Закон и законодательство

 


 


ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ имени А.С. Грибоедова» в г. Калуге

 

Юридический факультет

Направление подготовки бакалавров 030900 Юриспруденции

Заочная с УПО форма обучения

1 курс

 

 

 

«ЗАКОН И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

 

 

 

 

                                                                                 Курсовая работа по курсу

                                                                                      «Теория государства и права»

                                                                                студентки группы Ю-3-13

                                                                                               Самохваловой Людмилы Юрьевны

                                                                                 Доктор юридических наук,

                                                    Профессор

                                                                Оксамытный В.В.

 

 

Калуга 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Закон и его роль в правовой системе государства.
  3. Классификации законов.
  4. Законотворческий процесс и его стадии.
  5. Законодательство: понимание в юридической теории и практике.
  6. Система законодательства: понятие, институты и отрасли.
  7. Систематизация законодательства: значение, основные виды.
  8. Заключение
  9. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

          Закон как явление и как понятие права появляется в древнейших цивилизациях Востока, 6 - 5,5 тысячелетий назад, когда стали появляться первые государства. Сам закон обозначался посредством понятий, существенно отличавшихся от современного его понимания. Например, в Древней Греции  закон обозначался термином «номос», ведущим своё происхождение от понятия «справедливость». В Древнем Риме закон считался производным от слова «leqer» - выбор. В дохристианской Руси этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «конъ», которое означало границу, предел чего-либо.

           С развитием цивилизации менялись  воззрения на право и закон, на их роль в жизни общества, но в целом  тема соотношения права и закона не теряла своей актуальности.  И это естественно, поскольку речь, по сути, идёт о фундаментальных категориях политико-правовой мысли, связанных с представлениями о закономерностях развития общества и государства, а также о природе и характере правовых норм, регулирующих поведение людей, о смысле свободы и справедливости в человеческих взаимоотношениях.

          В большинстве современных государств главным источником права и главным нормативно-правовым актом является закон.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Закон и его роль в правовой системе государства.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко – как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Часто понятие закона употребляется как синоним понятия права, синоним любого источника права. Поэтому различают понятие закона в материальном и формальном смысле. В материальном смысле закон и понимается как синоним всех источников права, в формальном – как акт высших представительных органов.

          В  качестве неизменной составной  части закон присутствует в  подавляющем числе систем источников  современных государств и чаще  всего,  возглавляет их. Закон  является одним из источников  и одним из видов нормативно-правовых  актов. Совокупность законов именуется  законодательством. В более широком  смысле под законодательством  иногда понимается совокупность  всех актов законодательных органов  либо вся совокупность нормативных  актов данного государства.

            Закон, прежде всего,  представляет  собой  название  конкретной формы  права. Тем самым он выделяется  в иерархии источников права  как акт, возглавляющий их систему. Закон также используется как  собирательное понятие, обозначающее  всю совокупность нормативных  правовых актов. Под законом в  широком смысле слова подразумевают  всякую норму права, созданную  прямым предписанием государственной  власти. В более узком смысле  закон представляет  правовую  норму, установленную высшим в  пределах каждой данной правовой  организации «правовым авторитетом».

          В самом общем плане можно  сказать, что содержание закона  должно быть правовым, т.е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах Организации Объединённых Наций, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе – критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

           Закон выражает общие отношения, связи в государстве и является предметом изучения науки. В зависимости от сферы действия законы делят на частные, общие и всеобщие. В зависимости от рода социальных отношений законы делят на нравственные, божественные, философские, логические, эстетические, политические, корпоративные, социологические и многие другие.

Для того чтобы сформулировать определение закона, необходимо рассмотреть его признаки.

  1. Законы принимаются высшими представительными органами государства либо всенародным голосованием (в одних государствах такое голосование называется референдумом, в других - плебисцитом).
  2. Закон является нормативно-правовым актом, т.е. актом, содержащим оригинальные нормы права.
  3. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения (по крайней мере, так должно быть, иначе значение закона размывается, а его авторитет снижается).
  4. В системе нормативно-правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия закона и подзаконного акта приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему иной нормативно-правовой акт должен быть отменен или изменен.
  5. Законы принимаются в особом порядке, в ходе длительных многоступенчатых процедур. Законодательный процесс включает целый ряд стадий и, как правило, регламентирован в соответствующих конструкциях и регламентах парламентов и их палат.

На основе данных признаков можно сформулировать определение закона: закон – обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке непосредственно народом или его представительным (законодательным) органом и регулирующий важнейшие стороны жизни общества и государства (1).

В юридической литературе существует много определений понятия «закон». Довольно типичными, отражающими сложившиеся представления  о законе на современном этапе, следующие.

Закон – это принятый в особом порядке и первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий обую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (2). Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны (3). «В юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений» (4).

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сформулировать свою собственную. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть его основные специфические черты.

 

 

 


(1) Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2011, стр. 435.

(2) Мерченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие; М.; «Проспект», 2014.

(3) Алексеев С.С. Общая теория права: М.,1982.Т.II.

(4) Хропанюк В.Н. Теория государства и права: 3-е изд., дополн. и испр. М.: Омега, 2008, стр. 384

 

 

 

 

В системе различных нормативно-правовых актов законы выделаются следующими особенностями.

Во-первых, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом – парламентом (Федеральным Собранием – в России, Конгрессом – в США, парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя общей воли.

В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняются в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами – положениями или регламентами высших органов государственной власти и являются объективно необходимой.

Кроме названных существуют и другие признаки законов, отличающие их от других нормативно-правовых актов. Однако они не имеют существенного значения.

Действие закона – это правила, определяющие приобретение, сохранение и утрату законом юридической силы во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие закона определяет тем самым пределы его действия. Эти пределы распространяются на время действия, пространство действия, субъектов (круг лиц).

Все три составляющие действия закона во времени – вступление в силу, сохранение и утрату – могут иметь отношение как к прошлому и настоящему, так и будущему.

  1. Приобретение законом юридической силы на будущее время имеет следующие варианты:
    • Стандартный. Закон вступает в силу по всей территории Российской Федерации через 10 дней после его первого опубликования и не требует для этого издания отдельного закона;
    • Отсроченный. Закон вступает в силу через три – шесть месяцев на основании специального законодательного акта.

Приобретение законом юридической силы в отношении настоящего времени называется немедленным вступлением закона в силу. Оно предполагает, что закон вступает в силу сразу же после его первого официального опубликования. Такой вариант применяется к конституциям.

Приобретение законом юридической силы в отношении прошлого времени – это распространение положений закона на отношения, сложившие до его издания. Этот вариант получил название обратного действия закона. Такое действие закона различается по своим юридическим последствиям:

    • Законом устанавливается или усиливается наказуемость;
    • Законом устанавливается или смягчается наказуемость действий, совершенных до вступления его в силу.
  1. Сохранение законом юридической силы распространяется на будущее, настоящее и прошлое время. Закон действует бессрочно, если в самом акт не оговорено иное. Закон может сохранять свою силу в отношении настоящего времени либо полностью, либо частично, своими отдельными положениями. В последнем случае выделяют такие варианты сохранения юридической силы в настоящем, как:
    • Переживание закона (его ультраактивность). Это ситуация, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование общественных отношений;
    • Преемственность закона. Это ситуация, когда закон, принятый на основании ранее действовавшей конституции и принадлежащий к прошлой правовой системе, полностью или частично сохраняет свою силу по велению действующего законодателя.
  1. Прекращение действия закона также распространяется на прошлое, настоящее и будущее.

Действие законодательного акта прекращается в случаях:

    • Истечения срока, на который был рассчитан акт;
    • Принятие нового закона, которому противоречат положения ранее изданного акта;
    • Заключения и вступления в силу в установленном порядке международного договора, нормам которого противоречат положения ранее изданного акта;
    • Признание акта неконституционным; признания акта тратившим силу;
    • Приостановления действия акта органами, принявшими этот акт, или иным уполномоченным на то органов.

В пространстве законодательные акты в зависимости от своего вида могут действовать следующим образом.

  1. Распространяться на всю территорию государства. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах грани любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которые не распространяется юрисдикция данного государства. Такими участниками являются территории дипломатических представительств иностранных государств.

  1. Действовать лишь на какой-то точно определенной части государства.
  2. Предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действует лишь на его территории. Такое действие предусматривает Уголовный кодекс РФ (ч. 2 ст. 12 УК РФ)

Действие законодательного акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

    • Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений;
    • Иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
    • Некоторые нормативно-правовые акты РФ распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами.

Круг лиц, на который распространяется тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, возрасту (несовершеннолетие), профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), состоянию здоровья (инвалиды, жертвы радиационных катастроф) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Классификации законов.

Существует несколько классификаций законов (1):

      1. По сфере действия в федеративных государствах, таких, например, как Российская Федерация различают федеральные законы и законы субъектов федерации. Сферы законодательной компетенции федераций и их субъектов обычно разграничены в конституциях или федеративных договорах.
      2. По времени действия законы подразделяются на временные и постоянные. Постоянные действуют до своей официальной отмены, временные – в течение определённого срока (например, законы о бюджете).

 

      1. По систематизации выделают кодифицированные законы (например, Основы законодательства о нотариате и др., Кодексы) и обычные.
      2. По юридической силе законы делятся на конституционные и обычные. В некоторых государствах конституционные законы называются органическими. В Российской Федерации по этому основанию в Конституции выделены федеральные конституционные законы и федеральные законы. Часть 3 статьи 76 Конституции РФ указывает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Перечень вопросов, по которым могут приниматься федеральные конституционные законы, исчерпывающе обозначен в Конституции. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия (подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и  2/3 голосов членов Совета Федерации).

 

          В рамках реального законотворчества  современных государств выделяется  следующая классификация законов  (2):

          1. по способу принятия:

          а) законы, принятые прямым волеизъявлением  народа. Они становятся таковыми вследствие референдума (плебисцита), в котором воплощается принцип «прямой демократии» - право народа принимать окончательное решение по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В качестве совсем свежего примера можно привести недавний референдум, проведённый Автономной Республикой Крым и городом Севастополем в составе Украины по вопросу вхождения их в Российскую Федерацию качестве самостоятельных субъектов;

          б) законы, принятые парламентом;  

 

 

 

 


  1. Жинкин С.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2013.
  2. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2011, стр. 465.

 

 

          2. По форме государственного устройства:

а) законы унитарного государства;

б) законы автономий в сложном унитарном и региональном государстве;

в) законы федераций представляют собой федеральное законодательство как высший уровень единого многосоставного государства;

              г) законы субъектов федерации;

              д) законы межгосударственных союзов.

 

          3. По отраслевой принадлежности:

          а) законы межотраслевые (о здравоохранении, туризме, образовании, культуре, науке и т.п.);

          б) законы отраслевые (в сфере  административного, гражданского, уголовного, процессуального и т.п. права, процесса).

 

          4. В зависимости от  срока  действия:

          а) законы постоянные, не имеющие ограничения во времени;

          б) законы временные, связанные определёнными хронологическими рамками;

         в) законы срочные.

 

                5. В зависимости от действия  закона в пространстве:

          а) законы общего действия, распространяющие юридическую силу на всю территорию страны;

          б) законы ограниченного  действия, распространяющие  юридическую силу на определенную часть территории государства;

          в) законы, имеющие экстерриториальное действие.

 

               6. По юридической силе:

          а) конституция как основной закон государства, закрепляющий его первичные нормы и имеющий прямое действие;

          б) законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию либо пересматривающие ее текст. Они носят различные названия – конституционные либо законы о поправках в конституцию (как в России) или законы, вносящие поправки в конституцию;

          в) органические  законы, которые принимаются  в развитие  положений конституции по утвержденному ею «списку» либо по сферам, выделенным в нормах конституции. В Российской Федерации данные функции выполняют федеральные конституционные законы;

         г) ординарные (обычные, текущие) законы, представляющие собой основной объём законов;

          д) регламентарные законы как акты главы государства или правительства, которым в силу делегирования законотворческих полномочий придается юридическая сила закона. Такие акты, например, принимались Президентом РФ в начале 90-х годов в период приватизации государственного и муниципального имущества;

       е) чрезвычайные законы как акты государственной власти, издаваемые в условиях чрезвычайных обстоятельств или при объявлении чрезвычайного положения в стране или в ее определенных регионах;

       ж) модельные законодательные акты, которые принимаются для согласования законодательной деятельности субъектов федерации или государств-членов межгосударственных союзов. Такие законы носят в основном рекомендательный характер.

 

Любой закон государства имеет установленную структуру, реквизиты. Соблюдение надлежащей структуры нормативного акта, прежде всего закона, является одним из важных требований законодательной техники. Закон включает следующие структурные части:

  1. Наименование закона, позволяющее определить предмет его регулирования, сферу регламентированных общественных отношений. Название должно быть по возможности кратким и соответствовать содержанию излагаемых предписаний.
  2. Наименование органа, принявшего закон, а также дата его принятия.
  3. Преамбула. Обычно в преамбуле излагаются причины, мотивы и цели принятия данного закона. Преамбула может также содержать так называемую констатирующую часть, в которой содержится критический анализ состояния определенной сферы общественных отношений или нормативного регулирования данной сферы. Данная структурная часть закона является факультативной. Обычно преамбула как часть, пропагандирующая закон, встречается лишь в законах, имеющих большое социально-политическое значение.
  4. Нормативное содержание. Иногда данную часть называют постановляющей. Она подразделяется на статьи, части и пункты. Крупные по объему законы также делятся на разделы, главы и параграфы. При этом разделы, главы, параграфы и статьи обычно снабжаются специальными заголовками, лаконично выражающими их суть.
  5. Указания на последствия нарушения данного закона. В данном случае законодатель либо называет конкретную санкцию, либо ограничивается общим указанием на наказуемое нарушение данного закона.
  6. Указание на нормативные акты, которые подлежат отмене в связи с принятием данного закона. При этом законодатель должен либо полностью перечислить эти акты, либо ограничивается общей формулой: «Все акты, ранее принятые по данному вопросу, считать утратившими силу».
  7. Указание на порядок вступления данного закона в силу.
  8. Подпись соответствующего должностного лица. В Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы подписывает Президент РФ, законы субъектов Федерации – главы соответствующих субъектов.

В литературе обсуждается проблема выделения и других структурных частей закона. Так, в ряде законов выделяются части, указывающие на порядок разрешения споров в соответствующей сфере отношений, а также приложения. В зарубежной юридической практике используются такие структурные элементы, как оговорки, условия, чрезвычайные обстоятельства и т.д. (1)

 

 


(1). Жинкин С.А.; Теория государства и права: Конспект лекций; Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.

 

Подзаконный акт обычно определяется как акт, принятый в соответствии с законом для конкретизации и дополнения его положений. Иногда говорят, что подзаконные акты принимаются «во исполнение закона». Подзаконные акты в Российской Федерации, кроме Президента, издают органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления.

В литературе подзаконные акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются на три группы: федеральные акты, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления.

Среди подзаконных нормативных актов федерального уровня наивысшей юридической силой обладают Указы Президента РФ. Это вытекает из его конституционного статуса главы государства. Статья 90 Конституции РФ закрепляет правило об обязательности Указов Президента РФ на всей территории России. В то же время, наличие Указа Президента по конкретному вопросу не ограничивает право Государственной Думы на принятие федерального закона, по-иному регулирующего этот вопрос.

Указы Президента подразделяют на изданные в рамках собственных полномочий, изданные на основе делегированных полномочий, указы, требующие обязательного одобрения Совета Федерации. Указы Президента следует отличать от его распоряжений, которые не носят нормативного характера. Да, и не все Указы являются нормативными. Например, ненормативные Указы о назначении на должность, о создании какой-либо комиссии и т.д. Представляется справедливым предложение ряда авторов о том, чтобы Указами называть лишь нормативные акты Президента РФ (1).

Следующим по юридической силе видом подзаконных нормативных актов являются постановления Правительства РФ. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1000 нормативных актов по различным вопросам. Примерно каждый третий федеральный закон содержит поручение Правительству разработать «в своё исполнение» те или иные нормативные акты.

Согласно статье 115 Конституции РФ Правительство РФ издаёт также распоряжения. Акты Правительства РФ не могут противоречить федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств уступают Указам Президента и постановлениям Правительства по юридической силе. Такие акты могут носить различные наименования – инструкции, положения, методические указания, директивные письма и т.д. большинство актов министерств и ведомств являются актами внутреннего действия, т.е. регламентируют лишь структуру и порядок функционирования соответствующего ведомства и обязательны лишь для работников этого ведомства. Некоторые министерства и ведомства могут издавать акты внешнего действия, обязательные для граждан и организаций, неподчиненных данному ведомству (например, Министерство внутренних дел, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ).

Закон и законодательство