      Система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются  существенные различия и несовпадения, которые позволяют более предметно говорить об их относительной самостоятельности. В основе этой посылки лежат следующие черты.

      Во-первых, первичным элементом системы  права является норма, а первичным  элементом системы законодательства выступает статья нормативного правового акта. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко22.

      В одних случаях мы можем констатировать факт, что отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право на социальное обеспечение, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

      Не  исключена и обратная ситуация, при  которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.).

      Может быть и идеальный вариант, когда  отрасль права совпадает с  отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.)23. Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

      Имеются комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

      Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

      В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

      В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

      Единство  принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти. Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д24.

      В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между  элементами системы законодательства, обычно производные от характера  взаимосвязей между составными частями  предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права, и их число превышает число отраслей права.

      В-пятых, если система права носит объективный  характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, так как она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

1.3. Развитие системы права и системы законодательства

 

      Развитие  рассматриваемых систем представляет собой сложный диалектический процесс, в котором подчас сталкиваются противоположные тенденции.

      Процесс дифференциации правового регулирования  проявляется прежде всего в разделении самой системы права на отрасли, подотрасли, институты и субституты. Именно эти процессы преобладали  до 90-х годов XX в. в развитии рассматриваемых систем нашей страны. Это привело, в частности, к появлению таких новых отраслей, как право социального обеспечения, которое отпочковалось от трудового права; бюджетное (финансовое) право, вычленившееся из административного, и др25.

      "Набор"  отраслей права, приводимых в учебниках по теории права, совпадает далеко не во всем, как с точки зрения их наименования, так и количественно. Причин этому несколько.

      Во-первых, далеко не всегда удается провести разграничения между отраслями  и подотраслями права. Например, уголовно-исполнительное право, которое является как бы продолжением уголовного права, некоторые ученые считают подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов, уголовно-исполнительное право - самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов, свой специфический метод регулирования: воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения.

      Во-вторых, обращающиеся к системе права  исследователи и практики часто  именуют отраслью права то, что  в действительности является отраслью законодательства, и наоборот.

      В-третьих (и, может быть, - это главное), в  науке весьма распространены попытки  искусственного привнесения в процессе структурирования системы права  присущего ей на уровне отраслей и  подотраслей признака комплексности. Так, "сельскохозяйственное право" (термин, употребляемый наукой и практикой) существует в виде обширного массива нормативных правовых актов, специализированных на регулировании отношений в аграрном секторе. Они включают в себя нормы ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, земельного, трудового. Условность наименования "сельскохозяйственное право" очевидна, так как не принято какие-то массивы законодательства именовать промышленным правом, торговым правом или коммерческим правом, хотя такие комплексы возможны.

      Среди ученых-правоведов по-прежнему отсутствует  единство точек зрения на признание  некоторых отраслей права комплексными (предпринимательское, хозяйственное, муниципальное...). Противники этой точки  зрения26, по нашему мнению, достаточно обоснованно считают, что комплексным может быть только законодательство, предназначенное регулировать определенные сферы общественных отношений. Их отдельные нормы могут одновременно использоваться различными отраслями права.

Закон в регулировании общественных отношений