Закон единства анализа и синтеза в системно-организационном управлении

Закон единства анализа и синтеза  в системно-организационном управлении

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность закона анализа и синтеза………………………………………4
  2. Анализ и синтез системно-организационном управлении……………...7
  3. Особенности анализа и синтеза в организациях………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

Приложения……………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Задача теории организации  состоит в том, чтобы определить на какие законы, закономерности следует опираться, чтобы из отдельных элементов получить новую жизнеспособную и эффективную организацию как систему. Этот новый методический прием и формируется как закон единства анализа и синтеза. Его суть в следующем: процессы дифференциации, декомпозиции, дробления и другие в организации и ее структуре необходимо «дополнять» противоположными процессами, заключающимися в лучшем соединении, композиции и интеграции частей в целостную, более эффективную организацию или ее структуру как единую систему.

Анализ и синтез обеспечивают повышение обоснованности принимаемых решений, отказ от случайных мер, определяемых волей сотрудников аппарата управления, углубленное изучение развития организации, ее дальнейших тенденций. Этот инструмент управления характеризуется системностью, т.е. подходом к оценке влияния анализируемого объекта на общие результаты деятельности организации, а также рассмотрению хода и результатов работы каждого структурного подразделения, сотрудника с позиции выполнения целей. Становится общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом. Соответственно этому задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель в решении вопросов, относящихся к его компетенции, будет подходить к ним с позиций системного анализа и синтеза.

Цель исследования –  изучение закона единства анализа и синтеза в системно-организационном управлении.

Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

    • Определить сущность закона анализа и синтеза;
    • Анализ и синтез системно-организационном управлении;
    • Рассмотреть особенности анализа и синтеза в организациях.
    •  
    1. Сущность закона анализа и синтеза

 

Анализ и синтез являются элементами биологического и интеллектуального развития. В окружающем нас мире постоянно происходят изменения: крупные образования разделяются на более мелкие, а мелкие образования объединяются (например, образование семей).

Наличие преобразований свидетельствует о физическом существовании компании как социальной организации: происходят изменения выполняемых функций, меняется персонал компании и т.д.

Эти процессы повторяются, причем каждый и из них вносит что-то новое, более необходимое. Ненужные элементы отпадают, а необходимые — появляются, то есть достигается некоторая временная гармонизация элементов, входящих в состав какой-либо организации (приложение 1).

Изучение организаций  как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации.

Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое. Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему1.

В теории организации  анализ включает 2 основные процедуры:

1) разделение целого  на части;

2) улучшение функционирования каждой из этих частей.

Синтез также состоит  из 2 процедур:

1) согласование характеристик  выделенных частей;

2) объединение их в  единое целое.

И таким образом целевая  организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели.

Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков».

Сам закон звучит следующим  образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций»2.

Так, если сложную систему  разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы.

Для выполнения данного  закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как:

1) составить и реализовать  программы постоянного совершенствования  компании, ее элементов и подразделений;

2) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;

3) проводить маркетинговые  исследования в ключевых областях  деятельности;

4) сокращение затрат  на производство продукции;

5) уменьшение времени  нахождение запасов и промежуточной  продукции на складах;

6) использовать информационные  технологии управления3.

Закон единства анализа  и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон:

• не выражает специфики  исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

• выступает в роли катализатора общественного прогресса;

• играет возрастающую роль в развитии общества;

Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию.

В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.

На основании методов  анализа—синтеза при моделировании  экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Декомпозиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.

Закон единства анализа  и синтеза тесно взаимодействует  с законами развития, информированности  — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии4.

 

 

    1. Анализ и синтез системно-организационном управлении

 

Системный подход посвящен решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде систем. Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза. Задача анализа предполагает определение свойств системы по известной ее структуре, а задача синтеза - определение структуры системы по ее свойствам.

Под анализом систем управления понимается процесс исследования, основанный на декомпозиции системы управления с последующим определением ее статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей среды.

Целью анализа системы  управления являются5:

  • детальное изучение системы управления для более эффективного использования и принятия решения по ее дальнейшему совершенствования или замене;
  • исследование альтернативных вариантов вновь создаваемой системы пользования и принятия решения по ее дальнейшему совершенствования или замене:
  • исследование альтернативных вариантов вновь создаваемой системы управления с целью выбора наилучшего варианта.

К задачам анализа  систем управления относятся:

  • определение объекта анализа;
  • определение функциональных особенностей системы управления;
  • определение количественных и качественных показателей системы управления;
  • оценивание и оценка эффективности системы управления;
  • обобщение и оформление результатов анализа.

Под синтезом понимается процесс создания (совершенствования; организации; проектирования) систем управления. Синтез систем управления осуществляется путем определения, последующего согласования статических и динамических характеристик системы, обеспечивающих в совокупности максимальную степень соответствия системы поставленным задачам.

Целью синтеза системы управления являются:6

  • создание новой системы управления, на основе новых достижений пауки и техники;
  • совершенствование существующей системы управления на основе вы явленных недостатков, появление новых задач и требований.
  • Синтез представляет собой многошаговый итеративный процесс. К задачам синтеза систем управления относятся:
  • формирование замысла и цели создания системы;
  • формирование вариантов облика новой системы;
  • приведение описания варианта облика системы во взаимное соответствие;
  • оценка эффективности вариантов и принятие решения о выборе облика новой системы;
  • разработка требований к системе управления;
  • разработка программ реализации требований к системе управления;
  • реализация разработанных требований к системе управления.

Главная практическая задача системного подхода в исследовании систем новой системы:

    • разработка требований к системе управления;
    • разработка программ реализации требований к системе управления;
    • реализация разработанных требований к системе управления.

Главная практическая задача системного подхода в исследовании систем управления состоит в том, чтобы, обнаружив и описав сложность, обосновать такие дополнительные физически реализуемые связи, которые бы, будучи наложенными на сложную систему управления, сделали ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности (следовательно, слабой предсказуемости), которые способствовали бы повышению эффективности системы. Включенные новые обратные связи должны усилить благоприятные и ослабить неблагоприятные тенденции поведения системы, сохранив и укрепив ее целенаправленность, но ориентируя ее на интересы надсистемы. Опыт исследования объектов различного состава, содержания и области применения (общественных, физических, технических, эргатических, биологических, мыслительных конструкций и т.д.) позволяет сформулировать три основных принципа системного подхода, которые можно положить в основу исследования, использования и создании сложных систем управления:

    • принцип физичности;
    • принцип моделируемости;
    • принцип целенаправленности.

Принцип физичности гласит, что всякой системе (независимо от ее природы) присущи физические законы (закономерности), возможно уникальные, определяющие внутренние причинно-следственные связи, существование и функционирование.

Принцип физичности включает постулаты: целостности декомпозиции, автономности, действий и неопределенности.

Постулат целостности - система, как единое целое, обладает особым, системным свойством (свойствами), которого нет у подсистем (элементов) при любом способе декомпозиции.

Постулат декомпозиции - анализ и синтез сложной системы  управления осуществляется путем расчленения ее на подсистемы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рассматривается как элемент вышестоящего уровня.

Постулат автономности - сложная система “живет” в автономном функциональном пространстве. С точки зрения постулата автономности, при исследовании большинство декомпозиций, а может быть, все кроме одной, отпадут.

Постулат действий - изменение  поведения сложной системы может  быть связано с энергетикой, с веществом и с информацией, которые, накапливаясь, проявляют свое влияние скачкообразно, путем качественного перехода. Для изменения поведения системы требуется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое значение.

Постулат неопределенности - существует область неопределенности, в приделах которой свойства сложной системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками.

Принцип моделируемости гласит, что сложная система представляется конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности.

Принцип моделируемости включает постулаты: постулат многообразия моделей; постулат дополнительности; постулат согласованности уровней; постулат внешнего дополнения; постулат достаточности; постулат проверенного методического обеспечения.

Постулат многообразия моделей - выбор моделей зависит  от цели анализа и синтеза и особенностей исследуемой системы.

Постулат дополнительности - сложная система управлений во взаимодействии со средой может проявлять различные свойства в различных ситуациях, в том числе альтернативные (т.е. несовместимые ни в одной их них). Постулат согласованности уровней - требования к системе, формируемые на любом уровне, выступают как условия или ограничения на выбор частных моделей и предельных возможностей системы на нижележащих уровнях7.

Постулат внешнего дополнения - проверка истинности результатов, получаемых на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов  вышележащих уровней.

Постулат достаточности - включает проверку достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности и разработке соответствующих моделей, с помощью которых принимаются конструктивные решения на каждом уровне выбора характеристик системы.

Постулат проверенного методического обеспечения включает необходимость использования хорошо отработанных и экспериментально проверенных моделей и методик, обеспечивающих отдельные характеристики в заданные строки и с требуемой точностью.

Принцип целенаправленности гласит о том, что сложной системе управления присуща функциональная тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния, либо на усиление (сохранение) некоторого процесса.

Принцип целенаправленности включает постулат выбора. Постулат выбора состоит в том, что сложные системы управления обладают областью выбора и способностью выбирать поведение, т.е. осуществлять реакцию на внешние воздействия в зависимости от внутренних критериев целенаправленности.

Принципы физичности, моделируемости и целенаправленности достаточно полно отражают методологию системного подхода. Принцип физичности предписывает причинно - следственные связи объекта любой природы к системам, построенным из этих объектов. Принцип моделируемости обеспечивает возможность использования в системном подходе упрощенных моделей, отражающих только те грани сущности сложной системы, которые интересуют исследователя. Принцип целенаправленности распространяется на все стороны человеческой деятельности, на системы любой природы.

Выделим следующие виды анализа и синтеза систем управления:8

    • структурный анализ и синтез систем управления;
    • функциональный анализ и синтез систем управления;
    • информационный анализ и синтез систем управления;
    • параметрический анализ и синтез систем управления.

Сущностью структурного анализа является определение статических характеристик систем по известной ее структуре. Структурный анализ проводится с целью исследования статических характеристик системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня и связей между ними.

Объектами исследования структурного анализа являются различные  варианты структур системы управления, которые формируются в процессе ее декомпозиции.

Сущностью структурного синтеза является, разработка (создание, проектирование, совершенствование, реорганизация и организация системы), которая должна обладать желаемыми свойствами. Структурный синтез проводится с целью обоснования множества элементов структуры, отношений и связей, обеспечивающих в совокупности максимальную степень соответствия заданным требованиям. Объектами исследования структурного синтеза являются различные варианты разрабатываемых (совершенствуемых) структур системы управления.

Сущностью функционального  анализа является определение динамических характеристик систем на основании принятых алгоритмов ее функционирования динамических характеристик систем на основании принятых алгоритмов ее функционирования.

Функциональный анализ проводится с целью определения  динамических характеристик системы путем исследования процессов изменения ее состояний с течением времени на основе принятых алгоритмов (способов, методов, принципов, концепций) управления.

Объектами исследования функционального анализа является реализуемые системой методы и алгоритмы управления, включая общий алгоритм функционирования, содержащий все основные этапы (фазы, функции) управления, и частные методы и алгоритмы, направленные на выполнение отдельных этапов управления (формирование цели управления, сбор и обработка необходимой информации, принятие решений, планирование, организация, контроль, выполнение решений и д. р).

Сущностью функционального  синтеза является обоснование динамических характеристик системы управления, которые должны обладать желаемыми свойствами.

Целью функционального  синтеза является обоснование оптимальных  или рациональных характеристик  процессов функционирования системы управления, т.е. процессов изменения ее состояний с течением времени в соответствии с поставленной целью.

Сущностью информационного  анализа является определение объекта  и форм представления информации, методов и средств ее передачи, обработки, хранения, ввода и вывода для известной структуры и алгоритма функционирования системы управления.

Информационный анализ выполняется с целью исследования количественных и качественных характеристик информации, используемой в системе управления.

Объектами исследования являются информационные процессы, протекающие в системе управления.

В системах управления выделяются следующие информационные процессы9:

  • сбор, прием, восприятие информации (эти процессы отражают взаимодействие системы с внешней средой);
  • передача информации между отдельными подсистемами системы;
  • переработка, анализ, отбор информации, создание новой информации;
  • использование информации;
  • передачу информации из системы во внешнюю среду.

Сущностью информационного  синтеза является обоснование необходимого объема и форм представления информации, методов и средств ее передачи, обработки, хранения, ввода и вывода для разрабатываемой структуры и алгоритма функционирования системы управления. Информационный синтез дополняет задачи функционального анализа, что осуществляется с целью определения требуемых качественных и количественных характеристик информации, используемой в процессе функционирования системы управления.

Сущностью параметрического анализа является определение необходимой и достаточной совокупности показателей, характеризующих все исследуемые свойства системы и формирование зависимостей, характеризующих суммарный эффект от применения системы или ее элементов.

Целью параметрического анализа является оценка эффективности  системы управления на основе определения количественных значений ее показателей.

Объектами исследования параметрического анализа являются частные и обобщенные показатели системы, образующие иерархическую структуру.

Сущностью параметрического синтеза является обоснование необходимой и достаточной совокупности показателей, позволяющих оценивать желаемые свойства разрабатываемой системы и ее суммарный эффект.

Целью параметрического синтеза является комплексное определение  согласованных и сбалансированных по уровням исследования системы требуемых значений ее показателей, включая общие показатели эффективности управления, а также частные показатели структуры, процессов функционирования информации.

Системный подход требует  многоуровневого изучения системы  управления. Выделяются следующие уровни анализа и синтеза систем управления: внешний; исходный; общесистемный; системный.

На внешнем уровне анализируется сверхсистема, в состав которой входит исследуемая система управления.

Задачами исследования сверхсистемы10:

  • определяются цели и задачи сверхсистемы;
  • выделяются (в сверхсистеме) подсистемы (функции, задачи), в интересах которых применяется система управления;
  • уточняются показатели и критерии данных подсистем;
  • определяются внешние свойства и соответствующие показатели системы управления, которые могут повлиять на эффективность сверхсистем.

На исходном уровне исследуемая  система управления выделяется как-отдельный  целенаправленный элемент (ЦНЭ) сверхсистемы, которая включает различные, в том числе и противоположные по интересам подсистемы.

Основными задачами исследования на исходном уровне являются выделение исследуемой системы в виде отдельного целенаправленного элемента (ЦНЭ):

  • выявление входных целезадающих, обеспечивающих и помеховых (разрушающих) воздействий, поступающих от различных подсистем сверх системы на ЦНЭ;
  • установление показателей и критериев эффективности ЦНЭ, которые характеризуют внешние свойства системы управления и ее влияние на сверхсистему.

На общесистемном уровне проводится детализация ЦНЭ на управляющую систему (УС) и объект управления (ОУ).

Основными задачами исследования на общественном уровне являются:

    • декомпозиция ЦНЭ на управляющую систему и объект управления;
    • формирование управляющих воздействий;
    • определение маршрутов движения к цели;
    • определение показателей, раскрывающих структуру системы и эффективность управляющих воздействий.

На системных уровнях  осуществляется дальнейшая декомпозиция УС и ОУ путем выделения отдельных  элементов и связей между ними.

В соответствии с постулатом декомпозиции и многоуровневой модели исследования систем управления вся совокупность показателей (характеристик) системы имеет иерархическую структуру и включает:11

    • показатели внешнего уровня;
    • показатели исходного уровня;
    • показатели общесистемного уровня;
    • показатели системных уровней.
Закон единства анализа и синтеза в системно-организационном управлении