Закон денежного обращения и его модификация в различных типах денежных систем

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСАТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

 

ФВВО                                                                                      Кафедра «Финансы и банковское дело»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Деньги Кредит Банки»

на тему

 «Закон денежного обращения и его модификация в различных типах денежных систем»

 

 

                                                                      Выполнил: студент группы ФЗ-4

                                                 Шифр 1-09.06.014

                                      Белкин С.М.

                                                        Руководитель: Карамова Л.Ф.

 

 

Уфа - 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…….3

Глава 1 Денежная система, ее характеристика….……………………………5

    1. Принципы современной денежной системы рыночного типа……….…..5
    2. Элементы денежной системы…………………………………………….....8
    3. Регулирование денежного обращения…………………………………....10

Глава 2 Эмпирические законы денежного обращения………………….…..23

2.1 Закономерности эволюции денег в условиях нестабильного денежного обращения…………………………………………………..........................…...23

2.2 Закономерности эволюции денег в условиях стабильного денежного обращения……………………………………………………………………….26

Глава 3 Количественные законы денежного обращения………………...…30

3.1 Классическое уравнение обмена («формула Ньюкомба – Фишера»)…30

3.2 Различные варианты количественной теории денежного обращения...34

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемой литературы………………………...………………….45

 

Введение.

 

Хозяйственная деятельность в национальной экономике представляет собой сложное переплетение многообразных  производственных, инвестиционных и торговых процессов, а также тесно связанное с ними накопление капитала, передачу и использование заемных средств. Установление определенной согласованности между этими процессами, их стабильное взаимодействие является необходимым условием для поддержания непрерывности хозяйственного оборота, а также общественного воспроизводства в целом. В рыночной экономике указанная согласованность достигается во многом благодаря деньгам, играющим роль универсальной связи между субъектами экономики и опосредствующим практически все хозяйственные процессы и сделки.

Деньги находятся в  постоянном движении – осуществляют непрерывный оборот, в ходе которого обслуживают многочисленные процессы реализации товаров и услуг, накопления капитала и формирования сбережений. Деньги также используются при платежах по финансовым операциям (сделки с ценными бумагами, кредитные сделки) и при нетоварных платежах (налоги, сборы, ренты, штрафы и д. р.) – участвуют в хозяйственном обороте.

Понятие «обращение»  используется для характеристики движения наличных денег вместо близкого по значению термина «оборот». Такое разграничение вызвано особенностями движения наличных денег, которые подобно обращающимся инструментам физически передаются из рук в руки хозяйствующим субъектами и, поэтому, участвуют во многих сделках в неизменном виде. Центральное место, отведенное денежному обращению, очень хорошо характеризует соотношение между приведенными выше понятиями, их «экономическую субординацию». Так, несмотря на то, что в современных условиях денежное обращение по своим масштабам значительно уступает безналичному денежному и платежному оборотам, в условиях гиперинфляции и, особенно, при наступлении кризисных ситуаций в экономике и банковской сфере, хозяйствующие субъекты и население стремительно переходят к наличной форме платежей. По мере углубления кризиса процесс вытеснения платежных средств идет дальше – происходит отказ от законных средств платежа в пользу более надежных средств, в частности иностранной валюты. [2, с. 130 – 134]

Сказанное подтверждает тезис о необходимости внимательного отношения к организации денежного обращения в стране и контроля над эмиссией наличных и безналичных денег для защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты. Цель данной работы состоит в том, чтобы подробно рассмотреть закон денежного обращения в различных типах денежных систем. В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы будут:

а) рассмотрение эмпирических законов денежного обращения;

б) рассмотрение количественных законов денежного обращения и их трактовка.

  •  

  • Глава 1. Денежная система, ее характеристика

  •  

    1.1 Принципы современной денежной системы рыночного типа:

     

    Принцип централизованного  управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

    Управление денежными  системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь  на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют  место), а экономические, когда государство  через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

    Принцип прогнозного  планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

    Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой – расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

    При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота  платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный  кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

    Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

    Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

    Принцип неподчиненности  центрального банка правительству  и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

    В то же время центральный  банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому  центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

    Принцип предоставления правительству денежных средств  только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

    Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

    Принцип надзора  и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

    Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

    Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или  во всей их совокупности и влияют на них. Рассмотрим эти элементы.

     

    1.2 Элементы денежной системы:

     

    Наименование  денежной единицы. Этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях (например, в период революций) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как «наполеондор». В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После денежной реформы 1947 г. и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое наименование денежной единицы – «рубль», что было закреплено в принятом Парламентом страны Законе «О денежной системе Российской федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

    Порядок обеспечения  денежных знаков. Государственным законодательством (законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т.д. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.

    Эмиссионный механизм. Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

    Структура денежной массы в обороте. Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

    Порядок прогнозного  планирования денежного оборота. Такой порядок включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

    Механизм денежно-кредитного регулирования. Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

    Порядок установления валютного курса, или котировка  валют. Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран, например, 1 долл. = 15 руб. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако, поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».

    Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.

    Контроль за соблюдением  этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств. Современные  денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной, компьютерной, электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используются «электронные деньги», представляющие собой уже не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных сигналов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.

     

    1.3 Регулирование  денежного обращения

    Виды денежного  обращения:

    • обращение  наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы);

    • безналичное  денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

    Денежная система  любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,

    Нормы финансового  права детально фиксируют статус денежной системы. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.Нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном – фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

    Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

    Элементы денежная системы РФ: официальная денежная единица; порядок эмиссии наличных денег; организация и регулирование денежного обращения.

    Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации – рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

    Денежно-кредитное  регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

    Инструменты и  методы регулирования:

    • процентные ставки по операциям Банка России;

    • нормативы обязательных резервов;

    • операции на открытом рынке;

    • рефинансирование банков;

    • депозитные операции;

    • валютное регулирование;

    • установление ориентиров роста денежной массы;

    • прямые количественные ограничения.

    Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке – от 0,6 до 28% годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на две недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

    Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

    Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

    M=1/R,

    где М – банковский мультипликатор; R – норма обязательных резервов.

    Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:

    Д=Е*М,

    где Е – избыточные резервы.

    Зная норму  обязательных резервов, легко можно  определить, сколько новых денег  будет создано банковской системой.

    Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

    Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

    Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также для проведения с ними сделок «репо».

    Рефинансирование  банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

    • ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

    • внутридневные  кредиты предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;

    • однодневные  расчетные кредиты (кредиты «овернайт») предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

    Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

    Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме  ломбардных кредитных аукционов, а  затем – по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

    Принятые к  аукциону заявки банков ранжировались  по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка  России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

    • "американским ", при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);

    • "голландским ", при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

    При неисполнении банком обязательств по возврату кредита  Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем– задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательств.

    После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять  кредитным организациям кредиты  следующих видов:

    • кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);

    • кредит в поддержку  мер по погашению обязательств перед  вкладчиками (до 6 месяцев);

    • кредит на поддержку  ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года);

    • кредит в поддержку  мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года),

    • стабилизационный кредит (до 1 года).

    Процентные ставки по этим кредитам изменялись с изменением ставки рефинансирования Центрального банка. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики  Банк России прекратит выдачу указанных  кредитов.

    Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

    Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

    Если предложение  валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали  возможны благодаря значительным накоплениям  валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

    Новым методом  регулирования валютного курса  стало введение с мая 1995 г. фиксированного валютного коридора. Основная его  цель – дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500-6100 руб., на конец года – 5750-6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако, в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

    Закон денежного обращения и его модификация в различных типах денежных систем