Законность и правопорядок. Законность – основа деятельности органов внутренних дел

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
 

Кафедра теории и истории  государства и  права 

                Допущена к защите

                Начальник кафедры теории и истории государства  и права

                _____________________________

                            (специальное  звание)

                _______                 _____________

                   (подпись)            (инициалы, фамилия) 

                  «____» __________________2011г. 

                Регистрационный № __/курс. 
                 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     на  тему: «Законность и правопорядок. Законность – основа деятельности органов внутренних дел» 
 
 
 
 

                Автор работы

                курсант 0109 учебной группы

                факультета  милиции

                Академии  МВД Республики Беларусь

                Рядовой милиции 

                Язинский Егор Александрович 

                Руководитель

                __________________________________

                                    (должность) 

                __________________________________

                                  (научная степень, звание)

                __________________________________

                                     (ФИО) 
                     
                     
                     

     МИНСК 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….…....….3

  1. Понятие, принципы и гарантии законности…...……………………………………………….….…....5
  2. Правовой и общественный порядок. Их соотношение………...…..14
  3. Законность – основа деятельности ОВД. Роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка в обществе……………………….…...16

Заключение…………………………………………………………………21

Список используемой литературы………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Большое внимание в деятельности государства  уделяется укреплению правовой основы государственной и общественной жизни общества.

    В соответствии со ст. 5 Конституции Республики Беларусь . Все государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать законы.

    Таким образом,  законность, т. е. точное и неукоснительное исполнение требований законов и подзаконных актов, является в нашем государстве конституционным принципом политической системы.

    Законность  — явление политико-правовой жизни, принцип политической системы. Важнейшим  требованием законности являются общеобязательность права, равенство всех перед законом, отсутствие привилегий,  неотвратимость ответственности  за   каждое правонарушение.

    Строжайшее  соблюдение законности является основой  деятельности органов внутренних дел. Государство постоянно уделяют  внимание вопросам укрепления законности.

    С понятием законности тесно связано  другое понятие — правосознание.

    Правосознание представляет собой совокупность взглядов идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их пониманию того, что является правомерным или противоправным.

    Концентрированным выражением правосознания как форм общественного сознания является правовая культура — совокупность правовых ценностей, самым непосредственным образом cвязанных с понятиями добра и зла, чести и бесчестия, совести бессовестности, справедливого и несправедливого.

    Для человека, избравшего юридическую деятельность в качестве профессии, обязательным элементом правосознания должно быть чувства глубочайшего уважения к закону, праву, осознанности их высшей целесообразности и справедливости, убеждение, что действующие законы и нормативные акты невозможно нарушить или игнорировать их требования даже мысленно.

    Состояние упорядоченности общественных отношений, регулируемых нормами права, являющееся результатом строгого соблюдения законности, именуется правопорядком. Укрепление правопорядка предполагает решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, применение в установленном порядке мер государственного принуждения к правонарушителям, восстановлен нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.

    В неразрывной связи с правопорядком  находится общественный порядок, под которым понимается система общественных отношений, складывающихся между людьми, как правило, в общественных местах, которые урегулированы нормами права и моралью Общественный порядок призван обеспечивать благоприятные условия для успешного труда и отдыха людей, для поддержания обстановки спокойствия и безопасности в общественных местах, для нормальной деятельности предприятий, учреждений и организаций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
 

    В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме  этого, законность сама выступает как  принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться во многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.

    Законность - точное, строгое и неукоснительное  соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

    Законность  провозглашается, а нередко и  закрепляется в законодательстве в  качестве принципа, требования соблюдать  правовые предписания, обращенного  к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных  причин, включая меры государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных  субъектов, т. е. становится методом  их деятельности. В результате возникает  режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают  и исполняют правовые предписания. 
 

    Законность  представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.

    К структурным элементам законности относятся:

    • цель  достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;
    • взгляды и  принципы содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;
    • система средств, приемов и условий, с помощью  которых происходит осуществление  идеи и начал законности;
    • мотивированная  деятельность человека связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;
    • критерии  оценки поведения субъектов общественных отношений  действующее законодательство;
    • юридическая основа законности право и правомерное поведение участников отношений.
 

    Подлинная, реальная законность должна строиться  на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер:  

    Верховенство  закона — это главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо шире — как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

    Единство  законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области или районе, а тем более на конкретном предприятии, своей законности, отличной от общегосударственной. К счастью, в Республике Беларусь принцип единства законности полностью преведён в жизнь, в отличие, скажем, от Росийской Федерации, где в некоторых регионах принимаются нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ.

    Единство  законности, однако, не означает шаблона  в применении правовых актов, ущемления  самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений  от общих прав, чтобы учет своеобразия  местных условий не был направлен  на обход закона.

    Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

    В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут  быть только властные органы, а не отдельные  граждане, так как последние якобы  своими действиями не нарушают этого  режима. Действительно, неправомерная  деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными  полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

    Целесообразность  законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

    Целесообразность  законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

    В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с  изменяющейся жизнью и поэтому нередко  отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку. Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

    Реальность  законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

    Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют «связь законности с культурностью», «единство  законности и справедливости» и  т.д. Не отрицая подобного единства, подчеркнем, что связи законности с иными явлениями не могут  выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

    Несмотря  на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания  не остались на бумаге (и тем более  не нарушались), необходимы соответствующие  условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.

    Гарантии  законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой.

    Среди гарантий законности следует различать  общие условия гарантии законности, и специальные средства, гарантирующие  законность в обществе и государстве.

    Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйства, постоянный рост производительности труда и объемов производства, устойчивая денежная система и т.п. Подобные факторы прямым образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации и росту числа преступлений.

    Политические  условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, низкого уровня исполнительской дисциплины, бюрократизма и коррупции, законность может снизиться до опасного предела. Но сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство — это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

    Идеологические  условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологическое пространство заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, которые ставят под угрозу режим законности.

    Социальные  условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в неотъчуждаемости своих социальных прав и свобод.

    Правовые  условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права. Действующее законодательство должно быть достаточно полным и стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы и способы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство будет затруднять борьбу с преступностью и укрепление законности в государстве.

    Говоря  про условия гарантированности  законности, не следует забывать о  субъективных фактарах: состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций, эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

    Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические гарантии и организационные гарантии.

    Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

    Среди юридических гарантий различают  следующие:

    1. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.
    2. Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
    3. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций — задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
    4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
    5. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется понятием не жесткости, а неотвратимости наказания.
    6. Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

    Под организационным гарантиями обычно понимают разного рода мероприятия организационного характера, которые обеспечивают укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда можно отнести кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений. 
 
 
 

  1. ПРАВОВОЙ  И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК. ИХ СООТНОШЕНИЕ

  С законностью теснейшим образом  связано другое правовое явление  — правовой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности.

  Именно  правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для  его достижения издаются законы и  другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие  обстоятельства:

  • нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
  • укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
  • конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств.

    Общественный  порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов. Общественный порядок является обязательным условием жизнедеятельности, общения и взаимодействия людей. Без общественного порядка нормальное существование людей было бы невозможно, так как общество поглатил бы хаос и анархия.

    Правовой  порядок, являясь специфической  системой общественных отношений, возникает исключительно на основе юридических норм. Поэтому правопорядок создается только в рамках правовых отношений, поскольку иная часть общественной жизни не требует правовой регламентации, она находится в сфере действия неправовых социальных правил едения. В этом смысле правопорядок является лишь частью общественного порядка, элементом общей системы социальных отношений.

    Общественный  порядок охватывает собой всю систему общественных отношений, которая складывается в резудьте воплощения юридических, моральных, этических, религиозных и иных социальных норм. В правовом государстве элементы общественного порядка тесно взаимодействуют между собой и находятся под его защитой, но только правопорядок охраняется специальными государственными мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечивайте своими специфическими средствами воздействия: силой общественного мнения, моральным порицанием, и т.д. Законность и правопорядок являются основой нормальной жизни цивилизованного общества. Они выступают непременным условием эффективной деятельности государственных и иных общественных организаций, обеспечиваю охрану прав и свобод человека и гражданина, формируют  у членов общества высокий уровень правосознания и правовой культуры.

  1. ЗАКОННОСТЬ – ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД. РОЛЬ ОВД В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕ

    Важное  место в механизме государства  принадлежит органам внутренних дел, которые выполняют функции  по охране общественного порядка  и безопасности, раскрытию и расследованию  преступлений, обеспечению безопасности дорожного движения и т. п.

    Все основные стороны деятельности органов  внутренних дел: их цели и задачи, функции  и структура, функциональные обязанности  личного состава, порядок, средства и методы осуществления функций  определены законодательством (законы «Об Органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об оперативно-розыскной деятельности», нормы УК, УПК, КоАП и других кодексов). Таким образом, нормы права и их соблюдение – законность – являются основой функционирования органов внутренних дел: они действуют в целях, установленных правом, на основе права и в правовых формах.

    Применительно к работе органов внутренних дел  можно выделить две сферы законности:

    1. Во-первых, профессиональная деятельность указанных органов по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и безопасности, раскрытию и расследованию преступлений направлена на обеспечение строгого исполнения гражданами, должностными лицами, организациями правовых норм, охраняющих общество от преступных посягательств, обеспечивающих порядок и безопасность в общественных местах и т. п. Эта внешняя сфера законности в значительной мере определяет состояние правопорядка в государстве, то есть является основной целью органов внутренних дел.
    2. Во-вторых, можно выделить внутреннюю сферу законности. Это соответствие закону деятельности самих органов внутренних дел, их подразделений и сотрудников. Эта сфера является средством достижения главной цели их работы и в то же время образует одну из основных целей деятельности любого руководителя органа или подразделения внутренних дел.
Законность и правопорядок. Законность – основа деятельности органов внутренних дел